Основные принципы спортивной тренировки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы спортивной тренировки



ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Спортивная тренировка это специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью достижения физического совершенства и высоких спортивных результатов путем воспитания, обучения и повышения функциональных возможностей спортсмена.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену улучшение здоровье, нравственное и интеллектуальное воспитание, гармоничное физическое развитие, техническое и тактическое мастерство, высокий уровень развития специальных физических, психических, моральных и волевых качеств, а таюке знаний в области теории и методики спорта.

Состояние тренированности отражает биологические изменения в организме спортсмена, которые происходят под воздействием тренироВОЧНЫХ нагрузок и отдыха и выражаются в росте его работоспособностиТренированность есть мера приспособления организма к конкретной работе, достигнутая тренировкой.

Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укрепляющих здоровье, повышающих уровень развития физических качеств и функциональных возможностей органов и си стем организма, применительно к различным видам мышечной деятельности.

Специальная тренированность является результатом совершенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятельности, избранном в качестве предмета спортивной специализации.

Спортивная форма — это наилучшая готовность спортсмена к высоким достижениям. Это своего рода единство всех сторон готовности - физической, технической, тактической, морально-волевой. Лучшим показателем спортивной формы является спортивный результат.

Спортивная подготовка — это целенаправленный педагогический процесс по подготовке к выступлениям в соревнованиях (массовых или спортивных).

Процесс подготовки спортсмена включает общую и специальную физическую подготовку, техническую, тактическую, психологическую, теоретическую и интегральные виды подготовок.

Техническая подготовка предполагает освоение различных способов решения двигательной задачи. Основными показателями рациональной спортивной техники являются:

A.S.

• эффективность и надежность (максимальное использование индиви дуальных возможностей спортсмена в условиях изменений внутренней и внешней среды),

• экономичность (рациональное использование нервных и физических сил),

• простота и естественность.

Любое двигательное действие состоит из отдельных движений. Разучивание начинают с основы техники, уделяя внимание главным образом ведущему звену, затем деталям техники и в конце начального обучения изучают движение в целом, постепенно улучшая пространственные, временные, силовые и ритмические характеристики движения. В дальнейшем совершенствуют технику движения многократным повтором упражнений. Важно при совершенствовании техники движений параллельно развивать силу, быстроту, координацию.

Тактическая подготовка это вид подготовки, позволяющий спортсмену эффективнее использовать свои физические, технические и психологические стороны подготовленности в борьбе с соперником.

 Виды тактики: наступательная, оборонительная, контратакующая.

 Формы: индивидуальная, групповая, командная. Так в беге на средние и длинные дистанции используется тактика непрерывного лидирования, рваного бега, финишного рывка.

Психологическая подготовка — это процесс воспитания личностных качеств спортсмена, его морально-волевых качеств для достижения высоких спортивных результатов. Различают волевую подготовку как процесс управления собой в условиях преодоления препятствий различной сложности. Конкретные проявления волевых качеств: целеустремленность, смелость, выдержка, инициатива, настойчивость, самообладание, решительность-

При воспитании волевых качеств на практических занятиях при держиваются следующих основных правил:

О Использовать постепенное возрастание объема и интенсивности тренировочной и соревновательной нагрузки.

о Правильно сочетать спортивную и трудовую деятельность. О Чаще организовывать занятия с более сильными спортсменами. о Применять упражнения в затрудненных условиях.

 Проводить занятия в любую погоду.

 Достигать в каждом занятии поставленной цели.

А. S. -

К специальной психологической подготовленности относят:

1 Устойчивость к стрессовым ситуациям.

2. Способность к рациональной мышечной координации и регуляции движений.

З. Способность к опережающим реакциям (реакция выбора, реакция на движущийся объект).

Теоретическая подготовка предполагает усвоение спортсменом общих понятий о системе физического воспитания, методике подготовки в избранном виде спорта. Необходимо изучение так же получение знаний по физиологии, психологии, врачебному контролю, биомеханике физических упражнений, правил организации и судейства спортивных соревнова ний. Теоретическая подготовка осуществляется непосредственно на учебно-тренировочных занятиях, может проводиться в виде лекций, бесед, самостоятельных занятий.

