Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция.



Формантная картина гласных, ее связь с артикуляцией.

Звук речи – это результат модификации спектральных составляющих источника вследствие резонансов, возникающих в речевом тракте. Резонансы речевого тракта различной длины и формы - форманты. Наиболее существенными характеристиками гласных являются значения первой и второй формант. Значение первой форманты гласно+го прямо пропорционально величине выходного (ротового) отверстия (чем больше отверстие, тем выше первая форманта) и обратно пропорционально объему полости глотки (чем больше полость глотки, тем ниже F1).С артикуляционной точки зрения, оба параметра связаны с подъемом языка. Значение второй форманты обратно пропорционально длине ротового резонатора, которая соотносима с рядом гласного. Гласные по артикуляторной характеристике бывают заднего ряда, переднего и среднего, а также разного подъёма, огубленные и неогубленные, назализованые и неносовые. Гласные переднего ряда неогубленные – И, самый закрытый, средняя часть спинки языка максимально поднята к твёрдому нёбу.\

 И – низкая F1, высокая F2

У – низкие F1 и F2

А – высокая F1 и средняя F2

Э ≈ И (но F1 чуть выше, а F2 чуть ниже)

 О ≈ У (но обе форманты чуть выше) Э занимает среднюю позицию между И и А

Ы имеет дифтонгический характер (вторая форманта постепенно повышается и доходит до

уровня И 2200-2500 гц). Ъ – Ф 1-500 И Ф2 – 1500 ГЦ. Ь – 400 И 700 УДАРНЫЕ длиннее
 ЗАУДАРНЫЕ с меньшей интенсивностью

Гласные и сонорные согласные отличаются шумных наличием видимой формантной структуры. (У шумных эта структура скрыта вследствие отсутствия голосового источника). Однако формантная структура может меняться вследствие соседства с некоторыми согласными. Стационарные участки – формантная структура не меняется. Переходные участки – формантная структура меняется под влиянием окружения. F1 понижается в соседстве со смычными согласными.

Табл в уч

Фонологические идеи И.А.Бодуэна де Куртене. Основные положения

Фонологическая теория Пражского лингвистического кружка. Понятие оппозиции. Фонологические (дифференциальные и интегральные) и фонетические признаки. Правила выделения фонем. Отношения контраста, дополнительной дистрибуции и свободного варьирования.

Руководитель – Матезиус. Участники: Якобсон, Трубецкой, Карцевский. Главный труд: Трубецкой «Основы фонологии». Разграничение между языком (общим, постоянным в сознании всего общества) и индивидуальным речевым актом. Фонетика изучает материальную сторону звуков методами естественных наук, а фонология изучает смыслоразличение в языковой системе лингвистическими методами. Важная мысль у ТРубецкова – все звуковые единицы – речевые (звуки) и языковые (фонемы) состоят из набора определенных признаков. Задача фонологич описания – выделить среди возможных признаков дифференциальные, т е смыслоразличительные. Фонема – уникальный набор ДП.

В звуках выделяются три аспекта: выражение, обращение, сообщение. К сфере фонологии относится только третий, репрезентативный аспект — сообщение. Репрезентативный аспект разделяется на три части, предметом которых является соответственно:

• кульминативная функция языка (указывающая, какое количество единиц, то есть слов, словосочетаний, содержится в предложении);

• делимитативная функция (указывающая границу между двумя единицами: словосочетаниями, словами, морфемами);

 • дистинктивная, или смыслоразличительная функция, наиболее важная для фонологии.

Основным для смыслоразличения является понятие оппозиции — противостояния по смысловыявляющему признаку (дом-том). Фонема – совокупность ДП. Набор ДП(место обр, способ обр, гл/зв, тв/мягк), сущ несуществ признаки – интегральные (лабиализация)

Фонологическая единица — «член фонологической оппозиции».

Классификация оппозиций по отношению ко всей системе оппозиций:

 • по «дименсиональности» (квалитативный критерий):

• одномерные — совокупность признаков, присущих обоим членам оппозиции не присуща больше никакому другому члену системы;

 • многомерные — «основания для сравнивания» двух членов оппозиции распространяется и на другие члены той же системы. (бывают гетерогенные и гомогенные (прямолинейные/непрямолинейные))

  • по встречаемости (квантитативный критерий):

 • изолированные — члены оппозиции находятся в отношении, не встречающемся больше ни в какой другой оппозиции;

 • пропорциональные — отношение между членами тождественно отношению между членами другой или других оппозиций.

