Диалектическая теория, развитая Энгельсом и Лениным, полагает, что государство и 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Диалектическая теория, развитая Энгельсом и Лениным, полагает, что государство и



право имеют как экономическую, так и социальную предысторию. Процесс возникновения

государства начинается с общественного разделения труда (происходило в три этапа – отде-

ление земледелия и скотоводства, отделение ремесла, развитие торговли и отделение класса

купцов), приводящего к специализации труда, повышению его производительности и, нако-

нец, расширению масштабов труда. Накопленные блага скапливаются в руках родо-

племенной знати и постепенно превращаются в собственность (единство полномочий владе-

ния, пользования и распоряжения). Важную роль в этом процессе играют такие человеческие

качества как жадность и корыстолюбие.

 

БИЛЕТ 4

 

1) Государственный строй Англии в конце 17 –начале 18 вв. «Билль о правах» 1689 г.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Англии получили оформление важнейшие институты буржуазного государственного права: верховенство парламента в облас­ти законодательной власти, признание за парламентом ис­ключительного права вотировать бюджет и определять во­енный контингент, а также принцип несменяемости судей. Вместе с тем законодательство XVII-XVIII вв. не решило окончательно вопрос о взаимоотношениях властей. Дуализм власти продолжал сохраняться: не случайно государствен­ный строй Англии XVII-XVIII вв. обычно определяется как дуалистическая монархия. Королевская прерогатива не была по-прежнему законодательно определена. Король сохранял право абсолютного вето в отношении законопроектов, про­шедших через парламент, безраздельное право на форми­рование своего правительства и осуществление с его помо­щью своей политики. Представление о триедином парла­менте (король и две палаты) оставалось теоретически неиз­менным. Никакой ответственности перед парламентом ко­роль не нес, как не несли политической ответственности ни Правительство Его Величества, ни так называемый каби­нет, который выделился из Тайного совета в составе колле­гии из 5-7 наиболее важных министров-советников коро­ля.

Билль о правах 1689

Би́лль о права́х — «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающий наследование Короны»— законодательный акт, принятый парламентомАнглии 16/26 декабря 1689 в результате «Славной революции» — одна из основных частей британской Конституции (наряду с Хабеас корпус актом и Актом об устроении). Стал одним из первых документов, юридически утвердивших права человека.

В нём были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Король лишался следующих прав:

  • приостанавливать действие законов либо их исполнение: «Предполагаемая власть приостанавливать законы или исполнение законов королевским повелением, без согласия парламентом, незаконно»;
  • устанавливать и взимать налоги на нужды короны: «Взимание сборов в пользу и в распоряжение Короны, в силу якобы прерогативы, без согласия парламента или за более долгое время или иным порядком, чем установлено парламентом, незаконно»;
  • формировать и содержать постоянную армию в мирное время «Набор или содержание постоянного войска в пределах королевства в мирное время иначе, как с согласия парламента, противно закону».

В нём были подтверждены следующие права подданных:

  • свобода (для протестантов) иметь оружие для самообороны (в количестве, ограниченном для разных социальных классов в разной мере): «Подданные протестантского исповедания могут носить оружие, соответствующее их положению, и так, как дозволено законом»;
  • свобода подачи петиций королю: «Обращаться с ходатайствами королю есть право подданных, и всякое задержание и преследование за такие ходатайства незаконны»;
  • свобода от штрафов и конфискаций имущества без решения суда: «Всякие пожалования и обещания из сумм, ожидаемых от штрафов и конфискаций, до осуждения незаконны и недействительны»;
  • свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерно больших штрафов: «Не допускается требование чрезмерных залогов, ни наложение чрезмерных штрафов или жестких и необычайных наказаний»;
  • свобода слова и дебатов; никакие слушания в Парламенте не могут быть основанием для привлечения к ответственности в суде и не могут быть подвергнуты сомнению за пределами парламента (парламентский иммунитет);
  • свобода выборов в парламент (в то время лишь для состоятельных граждан) от вмешательства короля. Определял принципы представительства в парламенте пропорционально уплачиваемому налогу (фактически избирательным правом пользовались только аристократы и крупная буржуазия): «Выборы членов парламента должны быть свободны».

