Организация и проведение практической работы по расширению знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация и проведение практической работы по расширению знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр.



 

 

В соответствии с гипотезой и задачами исследования была разработана методика обследования по расширению знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Ее цель – выявить эффективность влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Методика была направлена на решение следующих задач:

1. Выявить профессиональную готовность воспитателя в использовании дидактических игр, направленных на формирование знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста;

2. Выявить отношение детей старшего дошкольного возраста к дидактическим играм, направленным на формирование знаний в области физической культуры;

3. Выявить уровень освоения детьми старшего дошкольного возраста знаний в области физической культуры на материале дидактических игр;

4. Выявить степень влияния дидактических игр на формирование знаний в области физической культуры у старших дошкольников;

Педагогическая работа была организована на протяжении четырех недель практики. Особое внимание в работе было уделено организации дидактических игр. Их проводили индивидуально с детьми. В диагностике приняли участие 15 детей шестого года жизни (старшая группа «Звездочки»): Камилла А., Степа А., Марсель В., Софья В., Шамиль Г., Руслан Г., Костя Г., Марат Д., Стас Е., Ильдар И., Аделя К., Егор К., Варя К., Леня Л., Кира Л.

Педагогическая работа проводилась в 3 этапа.

Цель I этапа: осуществление диагностики актуального уровня объема физкультурных знаний у детей старшей группы; Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:

1) Провести беседу для определения уровня сформированности здорового образа жизни детей старшей группы.

2) Подобрать диагностику для выявления уровня сформированности представлений детей старшей группы о пользе физкультуры и спорта для укрепления организма человека.

3) Проанализировать полученные результаты исследования.

Методы исследования:

–Беседа по методики Е.Н. Васильевой, Л.Г. Касьяновой «Что я знаю о здоровье»

–Дидактическая игра «В гостях у Здоровячков и Хлюпиков»

–Дидактическая игра «Полезные и вредные продукты»

При реализации игр соблюдались следующие условия:

1) дидактические игры поводились с учетом этапов формирования представлений у детей дошкольного возраста: на первом этапе дети ознакомились с понятием «здоровье», здоровый образ жизни. Далее было сформировано представление о больном и здоровом человеке. После этого формировались понятие и представления о режиме дня, сне, отдыхе, режиме питания, гигиенических процедурах. На последнем этапе у детей формировалось представление о полезных и вредных привычках для организма.

2) при подборе содержания, форм и приемов игровой деятельности учитывались возрастные особенности развития детей.

В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Поэтому при подборе и реализации дидактических игр расширяли и дополняли знания о предметах и явлениях, касающихся здорового образа жизни, при этом делается акцент на выстраивание взаимосвязей между предметами и явлениями (в игре «В гостях у Здоровячков и Хлюпиков» - детьми определялись действия изображенные на картинках, способствующие здоровому образу жизни; в игре «Полезные и вредные продукты» - дети узнавали о свойствах продуктов и последствиях употребления «вредных» продуктов питания).

Дети впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду – поэтому при проведении игр делался акцент на то, что дети «уже взрослые» и должны выполнять определенные процедуры самостоятельно (режимные моменты, гигиенические процедуры), доводить их до конца. При этом выполненное действие обязательно поощрялось воспитателем.

Серьезное внимание должно уделяться развитию познавательной активности и интересов старших дошкольников. Обязательным элементом дидактических игр является познавательная ситуация, в которой дети узнают новое, решают проблемные ситуации. Так, например, в игре «Хорошо–плохо» ребенок должен определить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье ребенка, в игре «если хочешь быть здоров» - ребенок должен определить факторы здорового образа жизни.

При проведении дидактических словесных игр воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые знания, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение.

Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми. Дидактические игры, формирующие представления о здоровом образе жизни в полной мере позволяют это сделать - ребенок играет в игру с участием воспитателя, игра может проигрываться как индивидуально, так и в подгруппе (от 2 до 5-7 человек).

Важным показателем самосознания детей 5–6 лет является оценочное отношение к себе и другим. Положительное представление о своем возможном будущем облике впервые позволяет ребенку критически отнестись к некоторым своим недостаткам и с помощью взрослого попытаться преодолеть их. Дидактические игры, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни позволяют оценить свои умения, навыки, свои личностные качества – «Хорошо–плохо».

Не менее интересной была дидактическая игра «Найди опасные предметы», цель которой помочь детям запомнить предметы, опасные для жизни и здоровья; помочь самостоятельно сделать выводы о последствиях не острожного обращения с ними. Ее проводили чаще всего индивидуально или в небольших подгруппах, учитывая уровень знаний детей. Каждый раз задания усложнялись: менялись предметы. После того, как воспитанник показывал предмет, с ним обсуждали, чем он опасен.

Больше всего понравилась воспитанникам дидактическая игра «Полезные и вредные продукты». В этой игре использовались карточки зеленого и красного цвета; предметные картинки с изображением продуктов питания (торт, лимонад, копчёная колбаса, пирожные, конфеты, черный хлеб, каша, молоко, варенье, сок, овощи, фрукты); поощрительные значки (вырезанные из цветного картона яблоко, морковка, груша). Детям раздают картинки с изображением различных продуктов питания. Под голубую картинку следовало положить картинки с полезной едой, а под красную - с вредной, дети должны были внимательны, в случае ошибки исправления не допускались. Верное решение игровой задачи поощрялось значком.

Таким образом, подобранные и реализуемые дидактические игры строились с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

3) содержание дидактических игр соответствовало целевой установке – формирование представлений о здоровом образе жизни (приложение 6). Все подобранные дидактические игры имеют общую цель – формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста. Часть игр позволяет не только сформировать представление, но и уточнить, расширить знания о содержательных компонентах здорового образа жизни: «В гостях у Здоровячков и Хлюпиков», «Полезные и вредные продукты», «Что я знаю о здоровье».

4)также при организации игр соблюдались принципы игровой деятельности и принципы дидактической игры, а именно:

· добровольность участия детей в игре,

· обязательное соблюдение правил игры,

· игры носили обучающий (формирующий) характер.

5) систематичность и последовательность проведения игр - игры проводились как в ходе непосредственной образовательной деятельности, как и на прогулке, так и в группе в свободное время.

Проведение игры соответствовало определенной последовательности: изначально дети обучались правилам игры и пробовали играть вместе с воспитателем, затем, дети под присмотром воспитателя пробовали играть в игру, затем, освоив правила игры, дети играли самостоятельно. При проигрывании соблюдалось требование – в игру необходимо было поиграть несколько раз, чтобы содержание игры было усвоено детьми полностью. Впоследствии дети играли в игры по мере проявления интереса к ним, при этом некоторых детей воспитатель мотивировал на участие в игре.

6) дети принимали активное участие в играх, то есть занимали субъектную позицию. На первых этапах освоения игры воспитатель мотивировал детей на участие в игре, заинтересовывал их. В дальнейшем дети сами проявляли интерес к той или иной игре, хотя в ряде случаев воспитатель предлагал одному ребенку или группе детей поиграть в игры «про здоровье».

Таким образом, были реализованы дидактические игры, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста.

На третьем этапе был проведен повторный замер и организована аналитическая деятельность.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.009 с.)