Современные фонологич модели. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные фонологич модели.



С 1980-х гг. на базе стандартной модели порождающей фонологии развиваются несколько фонологических теорий важнейшие из которых -- автосегментно-метрическая фонология, лексическая фонология, просодическая морфология и (с начала 1990) теория оптимальности. С др стороны, разрабатывается фонологич компонент и в тех лингвистич теориях, которые противопоставляют себя генеративмзмы, - в частности, в когнитивной лингв.

Основы авто-сегментнометрической фонологии сформулированы в работах ГОлдсмитта, Принса, Либермана. Ключ идея этого направления заключ в том, что дефференциальные признаки фонемы в извест степени автономны: действие фонологич правил заключ в изменении не фонемы целиком, а ее отдельных признаков.

    В дальнейшем сформулирована гипотеза о том, что признаки в составе фонемы организованы иерархически и распределены по нескольким ярусам внутр структуры фонем, которая м б предсмтавлена в виде геометрич дерева. Это представление назыв ГЕОМЕТРИЕЙ ПРИЗНАКОВ. Напрример, геометр признаков рус щелевых Ф С и Щ можно представить в виде схемы (схема на фото).

    Данное представление позволяет весьма наглядно описать мнргие фонологич явл – в рус яз наличие или отсутствие ассимиляции по тв\мягк (признаку доп артикул) в группе согл никак не связано с их глухостью, зв, но в значит степени обуславливается местом и способом образования соответствующ согл. Аналогичным образом объясняется и наличие в рус яз ассимиляции по месту образования между зуб и передне-неб согл (Сшить-шшить) при отстутствии ее между губ-зуб и зуб: зуб и перед.неб на более высоком ярусе иерархии относятся к одному узлу (переднеязыч), а губ-зуб – к др (губные).

Отметим, что мысли об автономности дефференциального признака фонемы и о ее сложной внутр организвции высказывались и в отеч фонологии Авангесовым, а затем Пановым и Горшковой.

    В автосегментно-метрической фонологии выработаны формальная процедура и для описания суперсегментых фонетич единиц и явлений с использований признака просодической иерархии: фонетич единицы упорядочиваются иерархически. Важнеший элемент просодич структуры – слог, на более низком уровне располаг мора, состоящая из сегментов – фонем (которая сама имеет многоуровн структуру), а на более высоком – метрическая стопа и фонетич слово. Различные фонологич правила при этом могут раздичаться сферой своего дейсвтия в рамках той или иной фонетич ед. В метрической фонологии детально изучены основные принчипы посттроения слога в яз мира, правила построения уларения в слове и в синтагме.

ТЕОРИЯ ОПТИМАЛЬНОСТИ.

Она сейчас является самой популярной из всех лингвистич теорий. Впервые ее принципы были сформулированы именно применительно к фонологии – в к ниге американ лингвистов принса и смоленски в 1993 году.

 В стандартной модели генеративной фонологии поверхностное представление формируется из глубинного путем поэтапного применения к нему различ лингвисиич правил, т е послед видоизменения заданного глубинного представления по заданному алгоритму. В теории оптимальности акценты расставлены иным образом: заданы требования, предъевляемые к поверхностному представлению. Эти требования или ограничения не явл равноправными а упорядочены иерархтчемски по степени убывания их важности. Для заданного глубинного представления порождается бесконеч множество возможных поверхностных вариантов и далее на основании представления о том что в результате отбирается лишь тот, который в наиб степени соответствует заданным требованиям(нарушается как модно меньше число наиб высоко ранжированных ограничений), выстраивается иерархтя ограничений.

    Наиб ограничений мыслится сторонниками теории оптимальности как универсальный, т е единый для всех яз, так что разлтчтя между яз достигается за счет разного ранжирования ограничений. Все ограничения можно разделить на 2 группы:

- ограничения маркированности относятся к структуре поверхностей репррезентации, предъявляя к ней требования. Закрыт слоги запрещ, гл сред подъема в безуд слогах запрещ и тд.

- огранич соответствия или преданности.характеризуют соотношение глубинной и поверхностной репрезентации отвечая за то чтобы вход и выход были как можно более похожи друг на друга. Примеры: каждому сегменту входа должен соответсвоватиь один сегмент выхода\ открытому гл входа должен соотв откр гл выхода.