Для сознательного, активного участия в процессе спортивной тренировки и оценки его результатов важны понятия физическое развитие, физическая подготовленность, функциональная подготовленность.

Физическое развитие - биологический процесс становления, изменение естественных морфологических (внешнее и внутреннее строение организма) и функциональных свойств организма человека (протекание в органах процессов жизнедеятельности) в течение его жизни (рост, вес, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, максимальное потребление кислорода, сила, быстрота, выносливость, гибкость, ловкость).

 Физическое развитие управляемо с помощью соответствующим образом подобранных и структурированных физических упражнений.

 Физическое развитие обусловливается законами наследственности, которые должны учитываться как факторы, благоприятствующие или, наоборот, препятствующие физическому совершенствованию.

 Процесс физического развития тесно связан со здоровьем спортс менаи подчиняется закону возрастной ступенчатости. Вмешиваться в этот процесс с целью управления возможно только на основе учета осо бенностей и возможностей человеческого организма в различные возрастные периоды.

 Процесс физического развития подчиняется закону еДинства организма и географическая среды и, следовательно, существенным образом зависит от условий жизни человека

Физическая подготовленность является внешним проявлением уровня физической активности: уровня развития физических качеств (си-

A.S.


лы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), степенью владения двигательными умениями и навыками, необходимыми для успешного осуществления определенного рода деятельности, а также физической работоспособностью.

Уровень физической подготовленности определяется по результатам выполнения специальных тестов. Необходимый уровень физической подготовленности достигается в результате физической подготовки.

Физическая подготовка - это одна из разновидностей физического воспитания, имеющая общую или выраженную прикладную направленность, содержанием которой является целенаправленное освоение дви жений и развитие физических способностей применительно к определенному виду спортивной деятельности.

Функциональная подготовленность организма к физической нагрузке это состояние систем организма, их реакция на испытываемую физическую нагрузку. Внешние проявления физической подготовленности человека обеспечиваются функционированием костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.

Функциональная подготовленность отдельной системы организма оценивают с помощью функциональных проб, основная задача которых заключается в проверке функций системы, учитывая ее реакцию на воздействия на организм определенной, дозируемой физической нагрузки. В процессе рациональной тренировки повышается уровень и экономизация использования функциональных резервов адаптации организма к любым неблагоприятным факторам внешней среды.

Функциональная подготовка планомерный, многофакторный процесс управления индивидуальными биологическими резервами орга низма человека с использованием различных средств, методов физической, технической, тактической и психической подготовки.

Целью функциональной подготовки при проведении тренировочных занятий является расширение границ функциональной адаптации, позволяющей без ущерба для здоровья переносить повышенные объемы тренировочных и соревновательных нагрузок, достигая при этом высокого мастерства.

Функциональная подготовка - это уровень слаженности взаимодействия психического, нейродинамического, энергетического и двигательного компонентов, организуемого корой головного мозга и направленного на достижение заданного результата, с учетом конкретного вида физических нагрузок и этапа подготовки занимающегося.

A.S.

Для оценки психической подготовленности исследуется ПсИХИЧеское состояние в данный момент (напряженность, фрустрация), профессионально значимые для данных упражнений психические качества (восприятия, внимания, прогнозирования и реализации действий, быстроты и точности реакций); нейродинамические характеристики: возбудимость, подвижность, устойчивость и психическую работоспособность.

В изучении энергетического компонента ФП основное внимание уделяется оценке аэробной и анаэробной производительности.

Двигательный компонент ФП изучается и оценивается тестированием профессионально значимых физических качеств, а в спортивных играх — еще и игровой двигательной активности.

Уровень функционирования компонентов спортивной деятельности значительно изменяется в зависимости от ее режима. Этот уровень, поВЫИјаЯСЬ уже в предстартовом состоянии, достигает максимума в ходе соревнований, а в покое он становится минимальным, характеризуя экономичность физиологических процессов в организме.

Физическое совершенство - высшая степень развития индивиду альных физических способностей, которые соответствует требованиям трудовой и других сфер жизненной деятельности.

