Экономическая политика большевистского правительства в годы революции и гражданской войны (1917-1921 гг.). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономическая политика большевистского правительства в годы революции и гражданской войны (1917-1921 гг.).



Большевики в октябре сделали переворот (захват Госбанка). 2 идеи: отмена частной собственности на СП, обобществление народного хозяйства.

Маркс писал не для славян. Обобщение подменили огосударствлением. Плановое хозяйство. В Европе кризисы раз в 10 лет. Всё по плану: промышленность, с/х, экспорт, импорт.Товарный дефицит до конца существования советской экономики.

Мало валюты (появилась в 70-х) à деньги уходили, продажа леса, нефти.Дефицитный бюджет – ненужные проекты.Кредитные долги МВФ – зависимость.1917 – декрет о земле. Национализация.Унизительный мир с Германией.1917-1920 – военный коммунизм. Идёт война, правительство держит ресурсы, система главков – органов высшего совета народного хозяйства, созданные в 1917. 70 штук, свои области, указывали предприятиям.«Все равны» - з/п вне зависимости от работы. Падение мотивации.Деньги убирают. Натуральный рынок, бартер. Потом государство разгоняет. Рынок помог латать дыры, на нём отовариваются люди нерабочих специальностей. Карты только у рабочих с служащих. Продукция изымалась у предприятий, шла в Наркомпрод, нужды армии.До 1922 эмигрируют бывшие господствующие классы, интеллигенция.1917 – 200 самых интеллигентных людей, потом ещё 3 тысячи.1921 – засуха. Военный коммунизм: продразвёрстка, голод, изъяли семена. 1922 – 5 млн. погибли. Запад спас 6 млн.1932 – опять голод, спровоцированный государством. Та же схема. Голодомор, пытались бежать, оккупация. Восстания крестьян.

19. НЭП и восстановление частнохозяйственных отношений в Советской России в 1921-1925. Денежная реформа 1922-24 гг. Трестовский хозрасчет.

После окончания войны для восстан. хоз-ва нужно было перейти на новую экон. политику. Решающим актом перехода к нэпу стала замена продразверстки продналогом. У кр-янина появ. стимул к расширению произв-ва: уплатив налог, оставшуюся часть он мог пустить в продажу. К сер. 1921 тов/оборот стал обращаться к деньгам. С осени 1921 прав-во встало на путь сознат. восстан. и широкого исп-ния тов/ден. отношений в эк-ке. Частный сектор был в осн. представлен мелкими, денац-ыми в 1921 предпр. В пром-ти разреш. капиталистич. предприним-во в огранич. формах: мелкие частные предпр. до 20 чел., сдача в аренду гос. предпр, созд. смеш. АО с участием гос. и частного капитала, сдача хоз. объектов в концессии иностранцам. Гл. обр., частный капитал обосновался в легкой пром-ти, в тех отраслях, кот. были связ. с крест. хоз-вами и индивид. промыслами. Однако удельный вес «частников» не должен был превыш. 25-30%. В с/х произошло сниж. и упрощение порядка взимания продналога. С 1924 налог начин. взиматься в ден. форме. Гл. напр. гос. политики в деревне было содействие кооперированию кр-ян. Кооперативы играли гл. роль в восстан. тов/оборота м/у городом и деревней. Слабым местом восстан. с/х была его низкая товарность. Простое восстан-е крест. хоз-ва не могло решить проблему снабж. города. Кроме того, уменьш. доля тов-ых культур, увелич. доля грубых прод. культур, кот. обеспечивали жизнь крест. семьи. В пром-ти предпр. были переведены на хозрасчет. Его введение означ. снятие заводов с полного гос. иждивения. Отныне предпр. должны были возмещать произв. расходы за счет собств. доходов. Переход на хозрасчет обусловил измен. Госплана. Его основой по-прежн. остав. ГОЭЛРО, но теперь во главу угла став. задача устан. очередности в восстан-и отд. отраслей. Произошла перестройка форм управл. пром-ти. Жесткая централизация сист. управл.-«главкизм»- сковывала инициативу предпр. Первичным звеном управл. стал трест. Если главку подчин. все предпр. страны по какой-то отрасли, то тресту—лишь группа предпр., объед. по произв/территор. признаку. Трест явл. имущественно обособл. единицей и непоср. управл. подчин-ыми ему предпр., кот. были лиш. прав юридич. лиц, не имели своего баланса и отчетности. Тресты им. право самост. реализ-ть на рынке свою прод-ю, закуп по своб. ценам сырье, материалы, оборуд. Но сбытовой аппарат трестов был слаб, не имел опыта. Отсюда—очень выс. издержки обращ. В 1923 провед. реформа, в осн. кот. положен принцип синдицирования трестов. Син-ты предст. собой отраслевые торг. объедин. и подчин. непоср. ВСНХ. Рыночная конкур. м/у трестами была устранена. На сон. з-на от 11 окт. 1922 были выпущены 10-руб. банкноты(червонцы), кот. в отличие от совзнаков вып-сь не просто для покрытия бюдж. дефицита. Т.о., было 2 ден. сист.: пад. в цене совзнаки и тв. червонцы. М/у ними ежедневно устан. новое соотнош. заверш. этап ден. реформы наступ. в февр. 1924, когда были выпущ. новые казнач. билеты достоинством 1, 3 и 5 руб. золотом, а также серебр. и медные размен. монеты.

