Творчество Вальтера Гроппиуса. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество Вальтера Гроппиуса.



Вальтер Гроппиус, 1883-1969. Невероятная внутренняя сила, дар убеждения, вера в будущее. Учился у Беренса (у него же Корбюзье и Мис). Он занимался не только архитектурой, но и предметным дизайном. Но был плохим рисовальщиком, как правило, все эскизы за него рисовали его помощники.

Петер Беренс, Электростанция A.E.G, Берлин. Здесь много стекла, но все же это еще стекло, прорезанное в стене, стена как рама.

Фабрика Фагус, Гроппиус и Мейер. Существенное изменение в понимании работы стекла, весь фасад становится стеклянным, не окна, прорезанные, а стена-занавеска. Каркас есть, но он менее заметен, перестает выступать над поверхностью. С опресненного угла вообще не видны кирпичные перегородки. А еще есть горизонтальные серые плиты-перекрытия - практически не заметны. Ново и то, что угол стеклянный, это тоже облегчает. Идея прозрачность очень важна для интернационального стиля. Идея парадокса между материалами. Эстетика чистых линий.

Конкурс на здание газеты Чикаго- Трибьют. Гроппиус и Мейер. 1 из первых проектов современных небоскребов, похож на те, что уже начали строится. Базовые формы, безусловное влияние русских конструктивистов - динамика объемов, формы разные и вставлены друг в друга. Русские архитекторы тоже участвовали в конкурсе.

Памятник рабочим, погибшим в Мартовском Восстании, Веймар, 1921-22. Неожиданная форма, в «виде удара молнии», чистый конструктивизм. Есть его любовь к геометрии - рубленые формы, но куда делись его коробки. Памятник говорящий, можно попасть как бы внутрь конструкции.

Анри ван де Вельде, Веймарская школа искусств. Это довольно традиционное здание (интересна только странная форма, намек на подковообразную арку), Гроппиуса это беспокоило, потому в 1925г он строит новое здание Баухауса в Дессау. Здесь сформированы основные его постулаты - общая коробочность, никакого декора, много стекла. Это не небоскребы, максимальная простота, гладкие фасады, правда есть различие в цвете, хотя и немного. Корпус полностью оставленный - там мастерские; с балконами - общежития, еще ученые классы. Три корпуса соединены балконами, с любой точки зрения разный вид, там тоже что то полезное, например столовая. На плоскости они развернуты, похожи на лопасти самолета, переходы на разных уровнях - достигнута живописность. Внутри корпуса свободное пространство, идея максимальной открытости. Общежитие - это отдельные ячейка, там отдельные балконы - маленькие домики для индивидуальной жизни. Еще на этой территории несколько отдельных коттеджей для директора и преподавателей. Это все коробочки, которые по разному сопоставляются, всегда много окон и белая гладкая поверхность. Все помещения были обставлены мебелью и предметами, которые создавали сами ученики и преподаватели (известное Желтое кресло Гроппиуса). Марсель Бойер, Кресло В3, «Василий» - это важный ученик Гроппиуса, он начинал как мебельщик, потом стал архитектором, делал мебель из металлических трудом и натянутого материала.

Район Даммершток, Карлсруе, Комплекс Терен, Дессау. Это градостроительные проекты. Стандартная планировка, 2-4эт домики (страх жуткий), напоминает ячейки Корбюзье. Иногда он отходит от пуризма и вносит цвет. В 1934 переезжает в Англию, там есть нечто похожее, Импингтон колледж, Кэмбриджшир. Все живее, тк кирпич + работа с поверхностями активнее (больше выступов, учитывает традицию экреров). Несколько корпусов соединены переходами. Но остекления по прежнему много.

Собственный дом Гроппиуса, Гропиус и Броейр. Жилой дом больше не должен напоминать крепость (толстые стены, величественный фасад), теперь все легко, функционально, дешево, легко изменяемо. Свободное расположение комнат, разделение между жилыми и хозяйственными зонами, учет освещения (восток для спальни), больше не нужна искусственная симметрия. Если вся классическая архитектура принципиально фасадна, то здесь от этого отказываются. Фасад строится из того, какие помещения он скрывает. Живописное расположение окон и других элементов, так как все идет от структуры. 2эт, белый, окна-ленты, снаружи винтовая лесенка. Много внимания слиянию с пейзажем, сзади есть шпалера (не функциональна, как у Райта или у финнов).

Комплекс здания Гарвардского университета. Он активно преподает там + проектирует кампус. Работает не один, а руководит бюро, там его американские ученики. Это опять коробки, много стекла, но эти коробки он старается развить. Переходы, тонкие колонны. Использует не бетон, а местный камень в облицовке, чтобы здание не сильно выделялось среди старых кампусов.