Плотность учебного занятия

• Общая плотность занятия — это отношение педагогически рациональных затрат времени к общей продолжительности занятия. для определения общей плотности занятия или его частей суммируются показатели времени познавательной и двигательной активности студентов за исключением неоправданных затрат времени, напр. ожидания и простои. Затем эта сумма делится на общее время урока и умножается на 1000/0.

• Моторная плотность занятия — отношение времени, непосредственно затраченное на двигательную активность, к общей продолжи тельности занятия — по расписанию. Для ее расчета время упражнений делится на общее время занятия, а затем частное от деления умножается на 1000/0. На занятиях, связанных с совершенствованием техники движений и развитием физических качеств, она может достигать 70—8096, а при разучивании двигательных действий - может быть на уровне 5096.

Требования к организации и проведению учебного занятия

1 Четкость постановки целей и задач занятия; они формулируются конкретно, лаконично, с учетом состава, возраста, подготовленности занимающихся; оптимальное число задач занятия —2-3.

2. Соответствие состава учебного материала учебной программе и поставленным задачам.

З. Разумный выбор средств и методов обучения с учетом цели и задачи учебного занятия, с учетом его направленности, физической подготовленности, возрастно-половых показателей студентов.

4. Тесная связь между предыдущими и последующими занятиями.

5. Сочетание фронтального, группового, индивидуального и кругового методов проведения занятия.

6. Постоянное изменение содержания занятия, методики его организации и проведения, побуждая студентов к активной деятельности.

7. Обеспечение безопасности проведения учебного занятия.

8. Постоянный контроль результатов учебной деятельности студентов.

Общие положения построения подготовительной части занятия

1. Основная цель подготовительной части занятия - подготовка занимающихся к выполнению задач основной части занятия.

2. При составлении комплекса упражнений подготовительной части занятия необходим подбор упражнений и их чередование в зависимости от задач, решаемых с помощью этого комплекса, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся, используемого спортивного инвентаря и оборудования.

З. Подготовительную часть занятия составляют: вводно организующий компонент, общая разминка, специальная разминка:

а) во ввоДно-организующей части создаётся рабочая обстановка, ставятся задачи занятия, создается четкое представление о содержании

основной части; данная часть, как правило, начинается с общего построения группы и взаимного приветствия, что способствует консолидации группы, установлению соответствующего стиля общения между преподавателем и студентами;

б) задача общей разминки - активизировать мышцы опорнодвигательного аппарата и функции основных систем организма, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной; создать благоприятные условия для результативного и безопасного выполнения далее действий повышенной интенсивности, со сложной координацией и амплитудой движений.

В комплекс средств для общей разминки включаются упражнения локального и общего характера, с поочередным воздействием на основные группы мышц и постепенным возрастанием нагрузки; сначала упражнения на дыхание — ходьба и бег слабой и средней интенсивности, затем разогревание мышц начиная с верхних частей тела и заканчивая мышцами нижних конечностеи:

• для мышц шеи: наклоны, повороты, круговые движения головой; • для мышц рук и плечевого пояса: сгибания и разгибания рук, поднимания вперед, в стороны, вверх, к плечам, за голову, круговые движения в различных направлениях;

• упражнения для мышц туловища: наклоны вперед, назад, вниз, в стороны, повороты, круговые движения тазом, туловищем,

• упражнения для мышц ног: поднимания бедра вперед, в сторону, приседания, выпады, маховые движения с различной амплитудой; подскоки, прыжки на месте на одной и двух ногах;

• упражнения на растягивания и упражнения на расслабление.

в) специальная разминка обеспечивает подготовку организма заНИМаЮЩИХСЯ к заданиям основной части занятия. Она должна содержать упражнения, схожие по структуре и физической нагрузке с двигательными действиями в основной части занятия.

В легкой атлетике и занятиях по общей физической подготовке в специальную разминку включается комплекс выполняемых в движении специальных беговых и прыжковых упражнений, которые можно условно разделить на следующие блоки:

• Упражнения, направленные на преимущественное развитие силы мышц стопы и нижних конечностей. Данные упражнения должны выполняться с акцентом на сильное отталкивание на каждом шаге (многоскоки с ноги на ногу, скачки на одной ноге, бег на прямых ногах).

