Нарушения высших психических функций при очаговых поражениях мозга 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нарушения высших психических функций при очаговых поражениях мозга



1. Лобные отделы:

· расстройство замыслов, намерений; больные пассивны, не выражают просьб, желаний при сохранении элементарных форм поведения (апатико-акинетико-абулический синдром);

· распад формирования и анализа совершенного действия, а также сложных программ поведения, замена их простыми «волевыми» формами, инертными стереотипами;

· замена целенаправленного действия бесконтрольными ассоциациями;

· отсутствие контроля над своими действиями и понимания ошибок;

· фрагментарность поведения, «осколки» запрограммированного действия;

· появление разнообразных лишних движений;

· грубое изменение аффективных процессов, расторможенность, при которой невозможна планомерная интеллектуальная деятельность (базальные отделы);

· невозможность перекодировать речевую инструкцию в целенаправленное действие;

· расстройство мнестической деятельности – распад способности к прочным мотивам запоминания, поддержанию активного внимания; невозможность переключения от одного комплекса следов к другому;

· невозможность развернутого речевого высказывания – речевая адинамия, или «лобная динамическая афазия»;

· невозможность выразить мысль, сформулировать высказывание.

2. Височные отделы:

· нарушение дифференцировки звукового возбуждения и стабилизации его следов (первичное проекционное 41-е поле – извилина Гешле);

· расстройство интеграции слуховых раздражений в слуховые образы; неудержание возможности воспроизведения звуковых ритмов (вторичные проекционно-ассоциативные поля – 22, 42, 21);

· неразличение оппозиционных фонем, нарушения экспрессивной речи в связи с заменой слов и букв, «словесная окрошка» – акустико-гностическая афазия (те же зоны левого полушария);

· изолированное нарушение слухоречевой памяти; сужение последовательности слухового восприятия;

· неудержание серии звуков, слогов, слов – акустико-мнестическая афазия (область средней височной извилины в глубине височной доли);

· отсутствие возникновения зрительных представлений в связи с названием предмета; невозможность нарисовать предмет при понимании смысла слова – оптическая афазия (задние отделы височной области левого полушария);

· нарушение письма и чтения из-за невозможности различения и кодирования фонем (по закону двойной диссоциации функций).

3. Затылочные отделы:

· скотомы, квадрантная гемианопсия, гомонимная гемианопсия (при поражении первичного проекционного 17-го поля вокруг шпорной борозды);

· фотопсии (синдром раздражения тех же зон);

· игнорирование дефекта, чтение лишь с половины листа – фиксированная гемианопсия (проекционное 17-е поле справа, глубинные отделы затылочной доли);

· нарушение синтеза зрительной афферентации, галлюцинации, носящие смысловой характер, отражающие прежний опыт больного (вторичное – 18-е и третичное – 19-е цитоархитектонические поля);

· неузнавание фотографии знакомого лица, зашумленных картинок, затруднение узнавания в условиях дефицита времени – зрительная агнозия (19-е поле справа);

· фрагментарность восприятия – симультанная зрительная агнозия (границы затылочной и нижнетеменной долей);

· нарушение узнавания букв – оптическая алексия (границы нижнетеменной доли и 19-го поля левого полушария);

· агнозия на лица, ложное узнавание (та же область правого полушария);

· нарушение письма из-за неудержания строчки, так как больной не видит ее во время письма (границы затылочной и теменной областей справа).

4. Теменно-височно-затылочные отделы (temporo-parieto-occipitalis ТРО):

· нарушения право-левой ориентировки;

· нарушение ориентировки в трехмерном пространстве, по географической карте, узнавания расположения стрелок на часах и пр.;

· нарушение письма и копирования текста из-за расстройства пространственного анализа букв и линий («соскальзывание со строки»);

· нарушение понимания символических отношений (квазипространственный синтез);

· невозможность понимания сложных логико-грамматических структур, конструкций, коммуникаций отношений;

· семантическая афазия;

· расстройства счета в связи с нарушением последовательности действий с многозначными числами при сохранности понимания задачи;

· нарушение речевой памяти (амнестическая афазия);

· анозогнозия, анозотопагнозия, расстройства схемы тела;

· нарушение логико-вербального мышления; невозможность воспринимать информацию как единую структуру.

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Выберите один или несколько правильных ответов.

 

1. моторная афазия проявляется

1) речевым эмболом

2) непониманием обращенных команд

3) отчуждением смысла слов

4) трудностью восстановления в памяти названия предмета

 

2. для сенсорной афазии характерно

1) нарушение артикуляции

2) непонимание обращенных команд

3) речевой эмбол

4) нарушение фонации

 

3. центр моторной речи находится

1) в полюсе лобной доли

2) в нижнезаднем отделе лобной доли

3) в теменной доле

4) в полюсе височной доли

 

4. апраксией называется

1) нарушение речи

2) нарушение определения предметов на ощупь

3) нарушение плана и последовательности целенаправленных движений

4) нарушение координации

 

5. Апраксия возникает при поражении

1) передних рогов спинного мозга

2) затылочной доли

3) теменной доли

4) ствола мозга

 

6. термимном «акалькулия» обозначается

1) нарушение письма

2) нарушение глубокой чувствительности

3) нарушение счета

4) нарушение узнавания букв

 

7. При зрительной агнозии больной

1) не видит предмет

2) не видит предмет вблизи

3) испытывает двоение предметов перед глазами

4) видит предмет, но не узнает

5) видит несуществующие предметы

 


РАЗДЕЛ II.

Клиника заболеваний нервной системы, вопросы эпидемиологии, этиологии, патогенеза, диагностики и лечения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.125.188 (0.009 с.)