PanAm или MetLife. Это небоскреб, сейчас это МетЛайф, а изначально оно строилось для авиакомпании. В 1980х запретили размещать логотипы компаний, все что есть осталось. Это здание жители ненавидели, как Эйфелеву башню. На момент открытия, это самое большое офисное здание мира, даже сейчас оно не сдает позиции. Первые американские небоскребы - еще ар деко, а это что то подчеркнуто новое. Опять же коробка, но он выходит за ее пределы - делает 6уг. Здание новаторское и с точки зрения техники - учет для авиакомпании, поэтому была вертолетная площадка на крыше, первая в городе. Здесь плоская крыша, а до того шпили (как в Эмпайр Стайт Билдинг). Гранд Централ стайшн перед ним, это а ля классика, но часто фотографируют вместе с ПанАм. Еще монотонность разбивается двумя горизонтальными поясами, где тонкие колонки.

Жилой дом в квартале Хансафертель, Германия. Структура усложняется, видим ячейки, но они живописно относятся между собой. Плюс здание немного изогнутая плане - оно становится более скульптурным + добавляется цвет.

Квартал Гропиусштадт, Берлин. Огромная подкова и еще несколько домов, есть еще несколько домов, других архитекторов. Дома разноцветные, но это уже муравейник, популярностью он не пользуется.

Проект кампуса университета в Багдаде. Как и Корбюзье начинает строить в экзотических странах. Это в Ираке. Ему не удалось достроить, власть сменилась быстро. Он успел построить высотку. Где то он остается в рамках своих квадратных форм. Еще была запланировала интересная мечеть - грибовидный купол, прозрачные стеклянные стены в нижнем ярусе (смесь современных и традиционных форм с примесью экзотики).

Архив Баухауса, Берлин. Здание построил не он, но он сделал 1й проект. От Гропиуса осталась форма завершения крыши в виде зубов. Для него это верх фаназийности и архитектурных излишеств.

  28. Творчество Ле Корбюзье.

Шарль - Эдуард Жаннере - Гри (Ле Корбюзье), 1887-1965. Француз швейцарского происхождения, пионер модернизма и функционализма, интернациональный стиль. Начинал с живописи, разрабатывал пуризм (то же и в архитектуре). Еще был брат Пьер, участвовал во многих постройках. Учился в том числе у Беренса, немецкого архитектора-функционалиста (рациональная архитектура), у него же учился Мисс ван дер Рое и Гроппиус. Много путешествовал - классическая греческая архитектура его поразила. Хотя его архитектура чистая, ничего нет, все же пропорции читаются.

Вилла Жаннере, Швейцария. Традиционный высокий кубический блок, симметричная композиция, круглый эркер - это для родителей. Но уже избавляется от декора, проявляется эстетика гладкой стены.

Вилла Швоб, или Турецкая. План восходит к Риму - две большая апсиды-эркера по сторонам (форум Траяна). Сторона, выходящая на сад почти вся остеклена, противоположная стена почти глухая - этот мотив станет очень характерен. Использует уклон. Упрощает и избавляется от декора, но остатки ордерной архитектуры, сохраняются активная фактура стены (кирпич и гладкая штукатурка), фактурный кирпичи в верхнем ярусе, пластичная форма (много углов и много закруглений, даже барочные приемы).

Модель дома Дом - Ино. Это прототип серийный домов, базовая 2эт ячейка (которая потом будет встречаться во всех его постройках). На рубеже 1914-15 последовательно движется к своей архитектуре, очищенной от классических реминисценций, до 1930г будет период пуризма. Понимает, что современный дом должен состоять из модуля, его можно увеличивать, ставить 1 на 2й, и тд. Это сборно-разборная конструкция. Внутреннее пространство должно стать единым, стены не должны ограничивать.

Принципы: Сформулированы в Эспри Нуво: 1. здание приподнято на колоннаде (пилотис); 2. крыша плоская и используемая (мебель, терраса, сад - ни одно часть здания не должна пропадать); 3. внутри свободная планировка (для этого опоры максимально разносятся к внешним стенам, внутренние стенки не несущие, плюс внутренние опоры могут не связываться с перегородками, опоры сами по себе, стенки сами по себе); 4. у фасада тоже свободная композиция, не связанная с работой конструкции; 5. ленточное остекление, вынесенное на один уровень с плоскостью стены; архитектор работает не с массой, а с пространством. По сути он создает новый ордер, тк ордер - это система правил, эти правила во вкусе нового времени. С легкой руки Райта эти дома стали называться «коробками на подпорках», то есть он не принял эстетику Ле Корбюзье (тот выпускал журнал Леспри нуво).