• Упражнения, направленные на развитие быстроты движений. Упражнения данного блока должны быть кратковременными и выполняться многократно с максимальной быстротой или сменой темпа движений (бег с высоким подниманием бедра, прыжки с ноги на ногу с быстрым продвижением вперёд, бег с захлестом голени).

• Упражнения, направленные на повышение гибкости коленных и тазобедренных суставов. Данные задания следует выполнять на небольшой скорости, обращая внимание на максимальную амплитуду движений (ходьба с максимальным подтягиванием колена маховой ноги к груди, поочередные махи ногами вверх-вперед с небольшим продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой).

• Упражнения узкотехнической направленности, способствующие улучшению техники отдельных двигательных элементов (перемещение по прямой скрестными и приставными шагами, подскоки вверх с подтягиванием согнутой маховой ноги до уровня груди).

Поочередные махи ногами вверх-вперед с небольшим продвижением вперед и одновременным хлопком руками под маховой ногой. Упражнение следует выполнять с акцентом на максимальный подъем ноги вверх-вперед с целью добиться большей амплитуды движений.

После общей разминки целесообразно выполнение не менее 6-7 специальных упражнений по 1-2 раза каждое на отрезках 20-30 метров. После выполнения комплекса беговых и прыжковых упражнений обычно выполняется 3-5 ускорений от 20 до 50 метров в 3/4 силы, обращая внимание на свободный раскрепощённый бег, с большой амплитудой движений.

4- Для повышения интереса студентов к упражнениям подготовительной части урока применяются раздельный, поточный способы; упражнения в парах — на месте; в движении, на гимнастических скамейках, у гимнастических стенок;

5- Объем разминки и соотношение ее разДелое зависит от подготовленности учащихся, внешней температуры, состояния занимающихся, предстоящего задания в основной части урока; продолжительность подготовительной части — 7-10 % от общего времени урока;

6- Для успешного решения задач подготовительной части урока препоДаватель Должен:

о кратко и точно называть упражнения; о правильно, своевременно и достаточно громко подавать команды; о демонстрировать упражнения в нужном темпе и удобном ракурсе; о применять зеркальный показ,

О использовать подсказки и подсчеты;  добиваться точности и синхронности упражнений; о исправлять по ходу упражнений ошибки учащихся.

Общие положения построения основной части занятия

1, Цель основной части - обеспечить решение значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач согласно учебной программе и плану данного занятия;

2. Содержание основной части составляют: о разучивание новых упражнений; о закрепление и совершенствование ранее усвоенных двигательных умений и навыков общеобразовательного, прикладного и спортивного характера;  развитие физических качеств; о развитие интеллекта;

О формирование специальных знаний;

З. Основная часть занятий бывает однонаправленной и комплексной:

4 - обеспечивает углубленное разучивание сложного двигательного действия или развитие физических способностей; Ф комплексная основная часть - используются разнородные упражнения, для выполнения которых иногда нужна дополнительная специальная разминка, например, при переходе от прыжков к силовым упражнениям;

4. Развивать физические качества в основной части занятия целесообразно в следующем порядке: координационные способности быстрота и виды скоростных способностей - виды силы и выносливости гибкость; Комплексы упражнений в основной части урока должны оказывать разностороннее влияние.

5. Продолжительность основной части в среднем 80%-85 % общего времени занятия,

Общие положения построения заключительной части занятия

1. Снижение активности занимающихся, приведении их в относительно спокойное состояние.

2. Снижение возбуждения и излишнего напряжения отдельных мы-

ИјеЧНЬ[Х групп.

З. Регулирование эмоционального состояния группы.

4. Подведение итогов занятия с оценкой деятельности студентов

5. Заключительная часть длится 3-5 % от общего времени урока.

