Определение памяти. Основные процессы памяти. Связи памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Определение памяти. Основные процессы памяти. Связи памяти. Патология и аномалии памяти. Феноменальная память.



Определение памяти. Основные процессы, содержания и связи памяти.

Любое проявление прошлого и будущего в настоящем связывают с памятью. Это самое широкое (философское) понимание памяти -- влияние прошлого на настоящее (мое знание, навыки, знание о себе и самоопределение) и будущее (прогнозирование, основанное на заранее построенном плане на прошлых знаниях).

В узком смысле представление о памяти зависит от принимаемой концепции (образование и всплывание ассоциаций, формирование схемы и реконструкция своего опыта, процессы переработки информации включающие кодирование, хранение и извлечение).

Общепринятое в психологии определение рассматривает память как совокупность процессов заучивания, хранения и воспроизведения.

Процессы памяти. Традиционно память понимается как совокупность трех процессов, однако в современной когнитивной психологии различаются структуры (КП,ДП,СП) и процессы, которые действуют на эти структуры и в этих же структурах существуют. Есть два вида процессов: компонентные, которая любая структура имеет (хранение ввод и извлечение) и межкомпонентные процессы отражающие уровневый принцип работы памяти осуществляющиеся между этими структурами (контролируемые, произвольные (организация, укрупнение, структурирование, повторение) и автоматические (независимые от сознания, но участвующие в воспроизводстве или в перекодировании информации --поиск в КП (время -ms) (эксперименты Стенберга по поиску в КП). Перекодирование также может осуществляться с помощью обоих видов межкомпонентных процессов: при контролируемых через заучивание, связывание со зрительным образом, при автоматических -- ввод информации в КП (трансляция зрительно предъявляемое информации в мнестический код).

Основные классы явлений памяти. Патологии и аномалии памяти. Феноменальная память.

1. Основные явления (содержания) памяти:

Привычки. Джемс,

 а). Простые привычки (держать руки в карманах), 

б). Личные привычки: манеры, интонация, жестикуляция и др.  

в). Моральные или нравственные привычки: легкость перехода от благородных решений и искренних порывов чувств к соответствующим действиям во благо др. людей. Большинство привычек формируется в среде и до 20 лет.

Навыки и умения.

Навык – определенная последовательность действий, ставшая благодаря повторению автоматизированной, стандартизированной и выполняемой легко, без усилий.

Умение – способность выполнять сложные, хорошо организованные виды деятельности плавно и адаптивно с целью достижения некоторой цели.

Знания – конкретные и обобщенные представления об окружающем мире, других и себе.

Воспоминания – конкретные образы событий и ситуаций индивидуального прошлого.

Забывание в повседневной жизни. Два типа: 1. забывание вследствие особенностей структуры и функционирования памяти (напр., интерференция); 2. патологизированное забывание (Фрейд).

 

2. Патология и аномалии памяти.

 I. Аномалии памяти.

1) Феномен «уже пережитого» («виденного», «слышанного» и т.д.). Ложное узнавание

2) Феномен «никогда не виденного»

3) Ложные воспоминания (конфабуляции)

4) Криптомнезии: «ложный плагиат».

II. Амнезии – любая потеря памяти по своему масштабу и степени значительно превосходящее обычное забывание.

1.    Органические:

•      Ретроградная

•      Антероградная

•      Антеро-ретроградная

2. Функциональные:

•      Защитные (истерические). См. Жане.

•      Эпилептические

•      Постгипнотические

•      Посталкагольные

•      Инфантильные

 

III. Гипермнезии – аномалия или расстройство памяти, заключающееся в избыточном (далеко выходящим за пределы нормального и необходимого) запоминании и восстановлении материала (напр., гипермнезия встречается у пациентов с начальной стадией патологического процесса в области гипоталамуса). Надо отличать от феноменальной памяти.

 

3. Феноменальная память.

Мнемонисты – люди, способные феноменально управлять своей памятью, запоминать колоссальный по объему и сложности материал, с помощью врожденных способностей и/или применения мнемических приемов (мнемоники).

Результаты исследования мнемониста В.П.

а) Кратковременная память. Объем: 17 знаков. Эксперимент Петерсон (надо удерживать в памяти 3 согласные, одновременно ведя обратный счет тройками): забывания не отмечалось, т.к. В.П. знал очень много языков и три буквы становились для него системой. Задача Стернберга: при увеличении материала время реакции не увеличивалось.

б) Долговременная память. Методика Бартлетта (пересказ рассказа «Война духов» - 6 недель, 48 чисел - 2 недели): очень хорошо!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.006 с.)