Павильон L' é sprit nouveau, 1925 г. В 1925 выставка декоративного искусства. Он сделал павильон своего журнала, все очень просто. Опять показывается его 2эт ячейка. Здесь небольшие опоры, они есть, но это не целый этаж. Плоская крыша, конструкция скрыта внутри тонкой стены, много остекления. Есть некая огорченная часть пространства, но это улица, там в потолке дырка для дерева.

«К (новой) архитектуре», 1923г. Ее сразу перевели на английский, там почему то в переводе добавили слово к «Новой», но для Ле Корбюзье очевидно эта новизна была не принципиальна. Ему очень важна связь формы и функции. Развитие древнегреческой архитектуры на прямую завязано с развитием современной автомобильной промышленности. Здесь сформулирована его фраза «Дом - это машина для жилья». До 2й мировой он строит много частных домов, они иллюстрирует его принципы, но чуть чуть отклоняются от первоначального образца (модель дома Ситроен).

Дом Кука, 1926. 1 из первый. Четкая прямоугольная форма, кубическая версия его архитектуры, еще близко его первоварианту. Никакие элементы не выносятся за предел формы - а у Ситроен выступала лестница и еще что то. Здесь все утоплено. Нет ничего, кроме белых гладких стен и окон.

Дома в районе Вайссенхоф, Штутгарт. Этот район построен к Всемирной выставке 1927г. 2 дома Ле Корбюзье сохранились. Сюда пригласили всех ведущих архитекторов. Оба дома полностью в его эстетике, но различный - 1й кубик, 2й - более протяженный, как два кубика. Во втором доме появляется цвет.

Вилла Ла Рош, Париж. Один из наиболее сложно структурных его домов. L-образный план, там сейчас его фонд. Крыло во двор имеет слегка закругленную стену - для него это большая роскошь (отдельные круглые детали встречаются, но всей стене в целом он редко придает не прямоугольную форму). Это изогнутое крыло буквально повисло на 4х тоненьких опорах. В двух крыльях нет равномерности остекления.

В чуть более поздних виллах он начинает сильно экспериментировать с кубической структурой - появляются пандусы, лестницы. Крыши иногда = сложные структуры. Там террасы, перепады высот, закругления. Структура кажется прямолинейной только снаружи, внутри она может быть очень даже сложной (Терасная вилла).

Вилла Савой. Его принципы достигают апогея. Колоннада внизу, плоская крыша с садиком, ленточные окно и гладкие стены (ничего не сообщают о внутренней конструкции). Все есть. Но внутри кубического объема сложный план и структура. Верхний ярус уже не простой кубический, появились какие то сложные формы - что то вроде башенки (впервые появилась в вилле Штайн, но была скрыта). Колоннада окружает с трех сторон, внутренняя опора сильно залгублена. На 2 яр есть прямоугольный открытый внутренний дворик, вокруг него помещения, образуют L-образную систему.

Современные кварталы Фрюже, 1925. Город Пессак, а Фрюже это промышленник, здесь строились дома для его рабочих; его интересует и тема города. Это переосмысление жилых ячеек, они упрощаются и объединяются в блоки. Выделяются 4 тип (вроде было 7). Дом-аркада, есть дом (где как 5 точек на игральном кубике, кен-кнос), дом-зигзаг, дом-небоскреб и тд. Дома цветные, фасады раскрашены по разному, ему правильно казалось, что жизнь рабочий будет получше, если они будут жить не в чистых белых домах.

Общежитие Армии спасения, 1930-33. Он начинает увеличивать масштаб построек, в его творчестве проявляется интернациональный маньеризм. В основе большой длинный блок, но внутри состоит из тех же 2яр ячеек. Одна стена почти полностью остеклена, вверху те же ячейка, только по диагонали. А рядом коммунальный блок, это уже из России (идеи общежития). Структура стены не гладкая, окна загуляет (ново), но функционально, козырьки защищают от солнца. Довольно брутальная архитектура, активно использует цвет. В позднем творчестве мыслит более скульптурно, ему позволяет бетон.

Швейцарское общежитие в университетском городке, Париж. Передняя сторона - коммунальные службы вынесены в «зуб», фронтальная часть глухая, чуть выгнутая форма.