2) Французская революция 18 века и падение абсолютной монархии

К 70-м гг. XVIII в. Франция оставалась аграрной страной. Дворянство и Церковь владели одной третью земли, но собственного хозяйства они практически не вели. Крестьяне были наследственными держателями своих земельных участков, с которых в пользу сеньора взималась масса повинностей. Свою долю - десятину - забирала и католическая церковь. Перед страной стояла задача ликвидации старых феодальных порядков в деревне, решение аграрного вопроса. Заинтересованы в этом прежде всего были крестьяне и буржуазия. Господствующий старый порядок мешал развитию не только сельского хозяйства, но и промышленности и торговли. Французская революция 1 7 8 9 - 1794 гг. сыграла особую роль в процессе утверждения нового порядка и новых демократических принципов организации государственной власти.

Одним из важнейших факторов, обусловившим революцию, был экономический. Франция в экономическом отношении сильно отставала от Великобритании, причиной этого являлось сохранение пережитков феодализма.

Буржуазия также требовала отмены внутренних таможенных сборов, увеличивавших себестоимость товара, в едином и свободном рынке, единой системе мер, весов, банковского кредита, единой правовой системе. Она добивалась контроля за расходованием налогов, участия в законодательстве. Она требовала гласного суда взамен произвола, местного самоуправления взамен экзекуции. В осуществлении этих мер были заинтересованы все угнетенные сословия.

Своим политическим требованиям буржуазия сумела придать общенациональное значение.

Её идеологи не уставали повторять: равенство всех перед законом, свобода для всех, свобода, равенство, братство.

Руководство революцией оказалось в руках буржуазии; своим выдвижением она обязана богатству, образованию, организации. Главной помехой на пути дальнейшего развития Франции была абсолютная монархия.

В 1789 г. король Людовик XVI был вынужден созвать Генеральные штаты - впервые за 150 лет. Генеральные штаты состояли из трех сословий(классическое духовенство, дворяне и третье сословие – городские буржуа, рабочие и ремесленники, крестьяне), и потому король не видел для себя особой опасности. Но третье сословие вступило в сражение за новый регламент и, проявив твердость, одолело сопротивление сторонников монархии. Основную массу депутатов Генеральных штатов составили представители французской буржуазии. Мятежные депутаты организовались сначала в Национальное (17 июня 1789 г.), а затем (9 июля 1789 г.) в Учредительное собрание. 14 июля 1789 г. народ берет штурмом Бастилию. На первом этапе революции (14 июля 1 7 8 9 - 10 августа 1792 г.) власть во Франции оказалась в руках группы наиболее активных депутатов - Лафайета, Дюпона и других так называемых конституалистов. Падение Бастилии пробудило французскую деревню. Помещичья собственность насильственным путем переходила в руки крестьянства. Учредительное собрание занялось отменой феодализма. Поступившись некоторыми своими экономическими и политическими привилегиями, дворянство сохранило землю и поземельные подати. Гнет помещика над крестьянином был несколько смягчен, но феодальная зависимость была сохранена. Идя навстречу политическим интересам буржуазии, дворянская часть Собрания согласилась с отменой привилегий дворянства и духовенства, равенством всех перед законом.

3) Источники византийского права.

