Ансамбль мнемических систем» – многокомпонентная теория памяти: долговременная память. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ансамбль мнемических систем» – многокомпонентная теория памяти: долговременная память.



Кодирование информации в долговременной памяти

Обсуждая работу сенсорных регистров и кратковременной памяти, мы с самого начала ставили вопрос о способах хранения информации в этих когнитивных структурах. Этот же вопрос актуален и при рассмотрении долговременной памяти.

Самый общий ответ заключается в том, что долговременная память хранит информацию (здесь, по-видимому, уже более уместно все-таки использовать термин "знания") в отвлеченной форме. Предполагается, что такими отвлеченными от внешней формы знаний кодами являются семантические, т.е. смысловые, коды. Семантические коды, которые обеспечивают сохранение знаний в долговременной памяти, обозначают заимствованным из математической логики термином пропозиция.

Надо сказать, что основоположник психологии памяти немецкий психолог Г. Эббингауз (1850–1909), напротив, считал, что смысловое содержание наших знаний относится не столько к памяти, сколько к мышлению. Поэтому, исследуя закономерности памяти, Г. Эббингауз (Ebbinghaus, 1885) в первую очередь стремился освободиться от какого-либо осмысленного содержания тех материалов, что подлежали запоминанию в его экспериментальных работах, положивших начало научному исследованию памяти. Для этого он разработал специальный материал – бессмысленные слоги, которые представляли собой сочетания согласная–гласная–согласная. Как правило, в немецком языке такие трехбуквенные сочетания не являются словами и поэтому не обладают каким-либо смыслом. Составляя из них различные последовательности и ряды, Эббингауз многократно повторял этот материал, стремясь запомнить его наизусть. Память он определял как ассоциацию, т.е. связь представлений. Представлениями же в классической психологии сознания назывались образы восприятия, лишенные непосредственного сенсорного содержания. Иными словами, память Эббингауз рассматривал как систему лишенных непосредственного чувственного содержания образов, связанных между собой особыми психологическими механизмами – ассоциациями.

Позже, уже в XX в., британский психолог Ф. Бартлетт (1886–1969) подверг критике эти ранние исследования памяти, обратив внимание на то, что далеко не всегда задачей памяти является точное воспроизведение какого-либо содержания. Всякий раз, вспоминая что-либо, мы скорее воссоздаем это содержание заново на основе системы действий, которую Ф. Бартлетт (Bartlett, 1932) обозначил термином когнитивная схема. Поэтому в противоположность Эббингаузу именно исследования смыслового содержания памяти Бартлетт выдвинул на первый план.

Итак, отталкиваясь от классических представлений о природе и организации памяти, мы можем зафиксировать два важных положения. Во-первых, мы должны отметить ассоциативную природу долговременной памяти. Во-вторых, память хранит образы прошлого, но не всегда они детально воспроизводят то, что имело место в прошлом опыте. Такие образы, коды памяти, и принято называть семантическими. Они бывают разного происхождения: источником их могут являться процессы восприятия, когда память представляет собой слепок прошлых впечатлений, и язык, когда память выступает как рассказ о прошлом. В первом случае речь идет об образной памяти, во втором – о словесно-логической.

 

41. Проблема распределения упражнений. Закон Йоста. Кривая забывания (сохранения) Эббингауза и ее модификация (Пьерон).

Распределение упражнений.