А. S. -

СХЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

занятия Задачи занятия Средства

Вводная часть 1 „Организовать занимающихся, активизировать их внимание для проведения занятия, 2.0знакомить с содержанием занятия и его задачами Построение, приветствие
Общая разминка З.Постепенно активизировать (разогреть) мышцы опорно-двигательного аппарата и функции сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. Ходьба, бег, ОРУ: для рук и плечевого пояса, туловища, ног, прыжки, подскоки, упражнения на расслабление и дыхание
Специальная разминка «Подготовить организм к выполнению заданий основной части занятия. Специально-подготовительные (подводящие) упражнения к предстоящим двигательным действиям в основной части занятия
1 формировать знания о двигательном действии. 2.06учать двигательным умениям и навыкам. З Развивать общие и специальные функции опорно-двигательного аппарата, дыхательной и сердечно-сосудистой систем 4.Фомировать и поддерживать хорошую осанку. 5.3акаливать организм занимающихся. б.Воспитывать нравственные, эстетические, волевые и интеллектуальные качества. Физические упражнения, предусмотренные программагии, в зависимости от вида спорта, типа занятия, поставленных задач.
5 1.Привести организм и психику занимающихся в оптимальное функциональное состояние. 2.Подвести итоги занятия 3.0знакомить занимающихся с содержанием следующего занятия для самосто- тельного выполнения некоторых п ажнений. Медленный бег, спокойная ходьба, игры на внимание, танцевальные упражнения под музыку, упражнения на восстановление дыхания и расслабление, растягивание.

 

 

А. S. -

ИНТЕНСИВНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ

Двигательное действие — это совокупность движений, сознательно направленных на решение какой-либо двигательной задачи. Движение является моторной функцией организма человека, заключающейся в изменении положения тела или его частей. В основе движения лежат согласованные перемещения рук, ног, туловища, шеи, выполняемые в той или иной последовательности. Для физического воспитания характерны только произвольные движения, сущность которых определяется тремя при знаками:

 они являются функцией сознания;  формируются в процессе жизнедеятельности; о по мере совершенствования повышается степень их лоДчинения воле человека.

Двигательное умение - такой уровень овладения двигательным действием, когда управление им происходит при активной роли сознания с повышеннои концентрацией внимания на отдельных элементах и неста бильным достижением конечной цели. Его характерные признаки:

О неавтоматизированное управление Движениями;  загруженность сознания обучаемого контролем каждого Движения;  невысокая скорость выполнения Действия; о относительная расчлененность Движении; о нестабильность и непрочное запоминание Действия.

В ходе овладения двигательным действием умение превращается в навык.

Двигательный навык - это уровень владения действием, при котором имеет место автоматизированное управление движениями, их ВЫСОкая надежность, а внимание обучаемых концентрируется не на отдельных движениях, а на конечном результате.

Характерные признаки двигательного навыка:

- автоматизированное управленце Движениями;

- сознание освобождено от Детального контроля каждого Движения и направлено на управление Двигательным Действием в различной в обстановке,

- творческое решение Двигательной задачи;

- слитность Движений;

- отсутствие излишнего напряжения мышц, ненужных Действий, - высокая устойчивость Действия, позволяющая успешно решать

Двигательную задачу при возДействия сбивающих факторов;

A.S. -


- высокая скорость, легкость, экономичность и точность Движений;

- прочность запоминания Действия.

Сформированный и закрепленный навык не исчезает даже при длительных перерывах: научившись плавать, ездить на велосипеде человек делает это даже после многолетнего перерыва. Формирование одних двигательных навыков может оказывать определённое влияние на освоение других навыков, Это явление получило название переноса навыков, Процесс обучения двигательным действиям нужно строить так, чтобы в максимальной степени проявлялось благоприятное влияние одних двигательных навыков на другие.

Методы разучивания движений

Обучение двигательным действиям, в зависимости от сложности техники выполнения упражнений, можно проводить в целом или по частям.

• Метод целостного разучивания заключается в многократном повторении упражнения без искажения его целостной структуры.

(+) Ценной чертой этого метода является сохранение техники действия, его ритма, структуры, силового и временного рисунка движения.

(-) Недостатком же является невозможность применения при разучивании сложных упражнений.