Дом Центросоюза, Москва. Это интерпретация тех же принципов только в гигантском масштабе, это его самая крупная постройка перед ВОВ. 1 корпус параллели Мясницкой, две перпендикулярные части и зал советов, который выходит на проспект Сахарова. Свободно играет с глухой и остекленной стеной (некоторые остеклены полностью, стена-занавеска), есть моменты атектоники.

Проект современного города на 3 млн жителей. Предполагал немного небоскребов (для рабочих и победнее), 1-2эт здания для людей побогаче + много насаждений. А наверху должны были ездить машины. Потом решил еще и перестроить Париж, левый берег, хотел снести почти все, оставив только небольшие части Лувра. Лучезарный город. Проект. Опять идея небоскреба в центре и расходящихся кварталов. Потом еще выпустил книгу, где все это описывалось. Некоторые города отчасти копировали его идеи - Бразилия (использован ряд принципов). 1933 г - Афинская хартия, заложила основы всего градостроительства. В Афинах был 4 международный конгресс архитектуры, там заложены все основы послевоенного градостроительства: приоритет высотной застройке, жилые и промышленные районы разделены, должны быть зеленые доны, развитая транспортная архитектура. Исторические здания ранжировать по ценности, оставлять только самое-самое, остальное сносить и строить небоскребы.

Марсельский жилой блок, 1946-52. В послевоенном творчестве жилая ячейка неизменна, но добавляется принцип свободного построения формы. Его стиль сложно повторить, плюс в позднем творчество он все больше приходит к скульптурности, потому популярность приобрел Мисс ван дер Рое. Сначала построен бетонный каркас, потом туда вставлены жилые ячейки - то есть двойные стены. Все продумано, звукоизоляция, отопление и тд. Сложная композиция фасадов, есть козырьки. Людям не понравилось. Использует необработанный грубый бетон, характерно для него позднего + заложило основу для брутализма.

Чандигар. Индия. Проект города, некоторые здания просто нечеловеческого масштаба (Ассамблея, напротив Верховный суд). Это период брутализма, очень мощно, скульптурная работа с пластичным бетоном. Он построил центральную часть. Бетон отдельно живет от остекления.

Монастырь святой Марии де ла Туретт, Лион. Несмотря на то, что нет стилизации, все равно, что то такое прочитывается. Мотив цитадели, замкнутые фасады, ячеистая структура, она масштабируется по разному, внизу свободные, но уже брутальные, опоры. Прорезаны стена по разному. Во внутреннем дворе наслоение объемов друг на друга. 

Капелла Норт - Дам дю - О. Последняя его вещь, будто совершенно не его. Она ближе принципам органической архитектура Райта - стоит на холме и будто вырастает из него. Не остается ни одной прямой стены в том числе в плане. Структура понятно, но от ячейки ничего не осталось.

29. Творчество Миса ван дер Рое.

Людвиг Мис ван дер Рое (Мария Людвиг Михаэль Мис). Это ключевая фигура в развитии интернационального стиля. Он сын камнереза, но хотел что то более звучное. Немецкое «фон» ему бы не дали (нет дворянского происхождения); взял голландское «ван». Тоже учился у Беренса, в 1913 открыл свою мастерскую. Легендарная фигура, не только строитель, но и теоретик. «Меньше значит больше, меньше значит лучше» - опять же идея о минимализации. Он всегда стремился найти и выразить дух эпохи, найти современную архитектуру, адекватную для современного человека. Ему приписывается афоризм «Бог в деталях», и «архитектура кожа и кости». Начинает с бумажной архитектуры, проекты стеклянных небоскребов для Берлина (стена-занавеска), но есть и отголоски экспрессионизма - лепестковая форма или резкий угол. Мимо него не прошло и влияние Райта, Мондриана и неопластицизма. Принцип свободной организации масс есть, но очищенные простые формы (проект бетонного загородного дома). Линни-стенки и элементы интерьера (проект кирпичного загородного дома, по сути только план, на листе бумаги, больше похоже на картины Мондриана). «Архитектура и дух времени» -программная статья, в пафосном стиле рассуждает о том, что такое современная архитектура. В 1927г в Штутгарте проходила выставка жилой архитектуры, это делала специальная организация, за год до Мис стал ее президентом. Было построено несколько домов, Мис построил Генплан, были дома и Корбюзье, и Гропиуса и тд, всего 21 дом и 17 архитекторов. Дома как образцы, потом планировалось, что их купят люди, что и произошло. Все в одном стиле - длинные коробки, ряды окон, горизонтальный ритм разбивают вертикальные направления.