20. Источники финансирования индустриализации в СССР.

Индустриализация – создание фабрично-заводской промышленности. В России началась в xix веке. Цели дополнительной индустриализации:

1. Россия была аграрной страной. В промышленности было занято только 10% населения. Стояла задача превратить аграрную страну в индустриальную, чтобы промышленность стала главной отраслью ее хозяйства.

2. в России не были развиты некоторые отрасли машиностроения: производство самолетов, автомобилей. Советский союз объявил себя врагом всего капиталистического мира и мог рассчитывать только на себя.

3. опасность близкой войны. Надо было создать мощную военную промышленность.

Особенности индустриализации:

1. очень высокие темпы. Для создания новых для страны отраслей были брошены все силы и средства, часто в ущерб остальным отраслям.

2. индустриализация в СССР означала достижение полной экономической независимости, т.е. развитие в условиях полной экономической изоляции.

Встал вопрос за счет чего производить индустриализацию.

1. экономический путь – предлагали сторонники Бухарина 1926-1928. Использовать европейский и американский опыт: продолжать развитие с/х и легкой промышленности, накапливать в этих отраслях средства, а затем использовать эти средства для развития новых отраслей тяжелой промышленности. Этот путь означал продолжение нэпа.

2. административный путь – 1929 концентрация всего хозяйства в руках государства и использование административных, внеэкономических методов мобилизации ресурсов для индустриализации. Индустриализация должна была проводиться за счет с/х и легкой промышленности, но не за счет их развития, а путем административного изъятия средств из этих отраслей (т.е. разорение).

 

21. Первый пятилетний план и его деформация в 1929 г. Возникновение отраслевых диспропорций в народном хозяйстве СССР в 1928-32 гг.

В апр. 1929 на 15 съезде Госплан предст. 2 вар-та 1-ого 5-летнего плана—оптимальный и отправной. Оптим. план бал рассчит. на благоприятное сочет. факторов развития: оптим. рост произв-ти труда, выс. урожаи, выгодную конъюнктуру на мир. рынке. Отправной план допускал менее благопр. развитие хоз. ситуации. Предполаг. иметь в виду оба плана и использ. в завис. от обст-в тот или др.Этот план был наилучшим за всю историю планов нар/хоз. планир. СССР. Но уже 16 съезд принял в кач-ве единств. задания только оптим. план. Однако даже он стал каз. парт. руководству недост. и осенью 1929 был отброшен. Так вместо намеч. ранее 10 млн т чугуна было реш. выплав. 17, вместо 22 млн т нефти—добыть 45-46 и т.д. В план введено сторит-во новых кр. объектов. Было реш. созд. 2-ую после Криворожско-Донецкой угольно-мет. базы на вост. В годы войны наличие Урало-Кузн. бассейна сыграло положит. роль, но в мирн. время это оборач. расточит. перевозками угля и руды на расст. 2 тыс. км. Вторжение полит. руков-ва привело к распылению кап/влож., переключ. средств из одних отраслей в др., срыву отрасл. планов и возникн. отрасл. диспропорций. В рез-те все отрасли тяж. пром-ти за исключ. нефт. произвели в 1932 прод-и намного меньше объемов, предусматр. даже оптим. планом. Отстав. одних отраслей и рывок вперед др. были следствием сист. приоритетного финан-ния. Его детищем комплекс отраслей, еще отсутств. в 1928: энерго- и станокостр-е, авиац., автомоб., тракторная пром-ть. Отрасл. структура пром-ти измен. в пользу тяж. Сильно отстав. черная мет-гия. Недостаток ч. мет., отчасти покрыт. за счет импорта, заторм. развитие мет/обраб. и особ. сильный удар нанес по ж/д строит-ву. К диспропорциям м/у добыв. и обрабат. отраслями, м/у пром-тью и транспортом добав. диспропорция м/у отраслями тяж. и легк. пром-ти. В отраслях тяж. пром-ти удваив. занятость за счет созд. новых раб. мест, но она не была обеспеч. соотв. увелич. предметов потребит. спроса. Отрасли пищ. и легкой пром-ти не были наделены средствами, необход. для увелич. объемов произв-ва и спрос насел. был неудовлетв. Итогом 1-ой 5-летки был огромный объем незаверш. строит-ва. Также сущ. проблема кадров. Созд. произ-ва, оснащ. новейшей импорт. техникой, треб. квалифиц. персонала. Но раб. кадры пополн. за счет выходцев из деревни, не отвеч. повыш. требованиям. Следствием были поломки и аварии, простои и выс. текучесть кадров.