Важнейшим источником византийского права продолжала оставаться кодификация императора Юстинина (482-565 г.). С развитием феодальных отношений появилась необходимость в пересмотре юстиниановой кодификации. Это было осуществлено в 726 г. при императоре-иконоборце Льве III, издавшем законодательный сборник под названием «Эклога» («выборка законов», «избранные законы»), состоявший из 18 титулов – глав. Она представляла собой в основном краткую компиляцию Кодекса Юстиниана и восстанавливала сохранившееся к тому времени практическое значение норм римского законодательства, а также включала правовые акты последующих императоров и некоторые новые законоположения. В «Эклоге» отражены тенденции усиления частной собственности и дифференциации наказаний за посягательство на нее. Возрос налоговый гнет. Новый закон ограничил власть главы семьи. Сделана попытка укрепления централизации управления: нанесен серьезный удар по городскому самоуправлению. Подтверждались ранее принятые постановления в отношении преследования еретиков.

После восстановления почитания икон «Эклога» отменяется и вновь восстанавливается юстинианово законодательство. Однако «Эклога» осталась популярной в славянских странах, была переведена на славянский язык и послужила одним из важнейших источников для законодательных славянских памятников, например, Закона судного людем.

Во время правления императоров-иконоборцев издаются ряд законов:

Земледельческий закон,

Военный закон

Морской закон.

 

Первый состоял из 85 статей и регулировал отношения в области сельского хозяйства.

Военный закон определял ответственность военнослужащих за совершение воинских преступлений, являясь своеобразным уставов воинской дисциплины.

Морской закон нормировал оплату экипажа корабля, правила поддержания порядка на судах, ответственность хозяина корабля, правила фрахта и т. п. вопросы.

Во время правления императора Македонской династии Василия I появляется «Прохирон» («находящийся под рукой») – практическое руководство для судий, изданное в 879 г. взамен «Эклоги». Он состоял из 40 титулов и содержал краткое изложение для судий норм гражданского, уголовного, отчасти церковного права и тем самым служил учебным руководством для судий. Однако он пользовался и законодательной силой. Основным источником «Прохирона» являлось законодательство Юстиниана. «Прохирон» имел большое значение для православной церкви как один из источников памятников церковного права.

Император Василий I и его сыновья издают в 867-886 г. «Эпанагогу» («возведение, возвышение, возвращение») – краткий сборник правовых норм. В нем давалась новая трактовка прав патриарха, а также включались постановления, запрещавшие сановной знати лишать подчиненных лиц их земельных владений. Нормы семейного права сохраняли нормы «Эклоги», например элементы выкупа жены при заключении брака.

 

 

Сын Василия I – Лев Мудрый в 888-889 г. издал обширный свод правовых норм под названием «Василики» («царские законы»), состоявший из 6 томов, 60 титулов. В нем все законодательство Юстиниана было сведено в один свод, а не так, как это было сделано
в кодификации Юстиниана (делилось на четыре части – Кодекс, Дигесты, Институции и Новеллы).

«Василики» явились последним официальным кодификационным памятником византийских монархов. После этого издавались лишь новеллы. С Х в. появляется особый вид новелл под названием «Хрисовул» (бук. «золотая печать»). От других императорских грамот она отличалась торжественным оформлением: некоторые слова вписывались пурпурными чернилами, подписывалась собственноручно императором, скреплялась золотой печатью на шелковом шнуре (отсюда и название).
В форме «Хрисовула» публиковались законы, государственные договоры
с иностранными державами, важнейшие жалованные грамоты (в основ-ном, о привилегиях духовенству, монастырям и отдельным лицам).

Последним памятником византийского права считается юридический сборник, составленный около 1345 г. фесалонийским юристом и судьей Константином Арменопуло и названный «Ручной книгой законов» или «Шестикнижием».

Он состоял из краткой компиляции из более ранних юридических сборников – «Прохирон», «Эклога», «Эпанагога» и «Василики», включал нормы гражданского
и уголовного права. «Шестикнижие» широко было распространено
в Византийском государстве, а потом в Греции, Валахии и Бесарабии
и в ХIХ столетии. При присоединении в 1812 г. Бесарбии к России
в судах там продолжали действовать ее нормы вплоть до 1917 г.

 

БИЛЕТ 5

1) «Акт об устроении» 1701 и переход к конституционной монархии в Англии.