Павильон Германии на выставке в Барселоне, 1929. Это не главный, у Германии было несколько. Здесь должны были выставляться достижения каменной промышленности, поэтому в декорации много камня. Здание демонстрирует себя, не планировались жкспонаты. Перед ним большой бассейн, с задней стороны отгорожено глухой стенкой, есть маленький павильон, большой козырек над основным входом. Он стремился создать идеальную зону покоя, очевидно прослеживается влияние Японии. Только 1 вход. Еще внутри павильон в конце есть небольшая стеночка, там еще 1 бассейн. То есть постоянное пересечение природы и интерьера. Камень используется в основном полированный - блики и отражение, ощущение переедания пространств и свободного распространения света. Плюс все это перекликается со стеклом, которым все ограждено. Ничего нет, кроме пространства и мебели. Сам проектировал и мебель (кресло Барселона), говорил, что не все так просто, дизайн основан на римском курульном кресле. Очень интересно перекликаются камни между собой. Опоры металлические, крестообразные, покрыты блестящий краской - опять же кажется легкими и не воспринимаются как несущие. Во втором бассейне статуя Восход, по сути, единственный экспонат. Новый подход к экспонированную - отражается в воде, в стекле, в полированном камне. Хитроумное сочетание оттенков. Бассейн затекает под плиты нижнего перекрытия - опять же перетекание пространств.

Вилла Тугендхат, Брно, Чехия. Крутой склон холма, при подъезде 1эт. Просто, с улицы в гараж, функционально. Дом - стенка из матового стекла, с одной стороны прозрачно, но и не просвечивающе. Потом переход, где становится понятно, что вилла сильно открыта в пейзаж (лестницы, разные застекленные и неостекленные лоджии), в ней 2,5 этажей. Интересная система - там, где есть стекла, они даже не раздвигаются, а заезжают вниз, как в машине. На верхнем этаже еще 1 открытая терраса, причем в лучших классических традициях есть металлическая решетка (можно пустить растение), скамейка. По сути, классическая вилла, выполненная современными средствами. По плану пространство свободное, много стенок, которые не соприкасаются с другими. Опоры такие же, как в Барселоне. Он гораздо смелее в цвете, использует его активно. Полукруглая стенка отделяет столовую - получается, что она открыта в сторону пейзажа (стеклянная стена), а уже сзади кладовая и кухня. И опять же много его мебели.

Модель кампуса Иллинойского технологического, Чикаго. Он становится в последний год директором Баухауса, пытается спасти школу, но ничего не выходит + сам больше не может строить - его искусство признается дегенеративным. Мигрирует в США, в Чикаго. Здесь коробочки, они похожи, но и все разные (размеры, пропорции). Помимо генерального плана, он еще несколько зданий построил. Капелла - ничем не напоминает религиозную вещь. Внутри «зал ожидания», а за занавесом уже собственно капелла. Но религиозная функция не проявляется никак. Используется кирпич, чтобы не спорить с окружением. Краун Холл, сразу предназначался для архитектурного факультета, которым он руководил. Уже полностью стеклянное, легкое и прозрачное. 2эт, на 2м большое ничем не перегороженное пространство. На 1м мастерские - стекло, но матовое, то есть светло, но люди не мешают. На 2эт тоже самое - половина высоты матовые стекла, половина прозрачные. Есть стены, они слегка делят на зоны, но не дробят пространство, не доходят до потолка, не соединятся друг с другом.

Стеклянный дом. Эдит Фарнсворт - известный хирург в Чикаго, известная женщина-врач. Ей нужен был отдых, вот и загородный дом. Опоры, плита, еще опоры, еще плита, где уже стеклянная коробка (две лесенки), плита - летняя веранда. Дом просматривается весь на сквозь, но это загород, можно не переживать о людях, да и есть большие шторы. По плану понимаем, что по сути это два дома, коробка в коробка. В центральном блоке ванная, и технические узлы, есть разделение стенами, но они не всегда доведены до потолка. Остальное - вообще свободное пространство.

Жилые небоскребы на Лейк - Шор - Драйв, Чикаго. Еще в Берлине хотел построить, но только в штатах получилось. Именно его тип небоскреба стал образцом. Он предложил универсальную схему, легко приспособить к любому масштабу, стоимости, очень рационально организована. Первый раз в истории, когда небоскребы использовались как жилые. Два здания, опять же коробки, немного разные по ширине и длине, поставлены под 90 градусов друг к другу - прагматично, из максимального количества квартир видно озеро, а еще из наиболее примыкающих друг к другу квартир не будет видно окон. По всему зданию проходят балки, в разрезе это буква I, конструктивная вещь, но станет и его отличительным знаком. Стена полностью стеклянная. Во всех его небоскребах 1яр максимально открыт и прозрачен, опоры максимально тонкие, там максимальное освещение. С точки зрения тектоники странно. На уровне 2-3 этажа (в один этаж) есть переход между зданиями, даже крытый. Еще важно, что в холе 1эт используется тот же материал в вымостке на улице.