22. Коллективизация сельского хозяйства СССР (1928-32 гг.).

Сначала были огранич. возм-ти крест. продаж с/х прод-и через частный сектор и кооперацию, и их место стали заним. гос. заготовит. органы в виде АО «Хлебопродукт». Распростр. контрактация. И если в 20-х гг. в усл. НЭПа происход. возрождение и расширение сбыотвого и потребит. крест. кооперирования, тотеперь ставка была сделана на произв. кооперацию. В 1930 принято постан. политбюро ЦК ВКП(б) о темпах кол-ции. Сев. Кавказ, Нижнее и Ср. Поволжье подлежали сплошной кол-ции к осени 1930, в 1931 должны были быть кол-ны др. зерновые р-ны, а к 1932—вся страна. Эти сроки треб. безусловного исполнения и диктовали принудит. меры. Земля навечно закрепл. за колхозом. Вышедший из колхоза превращ. в безземельного хозяина. Кол-ция проходила одноврем. с раскулачиванием. Под опред. «кулацких» попадала и большая часть середняцких хоз-в. Их имущество конфиск., а их самих репрессировали. Т.к. в наличии у колхозом оказ. меньше орудий и скота (кр-яне предпочит. зарез. лошадб, чем передав. в чужие руки), то со 2-ой 5-летки нач. исп-ся с/х машины. Для их примен. были созд. моторно-тракт. станции МТС—гос. предприятия, кот. по договорам с колхозами обрабат. их поля. Но их не хват., поэтому повсеместно преоблад. ручной труд. В 1933 устан. новая сист. налогооблож.: 1) обязат. поставки—натур. налог. Они устан. стоявшими над колхозами парт/сов. органами, независ. от экон. показателей колхозного хоз-ва. 2) натуроплата МТС. Гос. органами опред-сь, какая доля урожая должна идти на оплату МТС. 3) гос. закупки должны были произв. только после вып-я обязат. поставок и натуроплаты МТС, за счет колхозных излишков, кот. почти не остав. В 1930-х созд. 2-масштабная сист. цен. Заготовит. цены на с/х прод-ю, поступ. непоср. в потребление и в виде сырья в пищ. и легкую пром-ть, были очень низкие. А цены в розничной торг. очень высокие – доп источник привлечение денег в фин аппарат

 

23. Экономика СССР в период Великой Отечественной войны (1941-45 гг.)..

