Анализ психолого-педагогических исследований формирования знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ психолого-педагогических исследований формирования знаний в области физической культуры у детей старшего дошкольного возраста



 

 

В дошкольных учреждениях часто физкультурные занятия связаны доминантно только с реализацией двигательной активности детей. Однако вся система образования дошкольников в области физической культуры должна быть направлена на то, чтобы наряду с решением оздоровительных задач решать и чрезвычайно важные задачи формирования знаний дошкольников в области физической культуры.

Дети старшего дошкольного возраста могут усвоить необходимые знания о физической культуре, понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений [Григорьева, И. А. Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр / И. А. Григорьева, Т. А. Грузинцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6 (116.6). — С. 28-31.].

Не случайно в современных исследованиях сущность физического упражнения определяется как двигательное действие с его моторной и неизменно духовной сторонами (И.М.Быховская, В.К.Бальсевич, М.Я.Виленский, Л.И.Лубышева, М.Ю.Николаев). Это создает условия для разработки новых педагогических технологий, целью которых является использование средств физической культуры как предпосылок не только физического, но и личностного развития детей.Научные обоснования осуществления физического воспитания в дошкольном возрасте заложены в трудах крупнейших русских ученых П.Ф.Лесгафта,И.П.Павлова, И.М.Сеченова. Много сделано в этой области Е.А.Аркиным, А.И.Быковой, А.В.Кенеман, М.Ю.Кистяковской, Т.И.Осокиной, Н.Т.Тереховой, Э.Я.Степаненковой, Д.В.Хухлаевой, Г.П.Юрко. Учеными выдвигается положение о социальной обусловленности моторной функции и возможности активного планомерного воздействия на физическое развитие ребенка. Задачи, средства и методы физического воспитания рассматриваются комплексно и многогранно. Они направлены на то, чтобы воспитать здоровых, закаленных детей с гармоничнымтелосложением, хорошим уровнем развития движений, физических и волевых качеств, умственной работоспособности, тренированности различных функциональных систем. В организованныхформах физического воспитания, самостоятельной двигательной деятельности удовлетворяется биологическая потребность детей в движениях, идет освоение и закрепление правильного способа выполнения двигательных действий, развиваются двигательные способности [Шебеко, В. Физическая культура дошкольника / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. – 2009. –No 5. –С. 18–23.]

Однако, чтобы ребенок усвоил необходимые знания, их надо умело преподать. Чтобы у ребенка не было неопределенности в той информации, которую он получает, сведения необходимо конкретизировать.

Каждому возрасту присущи свои особенности, поэтому недостаточно только конкретизировать теоретический материал. Необходимо, чтобы сведения соответствовали уровню познавательных возможностей детей. В этой связи теоретические сведения следует адаптировать к восприятию детей.

Сформированные у ребенка знания в области физической культуры способствует решению многих задач:

во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями;

во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий;

в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физическими упражнениями;

в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного учреждения[Физическое воспитание и развитие дошкольников: учеб. Ф534 пособ. для студ. сред. пед. учеб, заведений/ [С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.].

Придавая большое значение изучению теоретических сведений в процессе занятий физическими упражнениями, тем не менее следует помнить, что в формировании физической культуры личности дошкольника ведущее место занимает двигательная деятельность. Именно поэтому преподавание детям теоретических сведений не должно отражаться на моторной плотности занятий. Теоретические сведения сообщаются или в подготовительной части занятия, тем самым формируя у детей целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы[1. Стр 85].

Знания в области физической культуры представляют из себя довольно сложную информацию. Они включают знания по педагогике, физиологии, медицине, истории и другим смежным наукам. Поэтому перед педагогом, проводящим занятия с дошкольниками встают два первостепенных вопроса: вопрос отбора для формирования физкультурных знаний материала, доступного для усвоения детьми и вопрос выбора формы, методики преподавания детям данного материала [Доскин, В.А., Голубева, Л.Г. Растем здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторов физкультуры / В.А. Доскин, Л.Г. Голубев. - М.: Просвещение, 2002. - 110 с.].