Важное преимущ теории оптимальности перед стандартной порождающей фонологией (явл частью общей формальной модели яз – порождающей грамматики) – типологич ориентированность. Кроме этого она позволяет дать объяснение и вариативности фонетич явл, которая предстает как результат различ иерархизации соответсвующ огранич.с испрользованием этой методологии м б описана не только силлабификация но и мн др фонетич и грамматич явл.  

    Теория оптимальности не лишена недостатков. Если генеративные правила позволяют описать переход любого зв в люб зв включая процессы которые реально в яз мира не засвидетельствованы и вряд ли возможны то согласно теории оптимальности из любой глубинной формы порождается бесчисленное множестьво кандидатов включая никогда не зафиксированные в яз и сколь угодно далекие от реально существующих или психологич реальных. В ряде случаев оказываются совершенно необъяснимым факты свидетельствующ о том что иерархия одних и тех же ограничений д б признана различной в разных конкретных формах: ЛОГИКА – запрет на нарушение ритмич структуры ранжирован выше запррета сочетания зв и глух шщумныхсогл. А в слове здрасте ниже явно менее важного запрета на сочетание согл одного места образ различающихся по тв9мягк.

Автосегменто-метрическая фонология и теория оптимальности развиваются в рамках генеративного направления. Но сущ и не-генеративсткие теории. Например когнитивная лингвистика. Исследуется отражения в наиб общих мыслит-познават процессов происходящ в сознании чел-ка. Важнейший процесс – категоризация – отнесение к-л явления наблюдаемой действительности к тому или иному типу выявл его соотношений с прочимми объектами действительности. В процессе категоризации все объекты распадабются ппо классам. В когнетивной фонологии понятие категории используются как обяснения сущности ыфонем. Аллофоны одной фонемы составляют категорию со своим центорм –прототипом. Нейтрализация – частный случай пересеч категорий.

34. Слог - основные функции, фонетические и фонологические признаки слога. "Волновые" и "квантовые" языки. Слог — это минимальная суперсегментная единица. Слог состоит из обязательного слогового элемента, обычно выраженного гласным (реже — слоговым согласным), и факультативных неслоговых элементов, выраженных согласными. Слоговой элемент слога называется ядром или вершиной; часть слога, предшествующая ядру, составляет инициаль; постъядерная часть — финаль; ядро и фи- наль объединяются термином рифма. (стр-а-х, ах-рифма) В зависимости от наличия / отсутствия инициали различаются прикрытые и неприкрытые слоги, а в зависимости от наличия / отсутствия финали — закрытые и открытые. Так, например, в слове угадать (у-га-дать) 1-й слог — неприкрытый / открытый, 2-й — прикрытый / открытый, 3-й — прикрытый / за- крытый. Функции слога 1. Минимальная единица порождения и восприятия речи. Так, если мы пытаемся произнести изолированный согласный (например, [т]), то обычно произносим после него краткий гласный [тъ], в результате чего образуется слог. 2. Поле реализации ударения и фразового акцента 3.Дистрибутивная - способ организации сегментных единиц в речевой цепи (регулирует их сочетаемость друг с другом). Интервокальное сочетание фонем <j> и <к> в русском языке возможно лишь при условии, что оно не находится в пределах одного слога. 4. Единица речевого ритма (ритмообразующая функция). Фонетические признаки слога общие для всех языков:

ХранитсянаStudmat.ru

1. Слог является минимальной произносительной единицей, т. е. при речепроизводстве он выступает как цельный артикуляционный комплекс. 2. Слог является минимальной единицей, внутри которой действуют правила коартикуляции. (к. - взаимное влияние характеристик звуков в потоке речи) 3. Слог - это минимальный звуковой отрезок, на который приходится нарастание и спад величины воздушного потока («дыхательный импульс»). Фонологические признаки слога определяются системой конкретного языка. В английском языке глухие смычные согласные в начале ударного слога являются придыхательными, а в конце слога — глоттализованными, поэтому если в слове atrocious («отвратительный») произносится аспирированный [th], а в слове Atlantic («Атлантический») — глоттализованный [t/], это означает, что в первом случае слоговая граница проходит перед согласным (a-trocious), а во втором — после него (At-lantic).

2. Языки с выраженными слоговыми границами –квантовые. Германские. Муравьева!!!!!! В языках четкие границы слога не выражены. Слогораздел на основании интуиции. Хорошо знают носители наличие слоговых вершин. Одно и то же слово могут разделить на слоги разными способами. ВОЛНОВОЙ!!!!

