Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современные фонологич модели. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
С 1980-х гг. на базе стандартной модели порождающей фонологии развиваются несколько фонологических теорий важнейшие из которых -- автосегментно-метрическая фонология, лексическая фонология, просодическая морфология и (с начала 1990) теория оптимальности. С др стороны, разрабатывается фонологич компонент и в тех лингвистич теориях, которые противопоставляют себя генеративмзмы, - в частности, в когнитивной лингв. Основы авто-сегментнометрической фонологии сформулированы в работах ГОлдсмитта, Принса, Либермана. Ключ идея этого направления заключ в том, что дефференциальные признаки фонемы в извест степени автономны: действие фонологич правил заключ в изменении не фонемы целиком, а ее отдельных признаков. В дальнейшем сформулирована гипотеза о том, что признаки в составе фонемы организованы иерархически и распределены по нескольким ярусам внутр структуры фонем, которая м б предсмтавлена в виде геометрич дерева. Это представление назыв ГЕОМЕТРИЕЙ ПРИЗНАКОВ. Напрример, геометр признаков рус щелевых Ф С и Щ можно представить в виде схемы (схема на фото). Данное представление позволяет весьма наглядно описать мнргие фонологич явл – в рус яз наличие или отсутствие ассимиляции по тв\мягк (признаку доп артикул) в группе согл никак не связано с их глухостью, зв, но в значит степени обуславливается местом и способом образования соответствующ согл. Аналогичным образом объясняется и наличие в рус яз ассимиляции по месту образования между зуб и передне-неб согл (Сшить-шшить) при отстутствии ее между губ-зуб и зуб: зуб и перед.неб на более высоком ярусе иерархии относятся к одному узлу (переднеязыч), а губ-зуб – к др (губные). Отметим, что мысли об автономности дефференциального признака фонемы и о ее сложной внутр организвции высказывались и в отеч фонологии Авангесовым, а затем Пановым и Горшковой. В автосегментно-метрической фонологии выработаны формальная процедура и для описания суперсегментых фонетич единиц и явлений с использований признака просодической иерархии: фонетич единицы упорядочиваются иерархически. Важнеший элемент просодич структуры – слог, на более низком уровне располаг мора, состоящая из сегментов – фонем (которая сама имеет многоуровн структуру), а на более высоком – метрическая стопа и фонетич слово. Различные фонологич правила при этом могут раздичаться сферой своего дейсвтия в рамках той или иной фонетич ед. В метрической фонологии детально изучены основные принчипы посттроения слога в яз мира, правила построения уларения в слове и в синтагме.
ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ. Она сейчас является самой популярной из всех лингвистич теорий. Впервые ее принципы были сформулированы именно применительно к фонологии – в к ниге американ лингвистов принса и смоленски в 1993 году. В стандартной модели генеративной фонологии поверхностное представление формируется из глубинного путем поэтапного применения к нему различ лингвисиич правил, т е послед видоизменения заданного глубинного представления по заданному алгоритму. В теории оптимальности акценты расставлены иным образом: заданы требования, предъевляемые к поверхностному представлению. Эти требования или ограничения не явл равноправными а упорядочены иерархтчемски по степени убывания их важности. Для заданного глубинного представления порождается бесконеч множество возможных поверхностных вариантов и далее на основании представления о том что в результате отбирается лишь тот, который в наиб степени соответствует заданным требованиям(нарушается как модно меньше число наиб высоко ранжированных ограничений), выстраивается иерархтя ограничений. Наиб ограничений мыслится сторонниками теории оптимальности как универсальный, т е единый для всех яз, так что разлтчтя между яз достигается за счет разного ранжирования ограничений. Все ограничения можно разделить на 2 группы: - ограничения маркированности относятся к структуре поверхностей репррезентации, предъявляя к ней требования. Закрыт слоги запрещ, гл сред подъема в безуд слогах запрещ и тд. - огранич соответствия или преданности.характеризуют соотношение глубинной и поверхностной репрезентации отвечая за то чтобы вход и выход были как можно более похожи друг на друга. Примеры: каждому сегменту входа должен соответсвоватиь один сегмент выхода\ открытому гл входа должен соотв откр гл выхода.