Сигрэм Билдинг, НЙ. Перед зданием оставляет большое свободное пространство (по этому поводу большой спор с заказчиком). Опять уличное мощение переходит во внутренние пространство, свободный 1яр, площадка - тенденция к развитию. Особое стекло с золотистым эффектом. Металл бронзового оттенка, то есть опять вводит цвет. В Чикаго все просто - металлический каркас, стеклянная обшивка, в НЙ так нельзя, по противопожарной безопасности надо, чтобы все было обшито особым материалом. Мис несколько выходит за рамки функционализма и эстетики Баухауса, но для него абсолютно принципиально показать сетку. Он накладывает каркас сверху снаружи, получается, что это декор, который полностью передает конструкцию, но это только декор.

Федеральный комплекс в Чикаго. Три здания - 2 небоскреба и 1эт, но огромное здание между ними. Ясно, что он уже нашел свою схему. Качество деталей, пропорций и графичность архитектуры очень важны.

Доминион центр, Торонто. Здесь уже 3 небоскреба и 1 горизонтальный блок. Та же модульная сетка и металлический каркас, потолок с подсветкой, который создает ощущение воздуха.

Новая национальная галерея, Берлин, 1962-68 г. Его приглашают в Берлин, когда он уже знаменитость. В это время появляются новые архитектурные направления, но он остается верен себе, поэтому его модернизм кажется уже анахранизмом. Здание, это стеклянный куб, полная прозрачность, опоры еще тоньше, даже вынесены наружу. Здание намного сложнее, этот стеклянный зал - для временный выставок и как парадная общественная зона, под ним есть здание - там основные выставочные и административные помещения.

30. Финская архитектурная школа: Ээро Сааринен и Алвар Аалто.

С национальными школами довольно сложно, все ездят, перемещаются. Но в трех совершенно разных местах образовались свои тенденции в рамках общих приемов: Финляндия, Бразилия, Япония. В финской школе выраженность к функционализму, который граничит с органической архитектурой.

Алвар Аалто, 1898-1976. Учился в Хельсинки в Политехническом, прервал обучение в 1918 из-за гражданской войны. Его сложно относить к какому то стилю, он впитал принципы модернизма, но гуманизирует его. У него много криволинейных форм, вводит естественные материалы, умело их сочетает (дерево и камень со стеклом и бетоном), следует и за тенденциями органической архитектуры, многие его здания как раз асимметричные со свободной композицией, которые растут в различные стороны.

Туберкулезный санатория. Здесь много модернизма. Горизонтальные корпуса, много остекления. Но уже в плане видно, что наряду с коробочностью появляются более гибкие криволинейные формы. Интерьеры лаконичные, много света, большие окна, много белого. Он проектирует от и до, не только здание, но и отделку, интерьеры, мебель (многая до сих пор выпускается).

Библиотека, Выборг. В 2014г отреставрирована, причем очень хорошо. Здание состоит из нескольких прямоугольников. Довольно свободное сочетание глухих стен с окнами, разных конструкций остекления. Лекционный зал - волнообразный потолок из дерева, одна стена полностью стеклянная.

Вилла Майреа. Буква Г, там бассейн криволинейной формы. Дерево, белая штукатурка и стекло (причем его много). Есть формы которые резко выступают из общего объема. Интерьеры теплые, уютные, скандинавские.

Baker house, Массачусетский технологический. Кирпич, здание-волна.

Ратуша в Сайнатсало. Кирпич и дерево, разные геометрические объемы вокруг двора организуют каре.

Экспериментальный дом. Каре, встроенное в массив леса. Со всех сторон разная высотность и разная структура. Рельеф меняется, этажи уходят вверх и вниз. С одной стороны есть эффект незаконченности, будто хотели построить что то еще. Еще есть стена, гораздо выше основного объема. Это просто стена, она отгораживает дом от обрыва. Внутри дома во дворе кирпич, тут проявляется эффект руины. Это опять же свободное комбинирование форм, материалов, объемов, но не очень впечатляет.

Финляндия Холл. Белое вроде бы взгляд в сторону модернизма, но по прежнему свободная комбинация форм, работает с фактурой. С одной стороны фасад извилистый, как аккордеон, разные виды окон. Есть и белый, и серый.

