Тема 7. Футуризм. Общая характеристика. 1909 – 1919 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 7. Футуризм. Общая характеристика. 1909 – 1919



 

          Если направления фовизма и кубизма были политически нейтральны, то футуризм, зародившийся в Италии, отличался радикульностью своих идей. В субботу 20 февраля 1909 во французской газете «Фигаро» был опубликован манифест футуризма, написанный писателем и поэтом Филиппо Маринетти (1876-1944). Автор манифеста провозглашал культ силы человека и машины, выражал восхищение скоростью и динамизмом, а также подчеркивал свою готовность к борьбе и революционным преобразованиям общества.

 

Манифест Маринетти:

· Мы намерены воспеть любовь к опасности, привычку к энергии и бесстрашию.

· Мужество, отвага и бунт будут основными чертами нашей поэзии.

· До сих пор литература восхваляла задумчивую неподвижность, экстаз и сон. Мы намерены воспеть агрессивное действие, лихорадочную бессонницу, бег гонщика, смертельный прыжок, удар кулаком и пощёчину.

· Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской.

· Мы хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над Землёй, по её орбите.

· Поэт должен тратить себя без остатка, с блеском и щедростью, чтобы наполнить восторженную страсть первобытных стихий.

· Красота может быть только в борьбе. Никакое произведение, лишённое агрессивного характера, не может быть шедевром. Поэзию надо рассматривать как яростную атаку против неведомых сил, чтобы покорить их и заставить склониться перед человеком.

· Мы стоим на последнем рубеже столетий!.. Зачем оглядываться назад, если мы хотим сокрушить таинственные двери Невозможного? Время и Пространство умерли вчера. Мы уже живём в абсолюте, потому что мы создали вечную, вездесущую скорость.

· Мы будем восхвалять войну — единственную гигиену мира, милитаризм, патриотизм, разрушительные действия освободителей, прекрасные идеи, за которые не жалко умереть, и презрение к женщине.

· Мы разрушим музеи, библиотеки, учебные заведения всех типов, мы будем бороться против морализма, феминизма, против всякой оппортунистической или утилитарной трусости.

· Мы будем воспевать огромные толпы, возбуждённые работой, удовольствием и бунтом; мы будем воспевать многоцветные, многозвучные приливы революции в современных столицах; мы будем воспевать дрожь и ночной жар арсеналов и верфей, освещённых электрическими лунами; жадные железнодорожные вокзалы, поглощающие змей, разодетых в перья из дыма; фабрики, подвешенные к облакам кривыми струями копоти; мосты, подобно гигантским гимнастам, оседлавшие реки и сверкающие на солнце блеском ножей; пытливые пароходы, пытающиеся проникнуть за горизонт; неутомимые паровозы, чьи колеса стучат по рельсам, словно подковы огромных стальных лошадей, обузданных трубами; и стройное звено самолётов, чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру и, как восторженные зрители, шумом выражают своё одобрение

 

          Идеи Маринетти поддержали итальянские художники, такие как Джакомо Балла, Умберто Боччони, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Джино Северини. Любимой темой футуристов был современный город с его транспортом, стоительством, вокзалами, а также социальными взрывами. Их произведения были подчеркнуто динамичны. Для передачи скорости и энергии художники прибегали к искажению и как бы «смазыванию» формы, подобно тому, как человек воспринимает, например, быстро передвигающийся автомобиль. Они, как и кубисты, стремились включать в свои композиции временной аспект, то есть то, что они знали о предмете и то, что они чувствовали. Футуризм оказал влияние на развитие таких направлений как поп-арт, кинетизм, а также на русское искусство 1910х и 1920х гг.  Так, его динамизм и энергия, соединенные с аналитическим подходом сторонников кубизма к изображению породили кубофутуризм – направление в искусстве русского авангарда 1910х годов, а также повлияли на зародившиеся в России направления лучизма и конструктивизма.

 

Вопросы и задания для самостоятельной подготовки

1. Где и когда появляется футуризм?

2. Что Маринетти противопоставляет красоте античной статуи и почему?

3. Почему Филиппо Маринетти в своем манифесте выступает за войну и агрессию?

4. Какими качествами должен обладать человек будущего по мнению Маринетти?

5. Какова задача искусства согласно Маринетти?

6. Каким должен быть мир будущего согласно Маринетти?

7. Какие художники и какие направления повлияли на футуризм в живописи?

8. Каковы характерные черты живописи футуризма?

