Основные мотивы лирики А. А фета. Чтение наизусть одного из  стихотворений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные мотивы лирики А. А фета. Чтение наизусть одного из  стихотворений.



Фет (1820 – 1892 гг.). Поэзия Фета жизнеутверждюща наполнена звуками первозданной свежести и благоухания. Фет ограничивал свою поэзию тремя темами: любовь, природа, искусство. Ему были чужды душевные бури и тревоги.

Поэт писал:

Язык душевной непогоды

Был непонятен для меня.

В ней отсутствует гражданские мотивы и социальные вопросы. «Поэзия – храм искусства, а поэт – жрец этого храма»

Одно из самых известных стихотворений Фета - «Я пришёл к тебе с приветом» - представляет собой страстный восторженный монолог, произнесённый на одном дыхании:

Я пришёл к тебе с приветом

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало.

В одном предложении Фет нарисовал запоминающую картину природы.

В стихотворении «Шёпот, робкое дыханье…» - состояние человека развивается параллельно состоянию природы. Не употребляя ни одного глагола, поэт создаёт картину, в которой переплетается состояние человека и природы.

Шёпот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья…

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица…

Он обладает острым поэтиче ским зрением и слухом: видит, как летящий "против бури" ворон "крылами машет тяжело", как "в росинке, чуть заметной", отражается солнце, слышит крики перепелов, треск коростелей, "порывистые трели" соловья.

Он умел очеловечить природу, находить в ней отзвук своим настроениям и чувствам, тонко ощущал прелести русской природы, любил красоту родного пейзажа.

 

Сын севера, люблю я шум

лесной

И зелени растительную

сырость...

Бесспорным достоинством стихотворений Фета является их певучесть и музыкальностью. П. И. Чайковский говорил о нём: Это не просто поэт, скорее, поэт-музыкант".

Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья.   Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица,   В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. Какие-то носятся звуки И льнут к моему изголовью. Полны они томной разлуки, Дрожат небывалой любовью.   Казалось бы, что ж? Отзвучала Последняя нежная ласка, По улице пыль пробежала, Почтовая скрылась коляска...   И только... Но песня разлуки Несбыточной дразнит любовью, И носятся светлые звуки И льнут к моему изголовью.

Билет№4

Образ Штольца.

Обломову в романе противопоставлен Андрей Штольц. Первоночально Гончаров хотел его изобразить как положительного героя. Он мечтал, что со временем много «Штольцев явится под русскими именами». Штольц это школьный товарищ Обломова. Его отец – немец. Он приучал его к труду, умственному и физическому, к ответственности за выполненный урок или поручение. От него он получил «трудовое, практическое воспитание», отец приучал его к тяжелому, совсем не барскому труду, а мать (русская) приобщала его к прекрасному, пыталась вложить в душу маленького Андрея любовь к искусству, к красоте.. И Обломов, и Штольц окончили Московский университет, оба направились в Петербург служить. Но уже через год Обломов вышел в отставку: служба тяготила его, требовала внимания, усидчивости, трудолюбия.

Практический ум, жизнелюбие, самостоятельность, упорство, смелость помогли Штольцу добиться успеха. Автор только информирует читателя о том, де бывал Штольц, чего достиг. Он «служил, вышел в отставку…занялся своими делами, … нажил дом и деньги, … выучил Европу, как свое имение, … видел Россию вдоль и поперек, … ездит в свет». Одним словом, Гончаров создал такого героя, какого давно не хватало России. Для автора Штольц – это та сила, которая способна возродить обломовых и уничтожить обломовщину. Деятельный Штольц заставляет “беспокоиться” русского барина Обломова, навязывает ему свои идеи. Штольц хочет пробудить Обломова от спячки: “Теперь или никогда!” Он заставляет его бывать в обществе, читать книги, посещать театры. Усилия его оказались тщетны.