С началом ВОв СССР пришлось перестраивать нар. хоз-во на воен. лад. 30 июня 1941 был образ. Гос. Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным. ГКО сосредот. всю полноту власти. Под его рук-вом раб. Госплан СССР, наркоматы и ведомства, все хоз. организации страны. Через неделю после нач. войны ГКО утвердил 1-ый план воен. времени—Мобилизац. нар-хоз. план на 3-ий квартал 1941. Задача увелич. произв-во воен. техники. Предусм. частичная или полная консервация второстеп. строек. Осн. ресурсы перераспред. в пользу воен. пром-ти. 16 авг. 1941 принят Военно-хоз. план. Задача эвакуир. крупные предпр. на вост. и созд. там базу военно-пром. произв-ва. В 1-ый период войны СССР потерял ряд необход. густонасел. хоз. районов с развитой пром-тью и продуктивным с/хоз-вом. Особенно это кас-ся тяж. пром-ти. Оккупирован Донбасс—осн. топливная база. Во врем. оккупации наход. Кривой Рог—гл. железорудная база ю. мет-гии. С приближ. фронта усилив. бомбардировка заводов, и ценное оборуд. вывоз. в глубь страны. Врем. потеря важнейших экон. р-нов причин. огромный урон эк-ке СССР, особ. пром-ти. Большой ущерб был причиню и с/х. Потер. объем с/х прод-и было нечем компенсир. Оккупир. р-ны имели насыщ. ж/д сеть. Все эти факторы увелич. превосх. врага. Перестройка нар. хоз-ва на воен. лад предусм.: коренное измен. структуры матер. произв-ва, переключ. на нужды войны значит. чачти ресурсов, развитие и подъем воен. произв-ва путем исп-ния гражд. объектов, мобилизация всех ресурсов, их строгая центр-ция в распред. и нормировании, эвакуация предпр. Обстановка осложн. тем, что зап. союзники затягивали вып-ние своих обязательств о поставках в СССР боевой техники. Со 2-ой пол. нояб. 1941 воен. пром-ть стала повыш. объем вып. прод-и. К весне 1942 большинство перебазир. на вост. предпр. наладили массовый вып. прод-и для фронта. СССР, преодолев огр. трудности, вступил в период быстрого роста всех отраслей нар. хоз-ва. В 1943-44 воен. хоз-во продолж. наращ. темпы произв-ва. В 1944 впервые валовый прод. превыс. предвоен. уровень на 4%. В возраст. масштабах велось капит. строит-во. Снабж. продовольствием и пром. товарами также было подчин. первоочередному обеспеч. нужд фронта. Поэтому сущ. проблема снабж. гражд. насел. С июля 1941 введена карт. сист. на продукты, а в янв. 1942-на пром. товары. За вып. и перевып. норм выработки устан. на предпр. доп. питание. В 1944 введ. коммерч. торговля товарами с повыш. ценами по карт. Значит. увелич. доля поступл. от насел. в Госбюджете (налоги, займы, Добров. взносы в Фонд обороны) и сниз. поступл. от прибыли. Для фин-ния воен. расходов была исп. ден. эмиссия.

 

24. Восстановление народного хозяйства СССР в 1946-50 гг. Отмена карточной системы и денежная реформа 1947

Победа в ВОв была достигнута очень выс. ценой. Людские потери превыс. 27 млн чел. и коснулись наиб. активной части насел. В руинах лежало множ. городов и поселков, сел и деревень. Разруш. 31850 предпр. Прямой мат. ущерб сост. 1/3 всего нац. богатсва. Сов. народ ожидал измен. к лучшему в своей жизни. Но сталинское руков-во восприняло победу как подтвержд. правильности политики 30-х. Возрожд. довоен. концепция приоритетного развития неск. базовых отраслей тяж. пром-ти за счет легкой, с/х и жизн. уровня насел. Этому способств. холодная война. ГКО был упразднен, ф-ции хоз. рук-ва перешли к СНК СССР, кот. был потом преобраз. в Совет Мин. СССР. Основу прогр. восстан. сост. план 4-ой 5-летки. Задача—восстан. пострад. р-нов, довоен. уровня пром-ти и с/х, чтобы превзойти его. Почти половина всех гос. инвест. напр. в тяж. пром-ть. Осущ. след. меры: част. реэвакуация предпр. в центр, перевод пром-ти на вып. гражд. прод-и, привлеч. демобилизац. в произв-во, восстан. норм. раб. режима (8-час. раб. день, выходные, отпуска). За эти годы было восст. и заново постр. 6200 пром. предпр. Наиб. влож. были сделаны в машиностр., ч. мет-гию, угольную, нефт. пром-ть. В э/энергетике восстан. старые станции (Днепрогэс) и стр. новые. Произв-во средств произв-ва выросло на 105%, а вып. предм. потребл. увелич. только на 23%. Отставание пищ. и легкой пром-ти, кроме недост. кап. влож., было вызв. и тяж. полож. в с/х. Восстан. транспорт. Осн. его видом остав. ж/д, на разв. и а/м. Рост грузооборота был вызв. судами, получ. в кач-ве репараций. Но в целом развитие транспорта отстав. от темпов роста пром-ти. В худшем полож. было с/х. Была подорв. его матер. база., уменьш. парк тракторов. В 1946 была сильная засуха. Кроме того, 10% зерна шло на экспорт. Не хватало кап. влож., гос-во поставляло в осн. технику, были низкие заготовит. цены. За год колхозник получ. даже меньше денег, чем раб. за мес. Идет отток сельск. насел. в город, особ. молодежь. В 1947 провед. ден. реформа и отмена карт. сист. Стар. деньги обмен. на новые как 10:1. Мет. монета остав. в обращ. по номиналу. Ставки з/п и др. доходы насел. не мен. Стар. облигации обмен. на новые как 3:1. В осн. реформа ударила по квалифиц. раб., технич. интеллигенции. Для обмена денег была дана 1 неделя. У магазинов выстр. очереди. До реформы было 2 вида цен—пайковые (для тов-в по карт.) и выс. коммерч. (в коммерч. магазинах). В 1947 введ. единые гос. розничные цены. Реформа привела к сниж. покупат. способности, т.к. цены были выше в 3 раза уровня 1940, а ср. з/п повыс. лишь на 93%. Поэтому розничн. цены периодич. сниж., росла з/п 5 пятилетка(1951-1955) не учит введение новшеств НТР –упадок в сх