Важное преимущ теории оптимальности перед стандартной порождающей фонологией (явл частью общей формальной модели яз – порождающей грамматики) – типологич ориентированность. Кроме этого она позволяет дать объяснение и вариативности фонетич явл, которая предстает как результат различ иерархизации соответсвующ огранич.с испрользованием этой методологии м б описана не только силлабификация но и мн др фонетич и грамматич явл. Теория оптимальности не лишена недостатков. Если генеративные правила позволяют описать переход любого зв в люб зв включая процессы которые реально в яз мира не засвидетельствованы и вряд ли возможны то согласно теории оптимальности из любой глубинной формы порождается бесчисленное множестьво кандидатов включая никогда не зафиксированные в яз и сколь угодно далекие от реально существующих или психологич реальных. В ряде случаев оказываются совершенно необъяснимым факты свидетельствующ о том что иерархия одних и тех же ограничений д б признана различной в разных конкретных формах: ЛОГИКА – запрет на нарушение ритмич структуры ранжирован выше запррета сочетания зв и глух шщумныхсогл. А в слове здрасте ниже явно менее важного запрета на сочетание согл одного места образ различающихся по тв9мягк. Автосегменто-метрическая фонология и теория оптимальности развиваются в рамках генеративного направления. Но сущ и не-генеративсткие теории. Например когнитивная лингвистика. Исследуется отражения в наиб общих мыслит-познават процессов происходящ в сознании чел-ка. Важнейший процесс – категоризация – отнесение к-л явления наблюдаемой действительности к тому или иному типу выявл его соотношений с прочимми объектами действительности. В процессе категоризации все объекты распадабются ппо классам. В когнетивной фонологии понятие категории используются как обяснения сущности ыфонем. Аллофоны одной фонемы составляют категорию со своим центорм –прототипом. Нейтрализация – частный случай пересеч категорий. 34. Слог - основные функции, фонетические и фонологические признаки слога. "Волновые" и "квантовые" языки. Слог — это минимальная суперсегментная единица. Слог состоит из обязательного слогового элемента, обычно выраженного гласным (реже — слоговым согласным), и факультативных неслоговых элементов, выраженных согласными. Слоговой элемент слога называется ядром или вершиной; часть слога, предшествующая ядру, составляет инициаль; постъядерная часть — финаль; ядро и фи- наль объединяются термином рифма. (стр-а-х, ах-рифма) В зависимости от наличия / отсутствия инициали различаются прикрытые и неприкрытые слоги, а в зависимости от наличия / отсутствия финали — закрытые и открытые. Так, например, в слове угадать (у-га-дать) 1-й слог — неприкрытый / открытый, 2-й — прикрытый / открытый, 3-й — прикрытый / за- крытый. Функции слога 1. Минимальная единица порождения и восприятия речи. Так, если мы пытаемся произнести изолированный согласный (например, [т]), то обычно произносим после него краткий гласный [тъ], в результате чего образуется слог. 2. Поле реализации ударения и фразового акцента 3.Дистрибутивная - способ организации сегментных единиц в речевой цепи (регулирует их сочетаемость друг с другом). Интервокальное сочетание фонем <j> и <к> в русском языке возможно лишь при условии, что оно не находится в пределах одного слога. 4. Единица речевого ритма (ритмообразующая функция). Фонетические признаки слога общие для всех языков:
ХранитсянаStudmat.ru 1. Слог является минимальной произносительной единицей, т. е. при речепроизводстве он выступает как цельный артикуляционный комплекс. 2. Слог является минимальной единицей, внутри которой действуют правила коартикуляции. (к. - взаимное влияние характеристик звуков в потоке речи) 3. Слог - это минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). Фонологические признаки слога определяются системой конкретного языка. В английском языке глухие смычные согласные в начале ударного слога являются придыхательными, а в конце слога — глоттализованными, поэтому если в слове atrocious («отвратительный») произносится аспирированный [th], а в слове Atlantic («Атлантический») — глоттализованный [t/], это означает, что в первом случае слоговая граница проходит перед согласным (a-trocious), а во втором — после него (At-lantic). 