Механизм государственного переворота 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Механизм государственного переворота



Известно, что в процессе слома стабильного порядка (переход из порядка в хаос и рождение нового порядка), возникает много неустойчивых равновесий — это перекрестки, "расщепление путей" (точки бифуркации). В этот момент решают не объективные законы, а малые, но вовремя совершенные воздействия. На тот или иной путь развития событий, с которого потом не свернуть, может толкнуть ничтожная личность ничтожным усилием. В науку даже вошла метафора "эффект бабочки". "Бабочка, взмахнув крылышком в нужный момент в нужном месте, может вызвать ураган".

Можно стать удачливым стратегом и разработчиком ГП если в процессе написания сценария переворота удастся верно определить эти точки "расщепления" и направлять события по нужному коридору. Здесь большое значение имеет интуиция и практический опыт.

Особенно важно при разработке ГП понять его механизм, т. е. совокупность культурных, исторических, политических, экономических условий на основе которых и вырабатываются спусковые механизмы запуска ГП. Выдающийся русский культуролог Юрий Лотман вывел механизм русской смуты (революции). Он создал рамки для описания назревающих взрывов в российской истории. Русский мир, по Лотману, традиционно двумерен. Добро — зло, красные — белые, демократы и коммунисты. По его мнению, наша культура бинарная. Перемены в ней катастрофичны для всех противоборствующих сторон, в России обычно победившая сторона стремится до основания истребить побежденную, но после победы немедленно раскалывается внутри себя — потому что остается в пределах все того же бинарного взгляда на произошедшие события. К, примеру, весь советский период при таком подходе выглядит бинарным: в любой конкретный момент времени были "мы" и были "враги".

Более сложный стереотип культуры — тернарный — признает право на существование "третьей силы". Динамика тернарной системы характеризуется относительной постепенностью. Это, конечно, не исключает периодического явления взрывных (революционных) моментов. Когда на поверхности исторического социума выступает некая конфликтная пара, третий элемент культуры находиться в спонтанном состоянии. По Лотману, он скрыт в глубинах конфликта и примыкает, как правило, к одной из доминирующих тенденций, порой окрашиваясь в ее тона и воспринимая ее программу. Его значение в следующем. Когда борьба между доминирующими силами заводит их в тупик, и они не могут найти выход, перед всем обществом вырисовывается облик грядущей национальной катастрофы. Третья сила выходит на поверхность, "расчищает авгиевы конюшни истории" и открывает путь ее новому этапу. Поэтому в тернарных структурах взрыв не носит характера всеобщей катастрофы. При разработке сценария ГП необходимо учитывать данные факты.

Игнорирование же подобных фактов приводит к поражению. Так, американская разведка ошиблась в выборе механизма свержения правящей коммунистической партии в Китае, пытаясь дестабилизировать КНР по схеме, успешно примененной в Восточной Европе и СССР. Ставка ЦРУ на "раскачивание" ситуации через создание демократической оппозиции и на формирование агентуры влияния в высших государственных органах КНР привела к большим финансовым затратам и закончилась полным провалам. Так, по сведениям официальных источников во время студенческой демонстрации на площади Тяньаньмэнь число погибших составило 250 человек, реально же — около двух тысяч, кроме того в ходе проведенных после подавления демонстрации обысков и арестов среди лидеров антиправительственных организаций спецслужбы КНР получили большое количество документов доказывающих причастность США к этим событиям. Провал бархатной революции в Китае был связан с тем, что исторически сложившаяся на протяжении тысячи лет национальная психология китайцев не приемлет демократических институтов. Практически все население страны не понимало и не понимает по сей день, чего хотели добиться студенты на площади Тяньаньмэнь. Более того подавляющая часть населения КНР до сих пор с одобрением относиться к действиям центрального руководства страны. Это связано с тем, что в Китае тысячелетиями была традиционная форма государственной власти. При которой китайский лидер вне зависимости от того, как называется его должность, пользуется неограниченной власти и по своему положению является императором. Прецедентов смены лидера демократическим путем в истории Китая не было. Единственный практиковавшийся внутриполитический способ — это заговор и дворцовый переворот. Именно это обстоятельство является одной из причин, по которой в китайской государственной машине огромная роль принадлежит силовым структурам — армии и спецслужбам. Поэтому кто контролирует вооруженные силы, разведку, полицию — тот может контролировать страну.

Как видим из примера, шаблонность при разработке сценария, незнание механизмов запуска переворота чревата поражением всего мероприятия. Побеждает тот, кто способен переиграть противника, обхитрить его. Чем больше кругозор у разработчика переворота, чем больше он будет использовать в своей работе различные научные изыскания, тем больше имеет шанс на успех разрабатываемое им мероприятие.

Глава 3 Военный переворот

Военный переворот — форма насильственной смены государственной власти, в результате которого в результате власть переходит к представителям вооруженных сил. Военный переворот удобен для рассмотрения как классический вариант насильственного захвата власти. На примере схем построения военного переворота можно спланировать любое другое мероприятие — вооруженное восстание, революция, путч и т. д.

