Ист-кие сведения о древнегерм племенах. Источники сведений о древнегерм племенах 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ист-кие сведения о древнегерм племенах. Источники сведений о древнегерм племенах



1ые сведения о др герм-ах встречаются в трудах греч и рим авторов. Самое раннее упоминание сделано купцом Пифеем из Массилии (Марсель)- 2-я половина 4 века до н. э. Он упоминает племена гуттонов и тевтонов, с которыми он встречался во вр своих путешествий. Само оп-ие Пифея до нас не дошло, но на него ссылаются более поздние авторы, которые напоминают о набегах герм племен на эллинистические госва юго-вост Евр и на южную Галлию и Сев Итал в кон 2-го в до н.э. С сер 1 в. до н.э. имеется более полная и надежная инфо о герм-ах. В этот период герм-кие племена вошли в непосредственный контакт с римлянами и начались длительные войны. Ценные сведения приводит Юлий Цезарь в «Записках о галльской войне» (52 г. до н.э.). В «Записках» не только отчет о походах против герм племен, но и инфо об общ строе, хоз укладе и быте др герм-в. Надежным источником сведений о др герм-х являются сочинения Плиния Старшего (23-79 г.г.) и Корнелия Тацита (55-120 г.г). Плиний провел много лет в римских провинциях Нижняя и Верхняя Германия будучи на военной службе. В своих трудах он описал не только воен действия, но и физико-геог особенности тер-рии, занятой герм племенами, перечислил и 1ым дал клас-цию герм племен. Тацит повествует об образе жизни, быте, обычаях и верованиях германцев. Сам он некогда не был в Германии, но как римский сенатор использовал сведения, получаемые от полководцев, из тайных и офиц донесений, от путешественников и т.п. Истор события более позднего времени (III-IV в.в.) отражены в произведениях многих антич авторов - современников «великого переселения народов». В V-VI веке на обломках римской империи возникают новые варварские гос-ва, основанные франками, готами, лангобардами и другими герм плем-ми. Появились произведения, авторами которых были германцы, получившие обр-ние в Риме и стремившиеся прославить свой народ. Таким был исторический труд готского консула Кассиодора (526-533 г.г.). Это произ-ние дошло до нас в изложении Иордана в «Истории готов». Позже были написаны «История лангобардов» (ок.790 г.г.), «История саксов» (967 г.), «История данов» (1200 г.), «Книга норвежских королей» (ок.1230) Интересный историко-этнографический материал содержат англо- саксонские летописи и древнеисландские саги, рассказывающие о заселении Исл норв-ми племенами (870-930г.г.) Истор материал нашел свое отражение и в некот памятниках древнегерм эпоса. В англо-сакс эпической поэме «Беовульф» (ок.700 г.) сохранились воспоминания о племенной вражде на континенте, в Ютландии среди соседей англосаксов до их переселения на Брит острова (III-IVв.в.). Важным лингв и истор источником являются «Варварские правды» - записи законов герм государств, в них много инфо об общ устройстве герм-в.

Прародина германцев

Мнения на местонах герм прародины менялись неоднократно в течение 150 лет. Сторонники происхождения индоевропейцев из Азии предполагали, что и герм пришли в Евр из Азии. Но лингв, истор и археоле факты доказали, что герм яз отно-ся к зап группе ие язык семьи. Исходным пунктом для герм-в была зап или северо-зап Европа. Представители так называемой «нордической» теории происхождения ие-ев считали, что этой исходной областью была Скандинавия. Рез-ты новейших исследований свидетельствуют о том, что герм сформировались на терр-ии совр Южн Швеции, южн побережья Норвег, а также Дании и в низовье Эльбы. Отсюда герма племена в ≈1000 г. до н.э. распространились по нижнему Везеру и Одеру. До 750 г. до н.э. они достигли низовьев Вислы, а к 500 году до н.э. - низовьев Рейна, а также продвинулись на юг приблизительно до Центр Герм. Но южн миграция была вторичной. ИЕ-цы, из кот обр-сь позднее герм-ы, расселялись первоначально на тер-рии Центр-ной Германии. Оттуда они двинулись в Южную Скандинавию, где пришли в соприкосновение с неким не индоевропейским народом (племенами) По имеющимся данным (прежде всего, на основе мифологии) отношения между аборигенами и пришедшими ие-ми были сначала враждебными, затем постепенно улучшились, начался процесс смешения аборигенов и пришельцев. Завершился он в ≈1200 -1000 г. до н.э. ие часть населения жила в патриархальном обществе скотоводов, аборигены - в матриархальном обществе, они были крестьянами, которые занимались также охотой и рыболовством. Таким образом, понятие «германская прародина» следует толковать двояко. Старая область поселения ие слоя германцев лежала на юге Центр Германии (Тюрингия, Саксония). Однако их можно назвать только «предгерманцами». Собственно герм яз сложился севернее этих облс-тей на зап побер Балтийс моря. Язык этой уже герм группы, к-ая проживала в относительно замкнутом пространстве и говорила на едином языке, называют прагерм. Дальнейшее диалектное расслоение этого единства началось уже за несколько столетий до.н.э. Прагерм период датируют приблизительно 1200-300 г. до н.э.