Акт об устроении (или "Акт о дальнейшем ограничении короны и лучшем обеспечении прав и вольностей подданного") от 26 мая 1701 г. регулировал условия и порядок престолонаследия при переходе короны от бездетных Вильгельма III и Марии II, а также ее сестры – датской принцессы Анны к королям немецкой династии Ганноверов.

В Акте было указано, что каждый английский король в будущем должен исповедовать англиканскую веру. Таким образом, англиканство объявлялось государственной религией, что исключало восстановление в Англии католицизма как идеологической базы абсолютизма. Кроме того, устанавливался запрет монарху покидать страну без согласия парламента.

Акт предусматривал новые ограничения прерогатив королевской власти.

В сфере правосудия ограничения королевской власти были связаны с тем, что 1) отныне монарх не мог помиловать своих министров, осужденных парламентом в порядке импичмента. Тем самым палата общин получила эффективное средство контроля над королевской администрацией; 2) устанавливался принцип несменяемости судей: судьи, назначаемые короной, могли оставаться на своих постах "пока ведут себя беспорочно". Судьи могли быть смещены с должности только по представлению обеих палат парламента.

В сфере исполнительной власти ограничение королевских прерогатив выражалось в том, что,

во-первых, ответственность за все акты исполнительной власти возлагалась на королевских министров в соответствии с правилом контрасигнатуры. Отныне все акты Тайного совета (правительства), помимо подписи короля, должны будут скрепляться подписью министров "с совета и согласия которых они приняты". Принцип контрасигнатуры – это правило обязательной сопроводительной подписи, наличие которой придает актам короля юридическую силу.

Во-вторых, чтобы уменьшить влияние монарха на парламент, препятствовать установлению королевского контроля над деятельностью парламента, вводилось правило, в соответствии с которым королевские министры, другие должностные лица, "зависящие от короны" и получающие пенсию от нее, не могли совмещать должность на королевской службе с депутатским мандатом в палате общин. Правда, принцип раздельного мандата препятствовал парламентскому контролю за правительством. По этой причине это правило было вскоре отменено.

Государственный строй, сложившийся в Англии после "Славной революции" и закрепленный в конституционных актах, можно определить как дуалистическую монархию – одна из разновидностей конституционной монархии, наряду с другой – более зрелой и устойчивой формой – парламентской монархией. Дуалистическая монархия четко не разграничивает компетенцию короля и парламента, она декларирует принцип верховенства парламента, разделение властей, ограничение прерогативы королевской власти, судебную защиту прав подданных. Однако королевская прерогатива законодательно не определена. Монарх сохранял значительные полномочия в сфере законодательной власти право абсолютного вето на законопроекты парламента (оно перестало действовать с 1707 г.), а в сфере исполнительной власти – исключительное право на формирование правительства, которое было ответственно только перед ним, и тем самым на проведение самостоятельного политического курса. Эффективность исполнительной власти в подобных системах правления не очень высока, поскольку правительство не опирается на поддержку парламента.

 

Спецификой конституционного строя дуалистической монархии в Англии в XVII–XVIII вв. является то, что распределение властных полномочий и их осуществление происходит на основе общепризнанных "правил игры", которые не представляют собой единого законодательного акта – конституции.

2) Декларация прав человека и гражданина 1789 г. во Франции.

Важной вехой на пути становления французского конституционализма явилось торжественное провозглашение 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина. В этом документе формулировались важнейшие государственно-правовые требования революционно настроенного третьего сословия, выступавшего в это время еще единым фронтом в конфликте с королем и со всем старым режимом.

Рассматривали человека как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами ("люди рождаются и остаются свободными и равными в правах" — ст. 1).

В число естественных прав, перечень которых отличался от того, какой был предусмотрен в Декларации независимости США, включались свобода, собственность,безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).