Для военного переворота необходимы следующие условия:

— Кризис власти. Без системного кризиса власти переворот невозможен;

— Недовольство армии;

— Наличие исторической традиции;

— Корпоративный дух, корпоративные традиции офицерского корпуса.

В настоящее время военные перевороты свойственны в основном странам Африки и Латинской Америки. За последние 150 лет в Латинской Америке совершено примерно 550 военных переворотов, не считая неудавшихся путчей. Летом 1973 г. военные Уругвая, сформировав Совет генералов (действовал до 1985 года), установили контроль над правительством. В Никарагуа с 1936 по 1979 гг. была диктатура Самосы. С 1977 по 1982 гг. существовал военный режим в Сальвадоре. Перечень этот можно продолжать и продолжать. Заговоры и военные перевороты в Латинской Америке дело привычное. Как, впрочем, и в некоторых странах Африке и в Азии. Например, в Центрально — Африканской Республике за 1997–2003 гг. во время правления президента Анж — Феликса Потассе произошло шесть попыток военного переворота.

Это связано с тем, что нигде армия не обладала столь существенными традициями участия в политической жизни, как в странах вышеперечисленных континентов. Именно армия нередко рассматривается как единственная сила, способная обеспечить порядок и стабильность, предотвратить хаос и анархию. Если конституционная власть не в состоянии обеспечить стабильность и порядок, то армия как общенациональный институт способна вмешаться в политическую жизнь и отстоять "единство нации".

В этих странах офицерский корпус объединен чувством профессиональной корпоративной солидарности. Это чувство воспитывается с самого начала обучения и подготовки офицера. Чувство превосходства — отличительная черта офицерского корпуса в странах Латинской Америки и Азии

Военные перевороты в Турции стали исторической традицией, заложенной еще янычарами, с завидной регулярностью свергавших и убивавших султанов. С 1960 года в Турции произошло четыре военных переворота. Последний раз военные отстранили правительство, носившее религиозную окраску в 1997 году. Турецкие политические партии аморфны и оторваны от населения и в основном все свои силы тратят на борьбу с друг с другом. И когда дело доходит до управления страной, то у них нет ни опыта, ни кадров. И тогда происходит следующий цикл: военный переворот — новая конституция, подготовленная при участии армии, или поправка к старой — мирное возвращение к демократическим механизмам управления страной.

Другим государством, где военный переворот традиционен, является Пакистан. Со времен основания Пакистана было более семи военных переворота. Первый раз в начале пятидесятых годов "переворот" пытался осуществить генерал — майор Акбар Хан. В историю страны эта попытка вошла как "заговор в Равалпинди". Вторая неудача постигла заговорщиков в семидесятых годах, во времена правления Зульфикара Али Бхутто, и, наконец, третья была направлена против Зия — уль — Хака в начале восьмидесятых и закончилась арестом большой группы офицеров во главе с генерал — майором Таджамалом Хусейном.

Но были в истории Пакистана и удачные перевороты. Первый раз, как известно, такую возможность в 1958 году реализовал генерал Айюб Хан. В 1969 году, однако, его сместил главнокомандующий Яхья Хан. И, наконец, в 1977 году, в результате путча, возглавленного начальником генштаба генералом Зия — уль — Хаком, было смещено правительство Зульфикара Али

30 сентября 1995 года группа офицеров во главе с генерал — майором Захируллой Исламом Аббаси планировало взять под стражу находившееся в зале заседания армейское руководство, а затем арестовать президента, премьер — министра и других первых лиц страны.

В этот же день заговорщики собирались выступить по национальному телевидению и провозгласить своего руководителя главнокомандующим и "отцом нации". В дальнейшем генерал — майора Захируллу Ислама Аббаси следовало называть не иначе, как "Амир — уль — Моминин" — титул, подразумевающий полное подчинение ему всех жителей страны. Во время арестов заговорщиков, проведенных 26 сентября, у них было обнаружено 26 АК‑47, гранатомет с пятью "выстрелам', 50 ручных гранат и 30 комплектов униформы командос, в которую они, очевидно, намеревались одеть своих боевиков. Настроены офицеры были самым решительным образом и считали главной своей задачей исламскую революцию и учреждение в Пакистане порядков, базирующихся на законах шариата.

При обыске у них обнаружен проект новой конституции, а также наброски телевизионного обращения к народу. Сотрудники спецслужб изъяли списки офицеров, которых заговорщики намеревались немедленно сместить или, наоборот, поставить на ключевые посты.

Практически все военные перевороты происходили в связи с недовольством политического курса руководства страны.

В большинстве арабских стран Ближнего Востока решающую роль в переворотах и путчах сыграли армии. Это произошло потому, что армия оказалась наиболее организованной силой в условиях, когда нет по — настоящему дееспособных политических партий.

Технологии и стратегии переворотов рассмотрены в главе 1. Военный переворот имеет исключительно ему присущие ряд тактические правила, несоблюдение которых чревато поражением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.244.153 (0.007 с.)