Когда речь идет о запоминании какого-либо материала или выработке навыка и когда хотят добиться максимального уровня научения при минимальной длительности упражнений, встает вопрос что лучше: повторять беспрерывно упражнения до тех пор, пока не будет достигнут критерий усвоения, или же распределить упражнения во времени? Эббингауз выявил влияние распределения повторений во времени на эффективность запоминания чем более широкие промежутки времени разделяют повторение – тем более эффективно запоминание (частые повторения «слипаются») В его опытах показано, что заучивание с дневными промежутками более эффективно, чем с часовыми. Позже опыты были проведены Постом (1897). Он выяснил, что если заучивать материал, повторяя его в течение 1 дня, то количество проб для повторного заучивания потребуется больше, чем если распределить материал на 3 дня. Йост объясняет эти результаты следующим образом: повторяя ряды слогов, испытуемый устанавливает ассоциации между различными элементами материала; при распределенном научении актуализируются "старые" ассоциации, "давность" ассоциаций тем больше, чем больше времени прошло от упражнения до воспроизведения. При концентрированном же научении повторения актуализируют самые новые ассоциации. Принимая во внимание гораздо большую эффективность распределенного научения, считается, что, из двух ассоциаций одинаковой силы, но одна ассоциация более старая, чем другая, при последующем повторении лучше будет актуализироваться старая ассоциация - Т.о., закон Йоста описывает влияние распределения повторений на процесс заучивания: при повторении рядов материала разного возраста – более эффективно повторение старого ряда. Выводы Йоста сохраняют свою значимость и в свете последних исследований: когда материал таков, что его можно заучить при сравнительно небольшом числе повторений, предпочтительнее использовать метод концентрированного научения; если же, наоборот, для овладения материалом необходимо значительное число повторений, то наиболее экономичным окажется метод распределенного научения. Явления ретроактивной интерференции и реминисценции: методы, результаты их исследования (Вообще, интерференция – это механизм забывания в КП, это взаимное влияние информации (влияние ранее запомненного на новое (улучшение или ухудшение) – ретроактивная И.)) Ретроактивная интерференция - это ухудшение сохранения материала А, вызываемое заучиванием другого материала Б, осуществляющимся в период между заучиванием материала А и определением его сохранения. Этот феномен открыт Мюллером и Пильцекером (1900). Они брали 2 группы студентов: 1-я учила материал, потом отдыхала и воспроизводила его. 2-я группа учила материал, потом другой материал. Итог: старый материал ухудшался. Ретроактивная интерференция - результат взаимодействия многочисленных переменных, среди которых в первую очередь должны быть изучены переменные, относящиеся к: а) сходству между двумя заданиями; б) соответствующей степени научения; в) объему заучиваемого материала. Т.е. это проблема изменения уровня активации субъекта в период между заучиванием и проверкой запоминания, В этом плане исследователи сравнивали изменение сохранения в двух противоположных ситуациях: в ситуации естественного сна и в ситуации бодрствования, заполненной выполнением повседневных дел. Реминисценция – в общем виде - воспроизведение мнемических ответов, которые субъект не мог воспроизвести прежде, при условии, что с момента заучивания он не занимался дополнительным упражнением в выполнении данного задания (эдакое «повторение в уме»). Реминисценция изучалось Бэллардом как количественное улучшения сохранения при последующих воспроизведениях. Феномен Бэлларда: он пришел к заключению, что реминисценция является процессом, противоположным забыванию и способным оказывать в течение нескольких дней благоприятное воздействие на мнемические процессы.

Кривая забывания.

Оборотной стороной сохранения, проявляющегося в воспроизведении, является забывание. Г. Эббингауз, П. Радосавлевич, А. Пьерон и др. исследовали ход забывания как функцию времени, прошедшего с момента заучивания. Выучив некоторый материал, Эббингауз по прошествии определённого времени, в течение которого этот материал частично забывался, приступал к его доучиванию. Величина сохранившегося определялась следующим образом: бралась разница в продолжительности первоначального и вторичного выучивания и вычислялось процентное отношение этой разности к продолжительности первоначального заучивания. Опыты Эббингауза дали следующие результаты:

Абсциссы указывают время, протекшее с момента первоначального заучивания, а ординаты - величину сохранившегося в памяти. Главная потеря, по данным Эббингауза, падает на первое время, на первые 1-2 суток и особенно на первые полчаса - час; при этом общая утрата очень значительна: по истечении 2 суток материал сохраняется лишь немногим больше, чем на четверть.Результаты, полученные Эббингаузом и его продолжателями, характеризуют лишь ход забывания логически не связанного, не осмысленного материала.А. Пьерон, проведший по тому же методу, что Г. Эббингауз, исследование запоминания ряда в 50 чисел, предложил свою логарифмическую формулу для определения запоминания как функции времени. Забывание, по данным Пьерона, началось лишь через 7 дней. Через 14 дней запоминание (определённое по методу сбережения) равнялось 81,8%, через 18 дней - 66,6% через 60 дней - 40% и через 120 дней – 25.. Мы предполагаем, что у Пьерона получился иной результат, чем у Эббингауза, потому, что числовой ряд, которым пользовался Пьерон, запоминался, вероятно, не так механически, как бессмысленные слоги. Между числами, возможно, устанавливались некоторые соотношения, облегчавшие запоминание. Помимо того, слоги в опытах Эббингауза представляли собой неизвестные испытуемым элементы, между тем как числа им были, конечно, известны. Формула Пьерона также никак не может быть признана общим законом.

Проактивное торможение-явление мнемической деятельности, заключающееся в ухудшении сохранения заучиваемого материала под влиянием предварительно заученного.

Ретроактивное-ухудшение сохранения заученного материала, вызванное заучиванием или оперированием с последующим материалом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 173; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.130.136 (0.006 с.)