• При обучении по частям каждое движение расчленяется на части, ко торые разучиваются с последующим соединением в единое целое. (+) Данный метод позволяет полнее сосредоточить внимание обучаемых на выделенной части для более тщательного ее разучивания, исключая повторное выполнение неотработанных частей и предупреждение грубых ошибок.

(-) Не подходит для случаев, когда двигательное действие нельзя разделить на части.

• В тех случаях, когда упражнение не делится на части, но оно сложно для усвоения, наиболее целесообразным является метод его разучивания с помощью подводящих и подготовительных упражнений. Каждое подводящее упражнение имитирует одну из фаз целостного двига тельного действия, представляя его упрощенный вариант. Разучивание с помощью подготовительных упражнений применяется, если выявлены недостатки в развитии тех или иных физических качеств или у студента не сформированы способности концентрировать свои усилия при выполнении главных звеньев разучиваемого упражнения. После разучивания упражнение выполняется в целом,

В процессе обучения у занимающихся могут возникнуть ошибки в технике выполнения упражнений. Эти ошибки следует своевременно исправлять, иначе они, при многократном повторении, будут закрепляться в неправильное двигательное действие.

Ошибки, возникающие в процессе разучивания двигательных дей ствий, исправляются в такой последовательности: при групповом обучении, вначале — общие, затем — частные; при индивидуальном обучении, вначале — значительные, затем — второстепенные.


ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ДВИЖЕНИЙ

Техника упражнения - это способ его выполнения, заключающийся в конкретных, целенаправленных движениях спортсмена. Сущность спор тивной техники состоит в наиболее разумном использовании спортсменом своих двигательных способностей для лучшего решения задачи, стоящей перед ним при выполнении того или иного упражнения. Т.е. под техникой подразумеваются эффективные и наиболее рациональные и действия для решения каких-то конкретных двигательных задач: как можно быстрее преодолеть дистанцию, прыгнуть максимально высоко или дале ко или послать снаряд как можно дальше.

Техника каждого упражнения в целом одинакова. Индивидуальные особенности спортсмена и его подготовленность влияют лишь на выполнение отдельных компонентов движения:

• исхоДное положение,

• последовательность включаемых Движений,

• направление Движений, амплитуДу,

• величину усилий,

• ритм и темп.

Любое двигательное действие можно разделить на фазы, в этом действии будет одна главная фаза, а остальные вспомогательные. Главная фаза — это ведущий элемент, где происходит реализация целевого назначения всего двигательного действия (отталкивание). Остальные фазы (разбег) создают оптимальные условия для ВЫПОЛНеНИЯ главной фазы или помогают наиболее эффективно достичь цели (полет, приземление) после ее выполнения. Эти фазы разделяются определенными границами, где происходит изменение движения по форме, направлению скорости, мышечным усилиям и др. Такие границы называют моментами.

Например, цель разбега — набрать оптимальную скорость, цель опалкивания — перевести часть горизонтальной скорости разбега в вертикальную„ Эти две цели разделяются моментом постановки толчковой ноги на место отталкивания.

Фазы определяют состав Действия, а их взаимосвязь друг с другом определяет структуру действия. Чем стабильнее взаимосвязь, тем эффективнее техника действия. Правильное представление о технике позволяет спортсмену точнее оценить и лучше использовать в процессе тренировки каждое вспомогательное упражнение. Совершенствование техни ки должно идти постоянно и непрерывно по мере ПОВЫШеНИЯ уровня подготозленности спортсмена.

Кинематическая структура Движений создает визуальную картину действий в пространстве, во времени, с определенной скоростью, ускорением. Рассматривая кинематическую структуру движений различают:

• пространственные,

• пространственно-временные характеристики движений.

1, Пространственные характеристики - Пространственно техника физических упражнений характеризуется рациональным взаиморасположением звеньев двигательного аппарата человека, обеспечивающим:

• целесообразное исходное положение перед началом движений (низкий старт),

• оперативную позу в процессе его выполнения (достаточный прогиб в поясничном отделе во время перехода через планку в прыжках в высоту),

• соблюдение оптимальной траектории движений (фаза полета в Прыжках в длину).