2. Языки с выраженными слоговыми границами –квантовые. Германские. Муравьева!!!!!! В языках четкие границы слога не выражены. Слогораздел на основании интуиции. Хорошо знают носители наличие слоговых вершин. Одно и то же слово могут разделить на слоги разными способами. ВОЛНОВОЙ!!!! 35. Слог - шкала сонорности, универсальные принципы организации слога и слогоделения. Способность сегментов к образованию слога связана с их относительной звучностью (сонорностью) — вершину слога всегда образует сегмент, обладающий большей звучностью, чем другие сегменты внутри того же слога. Сонорностью или звучностью называется относительная громкость сегмента, обратно пропорциональная величине сужения в речевом тракте при артикуляции этого сегмента (таким образом, чем значительнее сужение, тем меньше сонорность). Очевидно, что наименее сонорными звуками являются смычные согласные, а наиболее сонорными — гласные. Шкала: глухие шумные --- звонкие шумные --- сонорные --- гласные. В целом, чем выше позиция сегмента на шкале сонорности, тем легче он образует слог (если это согласный) и тем реже он бывает неслоговым (если это гласные). Самый сонорный гласный [a] вообще не может быть неслоговым, а [о] и [е] бывают таковыми гораздо реже, чем [и] и [у] (верх.подъем). Существуют два универсальных правила слогообразования (силлабификации) для определения сонорности сегмента: 1. В пределах одного слога вершину всегда образует сегмент, обладающей наибольшей звучностью; 2. Если сегмент оказывается в окружении сегментов меньшей звучности, то он обычно образует слог (это тем более вероятно, чем больше контраст по сонорности). Звучность плавных согласных выше, чем звучность носовых: слова корм, пальм, волн односложны, а слово Кремль при естественном произношении обычно двусложно. Универсальные принципы организации слога 1. Принцип открытого слога (ПОС), который заключается в том, что открытый слог, в целом, предпочтительнее закрытого. ма-йка, за-втра. 2. Дистрибутивный принцип (ДП) состоит в том, что в начале слога допускаются только те сочетания согласных, которые возможны в данном языке в начале словоформы. В русском языке, например, в словах бегство, абстрактный, эксплуатация, чистка, Эмма первый слог является, закрытым, поскольку сочетания [кств], [пстр], [ктн], [кспл], [стк], [мм] невозможны в начале слова и, следовательно, слога. 3. Согласно принципу восходящей звучности (ПВЗ), степень сонорности сегментов должна увеличиваться от начала к вершине слога и уменьшаться от вершины к его концу. Этот принцип «запрещает», например, слогоделение типа ма-йка, так как в этом случае образуется слог, в котором первый неслоговой элемент ([й ]) — более звучный, чем второй ([к]) 4. Принцип дисперсии сонорности (ПДС) заключается в том, что нарастание сонорности
ХранитсянаStudmat.ru в слоге должно быть как можно более резким. В соответствии с этим принципом слогоделение за-твор, у-тро предпочтительнее, чем зат-вор, ут-ро, хотя принцип восходящей звучности допускает оба эти слогораздела. 36. Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в СРЛЯ. Другие теории слогоделения в СРЛЯ. Теория оптимальности: из всех возможных типов слогов выбирается оптимальный — такой, который противоречит наименьшему числу универсальных принципов слогоделения или наименее важным из них. Эту теорию можно назвать дистрибутивной, поскольку именно дистрибутивный принцип слогоделения признается наиболее важным. Иерархия универсальных признаков слогоделения СРЛЯ: 1) дистрибутивный принцип (ДП): в начале и конце слога возможны только сочетания согласных, представленные в данном языке в начале и конце слова и при этом не упрощающиеся и не разбивающиеся вставным гласным; 2) принцип восходящей звучности (ПВЗ): в инициали слога должно происходить нарастание сонорности, а в финали — ее спад; 3) принцип открытого слога (ПОС): любое интервокальное сочетание согласных отходит ко второму гласному; 4) принцип дисперсии сонорности (ПДС): нарастание звучности в инициали должно быть резким, а падение ее в финали — плавным. Правило: Интервокальная группа согласных отходит ко второму гласному при условии, что в начале слога не создается консонантного сочетания, которого не бывает в начале словоформы, а в конце слога не создается сочетания, отсутствующего в конце словоформ, и не нарушается принцип восходящей звучности. Алгоритм слогоделения в русском языке Он действует следующим образом: 1. сначала проверяется соответствие всех возможных кандидатов (всех вариантов слогоделения, например, у-тка и ут-ка) самому важному принципу — дистрибутивному (ДП). 