Так, свобода, сформулированная в ст. 4 в духе господствовавших в то время индивидуалистических концепций, переводилась на юридический язык как возможность "делать все, что не приносит вреда другому".

Идея свободы была, несомненно, центральной и самой демократической идеей декларации. Она не сводилась лишь к политической свободе, а означала в конечном счете более широкое понимание свободы человека и гражданина как свободы предпринимательства, свободы передвижения, свободы религиозных убеждений и т. д. Собственность также рассматривалась авторами декларации в абстрактно-индивидуалистическом духе и была единственным естественным правом, которое объявлялось в этом документе "неприкосновенным и священным". Незыблемость частной собственности была гарантирована: "Никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом несомненной общественной необходимости", причем лишь на условиях "справедливого и предварительного возмещения" (ст. 17).

Стремление защитить имущественные интересы граждан нашло свое отражение в статьях 13, 14, в которых запрещались произвольные королевские поборы (в том числе на содержание вооруженных сил) и устанавливались общие принципы налоговой системы (равномерное распределение общих взносов, взимание их лишь с согласия самих граждан или их представителей и т. д.). В декларации была осуществлена своеобразная "национализация" государственной власти, которая не рассматривалась уже как основанная на"собственном праве короля", а трактовалась как выражение национального суверенитета ("источник суверенитета зиждется по существу в нации" — ст. 3). Любая власть в государстве, в том числе и королевская, могла проистекать только из этого источника. Она рассматривалась как производная от воли нации. Общество имело право требовать отчета от каждого должностного лица по "вверенной ему части управления" (ст. 15).

Закон рассматривался как "выражение общей воли" (ст. 6), причем подчеркивалось, что все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его образовании. Здесь же провозглашалось, что всем гражданам "сообразно их способностям" в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.

Декларация провозглашала ряд первостепенных для закрепления демократического строя политических прав и свобод граждан (" право высказываться, писать и печатать свободно " — ст. 11; " право выражать свои мнения, в том числе религиозные " — ст. 10).

Одной из основных идей Декларации 1789 г., не утративших своего прогрессивного значения и сегодня, была идея законности. Согласно же ст. 5 Декларации, все, " что не воспрещено законом, то дозволено ", и никого нельзя принуждать к действию, не предусмотренному в законе. в ст. 8 четко формулировались принципы новой уголовной-политики: " Никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, надлежаще примененного, изданного и обнародованного до совершения правонарушения ".

Обязанность государства обеспечить безопасность своих граждан определяла также и процессуальные формы защиты личности. Никто не мог подвергнуться обвинению или быть арестованным иначе, как в случаях и при соблюдении форм, предписанных законом (ст. 7). В ст. 9 указывалось, что любое лицо предполагается невиновным, пока не установлено обратное. Таким образом, действовала презумпция невиновности.

Декларация 1789 г. имела большое значение не только для Франции, но и для всего мира, поскольку она закрепляла основы передового для своей эпохи общественного и государственного строя, определяла устои нового правопорядка. Сами ее создатели полагали, что составили документ "для всех народов и на все времена".

3) Возникновение и развитие государства в древней Месопотамии.

1) Отсчёт эпохи древних цивилизаций ведётся с 4 – 3 тыс. до н.э.

Исторически первой цивилизацией считается Месопотамия, которая в переводе с греческого означает Междуречьем или Двуречьем, так как сложилась эта цивилизация в бассейне двух рек: Тигр и Евфрат. Именно здесь возникли первые города-государства: Ур, Урук, Лагаш, Аккад и др. Сначала они существовали самостоятельно, позже объединились в единое государство.

Этапы возникновения и развития государства в древней Месопотамии:

I –й этап - 4 – 3 тыс. до н.э. – шумеро-аккадский период;

II – й этап - 2 тыс. до н.э. – вавилонский период;

III – й этап – с конца 2 тыс. до н.э. до середины 1 тыс. до н.э. – ассирийский период. В VI в. до н.э. Месопотамию завоевали персы и на её территории сложилось Древнеиранское государство. Вследствие завоевания и ассимиляции самобытная древняя культура Месопотамии прекратила своё существование.