Траектория движений — имеет существенное значение для эффективности выполнения физических упражнений. Траектория — это непрерыв ная линия, воображаемый след движущейся точки. По форме траектория движений может быть прямолинейной и криволинейной. Простейшие из криволинейных движений — вращательные движения (движения по окружности). Когда необходимо обеспечить наибольшую скорость какому-либо звену на коротком отрезке пути предпочтительна прямолинейная форма траектории. Направление движений влияет на точность двигательных действий и на их конечный результат. Нужные направления движениям задаются с помощью:

• внешних пространственных ориентиров (разметка беговых дорожек и секторов),

• ориентации по плоскостям трёхмерного пространства:  -в горизонтальной плоскости — вправо-влево;  во фронтальной (вертикальной) — вверх-вниз;  в сагиттальной (переднезадней) — вперёд-назад  в промежуточных направлениях (вперед-вверх-вправо).

Амплитуда (размах) движений зависит от строения суставов и эластичности связок и мышц. Для увеличения подвижности в суставах, совершенствования эластичности мышц и связок применяются специальные упражнения на гибкость.

2. Временные характеристики движений: Длительность Движений, темп и ритм.

Длительность движения — это его временная мера, которая измеря-

ется разностью моментов окончания и начала движения.

Темп движений — характеризует частоту циклов или движений в единицу времени и зависит от массы движущегося тела (звена). Темп может изменить структуру движения (беспредельное увеличение темпа шагов в спортивной ходьбе приведет к бегу).

Ритм движений — это комплексная характеристика техники физических упражнений, отражающая порядок распределения усилий во времени и пространстве, нарастания и уменьшения их в динамике действия. Он определяется по соотношению частей движения. Ритм движений характеризует, например, отношение фаз времени опоры и фазы времени полёта в беге.

Ритмические характеристики движений — это определённая упорядоченность движений в составе целостного действия, при которой акцентированные (связанные с активным нарастанием мышечных напряжений) фазы действия закономерно чередуются с неакцентированными (отличаЮЩИеСЯ меньшим напряжением либо расслаблением).

З. Пространственно-временные характеристики — это скорость и уско-

рение-

Скорость — это путь, пройденный за единицу времени.

Ускорение — это изменение скорости во времени (её увеличение или уменьшение). Эти характеристики во многом определяют рациональную технику движений и конечный результат.

Динамическая структура отображает все внешние и внутренние силы, без которых движение будет невозможно. Движение возможно лишь при взаимодействии внешних и внутренних сил.

К внешним силам относят: силу тяжести, силу реакции опоры, силу сопротивления, силу трения, силу ОТЯГОЩе-

ния, силу инерции.

Лен

Сила тяжести — мера относительно постоянная, ее действие всегда направлено вертикально вниз. Она не может влиять на изменение скорости при горизонтальном движении, но при спуске действует положительно, увеличивая скорость движения, а при подъеме отрицательно, уменьшая скорость движения.


Величина силы тяжести расчитывается как: P=m*g,

где т-масса тела спортсмена, ускорение свободного падения 981,9 см/сек2 .

Сила реакции опоры возникает при воздействии другой силы на опору и диаметрально противоположна по направлению, т. е. силе давления на опору противодействует сила реакции опоры. Эта сила зависит от качества опоры, чем жестче опора, тем сила реакции больше. При стоянии сила реакции опоры равна весу тела, а при ходьбе к этой силе прибавляются сила инерции и сила, создаваемая мышцами при отталкивании от опоры. Например, в прыжках в длину ногу на планку следует ставить выпрямленной, потому что прямая нога легче переносит большую нагрузку, а в первой части отталкивания давление на опору в несколько раз превышает вес тела прыгуна, что приводит к увеличению силы реакции опоры во второй части отталкивания. При движении спортсмена сила реакции опоры делится на вертикальную, продольную и поперечную составляющие.

Сила сопротивления возникает при движении и оказывает тормозяидее воздействие. Поток возду-

Подъевная ха, водная среда— это силы Сип Направленн сопротивления ВНеШНеЙ сре-



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.249.77 (0.134 с.)