Средства обучения математике школьников с ТНР в начальной школе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения математике школьников с ТНР в начальной школе.



1.Учебно-методический комплект (учебник, рабочая тетрадь, методические пособия для учителя, материалы для самостоятельных и контрольных работ).

2.Комплект демонстрационных таблиц в соответствии с темами изучения.

3. Демонстрационные и раздаточные материалы цифр, геометрических тел и др.

4. Дидактические пособия (счетные палочки, счеты, абак, карточки с заданиями).

5.Экранно-звуковые пособия.

6.Электронно-образовательные ресурсы (презентации).

 

Учебник как основное средство обучения математике.

Задача учебника- систематично и полно раскрыть содержание курса математики.

Материалы учебника: рисунки, сюжетные материалы, чертежи, схемы, таблицы, примеры, справочный материал для любознательных (повышенной сложности и др.)

Билет 8.

Принципы обучения математике младших школьников и особенности их реализации в школе, реализующей АООП НОО для обучающихся с ТНР.

Принципы:

1)Современность содержания математического образования – научности.

2)Необходимость преодоления строгости изучаемых математических данных, стремление заинтересовать школьника, поощрить математический интерес.

3)Соблюдение требования не сообщать готовых заданий там, где школьники в состоянии добыть их самостоятельно.

4)Необходимость сознательности обучения, требующая осмысленного выполнения всех изучаемых математических операций.

5)Интенсивное развитие продуктивного творческого мышления в процессе решения разнообразных задач.

6)Необходимость полноценного закрепления, повторения математических ЗУН с целью их укрепления.

7)Индивидуализация обучения.

8)Выявление и развитие математических талантов.

Особенности построения начального курса математики:

1)Главное содержание курса составляет арифметический материал. Также изучаются элементы геометрии и алгебраической пропедевтики.

2) Материал вводится концентрически (нумерация одного десятка, сотни, тысячи и многозначных чисел). Также материал строится по линейному принципу (от простого к сложному).

3)Теоретические и практические вопросы органически связаны между собой.

4)Математические понятия, свойства, закономерности рассматриваются во взаимосвязи.

К основным разделам начального курса математики относятся:

-числа и величины

-арифметические действия

-текстовые задачи

-пространственные отношения и геометрические фигуры

-геометрические величины

-работа с информацией

Дополнительно в авторских программах могут быть выделены и другие разделы.

Билет 9.

Задачи и содержание курса математики в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы начального общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.

В начальной школе изучение математики имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, первоначальные навыки владения математическим языком помогут ему при обучении в основной школе, а также пригодятся в жизни.

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

· Математическое развитие младшего школьника – формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.)

· Освоение начальных математических знаний – понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий

· Развитие интереса к математике, стремление использовать математические знания в повседневной жизни

В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности математики:

· Понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.)

· Математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы)

· Владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения)

Дополнительные задачи реализации содержания программы по математике у детей с ТНР:

1) Формирование прочных навыков счёта, решения арифметических задач

2) Развитие психических процессов и речи

3) Коррекция имеющихся нарушений в развитии

4) Воспитание необходимых качеств ребёнка

5) Развитие сенсорно-перцептивных функций

6) Развитие внимания, памяти, восприятия, логических операций сравнения, классификации, умозаключения

7) Формирование и закрепление в речи абстрактных, отвлечённых, обобщающих процессов

8) Развитие процесса символизации, понимания и употребления сложных логика-грамматических конструкций

Главное содержание программы обучения соответствует содержанию программы обучения математике школьников с нормальным развитием. В речевой школе педагог осуществляет коррекционную направленность обучения математике за счёт выбора различных методических путей, приёмов изложения учебного материала, позволяющих активизировать познавательную деятельность, успешно применять приобретённые знания. Их отбор проводится с учётом индивидуальных психофизиологических особенностей детей и уровня их речевого развития. Важным разделом изучения математики является развитие пространственных представлений (ориентировка на странице тетради/учебника, на доске, в окружающей обстановке).

При этом развитие пространственных представлений идёт в тесной связи с изучением числе и арифметических действий.

Ещё один важный раздел – формирование геометрических представлений. Формирование математических понятий, которое закрепляется не только на уроке математики, а при любой имеющейся возможности, также является необходимым. Школьникам с ТНР важно выработать навыки автоматизированных устных вычислений. Педагог в речевой школе должен уделять большое внимание обучению приёмам письменных вычислений. Также важно обучить детей способам измерения различных величин. Программой предусмотрено создание условий для развития у детей обобщения и абстракции, формирования понятий, изучения буквенной и цифровой символики. Обучение математике детей с ТНР связано с уроками развития речи и уроками произношения.

В соответствии с примерной программой по математике, созданной с учётом требований ФГОС НОО, разработана предметная линия учебников «Математика» авторского коллектива М.И. Моро для начальных классов общеобразовательной школы, входящих в УМК «Школа России».

В основе построения курса лежит авторская концепция наиболее полного использования специфики учебного предмета «Математика» для интеллектуального развития личности, которая предполагает большие возможности как в формировании особого способа мышления (логического, алгоритмического), так и в освоении детьми универсального языка описания многочисленных явлений и процессов окружающего мира.

Начальный курс математики интегрирован – содержит арифметический, алгебраический и геометрический материал. Поэтому каждый урок построен так, чтобы максимально адекватно подать информацию такого объёма и содержания.

Уроки строятся на принципах деятельностного обучения и включают практическую работу, работу в группах и парах, самостоятельную работу с использованием различных форм само и взаимопроверки. Адаптация программы по математике для детей с ТНР заключается в необходимости решения коррекционных задач с учётом специфики речевого дефекта обучающегося, что может выражаться в особенностях планирования уроков, особых соотношениях методов и приёмов обучения, в структуре и содержании уроков.

Билет 10.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 535; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.006 с.)