35. Слог - шкала сонорности, универсальные принципы организации слога и слогоделения. Способность сегментов к образованию слога связана с их относительной звучностью (сонорностью) — вершину слога всегда образует сегмент, обладающий большей звучностью, чем другие сегменты внутри того же слога. Сонорностью или звучностью называется относительная громкость сегмента, обратно пропорциональная величине сужения в речевом тракте при артикуляции этого сегмента (таким образом, чем значительнее сужение, тем меньше сонорность). Очевидно, что наименее сонорными звуками являются смычные согласные, а наиболее сонорными — гласные. Шкала: глухие шумные --- звонкие шумные --- сонорные --- гласные. В целом, чем выше позиция сегмента на шкале сонорности, тем легче он образует слог (если это согласный) и тем реже он бывает неслоговым (если это гласные). Самый сонорный гласный [a] вообще не может быть неслоговым, а [о] и [е] бывают таковыми гораздо реже, чем [и] и [у] (верх.подъем). Существуют два универсальных правила слогообразования (силлабификации) для определения сонорности сегмента: 1. В пределах одного слога вершину всегда образует сегмент, обладающей наибольшей звучностью; 2. Если сегмент оказывается в окружении сегментов меньшей звучности, то он обычно образует слог (это тем более вероятно, чем больше контраст по сонорности). Звучность плавных согласных выше, чем звучность носовых: слова корм, пальм, волн односложны, а слово Кремль при естественном произношении обычно двусложно. Универсальные принципы организации слога 1. Принцип открытого слога (ПОС), который заключается в том, что открытый слог, в целом, предпочтительнее закрытого. ма-йка, за-втра. 2. Дистрибутивный принцип (ДП) состоит в том, что в начале слога допускаются только те сочетания согласных, которые возможны в данном языке в начале словоформы. В русском языке, например, в словах бегство, абстрактный, эксплуатация, чистка, Эмма первый слог является, закрытым, поскольку сочетания [кств], [пстр], [ктн], [кспл], [стк], [мм] невозможны в начале слова и, следовательно, слога. 3. Согласно принципу восходящей звучности (ПВЗ), степень сонорности сегментов должна увеличиваться от начала к вершине слога и уменьшаться от вершины к его концу. Этот принцип «запрещает», например, слогоделение типа ма-йка, так как в этом случае образуется слог, в котором первый неслоговой элемент ([й ]) — более звучный, чем второй ([к]) 4. Принцип дисперсии сонорности (ПДС) заключается в том, что нарастание сонорности

ХранитсянаStudmat.ru

в слоге должно быть как можно более резким. В соответствии с этим принципом слогоделение за-твор, у-тро предпочтительнее, чем зат-вор, ут-ро, хотя принцип восходящей звучности допускает оба эти слогораздела.

36. Теория оптимальности и алгоритм слогоделения в СРЛЯ. Другие теории слогоделения в СРЛЯ. Теория оптимальности: из всех возможных типов слогов выбирается оптимальный — такой, который противоречит наименьшему числу универсальных принципов слогоделения или наименее важным из них. Эту теорию можно назвать дистрибутивной, поскольку именно дистрибутивный принцип слогоделения признается наиболее важным. Иерархия универсальных признаков слогоделения СРЛЯ: 1) дистрибутивный принцип (ДП): в начале и конце слога возможны только сочетания согласных, представленные в данном языке в начале и конце слова и при этом не упрощающиеся и не разбивающиеся вставным гласным; 2) принцип восходящей звучности (ПВЗ): в инициали слога должно происходить нарастание сонорности, а в финали — ее спад; 3) принцип открытого слога (ПОС): любое интервокальное сочетание согласных отходит ко второму гласному; 4) принцип дисперсии сонорности (ПДС): нарастание звучности в инициали должно быть резким, а падение ее в финали — плавным. Правило: Интервокальная группа согласных отходит ко второму гласному при условии, что в начале слога не создается консонантного сочетания, которого не бывает в начале словоформы, а в конце слога не создается сочетания, отсутствующего в конце словоформ, и не нарушается принцип восходящей звучности. Алгоритм слогоделения в русском языке Он действует следующим образом: 1. сначала проверяется соответствие всех возможных кандидатов (всех вариантов слогоделения, например, у-тка и ут-ка) самому важному принципу — дистрибутивному (ДП). 2.Если ему удовлетворяет только один кандидат, то именно он является победителем и остальные принципы просто не рассматриваются; 3. Если же ему удовлетворяют более одного кандидата (или если все они его нарушают), то анализируется их соответствие второму в данной иерархии принципу, затем третьему, и только в случае  одновременного соответствия двух или более кандидатов всем трем первым принципам рассматривается их соответствие четвертому, наименее важному. Другие теории слогоделения: 1. Сонорная теория. Сформулирована на русском материале Аванесова, разработана Пановым. Основание теории: 1. В СРЛЯ все неконечные слоги являются открытыми за исключением тех случаев, когда имеется интервокальное сочетание «сонорный + шумный» — в этом случае сонорный закрывает предшествующий слог: пар-та. 2. Неначальный слог всегда строится по принципу восходящей звучности, начинаясь с наименее звучного сегмента. Таким образом, только слог, конечный в слове, может быть закрыт шумным согласным; внутри слова слог может быть закрыт только сонорным и только в том случае, если после сонорного следует шумный согласный.