2.Если ему удовлетворяет только один кандидат, то именно он является победителем и остальные принципы просто не рассматриваются; 3. Если же ему удовлетворяют более одного кандидата (или если все они его нарушают), то анализируется их соответствие второму в данной иерархии принципу, затем третьему, и только в случае одновременного соответствия двух или более кандидатов всем трем первым принципам рассматривается их соответствие четвертому, наименее важному. Другие теории слогоделения: 1. Сонорная теория. Сформулирована на русском материале Аванесова, разработана Пановым. Основание теории: 1. В СРЛЯ все неконечные слоги являются открытыми за исключением тех случаев, когда имеется интервокальное сочетание «сонорный + шумный» — в этом случае сонорный закрывает предшествующий слог: пар-та. 2. Неначальный слог всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного сегмента. Таким образом, только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным; внутри слова слог может быть закрыт только сонорным и только в том случае, если после сонорного следует шумный согласный.
2. Теория имплозии/эксплозии. Создана Соссюром. К русскому языку применил Сухотин. Основана на артикуляционном критерии. Слог - звукосочетание, произнесенное одним выдыхательным толчком. При этом «каждый звук может произноситься и имплозивно («смыкательно») и эксплозивно («размыкательно»). Слогораздел — там, где имплозия сменяется эксплозией». Сегмент считается "эксплозивным", если следующий за ним - более широкий (степень сужения в речевом тракте при его артикуляции меньше), и «имплозивным», если следующий сегмент является более узким; в сочетании двух одинаковых согласных первый является имплозивным, а второй — эксплозивным. Примеры: СЕС-ТРА, БОЧ-КА, И-КС, С-ТО. Эта теория позволяет объяснить двусложность случаев типа букв, но при этом слишком часто предсказывает лишние слоги в случаях типа икс, сто и т. п. 3. Теория мускульного напряжения. На русском материале Л. В. Щерба. Использует артикуляционный критерий. Слог - часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением. При этом Л. В. Щерба считает необходимым разграничивать три типа согласных 1) сильноконечные, которые образуют начало слога (ты, да, го-ло-ва); 2) сильноначальные, которые образуют конец слога (ус, ад, он) 3) двухвершинные, которые разбиваются слогоразделом (кас-са). Правила слогоделения: 1) все одиночные интервокальные согласные являются сильноконечными, т. е. слогораздел проходит перед ними: го-ло-ва; 2) [j] перед любым согласным является сильноначальным, т. е. всегда закрывает слог: тайна, май-ка и т. п. 3) в группе «шумный + сонант» шумный всегда является сильноконечным и слогораздел проходит перед ним: мы-сли, па-трон; 4) в группах «шумный + шумный», «сонант + сонант» и «сонант + шумный» слогоделение зависит от места ударения: если ударный гласный предшествует сочетанию, то первый согласный консонантного сочетания (всегда только один вне зависимости от числа сегментов в группе) является сильноначальным и закрывает слог: ýт-ка, кóш-ка, кáс-са если же ударение находится на последующем слоге, то вся группа согласных отходит к последующему слогу: о-ткáз, ба-шкá, ка- ссúр, по-лнó, ка-ртóн, а также э-ксплуатáция, абстрáктный 4. Теория открытого слога. Бондарко Л.В. Предшествующий согласный влияет на гласный значительно сильнее, чем последующий. Это свидетельство наличия слоговых границ, разделяющих речевую цепь только на слоги типа Согл-Глас; соответственно единственным принципом слогоделения признается принцип открытого слога. Слово дом членится на два открытых слога: до-м. Однако любой носитель СРЛЯ ощущает слово дом как односложное и нет никаких акустических свидетельств наличия второго слога в этом случае. Все же, по-видимому, тот факт, что коартикуляция в сочетании ГС выражена слабее, чем в сочетании СГ, означает не отсутствие закрытых слогов, а только то, что инициаль теснее связана с ядром, чем финаль. Пример: сонорная теория - СЕ-СТРА, А-БСТРА-КТНО, эспираторная теория (имплозии-эксплозии) - СЕС-ТРА, А-БС-ТРАК-ТНО, теория мускульного напряжения - СЕ-СТРА, А-БСТРАК-ТНО, дистрибутивная (оптимальности) - СЕС-ТРА, АБ-СТРАКТ-НО *Ресиллабификация - перераспределение сегментов по слогам. Например, в слове стол [л] закрывает слог, а в слове столы прикрывает второй слог. 37. Ударение - его фонетическая природа, структурные типы и функции. Акцентология - раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения. Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. • словесное (выделение одного из слогов в слове), • фразовое или синтагматическое (выделение одного — обычно последнего — слова во фразе или синтагме), • логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). • Функции ударения: • кульминативная - обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины • сигнификативная (смыслоразличительная) - различение идентичных сегментных последовательностей (сушý — сýшу и т. п.); • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва — например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Слог - физический носитель ударения. Все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко — вершины слогов, то есть в большинстве случаев — гласные. Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить: • интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия); • длительность (особенно ударного гласного); • повышение (в другом понимании — любое изменение) частоты основного тона; • тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются качественным изменениям). Длительность и спектральные характеристики гласных - основные фонетические корреляты ударения в СРЛЯ. По этим параметрам в СРЛЯ выделяется двухкомпонентное просодическое ядро слова, состоящее из ударного и 1-го предударного слогов. Два эти слога отчетливо противопоставлены всем другим слогам (только в этих слогах невозможны сверхкраткие редуцированные гласные [ъ] и [ь]). Ритмическая схема слова, содержащего просодическое ядро, была описана еще в конце XIX века русским лингвистом А. А. Потебнёй при помощи выражения, получившего название «формулы Потебни»: 112311. В этой формуле степень выделенности ударного слога (максимальная) обозначается цифрой 3, первого предударного — 2, остальных безударных (минимальная) — 1 Виды ударения: Экспираторное (динамическое) - создается выделение одного из слогов при помощи интенсивности. Количественное (квантитативное) - за счет сокращения длительности безударных. Тоническое (музыкальное) - тональное выделение одного из слогов. Качественное - безударные отличаются от ударных тембрально (редуцируются, например) Ударение в русском литературном языке является качественно-количественным. Структурные типы ударения: 1. Свободное - может падать на любой слог слова (русский язык). 2. Связанное 2.1. Фиксированное (первый слог в чешском) 2.2. Ограниченное (в арабском последний тяжелый слог слова) Подвижное - может перемещаться с основы на флексию в разных формах. Неподвижное - место не меняется при словоизменении. Акцентная кривая - схема распределения ударения в словоформах оного слова. Акцентная парадигма - объединение слов с одинаковыми акцентными кривыми. 1. А: неподвижное ударение на основе (ворОна) 2. В: неподвижное ударение на окончании (пеленА) 3. С: подвижное ударение (дАр-дарЫ) Кроме главного ударения бывает побочное в словах красно-белый, горсовет или в длинных словах, как крАснопролетАрская (на 5 слог от начала и далее). Иногда в усилении безударного, как в слове "ЗАмечАтельно!" 38. Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции. Суперсегментной фонетикой называется раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super — «сверх»). Суперсегментные сущности: 1. Суперсегментные единицы: слог, фонтическое слово (такт), синтагма, фраза - состоят из сегментных единиц (фонемы, звукотипы, звуки) 2. Просодические признаки - ударение и интонация. Сегменты объединяются в более крупные фонетические единицы — слоги, слоги при помощи ударения — в фонетические слова (такты), фонетические слова, в свою очередь, при помощи интонации объединяются в синтагмы, а синтагмы — во фразы. Синтагма - речевой фрагмент, на границах которого происходит смена просодического оформления. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации. Например, фраза Вчера мы с Васей были в кино может представлять собой одну, две или три синтагмы: Вчера мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей / были в кино. Интонация — это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций. Функции интонации можно разделить на 1) основные • оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы); • членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности; • выделение той или иной единицы из числа однородных; 2) вторичные • модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение / вопрос); • эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию) Фонетическая реализация сегментных единиц (фонем) в речи может зависеть не только от их позиции по отношению к соседним сегментам или по отношению к ударению, но и от положения во фразе. В этом случае мы имеем дело с позициями особого рода — просодическими или фразовыми позициями. Фразовые позиции принято подразделять на сильные и слабые. В сильных позициях слово реализуется в своем идеальном, эталонном виде, а в слабой может подвергаться значительной редукции. Сильная фразовая позиция - конечная позиция во фразе, а также позиция слóва, на котором реализуется синтагматический акцент. Слабая фразовая позиция — позиция неакцентированного слóва (особенно если оно находится рядом с акцентированным); ср.: Это не обезьяна, а самый настоящий человек [ч’ьлав’éк] — сильная фразовая позиция для слова «человек» // На лекции было всего человек пятнадцать [ч’ьк]. — слабая фразовая позиция для того же слова. Одной из разновидностей сильной фразовой позиции является позиция изолированно произнесенного слова — в таком произнесении любое слово несет на себе фразовый акцент. 40. Интонационная система Е.А.Брызгуновой. Интонема - минимальная интонационная единица. В памяти носителя языка есть словарь интонем (восходящий, нисходящий, ровный тон). Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК) На практике при описании интонационной системы того или иного языка — в том числе и русского — речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания. В русистике чаще всего используется система описания интонации, предложенная в начале 1960-х годов Е. А. Брызгуновой. В основе этой концепции лежит понятие интонационной конструкции (ИК) как минимальной смыслоразличительной единицы просодического уровня. Интонационной конструкцией (ИК) - тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний. В качестве минимальных компонентов, из которых складываются все ИК, выступают: • три тональных признака (восходящий, нисходящий и ровный тоны), • один динамический (увеличение интенсивности гласного), • один фонационный (гортанная смычка). Просодическая транскрипция: [\], [/]; [\\] или [//] - увеличенный тональный интервал, [−], гортанная смычка — [/], увеличение интенсивности — [+]. Фонетически различные типы ИК, в основном, отличаются друг от друга • характером тонального движения на одном из слогов синтагмы (такой слог называется центром ИК) • уровнем тона на отрезке синтагмы, следующем за центром (этот отрезок называется постцентровой частью). Предцентровая часть произносится на среднем (нейтральном, базовом) уровне. Различные предложения с одинаковым сегментным составом могут отличаться друг от друга • типом ИК (Он говорит по-шведски. — нисходящий тон, утверждение // Он говорит по-шведски? — восходящий тон, общий вопрос), • местом центра ИК: Ты говоришь по-шведски? (— Да, я.) // Ты говоришь пошведски? (— Да, по-шведски.), • характером синтагматического членения высказывания (Директор сказал / завхоз не поедет в Москву; Директор / сказал завхоз / не поедет в Москву). Виды: ИК-1: [\] используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления. Пошел дождь. ИК-2: [\\] или [\+] Который час? Он приедет завтра / или послезавтра? Наташа! Подожди! Заблудишься! В настоящее время частный вопрос, произнесенный с таким интонационным контуром, может восприниматься либо как очень настойчивый, либо как невежливый. ИК-3: [/]Ты поедешь в командировку? Следующий поезд / уходит поздно вечером. Но он же больной! Центр ИК–3 характеризуется резким восходящим движением то- на, постцентровая часть произносится на низком, плавно нисходящем тоне:. Место центра ИК–3 в общем вопросе определяется содержанием вопроса. ИК-4: [\/–] — Перепечатала почти все. — А выводы? — Почему ты пришла так поздно? — Документы? Центр