Программу целенаправленного формирования у дошкольников знаний в области физической культуры одной из первых предложила З.И. Нестерова (1986). В дальнейших исследованиях (Банку Т.А., 2000, Перекопская М.А., 2002, Гурьев С.В., 2010) подчеркивалось, что формирование физкультурных знаний, наряду с формированием умений и навыков, является важной частью физкультурного образования детей.

Теоретические знания в области физической культуры достаточно разнообразны, на наш взгляд НЕ СООТ-Т ТРЕБ-ЯМ К ЯЗЫКУ ИЗЛОЖЕНИЯ их можно сгруппировать следующим образом:

· Знания о видах спорта (происхождение и история развития видов спорта, достижения отечественных и наиболее известных зарубежных спортсменов – представителей видов спорта, инвентарь и спортивная форма, основные правила соревнований, влияние занятий данными видами спорта на организм);

· Знания о физических качествах (силе, быстроте, скоростно-силовых качествах, выносливости, ловкости, гибкостипроявление данных физических качеств у человека, их виды, особенности методики развития, основные упражнения, способствующие их развитию, значение для здоровья человека);

· Знания о закономерностях и функционирования человеческого организма в процессе выполнения физических упражнений (работа сердечно сосудистойи дыхательной системы, а также других систем организма, энергообеспечение в процессе мышечной работы, строение и работа мышц);

· Знания о влиянии физических упражнений на организм человека (изменения в организме под воздействием физических упражнений);

· Знания о самоконтроле самочувствия в процессе занятий физической культурой (методы самоконтроля их применение и значение);

· Знания о личной гигиене и здоровьесбережении (гигиеническая гимнастика, здоровьесберегающие мероприятия, гигиена труда, сна, питания, закаливание);

· Знания о технике безопасности в процессе занятий физической культурой (правила поведения в спортивном зале, правила подготовки инвентаря, ухода за ним и выполнений упражнений с ним, правила разминки, правила оказания первой помощи) [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].

С.О.Филиппова с соавторами (2011) предложила программу «Умные движения», которая имеет целью формирование у дошкольников сознательного отношения к физкультурным занятиям, проводимым в дошкольном учреждении и интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Программа включает следующие разделы:

1. История физической культуры (история различных видов спорта, история олимпийских игр)

2. Организм человека (строение и функционирование организма человека, различие двигательных возможностей мальчиков и девочек)

3. Основы личной гигиены (гигиена занятий физическими упражнениями)

4. Физические упражнения (физические упражнения для утренней гимнастики, игры, инвентарь и оборудования для занятий физическими упражнениями)

5. Охрана здоровья (правила безопасности при выполнении физических упражнений)

6. Растим человека (знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка)

7. Играем сами (самостоятельное моделирование ребенком деятельности, основанной на полученных ранее знаниях)

8. Веселая физкультура (закрепление знаний, полученных ребенком в образовательном и воспитательном процессе) [Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.]. Учебная работа по программе «Умные движения» предусматривает регламентированные, частично регламентированные и свободные формы комплексныхзанятий.

Согласно данной программе вначале месяца воспитатель в группе проводит занятие с детьми на заданную тему, затем эти знания закрепляются на занятиях по физкультуре в течение всего месяца. Также, согласно программе, теоретические сведения преподаются или в подготовительной части занятия, организуя тем самым внимание детей и формируя у них целевую установку на предстоящую двигательную деятельность (например, сведения из истории физической культуры), или непосредственно в процессе выполнения упражнений (например, понятие направления движения, понятие скорости движения). В заключительной части повторяются основные положения изученной темы.

Практический опыт позволяет утверждать, что в детском саду дети получают достаточно полные знания в области валеологии (знания о своем физическом состоянии, средствах воздействия на него, представления о показателях здоровья, знание простейших правил сохранения и укрепления здоровья, правил самодисциплины, знания о предметах и действиях, связанных с выполнением гигиенических процедур). Эти знания, как было показано выше, относятся к физкультурным, и они очень важны, так как они формируют у ребят ценностное отношение к своему здоровью. Однако эти знания ребенок получает не только на занятиях по физическому воспитанию, но и в процессе других занятий в учебном процессе в дошкольном образовательном учреждении.

Те знания, которые дети получают, занимаясь непосредственно физическими упражнениями, связаны с понятиями физиологии, анатомии, спортивной медицины теории и методики физического воспитания и спорта. Поэтому их можно условно отнести к медико-биологическому аспекту физкультурного образования. И формированию этих знаний, уделяется меньше внимания, чем знаний в области валеологии.