Устройство и быт др герм

До эпохи вел перес народ(4-7 в.в.) у герм-цев был родовой строй. Цезарь: они селились родами или род-ми группами, т.е. плем. общинами. Некот совр геогр названия сохранили свид-тва такого расселения. Имя главы рода, оформленное так наз-мым патронимическим суф-м -ing/-ung закреплялось за названием всего рода или племени, напр.: Валисунги - люди конунга Валлиса. Названия мест поселения племен обр-лись от этих родовых имен в форме Д. п. мн. ч. В ФРГ г.Эппинген (первонач значение «у людей Эппо»), Позднее морфема - ingen /-ungen продолжала служить средством обр-ния названий городов в более поздние истор эпохи (Геттинген, Золинген). В Англии к суффиксу «-ing» прибавлялась основа «ham» (д.а hām- «жилище, поместье») из их слияния образовался топонимический судингем: Ноттингем. На тер Франции, где были поселения франков, сохр-лись подобные геогр названия: Карлинг. Позднее суф-с подвергается романизации и выступает во французской форме - ange: Бруланж, Вольмеран. Во главе герм племен стояли старейшины - кунинги (двн kuning «родоначальник»). Высшая власть принадлежала народному собранию, на кот являлись все мужчины племени. Повседневные дела решались советом старейшин. В воен время избирался военоначальник. Он собирал дружину. В эту эпоху у герм господствуют патриар-род отн-ния. Однако имеются сведения (Тацит) о наличии пережитков матриха: в кач-ве заложника племянник по сестре более желателен для врага. Наиболее же верную гарантию в заложничестве представляли девушки из рода вождя. О кров мести, хар-ной для род строя, имеются упоминания у Тацита и в древнегерм сагах и песнях. Месть за убийство могла заменятся выкупом (скотом). Рабство у др гермв носило иной характер, чем в Риме. Рабами являлись военнопленные. Своб член рода тоже мог стать рабом, проиграв себя в кости. Раба можно было продать и убить. Но в др отн-ниях - это младший член рода. Он имеет свое соб-ное хоз-во, но обязан отдавать своему господину часть скота и урожая. Наличие рабов у др герм указывает на начавшийся процесс соц дифф-ции. Переход к оседлости совершался у герм в теч-ие 1ых веков н.э. В оп-ниях Цезаря герм еще кочевники, зан-щиеся в основном скотоводством, а также охотой и воен набегами. Земледелие играет у них незнач роль. Но все же Цезарь неоднократно упоминает о земледел работах герм. Землей они владеют сообща и, применяя примитивную залежную систему земледелия периодически, через 2-3 года, меняют землю для посевов. По описанию быта герм у Тацита уже можно судить о переходе герм к оседлости и о возросшей у них в роли земледелия: в приданое, кот по их обычаю муж приносил жене входит упряжка волов. Осн злаки были: овес, ячмень, рожь, пшеница, выр-сь лен и конопля, из кот выделывались ткани. Цезарь пишет, что питание герм состоит в осн-ом из молока, сыра, мяса, в меньшей мере - из хлеба. Плиний упоминает в кач-ве их пищи овсяную кашу. И Цезарь, и Тацит пишут о суровом обр жизн герм, о том, что они закаляются с детства, приучая себя к лишениям. Герм были известны разл ремесла, кроме ткачества они знали производства мыла и красителей для тканей, некот племенам были известны гонч дело, добыча и обработка метал, а те, кот жили по побережьям Сев и Балт морей зан-ись судостроением и рыболов. Торговые отн-ния существовали между отд-ми племенами, но интенсивнее торговля разв-сь в местах пограничных с рим владениями. У римлян они покупали металл изделия, оружие, дом утварь, украшения и разн принадлежности туалета, вино и фрукты. Продавали скот, шкуры, меха, янтарь с побережья Балт. Торг отн с Римом стимулировали разв ремесел у гер

9. Обычаи и религия др герм

Об об и нр др герм, их веров сохр-сь свидетельства антич авторов, многое также нашло отражение в лит памятниках герм нар-ов, созд-ых в более поздние эпохи. Тацит пишет о строгости нравов герм, о крепости сем уз. Герм гостеприимны, во вр. Празд-в неумеренны в вине, в играх азартны. Все важнейш события в жизни - рожд ребенка, бракосоч, похорн – сопр-лись соотв-щим обрядом и пением. Своих покойн они сжигали; хороня воина, сжигали его доспехи, а иногда и коня. Богат устн тв-во герм сущ-ло в разн стих- пес-ых жанрах (обрядовые песни, сопр-шие трудовые процессы) Из ранних языче памятн-ов сохр-лись записанные в X веке на двн «Мерзебургские заклинания», на д.а- заговоры, напис-ые метрическим стихом (XI в).По-вид-му, памятники языч культуры уничтожались в ср века во время хр-ва. Дохр-кие веров-я и мифы отражаются в древнесканд сагах и эпосе

Рел-я др. герм уходит своими корнями в общее ие прошлое, но в ней разв-ся и собственно герм черты. Тацит пишет о культе Геркулеса. Это бог грома и плодор-я, он наз-ся у герм Донар (сканд. Тор) (Thursday), его изобр-ли с молотом, к-ым он производил гром и сокрушал врагов. Почитаемыми бож-ми были Водан и Tиy. Водан (сканд. Один) был верх бож-вом, он господствовал как над людьми, так и в Валгалле, где после смерти продолжали жить воины, павшие в боях.(Wednesday). Tиу [tju]- Tuesday- бог войны. Фрея - богиня молодости, красоты Friday. Вселенная в представлении герм - гром дерево-ясень, на ярусах котрасположены владения богов и людей. В самой сер обитают люди. Глав боги-асы - обитают на самом верху, в самом же низу нах-ся мир духов, тьмы и зла - ад. Каждое плем объед-ние др герм являлось также и культ союзом. Первон-но богослужения совершал старейшина рода, позднее возникло сословие жрецов. Свои обряды, к-ые иногда сопр-лись жертвоприношениями людей или животных, герм совершали в свящ рощах, где хранились изображения богов. Руническое письмо, кот возникло у герм в 1ые века нэ и было доступно сначала только жрецам, служило для гаданий и заклинаний.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.004 с.)