2. Теория имплозии/эксплозии. Создана Соссюром. К русскому языку применил Сухотин. Основана на артикуляционном критерии. Слог - звукосочетание, произнесенное одним выдыхательным толчком. При этом «каждый звук может произноситься и имплозивно («смыкательно») и эксплозивно («размыкательно»). Слогораздел — там, где имплозия сменяется эксплозией». Сегмент считается "эксплозивным", если следующий за ним - более широкий (степень сужения в речевом тракте при его артикуляции меньше), и «имплозивным», если следующий сегмент является более узким; в сочетании двух одинаковых согласных первый является имплозивным, а второй — эксплозивным. Примеры: СЕС-ТРА, БОЧ-КА, И-КС, С-ТО. Эта теория позволяет объяснить двусложность случаев типа букв, но при этом слишком часто предсказывает лишние слоги в случаях типа икс, сто и т. п. 3. Теория мускульного напряжения. На русском материале Л. В. Щерба. Использует артикуляционный критерий. Слог - часть речевого потока, начинающаяся с усиления и кончающаяся ослаблением. При этом Л. В. Щерба считает необходимым разграничивать три типа согласных 1) сильноконечные, которые образуют начало слога (ты, да, го-ло-ва); 2) сильноначальные, которые образуют конец слога (ус, ад, он) 3) двухвершинные, которые разбиваются слогоразделом (кас-са). Правила слогоделения: 1) все одиночные интервокальные согласные являются сильноконечными, т. е. слогораздел проходит перед ними: го-ло-ва; 2) [j] перед любым согласным является сильноначальным, т. е. всегда закрывает слог: тайна, май-ка и т. п. 3) в группе «шумный + сонант» шумный всегда является сильноконечным и слогораздел проходит перед ним: мы-сли, па-трон; 4) в группах «шумный + шумный», «сонант + сонант» и «сонант + шумный» слогоделение зависит от места ударения: если ударный гласный предшествует сочетанию, то первый согласный консонантного сочетания (всегда только один вне зависимости от числа сегментов в группе) является сильноначальным и закрывает слог: ýт-ка, кóш-ка, кáс-са если же ударение находится на последующем слоге, то вся группа согласных отходит к последующему слогу: о-ткáз, ба-шкá, ка- ссúр, по-лнó, ка-ртóн, а также э-ксплуатáция, абстрáктный 4. Теория открытого слога. Бондарко Л.В. Предшествующий согласный влияет на гласный значительно сильнее, чем последующий. Это свидетельство наличия слоговых границ, разделяющих речевую цепь только на слоги типа Согл-Глас; соответственно единственным принципом слогоделения признается принцип открытого слога. Слово дом членится на два открытых слога: до-м. Однако любой носитель СРЛЯ ощущает слово дом как односложное и нет никаких акустических свидетельств наличия второго слога в этом случае. Все же, по-видимому, тот факт, что коартикуляция в сочетании ГС выражена слабее, чем в сочетании СГ, означает не отсутствие закрытых слогов, а только то, что инициаль теснее связана с ядром, чем финаль. Пример: сонорная теория - СЕ-СТРА, А-БСТРА-КТНО, эспираторная теория (имплозии-эксплозии) - СЕС-ТРА, А-БС-ТРАК-ТНО, теория мускульного напряжения - СЕ-СТРА, А-БСТРАК-ТНО, дистрибутивная (оптимальности) - СЕС-ТРА, АБ-СТРАКТ-НО

*Ресиллабификация - перераспределение сегментов по слогам. Например, в слове стол [л] закрывает слог, а в слове столы прикрывает второй слог.

