Экскурсоведение: история и классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экскурсоведение: история и классификация



Экскурсионное дело строится на 3 осн. позициях: теория; методика; практика

Совокупность данных положений дают предпосылки к появлению (форм-ю) такой науки как экскурсоведение, которое встало в один ряд с краеведением, музееведением, книговедением.

Основные этапы развития экск-й теории:

• 20е гг. XX столетия-начало развития (базировалось на основах школьной педагогики)

• 70е гг. XX столоетия-интенсивное развитие (профсоюзная дея-ть и создание специализированных подразделений-экск.бюро)

• Н.вр.-перспективное развитие (создание туристско-экскурсионных орг-ций и новых форм обслуживания).

В истории развития экскурсионного дела в нашей стране основное внимание уделялось методике подготовки экскурсий и технике их проведения, организации экскурсионного дела и содержанию экскурсионного обслуживания населения. В то же время мало внимания уделялось экскурсионной теории.

Экскурсионная теория - это совокупность понятий: функции экскурсии, ее основные признаки и аспекты; особенности показа и рассказа; экскурсионный метод; классификация экскурсий; дифференцированный подход к экскурсионному обслуживанию; методология и методика; элементы экскурсионной педагогики и логики; основы профессионального мастерства экскурсовода.

В настоящее время экскурсии классифицируются:

а) по содержанию;

б) по составу и количеству участников;

в) по месту проведения;

г) по способу передвижения;

д) по продолжительности;

е) по форме проведения

По содержанию экскурсии подразделяются на обзорные (многоплановые) и тематические.

Обзорные экскурсии, как правило, многотемные. Не случайно их называют многоплановыми. В них используется исторический и современный материал. Строится такая экскурсия на показе самых различных объектов (памятников истории и культуры, зданий и сооружений, природных объектов, мест знаменитых событий, элементов благоустройства города, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т. д.).

В обзорных экскурсиях события излагаются крупным планом. Это дает общее представление о городе, крае, области, республике, государстве в целом. Хронологические рамки такой экскурсии - время существования города с первого упоминания о нем до сегодняшнего дня и перспективы развития.

Обзорные экскурсии имеют свои особенности. В отличие от тематических, в них формулировка темы представляет определенную сложность. Независимо от места, т&? их готовят и проводят, они практически схожи между собой прежде всего по своей структуре. В каждой из них освещается несколько подтем (история города, краткая характеристика промышленности, науки, культуры, народного образования и др.). В то же время у обзорных экскурсий имеются свои отличительные черты. Они диктуются теми особенностями в историческом развитии, которые присущи определенному городу, области, краю. Например, военно-историческую подтему включают в обзорные экскурсии те города, на территории областей которых происходили военные сражения. Литературные подтемы включаются в обзорные экскурсии городов, связанных с жизнью и деятельностью писателей, поэтов и т. д.

Тематическая экскурсия посвящена раскрытию одной темы, если это историческая экскурсия, то в ее основу может быть положено одно или несколько событий, объединенных одной темой, а иногда более продолжительный период времени. Если это экскурсия на архитектурную тему, то предметом изучения могут стать наиболее интересные произведения зодчества, расположенные на улицах и площадях города, а в большом городе - архитектурные ансамбли минувших веков.

Тематические экскурсии подразделяются на исторические, производственные, природоведческие (экологические), искусствоведческие, литературные, архитектурно-градостроительные.

По своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на следующие подгруппы:

- историко-краеведческие (например, "История возникновения г. Перми", "Из истории Садового кольца" и др.);

- археологические (например, в г. Херсонесе с показом вещественных исторических источников-раскопок);

- этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных наций и народностей;

- военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы (например, "Бородино" и др.);

- историко-биографические (по местам жизни и деятельности известных людей);

- экскурсии в исторические музеи. Производственные экскурсии делятся на подгруппы:

- производственно-исторические;

- производственно-экономические (например, банковская, биржевая деятельность, рынок недвижимости и др.);

- производственно-технические;

- профессионально-ориентационные для учащихся. Искусствоведческие экскурсии имеют подгруппы:

- историко-театральные (например, "Из истории русского театра", "Цыганский театр в Москве" и др.);

- историко-музыкальные (например, "Москва музыкальная" и др.);

