Средства и методы спортивной тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства и методы спортивной тренировки



Основными средствами спортивной тренировки являются физические упражнения в сочетании с использованием естественных сил природы и гигиенических факторов.

Под методами спортивной тренировки понимаются способы применения физических упражнений. В физическом воспитании применяются 2 группы методов:

 

специфические — характерные только для физического воспитания;

общепедагогические, которые применяются во всех случаях обучения и воспитания.

Общепедагогические методы включают в себя словесные методы и методы наглядного воздействия. Применение общепедагогических методов зависит от содержания учебного материала, дидактических целей, уровня подготовки и особенностей личности занимающихся, их возраста, подготовленности преподавателя-тренера, наличия материальнотехнической базы и возможностей ее использования.

В теории спортивной тренировки применяются следующие словесные методы:

1. Дидактический рассказ представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме с целью обеспечения общего широкого представления о каком-либо двигательном действии или целостной двигательной деятельности. В рассказе сообщаются история разви тия данного вида спорта, техники движений, методики тренировки и др.

2. Описание представляет подробный перечень признаков и особенностей изучаемого упражнения. При помощи описания занимающимся сообщается что надо делать, но не указывается зачем это делать. Оно применяется в основном при создании первоначального представления при изучении относительно простых действий, когда занимающиеся могут использовать свои знания и двигательный опыт.

З. Объяснение представляет собой последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных понятий, правил, особенностей техники и т.д. При объяснении широко используется спортивная терминология, характерная для данного вида спорта.

 Сопроводительные пояснения - лаконичные комментарии и замечания, которыми пользуется педагог по ходу выполнения занимающимися упражнения с целью направить и углубить восприятие, исправить или подчеркнуть те или иные стороны движений;

 Инструктирование - точное словесное объяснение техники изучаемых действий, учебных заданий, упражнений, правил их выполнения и т.д.

4. Беседа представляет вопросно-ответную форму овладения учебным материалом. На вопрос тренера следует ответ занимающихся и наоборот обучаемые могут спросить у наставник о том, что им непонятно. Беседа таюке может проводиться и в виде обсуждения чего-либо, т.е. обмена мнениями,

5. Разбор предполагает анализ допущенных ошибок и их первопри чин после выполнения какого-либо двигательного задания, результатов участия в соревнованиях, тактику на игру и т.п. Он может быть односторонним, когда его проводит только тренер, или с участием обучаемых совместным, коллективным.

6. Лекция представляет собой системное, последовательное, всестороннее, освещение определенной темы или проблемы.

7. Инструктирование предполагает точное, конкретное изложение наставником предлагаемого занимающимся задания.

8, Комментарии и замечания тренера по ходу выполнения задания или сразу после него в краткой форме оценивают качество его выполне-


ния или указывают на допущенные ошибки. Замечания могут относится ко всем занимающимся, к одной из групп или к конкретному лицу.

9. Распоряжения, команды, указания, подсчет- основные средства оперативного управления деятельностью спортсменов на занятиях.

Под распоряжением понимается словесное указание тренера на занятии, которое не имеет определенной формы, стандартных словосочетаний, неизменных по подбору фраз. Распоряжения дают для выполнения какого-либо действия, упражнения, подготовки мест занятий и т.д.

 Команда имеет определенную форму, установленный порядок подачи и точное содержание. Командный язык — это особая форма словесного воздействия на спортсмена с целью побуждения их к немедленному безусловному выполнению или прекращению тех или иных действий.

 Указание представляет собой словесные воздействия с целью внесения соответствующих поправок при неправильном выполнении двигательных действий.

К методам наглядного воздействия относятся:

1. Метод непосредственной наглядности предназначен для создания у занимающихся правильного представления о технике выполне ния двигательного действия или упражнения путем непосредственного показа движений тренером или одним из занимающихся. При показе необходимо обеспечить удобные условия для наблюдения: оптимальное расстояние и плоскость основных движений, повтор демонстрации в разном темпе и в разных плоскостях, наглядно отражающих структуру действия.

2. Методы опосредованной наглядности создают дополнительные возможности для восприятия занимающимися двигательных действий с помощью предметного изображения. К ним относятся: демонстрация наглядных пособий, учебные фото и видео материалы, кинофильмов, рисунки фломастером на специальной доске, использование уменьшенных макетов человеческого тела и др.