37. Ударение - его фонетическая природа, структурные типы и функции. Акцентология - раздел лингвистики, изучающий природу и функционирование ударения. Ударение — это выделение в речи той или иной единицы в последовательности однородных единиц при помощи просодических средств. • словесное (выделение одного из слогов в слове), • фразовое или синтагматическое (выделение одного — обычно последнего — слова во фразе или синтагме), • логическое (смысловое выделение одного из слов во фразе или синтагме). • Функции ударения: • кульминативная - обеспечение цельности и отдельности слова путем выделения его вершины • сигнификативная (смыслоразличительная) - различение идентичных сегментных последовательностей (сушý — сýшу и т. п.); • делимитативная (разграничительная). Ударение может быть показателем границ слóва, особенно в тех языках, где оно всегда приходится на один и тот же слог слóва — например, последний, как во французском, первый, как в чешском, или предпоследний, как в польском. Слог - физический носитель ударения. Все компоненты ударного слога противопоставляются соответствующим безударным, но особенно ярко — вершины слогов, то есть в большинстве случаев — гласные. Фонетическими компонентами (параметрами, физическими коррелятами) ударения могут служить: • интенсивность (как результат увеличения дыхательного усилия); • длительность (особенно ударного гласного); • повышение (в другом понимании — любое изменение) частоты основного тона; • тембр гласного (безударные гласные обычно в той или иной мере подвергаются качественным изменениям). Длительность и спектральные характеристики гласных - основные фонетические корреляты ударения в СРЛЯ. По этим параметрам в СРЛЯ выделяется двухкомпонентное просодическое ядро слова, состоящее из ударного и 1-го предударного слогов. Два эти слога отчетливо противопоставлены всем другим слогам (только в этих слогах невозможны сверхкраткие редуцированные гласные [ъ] и [ь]). Ритмическая схема слова, содержащего просодическое ядро, была описана еще в конце XIX века русским лингвистом А. А. Потебнёй при помощи выражения, получившего название «формулы Потебни»: 112311. В этой формуле степень выделенности ударного слога (максимальная) обозначается цифрой 3, первого предударного — 2, остальных безударных (минимальная) — 1 Виды ударения: Экспираторное (динамическое) - создается выделение одного из слогов при помощи интенсивности.

Количественное (квантитативное) - за счет сокращения длительности безударных. Тоническое (музыкальное) - тональное выделение одного из слогов. Качественное - безударные отличаются от ударных тембрально (редуцируются, например) Ударение в русском литературном языке является качественно-количественным. Структурные типы ударения: 1. Свободное - может падать на любой слог слова (русский язык). 2. Связанное 2.1. Фиксированное (первый слог в чешском) 2.2. Ограниченное (в арабском последний тяжелый слог слова) Подвижное - может перемещаться с основы на флексию в разных формах. Неподвижное - место не меняется при словоизменении. Акцентная кривая - схема распределения ударения в словоформах оного слова. Акцентная парадигма - объединение слов с одинаковыми акцентными кривыми. 1. А: неподвижное ударение на основе (ворОна) 2. В: неподвижное ударение на окончании (пеленА) 3. С: подвижное ударение (дАр-дарЫ) Кроме главного ударения бывает побочное в словах красно-белый, горсовет или в длинных словах, как крАснопролетАрская (на 5 слог от начала и далее). Иногда в усилении безударного, как в слове "ЗАмечАтельно!" 38. Общие закономерности супрасегментной организации речи. Основные функции интонации. Сильные и слабые фразовые позиции. Суперсегментной фонетикой называется раздел фонетики, изучающий суперсегментные фонетические единицы и их свойства (от лат. super — «сверх»). Суперсегментные сущности: 1. Суперсегментные единицы: слог, фонтическое слово (такт), синтагма, фраза - состоят из сегментных единиц (фонемы, звукотипы, звуки) 2. Просодические признаки - ударение и интонация. Сегменты объединяются в более крупные фонетические единицы — слоги, слоги при помощи ударения — в фонетические слова (такты), фонетические слова, в свою очередь, при помощи интонации объединяются в синтагмы, а синтагмы — во фразы. Синтагма - речевой фрагмент, на границах которого происходит смена просодического оформления. С фонетической точки зрения членение речевого потока на синтагмы осуществляется путем оформления границ между ними и объединения слов внутри синтагмы при помощи интонации. Например, фраза Вчера мы с Васей были в кино может представлять собой одну, две или три синтагмы: Вчера мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей были в кино; Вчера / мы с Васей / были в кино. Интонация — это комплекс просодических средств, осуществляющих в естественном языке выполнение ряда функций. Функции интонации можно разделить на 1) основные • оформление, то есть превращение слов (назывных единиц) в высказывания (коммуникативные единицы);