ИК–4 характеризуется нисходяще-восходящим движением тона, постцентровая часть произносится на высоком уровне: ИК-5: [/–\] Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции: • • оценочные предложения, выражающие большую степень проявления признака: Какая прелесть! • выражение отрицания или невозможности признака (наряду с ИК–7): Где ему в институт! Он же троечник! Фонетически ИК–5 представляет собой композицию восходящего (обычно на ударном слоге местоименного слова) и нисходящего (обычно на последнем ударном слоге) акцентов; при этом часть синтагмы между акцентами произносится на высоком (ровном или слегка понижающемся) тоне. ИК–6: [/–] • при выражении незавершенности в неконечных синтагмах (наряду с ИК–3 и ИК–4), придавая при этом эмоциональный или официально-торжественный оттенок высказыванию; • при выражении большой степени признака, состояния, действия: Голос у него! • при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом: И что он этим хотел сказать? Фонетически ИК–6 характеризуется повышением тона на гласном центра без заударного падения. ИК–7 [///] употребляется при выражении отрицания или невозможности признака / действия (Где ему в институт! Он же троечник!), усилении утверждения или отрицания: Не говори! Фонетически этот контур представляет собой резкое (вплоть до фальцета или гортанной смычки) повышение тона на гласном центра. В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом произнесений, которые называются реализациями ИК. Одни из них являются нейтральными реализациями. Они характеризуют речь, в которой субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражено или выражено минимально. Реализации какого-либо типа ИК могут иметь такие особенности строения, которые служат средством выражения субъективного отношения говорящего к высказываемому. Это — модальные реализации ИК. Различия, выражаемые нейтральной и модальной реализациями, совместимы в одном контексте. Нейтральная и модальные реализации какого-либо типа ИК составляют интонационный ряд ИК, в котором нейтральная реализация может заменить любую модальную реализацию, относящуюся к данному ряду. 41. Графика. Понятие графемы. Буква. Алфавит. Основные принципы русской графики. Графика - раздел науки о письме, который определяет: 1. инвентарь графических средств языка (алфавитных и неалфавитных знаков) 2.систему соответствия между графическим средством (обозначающим) и единицей звучания (обозначаемым: звуком или фонемой) Графема - единица графики. (термин Бодуэна де Куртенэ) Графема часто совпадает с буквой, но, например, "а" и "А" - разные графемы, так как есть правило употребления прописных и строчных букв, нарушение его - ошибка (хотя это одна буква). Буквы - основные графемы состава графических средств языка. Буква - графический знак (письменный или печатный) в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей (вариантов фонем) (Розенталь). Идеально - буква соответствует фонеме. Но есть буквы не обозначающие звука. Диакритические знаки (надстрочные: ударения, титло, еще точка над i; подстрочные и внутристрочные) и знаки препинания - это вспомогательные графемы. В русском языке употребляют два надстрочных знака (ё и й), но они не отвечают понятиям диакритики, т.к. употребляются только в этих буквах. Ь в русском языке - пример "внутристрочной" диакритики как знака мягкости любого парного по тверд./мягк. на конце слова или перед твердым согласным. Разные графемы, которые передают одно и то же звучание, называют омофоничными (во французском o, au, eau). Аллограф - различные начертания одной и той же буквы, взаимозаменимые ("т" и "m" в различных начертаниях, шрифтов и разновидностях почерка). Омофоничные графемы не могут быть аллографами: употребление закреплено правилами орфографии. Графические единицы: простые (монографы) и сложные. Сложные - это графемные комплексы. ГК - сочетание графем, чтение которого не выводится из чтения компонентов (например, чтение английского augh в слове daughter). Одна и та же последовательность букв может быть графемным комплексом и последовательностью графем (например, в польском сочетание rz - в одних словах читают отдельно буквы, в других - комплексом) В русском языке бь, вь - не графемные комплексы (ь - не компонент, не имеет собственного звукового значения) Алфавит - совокупность букв, расположенных в определенном порядке. 