9. Каковы характерные черты скульптуры футуризма?

10. Подготовьте сообщение о творчестве одного из художников этого направления.

11. На развитие каких направлений искусства оказало влияние творчество футуристов?

 

Художественный анализ произведения: Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913. Музей Соломона Гуггенхе́йма. Нью-Йорк)

Одним из ярких представителей футуризма был Умберто Боччони – итальянский художник, скульптор и теоретик искусства. Боччони обучался в школе при Академии изящных искусств в Риме, испытал на себе влияние дивизионизма, побывал в Париже, Берлине и Петербурге. Он увлекался ницшеанством и идеями социальных преобразований. 11 февраля 1910 года Боччони вместе с Джакомо Балла, Карло Карра, Луиджи Руссоло и Джино Северини подписал «Манифест художников-футуристов». В 1914 году он писал: «В то время как импрессионисты пишут картину, чтобы дать один конкретный момент и подчинить жизнь картины ее сходству с этим моментом, мы синтезируем каждый момент (время, место, форму, цветовой тон) и, таким образом, пишем картину.» В мае 1916 года Боччони был призван в итальянскую армию. 16 августа 1916 года он был сброшен с лошади во время учений кавалерии и получил смертельную травму. Он умер на следующий день, в возрасте тридцати трех лет, оставив яркий след в европейском искусстве.

          Скульптура Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» 1913 года, выполненная в гипсе и только после смерти художника переведенная в бронзу, создает динамический образ стремительного безостановочного движения. Она изображает фигуру, похожую на человека, но исполненную в предельно обобщенной и трансформированной форме: у нее нет рук, голова и торс слабо проработаны, два блока у ног соединяют фигуру с землей. Начиная работать над скульптурой в 1912 году, Боччони говорил: «В эти дни я одержим скульптурой! Я думаю, что я увидел полное обновление этого мумифицированного искусства». Считается, что изначально скульптурный образ был навеян видом футболиста, переходящего на отлично взвешенный пас. Целью Боччони было изобразить «синтетическую непрерывность» движения.           Задание 1. Сравните скульптуру Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» со скульптурой Родена «Мыслитель»(1880-1882) и ответьте на вопросы:

Какие чувства вызывают эти произведения?

Какие художественные средства использует каждый скульптор?

Слева: Огюст Роден «Мыслитель»(1880-1882)Справа: Умберто Боччони «Уникальные формы непрерывности в пространстве» (1913)           Задание 2. Основываясь на приведенном ниже тексте, ответьте на вопросы:На какие виды искусства оказали влияние футуристы?Как Вы понимаете убеждение футуристов, что произведение «должно стать синтезом того, что человек помнит, и того, что видит»?Что такое «универсальный динамизм» согласно футуристам?Как художники-футуристы пытались изобразить временной аспект в картине?

«Футуристы отражали динамичную картину мира, пребывающего в непрерывном движении, они полагали, что наш мир незавершен и недоступен пониманию. Представители футуризма считали себя провозвестниками новой эры, носителями идей социальных революций. Они экспериментировали во всех жанрах искусства: в живописи, скульптуре, архитектуре, а также в музыке и литературе. Футуристы полагали, что современную жизнь необходимо постичь во всех проявлениях, зримых и незримых, естественных и метафизических.

Все живое и объекты, кажущиеся статичными, следует изображать, не забывая об их внутреннем состоянии и взаимоотношениях с окружающим. По мнению футуристов, человек уже не центр Вселенной, а лишь хрупкое создание среди множества слабых существ.

Футуристы постоянно твердили о взаимозависимости всего и вся и предлагали включить зрителя в динамичный процесс создания картины. Чтобы дать возможность зрителю слиться с изображением, оно должно стать синтезом того, что человек помнит, и того, что видит. Даже неодушевленные предметы по-разному проявляют инертность и необузданность, радость и печаль. Невидимое станет видимым, если сделать оболочку прозрачной. В 1910 г. В «Техническом манифесте футуристической живописи», подписанном Балла, Карра, Боччони, Руссоло и Северини, говорилось: «Кто сейчас поверит в непроницаемость предметов, когда наша обострившаяся чувствительность способна пронзить мрак и совершить невероятные открытия? Почему мы должны работать, не принимая во внимание наши зрительные способности, которые по своему эффекту подобны рентгеновским лучам?»