Ээро Сааринен. Его отец тоже архитектор, работали вместе, с 1949г он работает самостоятельно. Ж/ д вокзал Хельсинки, отец. Характерный северный модерн. Красота это не «воспроизведение готовых формул, но вырастает из функциональности». Учился в Йеле, характерны чистота линий, уравновешенность масс, эффектное использование материалов. Отец стремился к эффекты живописности и рукотворности, сын - к механической сверхточности. Сначала привлек интересными дизайнерскими решениями (стул - тюльман, стул - кузнечик).

Лютеранская церковь Христа. Они переезжают в штаты, строят в стиле, близком к интернациональному модернизму (влияние Миса). Фасад не под прямым углом, но уходит вглубь здания. То есть коробка, но есть и какая то изюминка.

Технический центр Дженерал Моторс. Огромный комплекс, в центре искусственный пруд, вокруг небольшие корпуса (около 25). Коробочки, что свойственно для модернизма, но они вписаны в ландшафт, появляется много цвета, они не давят. Облицовка керамической плиткой, более свободное обращение с идеей стеклянной коробки.

Аудитория Кресге, Массач. технологический. Напротив своей же капеллы (очень простая). Совершенно космическая. Когда арка правильно расчитывается, она держит саму себя, не нужны опоры. Для него вообще характерны аэродинамические летящие формы. Есть цвет внутри.

Терминал аэропорта Кеннеди. С земли это птица с распростертыми крыльями, сверху 4х листник. Хотел создать ощущение полета. Стекло и бетон, но нет ни одной прямой линии. Все стремится, движется, появляются козырьки, даже внутри.

Арка «Врата», Сент - Луис. Мемориал расширению штатов на запад. Самая высокая арка в мире, внесена в Книгу рекордов.

31. Творчество Оскара Нимейера.

Оскар Нимейер, 1907-2012, Рио. Виднейший латиноамериканский архитектор, основатель современной архитектурной школы в Бразилии, пионер в области железобетона. Преданный поклонник Ла Корбюзье и модернистов, хотел сохранить привкус новизны. Единственно, что изменяет в жилом блоке Корбюзье - приспосабливает здание к жаркому климату, затеняет все. Потом начинает экспериментировать с криволинейными формами. Убежденный коммунист, член партии.

Министерство образования и здравоохранения, 1937. Два объема: горизонтальный и многоэтажка. Ножки, плоская крыша, но нет свободной внутренней планировки, свободного фасада, ленточного остекления. Декорация - это ячейка. Окна заглублены + ставни. 

Церковь Франциска Ассизского. Вместе с инженером Кардозу. На берегу озера, выполнена из железобетона. По форме авиационный ангар с крышей параболической формы и двумя боковыми пристройками. Около здания колокольня в форме призмы, расширяющейся кверху. В интерьере 14 живописных панелей Портинари. Внешние стены расписаны Портинари (фигуративная роспись, святой Франциск проповедует рыбам) и Вернеком (абстракция).

Собственный дом, Каноас, 1953. Сложная форма вырастает из пейзажа. Прозрачность от Миса, органичность от Райта. Абсолютно прозрачные стены. Здание сливается с природой, нет границ и углов. Например, есть огромный камень, его часть входит в дом.

Жилой комплекс Копан. Планировали как самое высокое жилое здание. Форма волны. Декорация ячейками, они узкие, прямоугольные.

Бразилия. Коста разрабатывает ген план, а Нимейер строит. План утопический - в виде бабочки, как ни странно, но именно так они и строили. Хотя обычно утопические проекты потом упрощались. Много общественных пространств, зон для прогулок. Национальный конгресс - более традиционная форма (как в НЙ сочетается горизонтальная и вертикальная форма). Небоскреб состоит из 2х частей, а в горизонтальной форме два купола (1 перевернут). Мин иностранных дел - эксперименты с модернистскими арками, причем с другой стороны они приобретают острые формы, окружен водой, у нее большая роль (где то она стекает с этих арок). Здание Верховного суда - тоже арки, но они переворачиваетсяя, образуют портики по углам. Президентский дворец - арки, но увеличенные, он весь ими окружен, они опять же перевернуты. Кафедральный собор - сноп из криволинейных ребер, пустое пространно заполнено синим стеклом. Национальный музей, 2006 - космическая тарелка, еще и с кольцами Сатурна. Вообще он работает с Бразилией в течение всей своей жизни.

Музей современного искусства, Нитерой. Много строит музеев, они у него все странной космической формы. Это гриб, который растет на краю обрыва, над морем. Цилиндрическое сооружение на ножке, она в бассейне, чтобы попасть в музей, надо пройти по спиралевидному пандусу. Сам он отзывался о здании: «Когда-то давно пролетавшая над городом летающая тарелка восхитилась красотами этих мест и решила остаться здесь навсегда и, приземлившись на этом месте, положила начало музею современного искусства».