39 фонем (по Аванесову) на 33 буквы алфавита. Можно добавить 3 графемных комплекса (жж, зж, жд - вожжи, езжу, дожди - в старшей норме) Звуковые значения букв: 1. парные по тв/мягк: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х 2. непарные по тв/мягк: ж, ш, ц, ч, щ 3. буква й 4. буквы. обозначающие гласные: а, о, у, ы, э - "несмягчающие", я, ю, е, ё, и - "смягчающие" 5. ь - знак мягкости предшест.согл. 6. ъ - без определ.алфав.функции Основные принципы русской графики Особенность русского алфавита: нет спец.знаков для мягких парных согласных, поэтому удвоенное кол-во гласных (мал-мял, лук-люк). Единица письма и чтения не буква, а графический слог - буквосочетание, обе части которого пишутся и читаются с учетом соседних букв. Это устройство графики - слоговой принцип. Пять смягчающих букв + ь замещают 15 букв, которые понадобились бы для обозначения мягких согласных. Слоговой принцип еще: смягчающие гласные после ъ и ь читаются как слог структуры "j + гласный": чья, лье, объём. И в начале слова так же читаются (кроме "и") Слоговой принцип можно видеть и в другом способе обозначения мягкости согласных — написании ь после буквы согласного. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ 1. мягкий знак: конь и банька 2. ряд, лес, НО: в заимствованных словах: дельта, секс, отель, может еще [де]кор, но [д’ь]коративный Мягкость не всегда графически: винтик и встаньте ш, щ, ч, ц, ж не нуждаются в обозначении тв. или мягк. - я, ю, ы, э не употребляются после них. ОБОЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ <j> 1. "й" только в случаях как "майка" и "дай" 2. буквы я, ю, е, ё: яма, ёлка, копьё, подъём, вояж + буква "и" как в "воробьи" ЗВУКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БУКВ Буквы я, ю, и двузначны: • наряду с собственным звуковым значением они служат показателем мягкости предшествующего согласного: тятя • после пробела, букв ь или ъ, либо буквы гласного, буквы я, ю обозначают «[j] + гласный»; и может иметь такое значение только после ь: чьи, воробьи, но игры, мои. Буква е имеет по крайней мере 3 разных значения: [e] — модель, [’e] — мел, [je] — ель. Буква ё также может иметь 3 значения:[o] — шёлк, [’o] — пёс, [jo] — ёж. Ё не обязательна. Употребляем 1) для предупреждения неверного чтения, 2) указания произношения малоизвестных слов, 3) в специальных текстах и словарях. Буква э ограничена в употреблении и не всегда замещает е в качестве показателя твердости предшествующего согласного; она пишется в следующих случаях: • в исконно русской лексике — только в начале некоторых слов: ука- зательных местоимений и междометий (этот, эх); • в аббревиатурах (ВТЭК, ТЭЦ, ЕЭС); • в некоторых иноязычных словах: пэр, мэр, сэр, эра, поэт. Буква ь двузначна: • в позиции конца слова и перед твердым согласным она обозначает мягкость предшествующего согласного - конь и полька • в позиции после согласного перед гласным она выполняет функцию пробела: это значит, что последующий гласный читается так, как если бы он писался в начале слова (например, вьюга — юга), кроме и, который после ь читается как [jи], а в начале слова — как [и] (воробьи — игры). Итак, в позиции после согласного перед гласным буква ь сигнализирует о том, что перед этим гласным произносится [j]: вороб[j]и Написание ь перед мягкими согласными диктуется правилами орфо- графии, согласно которым требуется писать вместе (вме[c’т’]е), но по- весьте (пове[c’т’]е). Буква ъ также выполняет функцию пробела, и разграничение ее в этой функции с ь диктуется правилами орфографии. НАПИСАНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАФИКИ В системе русского письма существует некоторое (очень не- большое) количество написаний, графически неправильных, но узаконенных орфографией: • окончание оГо (большого), сегодня; • майор, район, йод, фойе и др. • почтальон, медальон, бульон, павильон; • скучно, конечно, что, чтобы • написание щн в слове помощник • написание ы после ц в корневых морфемах цыган, цыпленок, цыц (и производных) и на стыке морфем (огурцы, куцый, лисицын • тушь, рожь, ночь, знаешь, режь • брошюра, парашют и Шяуляй, Цюрих, Цявловский, Жюрайтис и т. п. 42. Орфография. Основные принципы русской орфографии. "Нефонемные" написания в русской орфографии.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.02 с.) |