Революционные открытия рубежа эпох завораживали футуристов. Художники пытались выразить новый взгляд на мир с помощью красок. Они полагали, что все шумы и запахи, все движущееся и статичное, все живое и мертвую материю следует писать, обращаясь к универсальному динамизму. Изображая тот или иной объект, футуристы расщепляли его, использовали фрагментацию, перемешивали дальний и ближний планы, искажали перспективу. Их цель заключалась в том, чтобы «поймать» и отобразить на холсте зримые и незримые стороны реальности, явить зрителю некий «конгломерат» прошлого, настоящего и будущего, продемонстрировать взаимосвязь времени и пространства.

Желая передать «абсолютное движение», живописцы использовали энергичные мазки (которые «воздействуют на сознание зрителя»), зигзагообразные или волнообразные линии. Для футуристов некий «относительный момент» времени представлялся чередой изображений, сходных с фотографиями, наложенными друг на друга. К трем известным пространственным измерениями добавилось четвертое – время. Картина стала пространственно-временной» (Эймерт, с. 26-27).

Художественный анализ произведения: Джино Северини. «Динамические иероглифы бала Табарэн» (1912. Музей современного искусства, Нью-Йорк)

Джино Северини (1883-1966) – итальянский художник и теоретик искусства. Родился в бедной семье в Кортоне, некоторое время учился искусству в Риме. Большое влияние на Северини оказал художник Джакомо Балла, который познакомил его с техникой дивизионизма. С 1906 года большую часть времени Северини жил в Париже, где увлекся кубизмом. В 1910 году он вместе с другими художниками-футуристами подисался под «Техническим Манифестом футуристической живописи».

Сцены кабаре привлекали Северини своей динамикой и игрой света. В картине «Динамические иероглифы бала Табарэн» он изображает танцующую женщину с каштановыми волосами и платьем с воланами белого, синего и розового цвета. Место действия - парижский ночной клуб Табарэн. Однако, художник вводит в композицию дополнительные детали, имеющие отношение к современной политической ситуации. Так, изображенные флаги, вероятно, ассоциируются с Турко-итальянской войной 1911 года, в результате которой Италия захватила несколько областей Османской империи. Под влиянием кубизма Северини вводит в композицию текст и элементы коллажа, наклеивая на холст блестки.

 

          Задание 3. Сравните произведение Джино Северини «Динамические иероглифы бала Табарэн» с картиной Жорж Брака «Женщина с гитарой» и ответьте на вопросы:Какое женский образ кажется более замкнутым в себе и почему?Какие чувства вызывают эти картины?Какие художественные средства использует тот и другой художник?

 

              Слева: Жорж Брак. «Женщина с гитарой» (1913. Национальный музей современного искусства, Центр Помпиду, ПарижСправа: Джино Северини. «Динамические иероглифы бала Табарэн» (1912. Музей современного искусства, Нью-Йорк)

Основная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: Учебник / Викторов В. В. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 411 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517341

2. Солонин, Ю. Н. Культурология [Электронный ресурс]: учебник для вузов / Ю. Н. Солонин; под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Каган. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 566 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/C78F440F-7249-4CC2-A49D-6249B535C5EF.

3. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие/Силичев Д. А., 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 393 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=517356

Дополнительная учебная литература

1. Культурология [Электронный ресурс]: учебник / А.М. Руденко, С.И. Самыгин, М.М. Шубина [и др.]; под ред. А.М. Руденко. — М.: РИОР: ИНФРА-М, 2017. — 336 с. —Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=907584

2. Мартынов, А. И. Культурогенез [Электронный ресурс]: учебник для бакалавриата и магистратуры / А. И. Мартынов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 334 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/80196FF6-CA53-4003-A820-308FB0131BF7.

3. Строгецкий, В. М. Основы культурологии [Электронный ресурс]: учебник для академического бакалавриата / В. М. Строгецкий. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 272 с. —Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F9B32CBC-9710-44C3-86C0-66F263E145DD.

4. Столяренко, Л. Д. Культурология [Электронный ресурс]: конспект лекций / Л. Д. Столяренко, В. Е. Столяренко. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2015. — 167 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/7CECA1CB-4D71-4F50-AA65-4927B1FFDAF4.

5. Культурология [Электронный ресурс]: Учебное пособие / Брейтман А.С. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 86 с. – Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=910750

6. Розин, В. М. Культурология [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / В. М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 410 с. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/F67D9268-9977-463E-88DC-841BFA84CA74.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.226.105 (0.004 с.)