Штольц – безусловно, антипод Обломова. Каждая черта характера Штольца – резкий протест против качеств Обломова. Штольц любит жизнь – Обломов часто впадает в апатию; Штольц обладает жаждой деятельности, для Обломова лучшая деятельность – отдых на диване. Истоки этой противоположности – в воспитании героев.

Таким образом в романа предстают пред читателем два абсолютно разных характера, два жизненных пути…

Тема, идея, острота конфликта и художественные особенности пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад».

Антон Павлович чехов закончил пьесу в 1903 году. Когда дворянство разорялось и расслаивалось, а на смену ему шла буржуазия. Умирание дворянства как класса и приход капиталистов - вот основа пьесы.   Основное событие это покупка вишневого сада. Всё проблемы переживания героев, все мысли и воспоминания связаны с ним. Именно вишневый сад является центральным образом пьесы. Правдиво изображая жизнь, чехов рассказывает о судьбе трех поколений.  Трех социальных слоев общества: дворянство, буржуазии и прогрессивной интеллигенции. Все события происходят в одном имении с постоянными персонажами. В пьесе отсутствует ярко выраженный конфликт, он заменен драматизмом, переживанием героев. Отсюда ощущение одиночество в этом мире, нескладность бытия. Одиноки и несчастны все герой пьесы Вишневый сад. Все герои пьесы замкнуты в себе, поглощены своими проблемами. Они не слышат и не замечают окружающих. Ожидание будущего рождает в их сердцах надежду на лучшее. Но каким будет это лучшее - этот вопрос Чехов оставляет открытым.

Сюжет пьесы чрезвычайно прост, здесь нет эффектных ситуаций, острой завязки. Желая приблизить театральную постановку к реальной жизни, Чехов отказался от ненужных деталей и подробностей и гордился тем, что "в пьесе нет ни одного выстрела". Внутренний мир человека, его психологию великий драматург сумел показать копирование запрещено с помощью только речи персонажей, скупых, но емких ремарок. В пьесе "Вишневый сад" герои не вступают в ожесточенную борьбу друг с другом, хотя являются противниками.

Чехов не делит своих героев на добрых и злых, на положительных и отрицательных, но находит почти во всех своих героях доброе, человеческое начало.

 

Билет№5

Любовь в жизни Обломова.

Желая помочь Обломову, вернуть его к жизни, Штольц знакомит его с Ольгой Ильинской. Перед Ольгой ставится задача: поднять с кровати лежебоку Обломова и вытащить его в большой свет. Последняя возможность излечиться от “обломовщины” предстала перед героем в образе прекрасной русской девушки Ольги Ильинской. Любовь к ней на время воскресила Обломова. Здесь обнаружилось и “золотое сердце” Обломова, способное к сильному чувству, и его поэтичность, и чуткость, и благородство души, сказавшееся в письме к Ольге, в котором он “готов пожертвовать своим счастьем, так как не достоин ее”. Он пошел ради Ольги на жертвы, невозможные для него прежде; расстался с любимыми диваном и халатом, начал читать, чтобы беседовать с Ольгой о прочитанном, "на лице ни сна, ни усталости, ни скуки". Кажется, что для него начинается новая жизнь: "У него на лице сияла заря со дна души восставшего счастья..." Ольга, полюбившая Илью Ильича, стремится помочь ему, вдохнуть в него жизнь, побудить к действиям. Однако со временем сильное чувство становится привычным для главного героя. И “Обломовщина” победила и на этот раз. Ольга любит Обломов, но мечтает о деятельной, полезной, содержательной жизни, которой так боится сам Обломов, что не может преодолеть себя даже во имя прекрасного чувства. И Обломов отказывается от своей любви. Он пишет Ольге письмо, в котором искренне и откровенно, не щадя и не жалея себя, признается в своей неисправимости, рассказывает о своей слабости, бесхарактерности, отсутствии воли. Ольга - решительная и смелая, с развитым чувством собственного достоинства. Ее любовь, возможно, не была абсолютно бескорыстной, поскольку девушка стремилась изменить Обломова, "перевоспитать" его, не принимая таким, какой он есть. Поняв, что эти усилия напрасны, Ольга сумела справиться со своими чувствами и навсегда расстаться с любимым человеком. Однако героиня Гончарова все же находит героя, достойного любви и уважения. Этим человеком становится для нее Штольц.