 

25. Аграрная политика Н.С. Хрущева

50-е годы иногда называют золотым веком административной системы. К этому времени хозяйственные руководители страны добились определенной сбалансированности массы денег в обращении и массы товаров. Предприятия увеличивали производство. Национальных доход увеличивался. Производительность труда в промышленности значительно выросла.

Однако именно в это время, время относительного благополучия, были сделаны первые попытки исправить хозяйственный механизм, преодолеть недостатки административной системы. Стало очевидно, что невозможно административными методами только из центра регулировать хозяйственные пропорции, необходимо увеличить хозяйственную самостоятельность местных руководителей. Было решено перенести основные функции управления из центра на места.

В 1957 году страна была разделена на экономические административные районы во главе с совнархозами. Совнархозы и стали главными органами управления. Они стали органами планирования (планировали развитие своего экономического района).

Реформа оказалась неудачной. Она не изменила методов управления. Она заменила центральные органы местными, но тоже административными. Но при этом единое хозяйство страны раздробилось на части.

Эта разобщенность мешала планировать производство в масштабах страны, регулировать его структуру. Она препятствовала специализации предприятий и стала тормозить технический прогресс. Поэтому в 1965г. При проведении экономической реформы были ликвидированы совнархозы и восстановлены промышленные министерства

 

26.. Попытки экономической реформы в СССР 1960-х гг. (реформа А.Н.Косыгина и аграрный курс 1965 г.).

В 1959 году, когда принимался семилетний план на 1959-1965 гг., впервые была поставлена и научно обоснована задача интенсификации производства. Интенсификация – рост производства за счет увеличения производительности труда, за счет технического прогресса.

Отставание СССР от передовых стран по техническому уровню промышленности увеличивалось. Поэтому в 1965 году было принято решение о проведении экономической реформы – о переходе от административных методов к экономическим методам управления хозяйством. Экономические методы – это использование экономических законов, рыночных отношений, материальной заинтересованности. Материальная заинтересованность заключалась в том, что предприятие хотело получить больше от государства, от общества, но меньше дать. Административная система управления была построена таким образом, что интересы предприятия были противоположны интересам общества. Чтобы исправить это, надо было связать благосостояние предприятия с результатами его работы, т.е. восстановить принцип хозрасчета. По новому положению прибыль предприятия стали делить на две части. Одна отдавалась государству, другая оставалась в распоряжении предприятия и расходовалась на обновление оборудования, на повышение заработной платы. На первый план в оценке деятельности предприятий были выдвинуты два показателя: 1. реализованная продукция, 2. рентабельность.

Эти показатели требовали увеличение хозяйственной самостоятельности предприятий, поэтому было принято «Положение о социалистическом предприятии», которое несколько расширяло их права.

Таковы были основные направления экономической реформы 1965г. Она не обеспечила переход к экономическим методам хозяйствования т.к. сохранялся стереотип: социализм – это план, капитализм – это рынок. Хозрасчетные, товарно-денежные отношения были приняты лишь как дополнение к административному планированию. По-прежнему план определял объем продукции и другие показатели, и только сверхплановая продукция подпадала под действие рынка.