2) Организация системы власти

В Месопотамии наиболее ранняя форма государственной организации – города-государства. Во главе – правитель-царь энси или лугаль. Созывались общинные собрания и советы старейшин. Эти органы избирали и низвергали правителей, определяли объем их полномочий. У собраний финансовые, законодательные и судебные функции. Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов.

В результате победоносных войн роль правителей усиливалась, и их власть выходила за пределы отдельных городов и общин. Создается административный аппарат и храмовая администрация. Происходит передача власти по наследству. Формируется представление о божественном происхождении царской власти. Наибольшей концентрации власть достигает в Древневавилонском царстве при Хаммурапи – древневосточная деспотия.

 

Страна была разделена на области, которые находились под управлением царских чиновников, ответственных за сбор налогов, поддержание порядка и созыв ополчения. Также они контролировали назначение глав общин.

Особенности месопотамской деспотии:

Наличие общинных органов управления, которые сохраняли ряд административных, судебных и хозяйственных функций; некоторые города имели особый юридический статус и могли освобождаться от налогов и повинностей. Храмы также пользовались определенной самостоятельностью из-за крупного землевладения и большого количества подневольных лиц.

Только Хаммурапи удалось подчинить их в административном и хозяйственном отношении. Хаммурапи назывался “богом царей”, его имя писалось со словом “бог”, но он не был ни самим божеством, ни верховным жрецом. Религия подчеркивала человеческую природу царя.

Суд.

До Хаммурапи главную роль играли общинные и храмовые суды, но уже в Шумере появились царские суды и должность верховного судьи. С усилением царской власти появляются коллегиальные общинные суды из старейшин, которые действовали под руководством царского чиновника. Этим судам оставались неподсудны дела, касающиеся царских людей и царского имущества.

При Хаммурапи царские суды действовали во всех больших городах. Судьи несли ответственность за изменение решения вплоть до лишения права отправлять правосудие. Царь не являлся высшей апелляционной инстанцией – он обладал правом помилования приговоренных к смерти. Но царь принимал жалобы, которые передавал в соответствующие инстанции. Царские наместники пользовались правом вызова в суд, ареста и розыска преступников. Наряду с профессиональными царскими судьями существовали должности глашатаев, судебных исполнителей, судебных гонцов и писцов.

В судопроизводстве участвовали храмы: принимали клятвы, свидетельствовали сделки, творили “божий” суд (ордалия).

3) Статус царя в Законах Хаммурапи

Правитель – глава культа, ведал ирригацией, строительством, хозяйством, предводитель войска, председатель собраний и советов. Хаммурапи назывался “богом царей”.

Формально у царя неограниченные законодательные полномочия. Он глава большого управленческого аппарата, смещает и назначает чиновников, отдает распоряжения по самым различным вопросам. У царя обширные хозяйственные функции: ирригация, строительство, цены, зарплата.

 

 

БИЛЕТ №6

 

1) Хабеас корпус акт 1679 г в Англии

 

Хабеас корпус акт — законодательный акт, принятый парламентом Англии в 1679, составная часть конституции Великобритании, определяет правила ареста и привлечения к суду обвиняемого в преступлении, предоставляет право суду контролировать законность задержания и ареста граждан, а гражданам — требовать начала такой процедуры.

Полное название закона — «Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями» (то есть вне пределов Англии).

Согласно этому закону, судьи были обязаны по жалобе лица, считающего свой арест или арест кого-либо другого незаконным, требовать срочного представления арестованного суду для проверки законности ареста или для судебного разбирательства; заключение обвиняемого в тюрьму могло производиться только по предъявлении приказа с указанием причины ареста.

