Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политические и правовые взгляды Лао-цзы и Конфуция.
Лао-цзы (учитель Лао, VI в. до н. э.). Основатель даосизма. Произведение: «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»). - Важнейшие категории даосизма – «дао» (путь) и «дэ» (благодать). - Дао – независимый от небесного владыки естественный ход вещей, естественная закономерность; дао определяет законы неба, природы и общества; это высшая добродетель и естественная справедливость; источник многообразия и матерь всех вещей - все равны в отношении дао; - недостатки культуры, социально-политическое неравенство людей, бедственное положение народа – результат отклонения от подлинного дао; - надежды в изменениях в жизни общества возлагает на самопроизвольное действие дао, которое способно восстанавливать справедливость («Небесное дао напоминает натягивание лука. Когда понижается его верхняя часть, поднимается нижняя. Оно отнимает лишнее и отдает отнятое тому, кто в нем нуждается. Небесное дао отнимает у богатых и отдает бедным то, что у них отнято. Человеческое же дао наоборот»). - дао – естественный закон; - принцип недеяния – (главный принцип достижения естественности, слияния с дао) воздержание от активных действий (но это и проповедь пассивности); - Недеяние понимается как призыв: к властям воздержаться от притеснения народа, от установления непомерных налогов и запретительных законов; к народу - быть почтительным к родителям, верным в дружбе и по отношению к князю. «Если дворец роскошен, то поля покрыты сорняками и хлебохранилища совершенно пусты... Все это называется разбоем и бахвальством. Оно является нарушением дао... Народ голодает оттого, что власти берут слишком много налогов…». - Недеяние означало и проповедь пассивности, отказа от письменности, орудий труда, отлучения народа от знаний («трудно управлять народом, когда у него много знаний»). - все неестественное (в т.ч. искусственно-человеческие установления в сфере управления, законодательства и т.д.) – отклонение от дао, ложный путь; - лучше возвращение к естественности, нежели дальнейшее совершенствование общества, государства, законов. - резко критиковал всякого рода насилие, войны, армию «Где побывали войска, — говорил он, — там растут терновник и колючки. После больших войн наступают голодные годы... Победу следует отмечать похоронной процессией».
Конфуций. (Кун-цзы,551—479 до н. э.) жил в царстве Лу. Кун-фуцзы - мудрец, учитель Кун происходил из обедневшего знатного рода. Окончив школу, получил пост мелкого чиновника, но стал министром в княжестве Лу. Его взгляды изложены в книге «Лунь юй» («Беседы и высказывания»), составленной его учениками. - Патриархально-патерналистская концепция государства. Государство – большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных – семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим». Политический идеал: правление аристократов добродетели и знания (народ полностью отстраняется от участия в управлении государством; но и против родовой знати и богатых). - требование о соблюдении в государственном управлении принципов добродетели; - сторонник ненасильственных методов правления: призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетели (эти принципы отличались от политической истории Китая с практически деспотичной формой правления, оправдывающей насилие против подданных). Призыв, прежде всего, обращен к правящим, т.к. их добродетельность предопределяет господство норм нравственности и в поведении подданных. «Зачем,управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер». - основная добродетель подданных – преданность правителю, послушание и почтительность ко всем «старшим»; - направлена на достижение внутреннего мира между верхами и низами общества и стабилизацией правления. - необходимо преодолеть процессы поляризации богатства и бедности среди населения («Когда богатства распределяются равномерно, не будет бедности; когда царит мир (в отношениях между верхами и низами), не будет опасности свержения правителя»).
- отвергал бунты и борьбу за власть, отрицательно относился к внешним войнам и завоевательным походам китайских царств друг на друга; - НО не отвергал гегемонистские претензии китайских правителей. Совет: «людей, живущих далеко и неподчиняющихся» необходимо «завоевать с помощью образованности и морали». «Если бы удалось их завоевать, среди них воцарился бы мир». Право: скептически относится к управлению посредством законов. - управление посредством норм добродетели - ему противопоставлялось управление на основе законов. Т.к. законы традиционно были обусловлены их наказательным значением, их связью на практике с жестокими наказаниями. «Если руководить народом посредством законов и поддерживать порядок при помощи наказаний, народ будет стремиться уклоняться (от наказаний) и не будет испытывать стыда. Если же руководить народом посредством добродетели и поддерживать порядок при помощи ритуала, народ будет знать стыд и он исправится». - Добродетель – это комплекс этических норм и принципов, в который входят правила ритуала (ли), человеколюбия (жэнь), заботы о людях (шу), почтительного отношения к родителям (сяо), преданности правителю (чжун), долга (и) и т.д. - Человека возможно убедить поступать определенным образом, воспитывать его, лишь в крайнем случае правильное поведение достигается с помощью наказания со стороны гсударства. - не отрицал полностью значения законодательства (ему вспомогательная роль) - Принцип «исправления имен» – приведение «имен» (т.е. обозначения социальных и политических статусов различных лиц и групп населения) в соответствие с реальностью, обозначить место и ранг каждого в социальной системе и иерархической системе государства, дать каждому соответствующее имя. Чтобы государь был государем, подданный – подданным и т.п. Во 2 в. до н.э. – конфуцианство признано официальной идеологией.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.3.255 (0.007 с.) |