Возбуждение надзорного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Возбуждение надзорного производства



Любое вступившее в законную силу судебное решение, определение, постановление может быть пересмотрено в порядке судебного надзора.

Перечень и полномочия должностных лиц, имеющих право возбуждать судебно-надзорное производство, опреде­лены ст. 376 ГПК. Вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Президиума Верховного Суда РФ, могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции лицами, участвующими в де­ле, и другими лицами, если их права и законные интере­сы нарушены судебными постановлениями.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу. Согласно ст. 380 ГПК пропуск указанно­го срока обжалования является основанием для возвраще­ния надзорной жалобы ее заявителю.

Право на обращение в суд надзорной инстанции с пред­ставлением о пересмотре вступивших в законную силу ре­шений и определений суда, если в рассмотрении дела уча­ствовал прокурор, имеют должностные лица органов про­куратуры, указанные в ст. 377 ГПК. В частности, с представлениями о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители — в любой суд надзорной инстанции;

2)  прокурор республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа (флота) — соответственно в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда.

Порядок подачи надзорной жалобы или представления прокурора. Надзорная жалоба или представление прокурора подается непосредственно в суд надзорной инстанции. Законом установлен круг судов и органов в них, осуществлющих полномочия по судебному надзору. Согласно ст. 377 ГПК надзорная жалоба или представление прокурора подаются:

1) на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на апелляционные решения и определения районных судов; на вступившие в законную силу судебные приказы, решения и определения районных судов и мировых судей — соответственно в  президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа;

2) на кассационные определения окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов — в президиум окружного (флотского) военного суда;

3)на определения президиумов верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов; на вступившие в законную силу решения и определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ; на кассационные определе­ния верховных судов республик, краевых, областных су­дов, судов городов федерального значения, суда автоном­ной области, судов автономных округов, а также на вступившие в законную силу решения и определения рай­онных судов, принятые ими по первой инстанции, если жалобы на указанные решения и определения были остав­лены без удовлетворения президиумами соответственно верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной об­ласти, судов автономных округов, — в Судебную колле­гию по гражданским делам Верховного Суда РФ;

4) на определения президиумов окружных (флотских) военных судов; на вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, при­нятые ими по первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмот­рения в Верховном Суде РФ; на кассационные определе­ния окружных (флотских) военных судов, а также на вступившие в законную силу решения и определения гар­низонных военных судов, если жалобы на указанные су­дебные постановления были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда, — в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

5) на вступившие в законную силу решения и опреде­ления Верховного Суда РФ, принятые им по первой ин­станции; на определения Кассационной коллегии Верхов­ного Суда РФ; на определения Судебной коллегии по гра­жданским делам Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном порядке; на определения Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ею в кассационном по­рядке, — в Президиум Верховного Суда РФ.

Содержание надзорной жалобы. Надзорная жалоба должна содержать (ст. 378 ГПК):

1) наименование суда, в который они адресуются;

2) наименование лица, подающего жалобу или пред­ставление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;

3) наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;

4) указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержа­ние принятых ими решений;

5) указание на решение, определение суда, которые об­жалуются;

6) указание на то, и чем заключается допущенное суда­ми существенное нарушение закона;

7) просьбу лица, подающего жалобу или представление. В надзорной жалобе на вынесенное в надзорном поряд­ке определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ или военной коллегии Верховного Суда РФ должно быть указано, в чем состоит нарушение единств судебной практики, и должны быть приведены соответствующие обоснования этого нарушения. В надзор­ной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано какие права или законные интересы это­го лица нарушены иступившим в законную силу судебным постановлением. Если надзорная жалоба ранее подавалась и надворную инстанцию, в ней должно быть указано на принятое решение суда.

Надзорная жалоба подписывается лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой доку­мент, удостоверяющий полномочия представителя. Пред ставление прокурора должно быть подписано уполномочен­ным на то прокурором (ч. 5 ст. 378 ГПК).

К надзорной жалобе прилагаются заверенные соответ­ствующим судом копии судебных постановлений, приня­тых по делу. Они подаются с копиями по числу лиц, участвующих в деле. Если судебное постановление не было обжаловано в апелляционном или кассационном порядке, к жалобе должен быть приложен документ, подтверждаю­щий уплату государственной пошлины.

Рассмотрение надзорной жалобы. После поступления в суд надзорной инстанции надзорная жалоба по поручению председателя соответствующего суда или его заместителя передается на рассмотрение судьи данного суда. Судья изучает жалобу и вправе возвратить ее без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня поступления в суд надзорной инстанции, если:

1) жалоба или представление не отвечает требованиям, предусмотренным ст. 378 ГПК;

2) жалоба или представление поданы лицом, не имею­щим права на обращение в суд надзорной инстанции;

У) пропущен срок обжалования судебного постановле­ния ь порядке надзора;

4) до принятия жалобы или представления к рассмот­рению по существу поступила просьба об их возвращении или отзыве;

5) жалоба или представление поданы с нарушением правил подсудности.

В суде надзорной инстанции, за исключением Верхов­ного Суда РФ, надзорная жалоба рассматривается не более чем месяц, а в Верховном Суде РФ — не более чем два ме­сяца. По результатам рассмотрения надзорной жалобы су­дья выносит определение об истребовании дела, если име­ются сомнения в законности судебного постановления ли­бо об отказе в истребовании дела, если изложенные в жалобе доводы в соответствии с федеральным законом не могут повлечь за собой возможность отмены судебного по­становления. В определении суда об отказе в истребовании дела излагаются мотивы, если оно направляется лицу, подав­шему надзорную жалобу. В случае истребования дела су­дья вправе приостановить исполнение решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии об этом просьбы, содержащейся в жалобе, пред­ставлении или ином ходатайстве.

Председатель соответствующего суда либо его замести­тель вправе не согласиться с определением судьи об отказе в истребовании дела. В этом случае они выносят свое оп­ределение об истребовании дела.

Рассмотрение дела, истребованного в суд надзорной инстанции. Истребованное дело рассматривается судьей, кроме судьи Верховного Суда РФ, не более чем два меся­ца, судьей Верховного Суда РФ — не более чем четыре ме­сяца. Такой срок может быть продлен председателем суда, его заместителем соответственно до четырех и шести меся­цев. По результатам рассмотрения дела судья выносит од­но из двух определений: об отказе в передаче дела для рас­смотрения по существу в суд надзорной инстанции либо о передаче дела для рассмотрения надзорной жалобы по существу в суд надзорной инстанции. Однако председатель соответствующего суда и его заместитель вправе не согла­ситься с определением судьи об отказе в передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции. В этом случае председатель соответствующего суда или за­меститель Председателя Верховного Суда РФ выносит свое определение о передаче дела для рассмотрения по сущест­ву в суд надзорной инстанции.

В случае передачи дела на рассмотрение суда надзор­ной инстанции лицам, участвующим в деле, направляют­ся копии соответствующего определения суда и копии надзорной жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы ли­ца, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание. Лица, участвующие в деле, извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Следует иметь в виду правило ст. 389 ГИК, согласно ко­торому председатель Верховного Суда РФ или его замести­тель имеет право внести в Президиум Верховного Суда РФ мотивированное представление о пересмотре судебных по­становлений в порядке надзора в целях обеспечения един­ства судебной практики и законности. По смыслу закона такое представление может быть внесено и при отсутствии обращения участвующих в деле лиц без соблюдения обще­го порядка подачи и рассмотрения надзорных жалоб.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 27; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.009 с.)