- по народным художественным промыслам (например, Гжель, Палех, Федоскино и др.);

- по местам жизни и деятельности деятелей культуры (например, "П. И. Чайковский вКлину", "Ф. Шаляпин в Москве", "Абрамцево" и др.);

- в картинные галереи и выставочные залы, музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии обычно группируются следующим образом:

- литературно-биографические. Проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т. д. (например, "А. С. Пушкин в Москве и Подмосковье", "Куприн в Санкт-Петербурге" и т. д.);

- историко-литературные, раскрывающие определенные периоды развития русской национальной литературы (например, "Литературная Москва 20-х годов XX века", "Литературный Орел" и т. д.);

- литературно-художественные - это поэтико-текстовые экскурсии (например, "Белые ночи в Санкт-Петербурге") или экскурсии по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя (например, "По следам героев М. Шолохова", "Москва в произведении Л. Н. Толстого "Война и мир"" и др.).

Классификация экскурсий на архитектурно-градостроительные темы:

- экскурсии с показом архитектурных построек данного города;

- экскурсии, связанные с показом памятников архитектуры определенного исторического периода;

- экскурсии, дающие представление о творчестве одного архитектора;

- экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планам;

- экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры;

- экскурсии по новостройкам.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного вида редко существуют изолированно друг от друга. Например, исторический материал используется в экскурсиях на архитектурно-градостроительные темы; элементы природоведческих экскурсий находят свое место в экскурсиях почти каждой группы тематических экскурсий. Все зависит от конкретных условий проведения экскурсии, от ресурсов познавательного плана того или иного города или региона.

По составу и количеству участников экскурсии подразделяются на индивидуальные, для местного населения, приезжих туристов, взрослых и школьников и т. д.

Особенности восприятия экскурсионного материала каждой из указанных групп требуют внесения изменений в содержание мероприятий, методику и технику их проведения, а также в их продолжительность.

По месту проведения экскурсии бывают: городские, загородные, производственные, музейные, комплексные (сочетающие элементы нескольких).

По способу передвижения - пешеходные и с использованием различных видов транспорта.

Преимущество пешеходных экскурсий состоит в том, что, создавая необходимый темп движения, они обеспечивают благоприятные условия для показа и рассказа.

Транспортные экскурсии (в подавляющем большинстве автобусные) состоят из двух частей: анализа экскурсионных объектов (например, памятников истории и культуры) на остановках и рассказа в пути между объектами, связанного с характеристикой памятников и памятных мест, мимо которых следует группа.

Некоторые экскурсионные учреждения используют для проведения экскурсий троллейбусы, трамваи, речные и морские теплоходы, вертолеты и т. д.

Продолжительность экскурсии составляет от 1 акад. часа (45 мин) до суток.

Краткосрочные туры (от 1 до 3-4 дней) называют маршрутом выходного дня, в них может быть предусмотрено несколько экскурсий разной продолжительности.

По форме проведения экскурсии могут быть различными:

- экскурсия-массовка. Ее участники передвигаются по маршруту одновременно на 10-20 автобусах, в каждом из которых работает экскурсовод. Такие экскурсии могут включать в себя массовые театрализованные представления, фольклорные праздники и т. д.;

- экскурсия-прогулка, совмещающая в себе элементы познания с элементами отдыха, проводится в лесу, в парке, по морю, реке и пр.;

- экскурсия-лекция (рассказ преобладает над показом);

- экскурсия-концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса;

- экскурсия-спектакль - это форма проведения литературно-художественной экскурсии, подготовленной на основе конкретных произведений художественной литературы и др.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной работы для различных групп экскурсантов. Это может быть:

- экскурсия-консультация, которая дает наглядные ответы на вопросы экскурсантов, служит одним из видов повышения квалификации;

- экскурсия-демонстрация - это наиболее наглядная форма ознакомления группы с природными явлениями, производственными процессами и т. д.;

- экскурсия-урок представляет собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения;

- учебная экскурсия (для специальной аудитории) является формой обучения и повышения квалификации экскурсионных работников;

- пробная экскурсия представляет собой завершающий этап индивидуальной работы по подготовке и проведению экскурсий, форму проверки знаний у студентов или работающих экскурсоводов при подготовке ими новой экскурсионной темы;

- показательная экскурсия - это форма учебной экскурсии, ставящая целью показать образец того или иного методологического приема на конкретном объекте, раскрыть определенную подтему и т. д.;

- рекламная экскурсия.

