V III пара - предверно-улитковый нерв 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

V III пара - предверно-улитковый нерв



В первые месяцы жизни остроту слуха можно определить лишь приблизительно. У маленьких детей реакция на звук проявляется вздрагиванием и замиранием. В 7-8 недель ребёнок поворачивает глаза в направлении звука, поворот головы и глаз в направлении звука появляется с 3-4 мес. Отсутствие реакции на звуки у маленького ребёнка свидетельствует о нарушениях слуха. Эту патологию легко спутать с невнимательностью умственно отсталых детей. У старших детей, острота слуха проверяется шепотной речью на расстоянии 5 м, аудиметрией. Частичная потеря, слуха может проявляться отсутствием речи или её недоразвитием. Вестибулярные нарушения у детей встречаются редко, но о них следует подумать, если ребёнка беспокоят приступы головокружения, пошатывания и рвоты. Вестибулярные функции оцениваются вращательной пробой. В норме у здорового ребёнка наблюдается отведение глаз в сторону вращения и нистагм. При прекращении вращения нистагм изменяется в обратную сторону.

 

IX,X - языкоглоточный и блуждающий нервы

Смотрят на положение и подвижность мягкого нёба, обращают внимание на фонацию, сосание, глотание. При поражении мышц мягкого нёба, глотки, гортани происходит нарушение глотания, жидкая пища попадает в нос. Нарушение Функций этих нервов, сопровождается снижением рефлексов: глоточного, и нёбного. При парезе двигательной порции нервов язычок отклоняется в здоровую сторону, пораженная сторона мягкого нёба провисает. Поражение блуждающего нерва проявляется в попёрхивании, изменении тембра голоса, нарушении деятельности сердца. Нарушение вкуса, отмечается в области корня языка при поражении языкоглоточного нерва.

При поражении языкоглоточного, блуждающего и подъязычного нервов или их ядер развивается бульбарный паралич. При нём наступает парез или паралич мягкого нёба, нарушение сосания, глотания, фонации.

Ребёнок попёрхивается, жидкая пища выливается из носа, нёбный и глоточный рефлексы отсутствуют или снижены, голос тихий и с носовым оттенком. В мышцах языка наблюдается атрофия, фибриллярные подёргивания. Одностороннее поражение вызывает свисание мягкого нёба на стороне поражения. При фонации язычок отклоняется в здоровую сторону. Бульбарный паралич наблюдается при поражении продолговатого мозга (энцефалиты, опухоли, черепно-мозговые травмы, полиомиелит).

Псевдобульбарныи паралич развивается при двустороннем поражении кортико-нуклеарных путей. Симптомы псевдобульбарного паралича это расстройство фонации, сосания, глотания. Но в отличие от бульбарного при псевдобульбарном параличе усилены рефлексы орального автоматизма, нет атрофии и фибриллярных подёргиваний в мышцах языка. Псевдобулъбарныи паралич возникает при асфиксии, внутричерепной родовой травме, энцефалитах, дегенеративных заболеваниях мозга и др.

 

XI пара - добавочный нерв

Этот нерв иннервирует грудйно-ключично-сосцевидную и трапецевидную мышцы. При поражении этого нерва, С1-С2 -сегментов спинного мозга и корешков могут быть атрофии этих мышц, нарушаться движения головы, развиться кривошея, поднятие плеча выше горизонтали на стороне поражения затруднено, плечо опущено. Причиной таких нарушений чаще всего является родовая травма.

XII пара – подъязычный нерв

Иннервация мышц языка осуществляется подъязычным нервом. При проверке функций этого нерва необходимо чтобы ребёнок открыл рот. При поражении подъязычного нерва или его ядра можно увидеть атрофию языка и фибриллярные подёргивания на стороне поражения, язык также смещён в сторону поражения. Фибриллярные подёргивания языка всё-таки более характерны для поражения ядра подъязычного нерва. У ребёнка при поражении этого нерва может также нарушаться сосание, глотание и речь, При поражении коры или кортико-нуклеарного пути язык отклоняется в сторону пораженного нерва, но атрофии языка не наблюдается, возможны нарушения речи (дизартрия).