Еще одна пара - это Агафья Матвеевна Пшеницына и Обломов. Их жизнь представляет собой идиллическую Обломовку. Причем она устраивает их обоих, а точнее, делает их счастливыми. Агафья Матвеевна из тех людей, которые отдают все безвозмездно любимому человеку. Для нее любовь - это возможность отдавать. Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь чистоту, благородство своей души. Конечно, их брак не идеален, но зато любовь у них самая счастливая.

Обломовщина искалечила душу главного героя, убила его любовь. Это испытание привело в результате к ужасным потерям, которые повлекут за собой со временем не только духовную, но и физическую гибель героя.

Основные мотивы лирики Ф.И. Тютчева (пейзажная лирика, любовная лирика) Чтение наизусть одного из стихотворений.

Ф.И. Тютчев (1803 – 1873 гг.) - русский поэт, современник Жуковского, Пушкина, Некрасова. Это образованный человек своего времени, европеец «самой высшей пробы». 22 года провёл за границей, но всегда тасковал по родине, по красоте русской природы т большое место в поэзии Тютчева занимают стихи о природе. 

Пейзажная лирика. Людей, равнодушных к природе Тютчев не понимал и считал их «глухонемыми»

«Лучи к ним в душу не сходили

Весна в груди их не цвела…»

О русской природе писали многие поэты. Но Тютчев умел рассказать о ней вдохновенно, с волнением и великой любовью. Почти все стихотворение Тютчева о природе короткие, но он умел найти самое нужное слово, чтобы передать свои мысли и чувство. Некрасов очень любил стихи Тютчева и писал: «если читаешь стихи Тютчева о весне, то делается весело и легко на душе. Если читаешь о показавшейся травке, о распускающемся дереве, то, кажется, бежишь как ребёнок, радуешься неполетам.»

Действительно, когда мы читаем строки Тютчева:

 «Люблю грозу в начале мая

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом», то слышим раскаты грома и приближающийся дождь.

Нельзя не почувствовать любовь поэта к родной природе, читая строки:

 «ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят,

Они гласят во сне концы:

Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

 Она нас выслала вперёд».

Но в стихах о природе Тютчев не только восхищается и любуется природой, но в некоторых его произведениях звучит и тоска по родине и боль за бедность русского народа. Так в одном из своих стихотворений он пишет:

«Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа».

Особенно в последние годы жизни в его стихах звучит сочувствие русскому народу.

Любовная лирика. Особое место в творчестве Тютчева занимает тема любви. Он показал не только прекрасные мгновения любовных чувств, но и их разрушительную силу.

«О как убийственно мы любим,

Как в буйной слепоте страстей,

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей»

Именно вот эту трагическую природу любви в стихах Тютчева высоко оценил Л.Н. Толстой. Тютчев говорил, что не каждый человек может выдержать напряжение любовного чувства.

Много стихов он посвящает Денисьевой. От зарождения

чувства до безвременной кончины возлюбленной. В 1850 году 47-летний Тютчев

познакомился с 24-летней Е. А. Денисьевой, учительницей своих дочерей.

Четырнадцать лет, до самой смерти Денисьевой, длился их союз, родилось трое

детей. С официальной своей семьей Тютчев не порывал, и общество отвергло

несчастную женщину, «толпа, нахлынув, в грязь втоптала то, что в душе ее

цвело».

 Первое стихотворение «денисьевского цикла» —жаркая мольба о любви:

 

            Пошли, Господь, свою отраду

            Тому, кто жизненной тропой,

            Как бедный нищий мимо саду

            Бредет по знойной мостовой.

 

В стихах этого цикла звучат радость, страдания, жалобы. Так в стихотворении «О, как убийственно мы любим» Тютчев пишет:

О, как убийственно мы любим!

      Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

            Что сердцу нашему милей!..

Отстаивая свою любовь, поэт хочет уберечь ее от внешнего мира:

 

            Все, что сберечь мне удалось,

            Надежды, веры и любви,

            В одну молитву все слилось:

            Переживи, переживи!

 

В стихотворении «Она сидела на полу...» показана страница трагической

любви, когда она не радует, а приносит печаль, хотя и печаль бывает со

светлым воспоминанием:

 

            Она сидела на полу

            И груду писем разбирала —

            И, как остывшую золу,

            Брала их в руки и бросала...

  Одно из самых жизненных и скорбных стихотворений этого цикла — «Весь

день она лежала в забытьи...». В нём звучит тоска и великое сожаление о смерти возлюбленной.

Среди стихотворений, посвященных Денисьевой, быть может, самые высокие

по духу те, что написаны после ее смерти. Происходит как бы воскрешение

возлюбленной. Делаются печальные попытки исправить после ее смерти не

исправленное при жизни. В стихотворении «Накануне годовщины 4 августа 1864

года» (день смерти Денисьевой) запоздалое раскаяние в грехах перед нею.

Мольба обращена не к Богу, но к человеку, к тени его:

 

            Вот тот мир, где жили мы с тобою,

            Ангел мой, ты видишь ли меня?

В стихах о любви так же как и в стихах о природе Тютчев умел найти самое яркое самое нужное слово, чтобы выразить свои чувства. Его стихи были любыми стихами Некрасова и Толстого.

 

 

Полдень Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река; И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака. И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет; И сам теперь великий Пан В пещере нимф покойно дремлет.     Я очи знал,- о, эти очи! Как я любил их - знает бог! От их волшебной, страстной ночи Я душу оторвать не мог. В непостижимом этом взоре, Жизнь обнажающем до дна, Такое слышалося горе, Такая страсти глубина! Дышал он грустный, углубленный В тени ресниц ее густой, Как наслажденье, утомленный, И, как страданья, роковой. И в эти чудные мгновенья Ни разу мне не довелось С ним повстречаться без волненья И любоваться им без слёз.

 

Билет№6

Художественные особенности сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одной сказки).

Над книгой сказов Салтыков-Щедрин работал в 1882-1886 гг. Это итоговое произведение писателя (годы жизни 1826-1889). Он назвал свою книгу: «сказки для детей изрядного возраста». Сказки, по мнению писателя, должны открыть глаза «этих самых детей» на окружающий мир, научить их правильно понимать жизнь.

Сказки это самые распространённые произведения УСТ. Они знакомы, понятны простым людям, а также этот жанр помогал писателю обойти цензуру. Заимствуя у народа готовые сказочные сюжеты и образы, Салтыков-Щедрин развивает и обогащает заложенное в них сатирическое содержание.

Условно все сказки Салтыкова-Щедрина можно разделить на 4 группы:

- сатира на правительство и господствующие классы;

- сатира на либеральную интеллигенцию;

- сказки о народе;

- сказки, обличающие эгоистическую мораль

По своей литературной форме и стилю сказки Салтыкова-Щедрина связаны с фольклорными традициями. В них мы встречаем традиционных сказочных персонажей: говорящих животных, рыб, Иванушку-дурачка и многих других. Писатель использует характерные для народной сказки зачины(жили да были, в некотором царстве в некотором государстве), присказки, пословицы(по щучьему веленью по моему хотенью), языковые и композиционные троекратные повторы, просторечие и бытовую крестьянскую лексику (пенсии ихние, зачал действовать), постоянные эпитеты, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Как и в фольклорной сказке, у Салтыкова-Щедрина нет четких временных и пространственных рамок.

Но используя традиционные приемы, автор вполне намеренно отступает от традиции. Он вводит в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. На страницы его сказок попадают эпизоды современной общественной жизни. Так происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.