В целом сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач:

-во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями;

-во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий;

-в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой;

-в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного обучения [Филиппова, С.О. Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].

 

 

1.2 Задачи обучения и содержание работы по формированиюспециальных физкультурных знаний у детей старшего дошкольного возраста

 

 

Занятия по физическому воспитанию ставят своей главной целью обеспечение двигательной активности ребенка, формирование у него двигательных умений и навыков. В то же время созданию стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениямии формированию понятийного аппарата и базы теоретических знаний о физкультуре и спорте педагоги подчас уделяют мало внимания. Вместе с тем, именно решение задач теоретической физкультурной подготовки сделает для ребенка занятия физкультурой осмысленными желанными. К тому же, у детей старшего дошкольного возраста достаточно сформирована познавательная деятельность для того чтобы усваивать знания в области физической культуры и спорта. Дети дошкольного возраста способны управлять своими движениями, поэтому у педагога появляется возможность с помощью словесных указаний и объяснений сформировать у них знания о выполняемых движениях. Дети способны понимать значение физических упражнений, знать гигиенические правила занятий и уметь их применять. Усвоение данных теоретических сведений помогает сознательному отношению детей к физкультурным занятиям и самостоятельному использованию физических упражнений. Источниками знаний на занятиях физическими упражнениями являются как информация педагога, так и двигательная деятельность занимающихся [Филиппова, С.О. Физическая культура в системе образования дошкольников: дис. д-ра пед. наук / Филиппова С.О. - СПб., 2002. - 495 с. ] [Шебеко, В. Формирование личности дошкольника средствами физической культуры / В. Шебеко // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 3. - С. 21-2].

Знания в области физической культуры, как и во многих других областях человеческой деятельности, можно разделить на теоретические и практические.

Теоретические знания включают основные понятия физической культуры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных видов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных занятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти знания необходимы для осознанного отношениядетей к виду деятельности, то есть для объяснения «почему, зачем это нужно делать?»

Практические знания взаимосвязаны с техникой двигательных действий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индивидуальных возможностей организма. Эти знания позволяют ответить на вопрос: «как эффективно выполнять физическое упражнение?» [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].

Мысль о том, что занятия физическими упражнениями должны быть осознанными, высказывалась основателем отечественной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафтом. Ученый видел физкультурное образование в умении изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью, с наименьшим трудом в возможно меньший промежуток времени, сознательно производить наибольшую физическую работу. П.Ф. Лесгафт считал, что «…необходимо изучать метание, бег, прыжки и т. д. - не для самого этого действия, но чтобы при посредстве упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой» [Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста // Лесгафт П. Ф. Избранные труды / Сост. И. Н. Решетень. - М.: ФиС, 1987. - 359 с.].

В дошкольном возрасте начинается формирование интереса к двигательной деятельности, физической культуре определенному виду спорта, для этого могут быть использованы следующие мероприятия: экскурсия к месту, где занимаются физическими упражнениями, отображение в рисунках виденного на экскурсии; чтение рассказов о спортивных состязаниях, рассматривание иллюстраций относящиеся к здоровому образу жизни, проведение спортивных игр, проведение игры «Одень спортсмена», просмотр спортивных телепередач вместе с родителями, встречи со спортсменами, проведение физкультурных праздников «Папа, мама и я – спортивная семья». В результате такой работы значительно повышается интерес детей к занятиям физическими упражнениями. Дети начинают интересоваться спортивными соревнованиями, проходящими в стране, делиться своими впечатлениями. Дошкольники могут не только назвать имена чемпионов, но и понять, за что они удостоены такого высокого звания.

Структурная организация учебного материала выражается в группировке составляющих ее учебных тем по признаку однородности их содержания. Целесообразно выделять восемь групп.

В первую группу «История физической культуры» выделяются теоретические сведения, знакомящие детей с историей различных видов спорта и историей Олимпийских игр. Темы охватывают только те виды спорта, с элементами которых ребенок сам сталкивается в своей двигательной деятельности (бег, прыжки, игры с мячом, лыжи и т.п.).