• членение потока речи на линейные единицы разных уровней сложности и автономности; • выделение той или иной единицы из числа однородных; 2) вторичные • модальная (противопоставление высказываний по их цели, например утверждение / вопрос); • эмоциональная (выражение отношения говорящего к высказыванию) Фонетическая реализация сегментных единиц (фонем) в речи может зависеть не только от их позиции по отношению к соседним сегментам или по отношению к ударению, но и от положения во фразе. В этом случае мы имеем дело с позициями особого рода — просодическими или фразовыми позициями. Фразовые позиции принято подразделять на сильные и слабые. В сильных позициях слово реализуется в своем идеальном, эталонном виде, а в слабой может подвергаться значительной редукции. Сильная фразовая позиция - конечная позиция во фразе, а также позиция слóва, на котором реализуется синтагматический акцент. Слабая фразовая позиция — позиция неакцентированного слóва (особенно если оно находится рядом с акцентированным); ср.: Это не обезьяна, а самый настоящий человек [ч’ьлав’éк] — сильная фразовая позиция для слова «человек» // На лекции было всего человек пятнадцать [ч’ьк]. — слабая фразовая позиция для того же слова. Одной из разновидностей сильной фразовой позиции является позиция изолированно произнесенного слова — в таком произнесении любое слово несет на себе фразовый акцент. 40. Интонационная система Е.А.Брызгуновой. Интонема - минимальная интонационная единица. В памяти носителя языка есть словарь интонем (восходящий, нисходящий, ровный тон). Кроме минимальных интонационных единиц в словаре могут находиться и некоторые их устойчивые сочетания, наиболее часто используемые при построении предложений на данном языке. Такие клишированные сочетания называются интонационными конструкциями (ИК) На практике при описании интонационной системы того или иного языка — в том числе и русского — речь обычно идет только о мелодических контурах высказывания. В русистике чаще всего используется система описания интонации, предложенная в начале 1960-х годов Е. А. Брызгуновой. В основе этой концепции лежит понятие интонационной конструкции (ИК) как минимальной смыслоразличительной единицы просодического уровня. Интонационной конструкцией (ИК) - тип соотношения тона, тембра, интенсивности и длительности, способный противопоставить несовместимые в одном контексте смысловые различия высказываний. В качестве минимальных компонентов, из которых складываются все ИК, выступают: • три тональных признака (восходящий, нисходящий и ровный тоны),  • один динамический (увеличение интенсивности гласного), • один фонационный (гортанная смычка). Просодическая транскрипция: [\], [/]; [\\] или [//] - увеличенный тональный интервал, [−], гортанная смычка — [/], увеличение интенсивности — [+].

Фонетически различные типы ИК, в основном, отличаются друг от друга • характером тонального движения на одном из слогов синтагмы (такой слог называется центром ИК) • уровнем тона на отрезке синтагмы, следующем за центром (этот отрезок называется постцентровой частью). Предцентровая часть произносится на среднем (нейтральном, базовом) уровне. Различные предложения с одинаковым сегментным составом могут отличаться друг от друга                     

• типом ИК (Он говорит по-шведски. — нисходящий тон, утверждение // Он говорит по-шведски? — восходящий тон, общий вопрос), • местом центра ИК: Ты говоришь по-шведски? (— Да, я.) // Ты говоришь пошведски? (— Да, по-шведски.),         • характером синтагматического членения высказывания (Директор сказал / завхоз не поедет в Москву; Директор / сказал завхоз / не поедет в Москву). Виды: ИК-1: [\] используется для выражения завершенности при отсутствии смыслового выделения и противопоставления. Пошел дождь. ИК-2: [\\] или [\+] Который час? Он приедет завтра / или послезавтра? Наташа! Подожди! Заблудишься! В настоящее время частный вопрос, произнесенный с таким интонационным контуром, может восприниматься либо как очень настойчивый, либо как невежливый. ИК-3: [/]Ты поедешь в командировку? Следующий поезд / уходит поздно вечером. Но он же больной! Центр ИК–3 характеризуется резким восходящим движением то- на, постцентровая часть произносится на низком, плавно нисходящем тоне:. Место центра ИК–3 в общем вопросе определяется содержанием вопроса. ИК-4: [\/–] — Перепечатала почти все. — А выводы? — Почему ты пришла так поздно? — Документы? Центр ИК–4 характеризуется нисходяще-восходящим движением тона, постцентровая часть произносится на высоком уровне: ИК-5: [/–\] Наиболее типичные сферы употребления этой конструкции: • • оценочные предложения, выражающие большую степень проявления признака: Какая прелесть! • выражение отрицания или невозможности признака (наряду с ИК–7): Где ему в институт! Он же троечник! Фонетически ИК–5 представляет собой композицию восходящего (обычно на ударном слоге местоименного слова) и нисходящего (обычно на последнем ударном слоге) акцентов; при этом часть синтагмы между акцентами произносится на высоком (ровном или слегка понижающемся) тоне. ИК–6: [/–] • при выражении незавершенности в неконечных синтагмах (наряду с ИК–3 и ИК–4), придавая при этом эмоциональный или официально-торжественный оттенок высказыванию; • при выражении большой степени признака, состояния, действия: Голос у него! • при выражении недоумения и сожаления в вопросительных предложениях с вопросительным словом: И что он этим хотел сказать? Фонетически ИК–6 характеризуется повышением тона на гласном центра без заударного падения.