По отношению между членами оппозиций:

 • привативные — один член отличается от другого наличием (маркированные) или отсутствием(немаркированные) различительной черты — «коррелятивного признака». Например, звонкость (работа голосовых связок при артикуляции) — это наличие признака, а глухость (голосовые связки не работают) — это отсутствие признака;

 • градуальные — члены оппозиции отличаются разной степенью одного и того же признака;

• эквиполентные — члены логически равноправны. Например, у фонем к и д привативным является противопоставление по звонкости — глухости, а эквиполентным — по месту образования.

 По объёму различительной способности:

• постоянные — если действие различительного признака не ограничено

• нейтрализуемые — если в определенной позиции признак лишается фонологической значимости.

Фонемы, образующие одновременно пропорциональные, одномерные и привативные оппозиции, связаны наиболее тесно, и такая оппозиция является корреляцией.

Фонема по Трубецкому — кратчайшая фонологическая единица, разложение которой на более краткие единицы невозможно с точки зрения данного языка. Основная внутренняя функция фонемы — семантическая. Фонема инвариантна, т. е. может реализовываться в ряде различных звуковых проявлений. Произносимый звук можно рассматривать как один из вариантов реализации фонемы.

 В учении вводятся правила различения фонем:

• Если 2 акустически и артикуляционно сходных звука не встречаются в одной позиции, они являются комбинаторными вариантами одной фонемы. (отношения дополнительной дистрибуции)

• Если 2 звука встречаются в одной позиции и замещают друг друга, не изменяя значения, они являются факультативными вариантами одной фонемы. (отношения свободного варьирования) [жур’и] [ж’уp’и]

• Если 2 звука встречаются в одной позиции и при этом меняют значение слова, то их отношения называются фонологическим контрастом. Архифонема – совокупность ДП (дифференциальных признаков), общих для 2-х или более фонем. (плот/плод – плоТ) Может: не совпадать ни с одним из членов оппозиции, совпадать с одним из, совпадать с обоими

 

25 Нейтрализация. Фонологическая единица, представленная в позиции нейтрализации в концепциях ПЛК, МФШ, Р.И.Аванесова (1956 г.). Понятие маркированного и немаркированного членов оппозиции. Совпадение, неразличение двух или нескольких фонем в определенной позиции называется нейтрализацией. В позиции нейтрализации эти фонемы реализуются одним и тем же звуком. Нейтрализация фонем обязательно связана с их чередованиями в одних и тех же морфемах: в одних позициях фонемы в разных морфемах различаются, в других эти фонемы в тех же морфемах не различаются, совпадают.

Поэтому нейтрализация – это снятие противопоставления фонем в тех же морфемах. Произносительные условия употребления, реализации фонем в речи называются позициями. Позиции бывают сильные –(фонема противопоставлена другим),! звук в сильной позиции – основной вид фонемы! это позиции, благоприятные для выполнения фонемой ее функций, и слабые (фонема, которая нейтрализуется, или не противопоставлена другой) ВАРИАНТ! – позиции, в которых возможности выполнения фонемой своих функций ограничены. У фонемы две основные функции: перцептивная – способствовать отождествлению одних и тех же значимых единиц языка, и сигнификативная – способствовать различению разных единиц. В связи с этим выделяют два типа позиций: перцептивные (сильные и слабые) и сигнификативные (сильные и слабые). В отношении перцептивной функции сильная позиция та, в которой фонема выступает в своем основном виде, независимо от позиции; слабая же та, в которой фонема меняет свое звучание в зависимости от позиции и выступает в виде вариации фонемы. Вариации всегда принадлежат одной фонеме, которая как общее проявляется в отдельном.

В отношении сигнификативной функции сильная позиция та, в которой фонемы сохраняют противопоставление и, различаясь, различают значимые единицы языка, а слабая позиция та, в которой противопоставленные фонемы совпадают в одинаковом звучании, перестают различаться и различать значимые единицы языка. Тем самым противопоставление нейтрализуется. Итак, сигнификативно сильные и слабые позиции принадлежат не одной какой-либо фонеме, а противопоставлению двух или более фонем, которое осуществляется в сильной позиции и нейтрализуется в общем варианте (аллофоне) в слабой позиции.

Перцептивно и сигнификативно сильная позиция называется абсолютно сильной (позиция, в которой фонемы противопоставлена друг другу по всем ДП). В этой позиции фонема реализуется своим основным представителем – доминантой. Одна и та же позиция для одной фонемы может быть сильной по одному ДП и слабой по другому.

 У МФШ - Гиперфонема – это функциональная единица, представленная в конкретной морфеме рядом позиционно чередующихся звуков, общих в этих позициях для нескольких нейтрализованных фонем, и не приводимая в данной морфеме однозначно к одной из этих фонем. Обычно гиперфонема бывает представлена несколькими фонемами, иногда в их число входит и нуль фонемы. 

У ПЛК – архифонема.