Акт обязывал судей выдавать хабеас корпус во всех случаях, за исключением тех, когда основанием ареста являлось обвинение данного лица в государственной измене или тяжком уголовном преступлении. По получении предписания хабеас корпус смотритель обязан был в течение 3—20 дней (в зависимости от дальности расстояния) доставить арестованного в суд. В случае задержки судебного расследования закон предусматривал освобождение арестованного под залог (чем не могли воспользоваться малоимущие); это не распространялось на несостоятельных должников.

Правительству предоставлялось право приостанавливать действие акта в чрезвычайных случаях, но лишь с согласия обеих палат парламента и не долее, чем на один год. Эта мера практиковалась в очень редких случаях, в Англии и Шотландии она не применялась с 1818 года.

 

2) Конституция Франции 1791 года

 

Конституция Франции 1791 года была принята Национальным собранием 3 сентября 1791 года.

Данная конституция открывалась Декларацией прав человека и гражданина от 1789 года. При этом, сама Декларация не рассматривалась как часть собственно конституционного текста. В преамбуле конкретизировалось развитие ряда антифеодальных положений, которые были провозглашены в Декларации 1789 года. Были отменены дворянские титулы и сословные отличия, упразднялись различные цехи ремесленных корпораций, а также другие феодальные установления. Кроме того в преамбуле была отражена идея равенства. Конституция существенно расширяла перечень личных и политических прав и свобод: предусматривала свободу передвижения, свободу собраний, но без оружия и с соблюдением полицейских предписаний, свободу обращения к государств венным властям и др.,также декларировались введение общего и частично бесплатного народного образования. Получила дальнейшее развитие концепция национального суверенитета. Выборная законодательная и судебная власть - в руках представителей победившего третьего сословия.

Исполнительная власть, вверявшаяся королю (согласно Конституции), рассматривалась дворянами в качестве своего оплота. Таким образом, было окончательно сломано древо абсолютизма и сформирована конституционная монархия.

Компромиссный характер Конституции, отразившей тенденцию к политическому союзу новых буржуазных и старых феодальных сил, выразился, прежде всего, в закреплении монархической формы правления.

Монарх рассматривался в качестве верховного правителя, а также исполнительной власти. Именно на него возлагалась обязанность обеспечения спокойствия и создание общественного порядка. Также он являлся верховным главнокомандующим, который мог единолично увольнять и назначить министров.

Вся законодательная власть осуществлялась Национальным Законодательным Собранием, которое избиралось на двухлетний срок и обладало полномочиями объявления военного положения, а также принятия законов.

По Конституции организация судебной власти имела следующий вид:

- Вводятся институт присяжных

- Судьи могли быть отстранены или смещены с должности только в случаях совершения преступления

- Судьи избирались на определённый срок народом, однако утверждал должность монарх

Конституцией окончательно закреплялись новое административное разделение страны на департаменты, кантоны, округа. Конституция не распространялась на те колонии, где сохранялось рабство.

 

 

3) Источники древнеиндийского права. Законы Ману

 

К источникам древнеиндийского права относятся: Дхармашастры -сборник религиозно-правовых предписаний; Артхашастры — трактат о политике и праве. Правило (дхарма), имеет многогранное значение. Это и норма поведения, свод правил для каждого правоверного индуса, религиозная добродетель и мораль. Дхармашастры сначала были составлены брахманами для своих учеников, но со временем были признаны источниками права. Создание Артхашастры предписывается Каутилье, советнику царя из династии МаурьевЧандрагупты (конец 4-го века до н.э.). В этом произведении содержатся обширные сведения: об администрации и финансах Древней Индии, судопроизводстве, организации суда, преступлениях и наказаниях.

Наиболее известной дхармашастрой являются законы Ману (Ману — мифический бог). Точное время их составления мы не знаем. Предполагается, что они появились в период между II в. до н. э. и II в. н. э.

 

Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют немногочисленные статьи, содержащиеся в основном в главах VIII и IX (всего в законах 12 глав). Главное в законах Ману — закрепление существующего варнового устройства. Здесь подробно описывается происхождение варн согласно религиозному учению, указывается на наследственно-профессиональный их характер, определяются назначение каждой варны, привилегии высших варн.

