Политико-правовые идеи в Ветхом Завете. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политико-правовые идеи в Ветхом Завете.



Ветхий Завет - исторически сложившийся свод произведений древнееврейской монотеистической религиозной литературы, различные книги, фрагменты которого обычно датируются XIV-XIII веками, а первые записи – примерно IX в. до н.э. Ветхий Завет вошел в священные книги иудаизма и христианства. Единая последовательная теория государства отсутствует, т.к. была создана в разные времена и были разные воззрения на историю государства.

Основная идея Ветхого Завета - подчинение всей истории и законов мира одному Господу Богу, Яхве. Бог Ветхого и Нового заветов – разные боги.

Он обладает истинным суверенитетом во всех отношениях, независим от людей и народов, хотя может и учесть их желания, действия. Бог знает и определяет законы мира, его путь. Он – праведный, справедливый и высший судья над отдельными людьми, народами.

Истину и путь человечества он реализует как непосредственно, так и через природные и социальные явления, пророков и избранные народу, которым в ВЗ – еврейский народ (народ – несущая единица, но не раса). Войны, победы и поражения, бедствия народа и его торжество – все выступает как события, нанизанные на одну нить – на волю Бога. Идея божественного глобального регулирования и контроля.

Бог бесконечен и всемогущ, с ним несопоставим конечный человек ( в том числе правители, обладающие предельной внешней властью над людьми ) и народы земли, иные смертные существа (“Он обращает князей в ничто, делает чем-то пустым судей земли” (Исаия 40:23).).

Философия права Ветхого Завета:

Первоначально постигнуть основы права, а также разграничить истинное и ложное, справедливое и несправедливое, добро и зло человек сам по себе не может и получает это знание от Бога, либо извне, через запрещенные для него Богом источники знаний.

В Ветхом Завете отсутствует единая последовательная теория государства. Составленные в различные времена и при различных политических условиях книги обнаруживают и разные политические идеи.

Основные идеи, заложенные в систему регуляторов человеческого поведения и первые своды норм, даны человеку свыше. В основе права человека – божественное право.

В термины “закон”, “беззаконие”, “беззаконник” вкладывается и религиозный, и светский смысл. Закон понимался в разных смыслах - слово Бога, правда, истина, справедливость.

В руках Бога, согласно Ветхому Завету, находятся все средства наказания, – как силы неба, природы, так и силы общества, отдельных людей (например, внешнее завоевание отдельных людей, правителей или целых народов, гибель и разорение государств в результате природных катастроф).

Основные начала права и нравственности взаимосвязаны и обусловлены законом Бога. Его воля – важнейший критерий правильного поведения. Основное правило поведения(основная норма) – поступай так, как велит Бог. Передавая 10 заповедей Моисею, Господь сказал ему: «А ты здесь останься со Мною, и Я изреку тебе все заповеди и постановления и законы, которым ты должен научить их». Они содержатся в Ветхом Завете (Моисею, - первому еврейскому законодателю): “да не будет у тебя других богов”; “не делай себе кумира”; “не произноси имени Господа, Бога твоего напрасно”; “помни день субботний”; “почитай отца твоего и мать твою”; “не убивай”; “не прелюбодействуй”; “не кради”; “не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего”; “не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего,… ничего, что у ближнего твоего” (см.: Исх 20:1-17).

Проводятся идеи эквивалентности наказания совершенному преступлению, во многих случаях тождества масштабов преступления (с учетом вины) и наказания (“глаз за глаз, зуб за зуб ” (Исх 21:24). Допускалась кровная месть.

Государство:

На всем протяжении еврейской истории развивалась одна идея: если ты безгосударственный, то живущий в рамках теократического строя. Идея власти царя была чужда евреям.

Согласно Ветхому Завету строительство государства – это уход от Бога, продукт человеческого греха, построить государство – лишится всех святых благ. Государство приобретает облик чудовища (аспина). Создать государство – значит лишиться самых высоких святынь и благ. Государство связано с рабством, трудом, налогами и повинностями. Только три царя из Ветхого Завета были угодны Богу: Давид, Соломон и Иегова.

Власть земная рассматривается, в конечном счете, как производная от Бога. Ветхим Заветом признается только теократия. Но первосвященники не считаются царями Земли. Теократия – бог правит народом посредством своих пророков и судей (пророки это не земные цари, а первосвященники).

Выступая против языческого обоготворения государства, ветхозаветные предания приходят к развенчанию государства вообще. Государь ни в коем случае не может олицетворять себя с Богом. Монарх земного государства рассматривается как служащий Богу, обязанный следовать законам и установлениям Бога, нередко (не всегда) его избранник, но всегда – как его раб и этим по существу равный, в конечном счете, с другими людьми перед Богом. Тварность и ничтожество царей, их бренность противопоставляется Богу, божественному.

И религиозному человеку нельзя полагаться на государство, т.к. упование на государство – это тщетная надежда, все, что создано государством, обречено на гибель. В будущем должно утвердиться царство Бога, “праведники наследуют землю и будут жить на ней вовек” (Псал 36:29).

Критика эмпирического несовершенства государства переходит к отвержению государства как земного учреждения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 207; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.197 (0.006 с.)