Таким образом, обогатив сказку новыми сатирическими приемами, Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

Сказка “Дикий помещик” (1869) начинается как обычная сказка: “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик...” Но тут же в сказку входит элемент современной жизни: “И был тот помещик глупый, читал газету “Весть” — газету реакционно-крепостническую, и глупость помещика определяется его мировоззрением. Отмена крепостного права вызвала у помещиков злобу к крестьянам. По сюжету сказки помещик обратился к Богу, чтобы тот забрал у него крестьян:

“Сократил он их так, что некуда носа высунуть: куда ни глянуть — все нельзя, да не позволено, да не ваше!” Используя эзопов язык, писатель рисует глупость помещиков, притесняющих своих же крестьян, за счет которых они и жили, имея “тело рыхлое, белое, рассыпчатое”.

Не стало мужиков на всем пространстве владений глупого помещика: “Куда девался мужик — никто того не заметил”. Щедрин намекает, где может быть мужик, но об этом читатель должен догадаться сам.

Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне: “...хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой”. Ирония звучит в этих словах. Далее трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский с “актерками”, приглашенный в поместье: “Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает?”; генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами: “Однако, брат, глупый же ты помещик!”; и, наконец, капитан-исправник: “Глупый же вы, господин помещик!” Глупость помещика видна всем, так как “на базаре ни куска мяса, ни фунта хлеба купить нельзя”, казна опустела, так как подати платить некому, “распространились в уезде грабежи, разбой и убийства”. А глупый помещик стоит на своем, проявляет твердость, доказывает господам либералам свою непреклонность, как советует любимая газета “Весть”.

Он предается несбыточным мечтам, что без помощи крестьян добьется процветания хозяйства. “Думает, какие он машины из Англии выпишет”, чтоб холопского духу нисколько не было. “Думает, каких коров разведет”. Его мечты нелепы, ведь он ничего самостоятельно сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие?..” В дальнейшем развитии сюжета, показывая постепенное одичание и озверение помещика, Салтыков-Щедрин прибегает к гротеску. Сначала “оброс волосами... ногти у него сделались, как железные... ходил все больше на четвереньках... Утратил даже способность произносить членораздельные звуки... Но хвоста еще не приобрел”. Хищная натура его проявилась в том, как он охотился: “словно стрела, соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест”. На днях чуть капитана-исправника не задрал. Но тут окончательный приговор дикому помещику вынес его новый друг медведь: “...только, брат, ты напрасно мужика этого уничтожил!

— А почему так?

— А потому, что мужика этого есть не в пример способнее было, нежели вашего брата дворянина. И потому скажу тебе прямо: глупый ты помещик, хоть мне и друг!”

Так в сказке использован прием аллегории, где под маской животных выступают человеческие типы в их бесчеловечных отношениях. Этот элемент использован и в изображении крестьян. Когда начальство решило “изловить” и “водворить” мужика, “как нарочно, в это время через губернский город летел отроившийся рой мужиков и осыпал всю базарную площадь”. Автор сравнивает крестьян с пчелами, показывая трудолюбие крестьян.

Когда крестьян вернули помещику, “в то же время на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая, а податей в один день поступило столько, что казначей, увидав такую груду денег, только всплеснул руками от удивления и вскрикнул:

— И откуда вы, шельмы, берете!!!” Сколько горькой иронии в этом восклицании! А помещика изловили, вымыли, постригли ему ногти, но он так ничего и не понял и ничему не научился, как и все правители, разоряющие крестьянство, обирающие тружеников и не понимающие, что это может обернуться крахом для них самих.

Значение сатирических сказок в том, что в небольшом по объему произведении писатель смог соединить лирическое, эпическое и сатирическое начала и предельно остро выразить свою точку зрения на пороки класса власть имущих и на важнейшую проблему эпохи — проблему судьбы русского народа.

«Сильные мира сего» (образы «деловых» людей – Свидригайлова и Лужина).

Между Раскольниковым и другими персонажами проводятся параллели, создающие своеобразную систему двойников. Двойники Раскольникова – это, прежде всего, Лужин и Свидригайлов. Для них «все дозволено», хотя и по разным причинам.