 

Билет

1.СТИЛИ УПРАВЛЕНИЯ В ТУРИЗМЕ.

Стиль — это система постоянно применяемых методов ру­ководства, определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию при­нятия решения именно данной личностью. Регламентируется стиль личными качествами менеджера.

«Одномерными стилями», то есть обусловленными одним каким-то фактором.

Основой авторитарного стиля управления и его «эксплуататорской» и «благожелательной» разновидностей является известная теория «X - Y» Дугласа Мак-Грегора.

Согласно теории «X», люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы; у них нет честолюбия, они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили; больше всего люди хотят защищенности; чтобы заста­вить их трудиться, необходимо использовать принуждение, конт­роль и угрозу наказания.

Для того чтобы заставить людей работать, следует использовать «эксплуататорский» авторитарный стиль, или «стиль X», который характеризуется централизацией власти в руках одного руководите­ля; основное содержание его управленческой деятельности состоит из приказов и команд. Этому стилю присущи ограниченные контакты с подчиненными, единоличное принятие (или отмена) решения; он не стимулирует проявление инициативы у подчиненных, наоборот, она часто наказуема автократом. Все новое воспринимается с осторожнос­тью или вообще не воспринимается, так как в управленческой работе используются практически одни и те же методы. Менеджер-автократ категоричен, часто резок с людьми, всегда что-нибудь приказывает, распоряжается, наставляет, но никогда не просит. В таких условиях, естественно, отсутствует удовлетворенность трудом, так как подчи­ненные автократу сотрудники считают, что их творческие силы не на­ходят должного применения.

Согласно теории «Y», в мотивах людей преобладают социальные потребности и желание хорошо работать; работа воспринимается как источник удовлетворения. Ответственность и обязательства по отно­шению к целям организации зависят от вознаграждения, получаемого по результатам работы. Наиболее важным вознаграждением является удовлетворение потребностей в самовыражении.

В данном случае наиболее подходящим будет более мягкая «благо­желательная» разновидность авторитарного стиля, или «стиля Y».

Менеджер, использующий демократический стиль, стремится как можно больше вопросов решать коллегиально, систематически ин­формировать подчиненных о положении дел в коллективе. В общении с подчиненными он предельно вежлив и доброжелателен, находится с ними в постоянном контакте, часть управленческих функций де­легирует другим специалистам, доверяет людям. Он требователен, но справедлив.

Исследования показывают, что в условиях авторитарного стиля ру­ководства можно выполнить в количественном отношении в два раза больший объем работы, чем в условиях демократического, но качество работы, оригинальность, новизна, присутствие элементов творчества будут на такой же порядок ниже.

При необходимости стимулирования творческого подхода испол­нителей к решению поставленных задач предпочтителен либеральный стиль управления. Его суть состоит в том, что руководитель ставит пе­ред исполнителями проблему, создает необходимые организационные условия для работы, определяет ее правила, задает границы решения, а за собой он оставляет функции консультанта, эксперта, оцениваю­щего полученные результаты.

Однако такой стиль легко может трансформироваться в бюрократи­ческий, когда руководитель практически не вмешивается в деятельность коллектива, а работникам предоставлены полная самостоятельность и возможность индивидуального и коллективного творчества. При выполнении управленческих функций менеджер-бюрократ пассивен («плывет по течению»), не проявляет выраженных организаторских спо­собностей, слабо контролирует и регулирует действия подчиненных, и, как следствие, его управленческая деятельность нерезультативна. Из всего имеющегося арсенала средств воздействия на коллектив основное место у менеджера-бюрократа занимают уговоры и просьбы, а так как он боится конфликтов, то в основном соглашается с мнением подчиненных и может даже отменить принятое им ранее решение, особенно если это угрожает его популярности. Такой руководитель с подчиненными обыч­но вежлив, мягкость в обращении с людьми мешает ему приобрести ре­альный авторитет, поскольку отдельные сотрудники требуют от него по­блажек, которые он и делает, боясь испортить с ними взаимоотношения.