 

Двигательная система

Исследовать двигательную систему у ребёнка необходимо в разных положениях: лёжа, вертикально, наблюдая яри этом за положением конечностей, головы. У новорождённого ребёнка наблюдают за атетоидными движениями, которые исчезают к 2 месяцам. Нередко у здоровых новорождённых в первые 2-3 дня жизни при беспокойстве наблюдается тремор подбородка, конечностей. Патологические гиперкияезы у детей чаще появляются во 2-ом полугодии и причиной их может быть длительная гипербилирубинемия, кровоизлияние в подкорковые ядра, поражение мозжечка или его священ. О двигательной активности грудного ребенка можно судить по тому, как он стал держать голову, сидеть, самостоятельно ходить. В номе большинство детей начинают удерживать голову на втором месяце жизни, самостоятельно сидеть в 6-7 месяцев, ходить в возрасте около года. Запаздывание развития двигательных навыков не всегда свидельствует об отставании в моторном развитии ребёнка. Обязательно проверяются активные и пассивные движения во всех суставах. Моторика у детей в возрасте после 3-х лет и у школьников исследуется так же, как у взрослых. Мышечный тонус.

Мышечный тонус исследуют методом пальпации мышц и методом исследования пассивных движений в суставах. О мышечном тонусе можно судить, наблюдая за позой ребенка, его движениями. В норме у детей до 2-3 месяцев мышечный тонус повышен симметрично в сгибателях конечностей, причём в руках тонус выше, чем в ногах, а у новорождённых нерезкое повышение мышечного тонуса наблюдается и разгибателях головы и шеи. Изменения мышечного тонуса могут быть по типу ригидности, гипотонии, гипертонии (спастичность), дистонии. При ригидности отмечается значительное сопротивление пассивным движениям в суставе. Её необходимо отличать от спастичности, или повышенного сопротивления при быстрых пассивных движениях (симптом складного ножа). Такие изменения мышечного тонуса считаются патологическими и, как правило, они обусловлены какими-то заболеваниями. При выраженной мышечной гипотонии наблюдается "поза лягушки", поза опистотонуса обусловлена повышением экстензорного мышечного тонуса. Повышение, мышечного тонуса у детей раннего возраста чаще всего связано с поражением головного мозга. У детей первого года жизни мышечная гипертония наиболее часто наблюдается при детском церебральном параличе, мышечная гипотония в период новорождённости может быть обусловлена поражением головного мозга, спинного мозга, нарушением обмена веществ. У детей, родившихся в асфиксии, мышечная гипотония – частый симптом. Она наблюдается с первых дней жизни. Длительная мышечная гипотония в постнатальном периоде является неблагоприятным прогностическим признаком в отношении развития в дальнейшем неврологических нарушений.

 

Мышечная сила

Мышечную силу у маленьких детей определяют в непринуждённой обстановке. У детей раннего возраста исследование мышечной силы затруднено, так как они не выполняют инструкции врача. Предложено оценку мышечной силы производить по пятибалльной системе:

0 - полное отсутствие активных движений

1 - наличие минимальных движений

2 - активное движение возможно, но оно не преодолевает собственную силу тяжести

3 - активные движения преодолевают слабое сопротивление врача

4 - активное движение преодолевает умеренное сопротивление врача

5 - мышечная сила в пределах нормы, когда двигательная активность сохранена и преодолевает сопротивление врача. Мышечная слабость развивается при поражении как центрального, так и периферического двигательного нейрона, но не при экстрапирамидных процессах. Рефлекторная сфера.

У новорождённых и грудных детей сгибательно-локтевой и коленный рефлексы выражены ярко. Ахилловы рефлексы, как правило, появляются только с 3-4 месяцев. Брюшные рефлексы у детей в первые месяцы жизни обычно не вызываются. При ценральных параличах сухожильные рефлексы

высокие, можно наблюдать клонусы стоп. Симптом Бабинского, который

появляется при поражении пирамидного пути, у детей до 2-х лет считается физиологическим в связи с незрелостью пирамидного пути в этом возрасте. Другие стопные патологические симптомы: Оппенгейма, Гордона, Россолимо менее постоянны. Оценку состоянию рефлекторной сферы у ребёнка необходимо делать после неоднократных осмотров.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.119.66 (0.007 с.)