32. Архитектура и изобразительное искусство тоталитарных режимов Германии и Италии.

Во 2п 20в в тоталитарных странах начинает развиваться неоклассицизм и ар-деко. Характерна ориентация на имперский Рим, нет деталей, от модернистов отличается материалами.

Пауль Людвиг Троост, 1878-1934. Очень важен, Гитлер его любил. С тоталитарными странами все плохо, тк после победы фашизма многое уничтожили.

Дом Германского искусства (Дом искусств), Мюнхен. Специально строился как музей нового германского искусства (классическое, идеологически выдержанное), в противовес дегенеративному. Декор исчез, в остальном здание полностью классическое, портик-лоджия. Колонны есть, но никакого аканфа, волют и тд. Архитектура становится подчеркнуто суровой, монументальной. План тоже классически - центральный зал и расходящиеся от него помещения, симметрия.

Ансамбль площади Кенигсплатц. Немного ее перестраивает (Лео фон Кляйн строил), добавляет два дома (фюрера и мавзолей членам партии), оформляет большую площадь. В Доме фюрера сейчас какое то образовательное учреждения. Это классический вариант ренессансного 3эт палаццо. Опять портики, редуцированные ордерные формы (только намеки), с одной стороны классично, с другой скупо и сурово. Мавзолеи (их 2), прозрачные, полностью открытые, сверху окно в крыше. От них ничего не осталось.

Альберт Шпеер. Любимый и личный архитектор Гитлера. Ему принадлежала концепция ценности руин (представлял, что здания 3-го Рейха когда нибудь будут руинами, но они должны производить впечатление). Еще и теоретик. Он строил очень масштабно, с оглядкой на века.

Территория партийных съездов в Нюрнберге. Очевидно римская планировка, огромный комплекс. Все связывала Большая дорога. Зал почета. Есть проработка, линейная, но все равно, все очень строго, редуцированные аркады. Дворец конгрессов. За основу римский амфитеатр, не достроен, планировался еще купол и большой зал заседаний. Сохранился, гигант. Повторена 3 яр аркада Колизея, но все равно формы очень чистые, очищенные, а может даже больше похоже на римский театр. С точки зрения графики очень качественная архитектура, он знал свои источники, умел работать с формой, линией, объемом (теперь не знают, что с ним делать). Большая дорога - настоящее гранитное мощение, часть этой дороги используется для Формулы-1. Немецкий стадион. Он не был построен но планировался в три раза больше Дворца конгрессов. В основе античный тип театра, встроенного в холм (идея еще была с Панафинейскими шествиями, как раз в Греции Олимпиада в то время). Возникают большие скульптуры. Поле Цепеллина. Еще один стадион, вообще очень много спортивных сооружений. Частично сохранилось поле и трибуна (площадь поля = 12 футбольным). В основе трибуны Пергамский алтарь (а он как раз в Берлине). Сейчас остался центр и фундаменты, снесли колоннады (они грозились обрушиться). В центре была трибуна Гитлера, есть еще внутренние помещения, а сверху была большая свастика, которую торжественно взорвали американцы. Во внутреннем зале сохранились мозаики, Золотой зал недавно восстановили (не свастика напрямую, меандр и другие орнаменты, все пришло из глубокой древности.). Храм света на поле Цепеллина, это его проект, он занимался не только архитектурой, но и режиссурой. По всему полю установил супер мощные прожектора, вертикально вверх направлены по периметру пространства - действительно мощно.

Перестройка Берлина, «Германия столица мира», 1937 г. В центре вокзал, дальше триумфальная арка, в центре композиции Народный зал. Это реальная гигантомания, к триумфальной арке вела аллея, по сторонам которой пушки. Она усложнилась. Получалось что то вроде Кардо и Докуманума. Народный зал. Перед ним тоже площадь, тоже здания меньшего масштаба. Построено по типу римских храмов.

Новая Рейхсканцелярия. Это единственно, что он смог построить из всего этого плана. Длинное здание, сложное пространство, сочетание разнообразных залов. От него ничего не осталось. Некоторые станции московского метро облицованы мрамором, снятым отсюда. Опять же ориентация на ренессансные палаццо.

Башня противовоздушной обороны, Гамбург, 1940-43. 3 в Берлине, 3 в Вене, 2 в Гамбурге, сохранились не все. Настоящая крепостная архитектура, продиктовано и функцией. В верхней час



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.053 с.)