Стили:

Одномерные в человеке на 50%

Авторитарный   Единоначалие Сдержан в общении Отношение с подчиненными зависит от настроения Придерживается жесткой дисциплины и правил Демократы   Решения принимаются коллективно, делегирует полномочия, поощряет инициативу, не зависит от настроения Либеральный   Не принимает самостоятельно решения только озвучивает, снимает ответственность, не принимает участие в неформальных коллективных мероприятиях Нейтральное настроение нет эмоций

 

 

х

9.1               9.9
                 
                 
        5.5        
                 
                 
                 
1.1             1.9
                 
                   

отношение на производстве

 

1.9)   социальное руководство, с учетом интересов личности

9.9)   коллективное управление

1.1)   примитивное руководство, минимум усилий прилагается к заботе о людях и для налаживания эффективного производства

9.1)   авторитарное руководство, режим подчинения руководителю

5.5)   производственно командное управление, компромиссный менеджмент

Критерии и методы выбора эффективного стиля управления: Блейк и Мутон исходили из того, что самым эффективным стилем руководства, оптимальным стилем, было поведение менеджера в по­зиции 9.9. По их мнению, такой руководитель сочетает в себе высокую степень внимания к своим подчиненным и такое же внимание к про­изводительности. Они также утверждали, что есть множество видов деятельности, где трудно четко и однозначно выявить стиль руковод­ства, но считали, что профессиональная подготовка и сознательное от­ношение к целям позволяют всем руководителям приближаться к сти­лю 9.9, тем самым повышая эффективность своей работы.

ЭКСКУРСИОННАЯ МЕТОДИКА

Методика проведения экскурсий направлена на то, чтобы помочь экскурсантам легче усвоить содержание экскурсий. Делается это с помощью методических приемов, которые делятся на две группы - приемы показа и приемы рассказа, но практика требует применения еще более сложной классификации методических приемов: по их назначению, времени и месту использования и т. д.

Задача методических приемов - обеспечить наилучшую действенность экскурсионного метода сообщения знаний аудитории.

Все методические приемы могут быть по своему назначению подразделены следующим образом:

- приемы непосредственного ведения экскурсии (показ и рассказ);

- приемы, направленные на создание условий для эффективного проведения экскурсии.

В классификации приемов проведения экскурсии выделяются две группы:

Приемы показа, куда входят приемы, организующие наблюдение (изучение, исследование) объектов и позволяющие выделить объект из окружающей среды, из целого; приемы, задача которых, опираясь на воображение экскурсантов, сделать зримыми изменения во внешнем облике объекта; приемы, которые дают возможность увидеть объекты в нужном виде, построенные на движении - приближении экскурсионной группы к объекту, удалении от него, движении вдоль него.

Приемы рассказа - это приемы, построенные на пояснении объекта, описании его внутреннего вида и вызывающие у экскурсантов зрительные ассоциации, а также приемы репортажа, которые дают возможность понять изменения, происходящие в наблюдаемом объекте, и т. д.

Практически все методические приемы можно разделить на две категории: более простые, создающие условия для проведения экскурсии и более сложные - приемы непосредственного проведения экскурсий.

Методические приемы, как было сказано ранее, делятся на общие, применяемые на всех экскурсиях независимо от того, что показывается и о чем идет рассказ; частные, присущие одному виду экскурсий (производственных, музейных, природоведческих); единичные приемы, используемые при наблюдении какого-либо одного уникального объекта (например, Храм Покрова на Нерли в летний погожий день, когда здание отражается в водной поверхности прилегающего к нему озера). Такие приемы, как правило, являются "находкой" одного экскурсовода и не применяются всеми, кто проводит подобные экскурсии; приемы, используемые в определенное время года, дня.

Методические приемы показа:

Прием предварительного осмотра.

1 вар. Экскурсанты сами проводят первоначальное наблюдение. После этого экскурсовод направляет внимание на определенные сущности объекта.

2 вар. Экскурсовод начинает со вступительных слов, ориентируя группу на то, что именно следует увидеть в ходе наблюдения объекта.

Прием панорамного показа

Экскурсовод должен показать те объекты, которые раскрывают тему, перейдя от общего показа панорамы к частному.Исп-ся либо в начале или в конце экскурсии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.047 с.)