ИК–7 [///] употребляется при выражении отрицания или невозможности признака / действия (Где ему в институт! Он же троечник!), усилении утверждения или отрицания: Не говори! Фонетически этот контур представляет собой резкое (вплоть до фальцета или гортанной смычки) повышение тона на гласном центра. В потоке речи каждый тип ИК представлен рядом произнесений, которые называются реализациями ИК. Одни из них являются нейтральными реализациями. Они характеризуют речь, в которой субъективное отношение говорящего к высказываемому интонационно не выражено или выражено минимально. Реализации какого-либо типа ИК могут иметь такие особенности строения, которые служат средством выражения субъективного отношения говорящего к высказываемому. Это — модальные реализации ИК. Различия, выражаемые нейтральной и модальной реализациями, совместимы в одном контексте. Нейтральная и модальные реализации какого-либо типа ИК составляют интонационный ряд ИК, в котором нейтральная реализация может заменить любую модальную реализацию, относящуюся к данному ряду.

41. Графика. Понятие графемы. Буква. Алфавит. Основные принципы русской графики. Графика - раздел науки о письме, который определяет: 1. инвентарь графических средств языка (алфавитных и неалфавитных знаков) 2.систему соответствия между графическим средством (обозначающим) и единицей звучания (обозначаемым: звуком или фонемой) Графема - единица графики. (термин Бодуэна де Куртенэ) Графема часто совпадает с буквой, но, например, "а" и "А" - разные графемы, так как есть правило употребления прописных и строчных букв, нарушение его - ошибка (хотя это одна буква). Буквы - основные графемы состава графических средств языка. Буква - графический знак (письменный или печатный) в составе алфавита данного языка, служащий для обозначения на письме звуков (фонем) и их разновидностей (вариантов фонем) (Розенталь). Идеально - буква соответствует фонеме. Но есть буквы не обозначающие звука. Диакритические знаки (надстрочные: ударения, титло, еще точка над i; подстрочные и внутристрочные) и знаки препинания - это вспомогательные графемы. В русском языке употребляют два надстрочных знака (ё и й), но они не отвечают понятиям диакритики, т.к. употребляются только в этих буквах. Ь в русском языке - пример "внутристрочной" диакритики как знака мягкости любого парного по тверд./мягк. на конце слова или перед твердым согласным. Разные графемы, которые передают одно и то же звучание, называют омофоничными (во французском o, au, eau). Аллограф - различные начертания одной и той же буквы, взаимозаменимые ("т" и "m" в различных начертаниях, шрифтов и разновидностях почерка). Омофоничные графемы не могут быть аллографами: употребление закреплено правилами