З. Методы направленного прочувствования двигательного действия направлены на организацию восприятия сигналов от работающих мышц, связок или отдельных частей тела. К ним относятся: направляющая помощь тренера при выполнении двигательного действия (отведение тренером руки занимающегося при обучении финальному усилию в метании копья; выполнение упражнений в замедленном темпе; фиксация положений тела и его частей в отдельные моменты двигательного действия (фиксация положения звеньев тела в висе на перекладине); использование специальных тренажерных устройств, позволяющих прочувствовать положение тела в различные моменты выполнения движения.

A.S.

4. Методы срочной информации предназначены для получения тренером и занимающимися срочной информации по ходу выполнения двигательных действий с целью их необходимой коррекции либо для сохранения заданных параметров (темпа, ритма, усилия, амплитуды и т.д.) с помощью различных технических устройств (фитнесс-браслеты, тензоплатформы, электрогониометры, фотоэлектроника, вело-эргометры, бего вые дорожки, гребные тренажеры и другое оборудование со встроенными компьютерами, управляющими системой регулирования нагрузки.

К специфическим методам физического воспитания относятся:

1. Методы строго регламентированного упражнения позволя ют осуществлять двигательную деятельность занимающихся по твердо предписанной программе; строго регламентировать нагрузку по объему и интенсивности; точно дозировать интервалы отдыха между частями нагрузки; избирательно воспитывать физические качества; эффективно осваивать технику физических упражнений и т.д.

2. Игровой метод обеспечивает всестороннее, комплексное развитие физических качеств и совершенствование двигательных умений и навыков в тесном взаимодействии на основе содержания, условий и правил игры. Наличие в игре элементов соперничества требует от занимающихся значительных физических усилий, что делает ее эффективным методом воспитания физических способностей, а присущий игровому методу фактор эмоциональности способствует формированию у занимающихся устойчивого положительного интереса к занятиям.

З. Соревновательный метод заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в кото рых они должны соревноваться. Соревновательный метод позволяет стимулировать максимальное проявление двигательных способностей и выявлять уровень их развития; выявлять и оценивать качество владения двигательными действиями; обеспечивать максимальную физическую нагрузку; содействовать воспитанию волевых качеств.

• Методика - это определенным образом выстроенная система конКРЭТНЫХ методов, призванных для решения какой-либо конкретной задачи спортивной тренировки. Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике как наилучшим. Только оптимальное сочетание названных методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач спортивной тренировки.

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Учебное занятие (урок) — это исторически сложившаяся форма обучения, з которую заложены возможности для решения стратегических задач физической культуры: всестороннего, гармоничного развития сту дентов, их направленной и эффективной подготовки. Признаки учебного занятия:

ведущая роль педагога, отвечающего за организацию и проведение учебного занятия;  стабильное расписание занятий, обеспечивающее их систематичность и правильное чередование работы и отдыха;  постоянный состав занимающихся, желательно однородный по возрасту, полу, подготовленности, состоянию здоровья;  соответствие учебного материала программе и особенностям контингента занимающихся;  применение различных методов обучения, воспитания, организации и контроля;  обязательный учет уровня физического состояния занимающихся.

Формы занятий по признаку решаемых задач подразделяются:  ВвоДные занятия проводятся в начале учебного года, семестра, при изучении нового раздела учебной программы и ознакомления студентов с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и нормативами, правилами техники безопасности.

• Занятия по освоению нового материала необходимы для ознакомления студентов с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение (например обучение подачам в волейболе).

• Занятия совершенствования предназначены для углубленного изунения и закрепления учебного материала.

• Контрольные занятия применяются для определения уровня физической подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими знаний, умений и навыков (тесты).

• Комплексные занятия — на них реализуется совместное решение за дач обучения технике движений, воспитания физических качеств, контроля уровня физической подготовленности занимающихся. Именно такие занятия наиболее широко используются в практике физвоспитания в вузе.

А. S. -

Плотность учебного занятия

• Общая плотность занятия — это отношение педагогически рациональных затрат времени к общей продолжительности занятия. для определения общей плотности занятия или его частей суммируются показатели времени познавательной и двигательной активности студентов за исключением неоправданных затрат времени, напр. ожидания и простои. Затем эта сумма делится на общее время урока и умножается на 1000/0.

• Моторная плотность занятия — отношение времени, непосредственно затраченное на двигательную активность, к общей продолжи тельности занятия — по расписанию. Для ее расчета время упражнений делится на общее время занятия, а затем частное от деления умножается на 1000/0. На занятиях, связанных с совершенствованием техники движений и развитием физических качеств, она может достигать 70—8096, а при разучивании двигательных действий - может быть на уровне 5096.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 92; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.39.16 (0.014 с.)