Суть «косыгинских реформ» состояла во введении прогрессивных элементов рыночных отношений (хозрасчет) в плановую экономику СССР. Восьмая пятилетка, которая прошла под знаком экономических реформ Косыгина, стала самой успешной в советской истории и получила название «золотой». По прогнозам экономистов, дальнейшее внедрение инициатив Премьер-министра в промышленности и сельском хозяйстве могло бы иметь эффект, равный «Четырем модернизациям» Дэн Сяопина в Китае. Однако позиция Суслова и других консервативных членов Политбюро, а также открытие огромных месторождений нефти и газа в Западной Сибири, привели к сворачиванию «косыгинских реформ». 21 октября 1980 освобожден от работы на основании поданного заявления в связи с ухудшением состояния здоровья.

Строго говоря, с точки зрения экономической теории, ничего принципиально нового она не содержала. Польские и венгерские экономисты подобные мысли высказывали еще в 1956 году. Главным в ней было предложение сделать критерием деятельности предприятия не вал, а прибыль. Тем самым, по замыслу, должен был установиться баланс спроса и предложения. Также предлагалось усилить материальные стимулы для повышения производительности труда. Говоря современным языком, идея заключалась во внедрении элементов рынка в народное хозяйство, при сохранении в целом планового характера экономики. Либерман получил статус консультанта Алексея Косыгина, а саму реформу иногда даже называют «реформой Косыгина—Либермана», Сентябрьский 1965 года пленум ЦК партии оповестил о принятии «новой системы планирования и экономического стимулирования». Кстати, именно тогда большинство советских трудящихся перешло на пятидневную рабочую неделю (при удлинении на час рабочего дня).

Реформа тихо провалилась, хотя никаких официальных «похорон» провозглашенного курса не было. Сегодня есть много мнений, почему так случилось.

 

 

27. Нарастание кризисных явлений в экономике СССР в 1970-1980-х гг. и попытка их реодоления в период «перестройки».

Проблемы совершенствования социалистической модели экономики, находившейся в СССР в предкризисном состоянии, придание ей динамизма и эффективности являлись ключевыми для пришедшего к власти в партии и государстве в середине 1980-х гг. нового руководства во главе с М. С. Горбачевым.

К этому времени мощный научно-технологический потенциал страны, созданный за послевоенный период, в значительной степени был исчерпан. Уже с начала 80-х гг. в экономику Советского Союза прекратился обильный приток “нефтедолларов” (в связи с падением цен на энергоносители на мировом рынке), а афганская “авантюра” и традиционный затратный механизм ведения хозяйства в сочетании с валовым принципом промышленной политики, стремительно. увеличивали бюджетный дефицит, отмечалось неуклонное падение промышленного производства. Широко разрекламированная “Продовольственная программа” (1982) к 1985 г. также оказалась фактически проваленной (валовой сбор зерновых в стране за 1978—1984 гг. упал с 237 до 173 млн т). Низкая эффективность производства, отсутствие материальной заинтересованности в производительном труде, господствующая уравниловка, а также растущий голод на основные потребительские товары — вплоть до введения талонной системы распределения, способствовали созданию в СССР тех явлений, которые впоследствии будут названы застоем и механизмами торможения. В стране из-за падения рождаемости за 10 лет (с середины 70-х гг.) в 4 раза — с 12 до 4 млн человек сократилась доля молодежи в общественном производстве, а женщины среди рабочих и служащих составляли более половины от всех занятых (тогда как даже в первые послевоенные годы этот показатель не превышал 47%). Острейшей социальной проблемой в “обществе реального социализма” являлось пьянство: в СССР только официально зарегистрированных алкоголиков насчитывалось более 21 млн человек.

По мере вступления советской экономики в полосу стагнации все заметнее стала развиваться так называемая теневая экономика. Это явление, возникшее в условиях тотального огосударствления и плановой централизации хозяйства, давало некоторую возможность перераспределять продукцию и доходы населения в соответствии с нуждами потребления. Теневая экономика в СССР включала как различные виды индивидуальной трудовой деятельности и подпольные цеха по производству дефицита, так и изготовление неучтенных товаров на госпредприятиях и махинации в сфере финансовой отчетности. По приблизительным подсчетам,* в Советском Союзе к середине 80-х гг. в теневом бизнесе было занято до 15 млн человек, а объем выпускаемой неофициальной продукции народного потребления повышенного спроса уже, составлял до 25 % от всего товарооборота. Происходило формирование новой социальной группы подпольных предпринимателей — “цеховиков”, которые, как правило, были тесно связаны с наиболее прагматичной частью правящей в стране партийно-государственной номенклатуры. Фактически начался процесс их сращивания, что впоследствии создало особую прослойку класса “советских предпринимателей”, получивших позднее на Западе название “новых русских”.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-26; просмотров: 47; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.028 с.)