орфографии. Графические единицы: простые (монографы) и сложные. Сложные - это графемные комплексы. ГК - сочетание графем, чтение которого не выводится из чтения компонентов (например, чтение английского augh в слове daughter). Одна и та же последовательность букв может быть графемным комплексом и последовательностью графем (например, в польском сочетание rz - в одних словах читают отдельно буквы, в других - комплексом) В русском языке бь, вь - не графемные комплексы (ь - не компонент, не имеет собственного звукового значения) Алфавит - совокупность букв, расположенных в определенном порядке. 39 фонем (по Аванесову) на 33 буквы алфавита. Можно добавить 3 графемных комплекса (жж, зж, жд - вожжи, езжу, дожди - в старшей норме) Звуковые значения букв: 1. парные по тв/мягк: б, в, г, д, з, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х 2. непарные по тв/мягк: ж, ш, ц, ч, щ 3. буква й 4. буквы. обозначающие гласные: а, о, у, ы, э - "несмягчающие", я, ю, е, ё, и - "смягчающие" 5. ь - знак мягкости предшест.согл. 6. ъ - без определ.алфав.функции Основные принципы русской графики Особенность русского алфавита: нет спец.знаков для мягких парных согласных, поэтому удвоенное кол-во гласных (мал-мял, лук-люк). Единица письма и чтения не буква, а графический слог - буквосочетание, обе части которого пишутся и читаются с учетом соседних букв. Это устройство графики - слоговой принцип. Пять смягчающих букв + ь замещают 15 букв, которые понадобились бы для обозначения мягких согласных. Слоговой принцип еще: смягчающие гласные после ъ и ь читаются как слог структуры "j + гласный": чья, лье, объём. И в начале слова так же читаются (кроме "и") Слоговой принцип можно видеть и в другом способе обозначения мягкости согласных — написании ь после буквы согласного. ОБОЗНАЧЕНИЕ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ 1. мягкий знак: конь и банька 2. ряд, лес, НО: в заимствованных словах: дельта, секс, отель, может еще [де]кор, но [д’ь]коративный Мягкость не всегда графически: винтик и встаньте ш, щ, ч, ц, ж не нуждаются в обозначении тв. или мягк. - я, ю, ы, э не употребляются после них. ОБОЗНАЧЕНИЕ ФОНЕМЫ <j> 1. "й" только в случаях как "майка" и "дай" 2. буквы я, ю, е, ё: яма, ёлка, копьё, подъём, вояж + буква "и" как в "воробьи" ЗВУКОВОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ БУКВ Буквы я, ю, и двузначны:

• наряду с собственным звуковым значением они служат показателем мягкости предшествующего согласного: тятя • после пробела, букв ь или ъ, либо буквы гласного, буквы я, ю обозначают «[j] + гласный»; и может иметь такое значение только после ь: чьи, воробьи, но игры, мои. Буква е имеет по крайней мере 3 разных значения: [e] — модель, [’e] — мел, [je] — ель. Буква ё также может иметь 3 значения:[o] — шёлк, [’o] — пёс, [jo] — ёж. Ё не обязательна. Употребляем 1) для предупреждения неверного чтения, 2) указания произношения малоизвестных слов, 3) в специальных текстах и словарях. Буква э ограничена в употреблении и не всегда замещает е в качестве показателя твердости предшествующего согласного; она пишется в следующих случаях: • в исконно русской лексике — только в начале некоторых слов: ука- зательных местоимений и междометий (этот, эх); • в аббревиатурах (ВТЭК, ТЭЦ, ЕЭС); • в некоторых иноязычных словах: пэр, мэр, сэр, эра, поэт. Буква ь двузначна: • в позиции конца слова и перед твердым согласным она обозначает мягкость предшествующего согласного - конь и полька • в позиции после согласного перед гласным она выполняет функцию пробела: это значит, что последующий гласный читается так, как если бы он писался в начале слова (например, вьюга — юга), кроме и, который после ь читается как [jи], а в начале слова — как [и] (воробьи — игры). Итак, в позиции после согласного перед гласным буква ь сигнализирует о том, что перед этим гласным произносится [j]: вороб[j]и Написание ь перед мягкими согласными диктуется правилами орфо- графии, согласно которым требуется писать вместе (вме[c’т’]е), но по- весьте (пове[c’т’]е). Буква ъ также выполняет функцию пробела, и разграничение ее в этой функции с ь диктуется правилами орфографии. НАПИСАНИЯ, НАРУШАЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ГРАФИКИ В системе русского письма существует некоторое (очень не- большое) количество написаний, графически неправильных, но узаконенных орфографией: • окончание оГо (большого), сегодня; • майор, район, йод, фойе и др. • почтальон, медальон, бульон, павильон; • скучно, конечно, что, чтобы • написание щн в слове помощник • написание ы после ц в корневых морфемах цыган, цыпленок, цыц (и производных) и на стыке морфем (огурцы, куцый, лисицын • тушь, рожь, ночь, знаешь, режь • брошюра, парашют и Шяуляй, Цюрих, Цявловский, Жюрайтис и т. п.

42. Орфография. Основные принципы русской орфографии. "Нефонемные" написания в русской орфографии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.02 с.)