 

 

БИЛЕТ №7

1) Избирательные реформы XIX века и их влияние на развитие государственного строя Англии.

 

В начале XIX в. рост новых городов, усиление влияния на политику промышленного и торгово-финансового сословий, а также реформаторская активность партии «вигов» приблизили проведение давно назревавшей избирательной реформы, которая была осуществлена в три этапа: 1832, 1867 и 1884-1885 гг.

В целом, избирательные преобразования XIX века в Англии проводились в двух основных направлениях: 1) перераспределение избирательных округов путем лишения представительства определенных «гнилых местечек» и сокращения квоты для других фиктивных избирательных округов; 2) расширение круга субъектов избирательного права, в том числе за счет изменения или отмены избирательных цензов.

Акт о народном представительстве 1832 г. В преамбуле этого Акта были перечислены основные цели первого этапа избирательной реформы: 1) лишение большинства незначительных местечек права посылать депутатов в парламент; 2) предоставление такой привилегии большим и густонаселенным городам; 3) увеличение числа найтов (рыцарей-дворян), посылаемых в парламент от графств; 4) распространение права участия в выборах на многих подданных его Величества; 5) уменьшение расходов на избирательные кампании.

В ст. I – IV Акта 1832 г. закреплялось перераспределение избирательных округов на основе новой градации «парламентских местечек» в зависимости от численности населения (например, список «А» – менее 2 тыс. жителей, список «В» – 4 тыс. жителей и т.д.). При этом «местечки» из списка «А» (всего 56) лишались права посылать депутатов, из списков «В» (30) и «D» (20) сохранили право посылать только одного депутата.

В ст. XVIII – XXVII Акта 1832 г. сдержались отдельные избирательные цензы, дававшие в совокупности право участия в парламентских выборах: поло-возрастной ценз (мужчины с 21 года), ценз оседлости (6 месяцев), имущественный ценз (годовой доход не менее 10 ф.ст.), ценз в виде уплаты налога на бедных, а также обязательное требование о внесении в списки избирателей. В избирательных округах графств для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось в течение 6 месяцев фактически владеть арендуемой землей, фригольдом, копигольдом или получать ренту с земли. Важным условием было также то, что фригольд или иное держание использовалось не менее 60 лет и чистый годовой доход у держателя составлял не менее 10 ф.ст., а у краткосрочного арендатора (аренда на 5, 10, 30 лет) – не менее 50 ф.ст. В избирательных округах городов и «местечек» для внесения в ежегодно составляемые списки избирателей требовалось наличие владения в течение 12 месяцев в пределах города недвижимостью на праве собственности или аренды, приносящей доход не менее 10 ф.ст. Также необходимо было проживать в пределах города или местечка в течение 6 месяцев до внесения в списки избирателей.

Несмотря на все эти преобразования и попытки расширения электората, по результатам реформы 1832 г. избирательное право получила всего лишь 1/22 часть населения Англии (376 тыс. из 12 млн. подданных).

 

Акт о народном представительстве 1867 г. Этот Акт наряду с очередным перераспределением депутатских мест (все «местечки» с населением менее 10 тыс. жителей были лишены возможности избирать парламентариев) предусмотрел дальнейшее расширение избирательного корпуса, распространив избирательное право в городах на арендаторов (нанимателей) квартир, если стоимость найма в год без меблировки составляла не менее 10 ф.ст. Условиями получения права голоса владельцами отдельного жилья (строения) были ценз оседлости не менее 12 месяцев, уплата местных налогов и сборов на бедных. Все это вновь увеличило количество избирателей в городах более чем в два раза. Кроме того, в графствах имущественный ценз для всех владельцев земли или имения был снижен до 5 ф.ст. чистого годового дохода.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.29.224 (0.101 с.)