Знакомство с ними показывает Раскольникову, что его теория о «Праве сильного» является главным жизненным принципом палачей, насильников и маленьких наполеонов.

Свидригайлов олицетворяет в романе идею вседозво­ленности, свободы от каких бы то ни было моральных ог­раничений. Это низкий, развратный, циничный человек с темным уголовным прошлым. До своей женитьбы на Марфе Петровне он был шулером, затем попал в долговую яму и был выкуплен своей будущей женой. Женитьба на любящей, преданной женщине не исправила Свидригайлова. По его вине гибнут обесчещенный им ребенок, дво­ровый человек Филька, а затем и сама Марфа Петровна. Вскоре после смерти жены Свидригайлов сватается к ше­стнадцатилетней девочке и одновременно преследует се­стру Раскольникова Дуню, шантажируя ее случайно по­лученными сведениями о преступлении ее брата.

Свидригайлов страшный человек, но и его мучает совесть, которая ему напоминает о совершённых злодеяниях. Его страшит возможность возмездия в будущей жизни.

Но Достоевский открывает ему путь покаяния и искупления вины. И Свидригайлов словно вымаливая себе прощения, соверша­ет бессмысленные с его точки зрения и необъяснимые поступки. Тщательно подгото­вив «ловушку» для Дуни, он неожиданно отпускает её, а незадолго до самоубийства расходует свои деньги на оси­ротевших детей Катерины Ивановны, помогает Соне.

Свидригайлов в разговоре с Рас­кольниковым говорит, что между ними существует «какая-то об­щая точка».

Пример Свидригайлова показывает Раскольникову, какова на практике теория о «праве сильного» и как разрушает личность преступление.

Другой «двойник» Раскольникова, деловой человек – Пётр Петрович Лужин. Он кажется менее порочным, чем Свидригайлов. На совести Лужина нет ничьей смерти, он не изверг, не авантюрист, а человек благона­дежный, законопослушный. Он добился значительных успехов в жизни, стал надворным советником и «деловым человеком». В буду­щем он намерен достичь новых высот, для чего и решил жениться на красивой и образованной девушке, которая поможет ему пробиться в высшее общество.

 «Деловой человек» ненавистен Раскольникову своей расчётливостью, скупостью, бездушностью.. Будучи весьма состоятельным человеком, он поскупился оплатить для Дуни (своей невесты!) и Пульхерии Александровны расходы по переезду в Петербург, а после снял для них. дешевые комнаты в грязном и «подозрительном» доме. Раскольникову отвратительна и лужинская теория «о преимуществе жен, взятых из нищеты».

Главные качество Лужина – скупость и расчётливость. Это «просвещенный» коммер­сант не видит практической ценности в евангельских за­поведях: «Если мне, например, до сих пор говорили "возлюби"и я возлюблял, то что из этого выходило? … выходило только то, что я рвал кафтан пополам, делил­ся с ближним, и мы оба оставались наполовину голы...» Жизненный принцип Лужина «возлюби прежде всего себя самого, ибо всё на свете на личном интересе основано». Ради своих личных интересов (чтобы поссорить Раскольникова с сестрой) Лужин совершает циничный и жестокий поступок. Придя на поминки к Мармеладовым, он клевещет на Соню, обвиняет её в краже, не задумываясь, какое горе принесёт эта клевета несчастной семье..

С точки зрения Достоевского, Лужин страшнее и опаснее Свидригайлова. Свидригайлов оказался способен сознавать свою греховность, Лужин же этой способности абсолютно лишен. Свидригайлов живёт исключительно для удовлетворения собственных страстей, для собственного удовольствия. Для Лужина цели более «серьёзны» - это не только богатство, карьера, положение в обществе, но, в последствии, и общественно-политическая деятельность.

Свидригайлов олицетворяет собой деградирующее дворянство. Лужин представитель новой социальной силы, которая претендует на ведущие роли в русской жизни.

 

Билет№7



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.80.216 (0.068 с.)