Вторая группа «Организм человека» объединяет темы, рассказывающие о строении и функционировании организма человека, различии двигательных возможностей мальчиков и девочек.

Третья группа «Основы личной гигиены» включает в себя темы по гигиене занятий физическими упражнениями. Она призвана приучить детей использовать такие средства физического воспитания, как гигиенические мероприятия и естественные силы природы.

Четвертая группа тем «Физические упражнения» не только знакомит детей с различными упражнениями, но и объясняет на доступном для детей уровне их различия и предназначение.

В пятой группе тем, объединенных названием «Охрана здоровья», подбираются материалы, дающие ребенку сведения о том, как избежать ситуации, опасной для здоровья, или как надо действовать, если ребенок все же в эту ситуацию попал.

Шестая группа тем названа «Растим человека» и объединяет знания о роли физической культуры в умственном, нравственном и эстетическом воспитании ребенка. Последовательно детям даются знания о том, какие упражнения нужно делать для того, чтобы быть не только здоровым, но и красивым, веселым, умным.

Седьмая группа тем «Играем сами» является обобщающей, так как их прохождение строится как самостоятельное моделирование ребенком своих знаний, основанных на полученных ранее сведениях. Эти занятия призваны помочь ребенку осознать готовность к организации самостоятельной двигательной деятельности. Поэтому воспитатель на занятии в группе предлагает детям рассказать о том, как они самостоятельно будут заниматься физическими упражнениями. А специалист по физической культуре на занятиях предлагает детям выступить в роли организатора утренней гимнастики, физкультминутки, подвижной игры.

Темы, отнесенные к восьмой группе «Веселая физкультура», предназначены для рекреационной деятельности (досуги, праздники) и самостоятельных занятий детей (рабочие тетради, настольные игры) [С. О. Филиппова, Т. В. Волосникова, О. А. Каминский и др.; под ред. С. О. Филипповой. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 224 с.].

Вместе с тем, необходимоподробнее остановиться на тех знаниях, которые дети получают, занимаясь непосредственно физическими упражнениями. Эти знания связаны с понятиями физиологии, анатомии, спортивной медицины теории и методики физического воспитания и спорта. Поэтому их можно условно отнести к медико-биологическому аспекту физкультурного образования. И формированию этих знаний, на наш взгляд, НЕ СООТ-Т ТРЕБ-ЯМ К ЯЗЫКУ ИЗЛОЖЕНИЯ уделяется меньше внимания, чем знаний в области валеологии.

Представлены некоторые знания, которые, могут быть усвоены старшими дошкольниками в процессе занятий определенными физическими упражнениями и условия их формирования.

Перечисленные знания, будут способствовать формированию у детей интереса к своему организму, заложат основустремления к совершенствованию физических способностей, физической подготовленности, самоконтроля.

В целом сформированная у ребенка система знаний способствует решению многих задач: во-первых, знания влияют на повышение мотивации к занятиям физическими упражнениями; во-вторых, сказываются на эффективности освоения двигательных действий;
в-третьих, формируют основу для самостоятельных занятий физической культурой;
в-четвертых, создают предпосылки для лучшего усвоения других разделов программы дошкольного.

Таким образом можно выделить задачи по формированию знаний по физической культуре:

Теоретические задачи включают основные понятия физической культуры, спорта и здорового образа жизни, историю развития популярных видов спорта, закономерности развития и работы человеческого организма, значение и роль физических упражнений, закономерности формирования двигательных умений и навыков формы организации самостоятельных занятий и их значение для самосовершенствования человека, укрепления и сохранения здоровья. Эти задачи необходимы для осознанного отношениядетей к виду деятельности, то есть для объяснения «почему, зачем это нужно делать?»

Практические задачи взаимосвязаны с техникой двигательных действий, как способом их выполнения. Они помогают на практике быстрее освоить данное упражнение и эффективно выполнить его с учетом индивидуальных возможностей организма. Эти задачи позволяют ответить на вопрос: «как эффективно выполнять физическое упражнение?» [Филиппова, С.О.Формирование у дошкольников знаний в области физической культуры как средство активизации их познавательной деятельности / С.О. Филиппова, Т.Н. Панова, Т.И. Рогачева // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 12 (82) 2011, с. 21-24.].

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.026 с.)