У Аванесова – фонемный ряд. В него входят сильная фонема и позиционно чередующиеся с ней слабые. Данное место в морфеме занимают представители одного и того же фонемного ряда, вне зависимости от позиции, занимаемой самой морфемой. Член оппозиции, который характеризуется наличием какого-то признака – маркированный, отсутствием – немаркированный.

Теория Р.И.Аванесова 1956г

    Важнейшей особенностью фонологических представлений Л.Щербы и Н Трубецкого – фонема как ед, дифференцирующая мелкие язе д – морфемы. Поэтому для Трубецкого пер и послед согл в слове ПОП – разн систем ед. т к первый входит в 4 фонологич оппозиции – фонема. А послед – в 3 (архифонема). В концепции МФШ эти согл представляют одну и ту же фонему П. т к в сильной позиции в пределах той же морфемы реализуются одним и тем же зв П – ПОП-ПОПЫ. Именно этот вопрос о том, дифференциация каких знак ед явл основной функцией фонемы – предмет полемики мфш и их оппонентов. Эти представления не являются принципиально несовместимыми. Попытка объединить две фонологические теории была предпринята одним из создателей мфш р и Аванесовым в книге «Фонетика СРЛЯ».

Основная идея – в лексиконе представлены не только морфемы, но и словофорфы, а то и другое одновременно.

Зв ед в разных позициях могут обладать различит силой по отношению к морфеме и словоформе в составе которых они находятся.

    Если рассматривать согл в слове ПОП с т зрения позиций в которых они находятся то первый п в сил поз по всем дп, обладает способностью к дифференциации как морфем, так и словоформ, например, поп-боб – поп-боп при помощи противопостав п-б раздич как морфемы, так и словоформы, в составе которых они находятся. Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (макс различ) – СИЛЬНАЯ ФОНЕМА.

    Конечные согл в паре луг-лук наход в слаб позиции по гл/ зв и соответствующ словоформы не дифференцируют, так как произношение лук и луг ИДЕНТИЧНО. Это СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ!

    С др стороны, соответствующие корневые морфемы луг-лук могут раздтчаться (в составе др словоформ луга-лука). В первом случае происходит чередование К в слаб, Г в сил позиции, во втором случае К и в сил, и в слаб, то есть К-Г с од стороны и К – К с др, различают разные морфы. Совокупность сил и слаб фонем, позиционно чередующ внутри одного морфа – ФОНЕМНЫЙ РЯД (по Аванесову).

Получается,, что морфемы состоят из фонемных рядов. Словоформа – из сил и слаб фонем.

    Слаб фонема может входить в фонемный ряд с возглав его сильной фонемой (тогда она идентична варианту фонемы МФШ – луг\лук), а может и не входить(тогда гиперфонеме как в словоформе идет).

    Согл фонемы слаб по тв\мягк – индекс 1, по гл зв – индекс 2, по тому и другому – индекс 3.

Теория получила развитие в работах Е Бархударовой, К Горшковой, С Дмитренко.

  32. Содержание терминов фонема, основной вид, вариант, вариация, гиперфонема, оттенок фонемы, архифонема, сильная фонема, слабая фонема, фонемный ряд, аллофон в различных фонологических теориях. Фонема МФШ - Минимальная линейная единица языка, служащая для различения и отождествления морфем и представленная в речи рядом позиционно чередующихся звуков.

Фонема ЛФШ - Звуковая единица, соотв.нашему произносительному намерению, один из звуков, которые объединяются из-за акустического сходства, может различать фонетические оболочки слов, абстрактные единицы в психическом смысле.

  Фонема ПЛШ - Совокупность фонологически существенных признаков, свойственных данному звуковому образованию

Вариант МФШ - Звук, в котором совпадают две или более фонемы (дома, давай) всегда сигниф.слабая позиция

Вариант ПЛШ - Различные звуки, в которых реализуется одна и та же фонема

Вариация - Реализация фонемы в перцептивно слабой позиции (домик) Гиперфонема МФШ - Ряд звуков, позиционно чередующихся в пределах одной морфемы, представленных только в слабых позициях

Основной вид МФШ - Реализация фонемы в сильной позиции

Архифонема - Сов-ть ДП, общих для двух или более фонем.

Аллофон(а) (от греч. állos — иной, другой и phōnē — звук), вариант, разновидность фонемы, обусловленная данным фонетическим окружением. Например, в русском языке "т" лабиализованное ("туша") и "т" нелабиализованное ("так") — А. одной фонемы [т]. Щерба (ЛФШ) называл фонемы «представлениями-типами», тогда как фактически в речи каждой фонеме соответствует несколько звуковых оттенков (аллофонов в современных терминах)

Единицы, различающие как словоформы, так и морфемы, и представленные в сильных позициях (макс различ) – СИЛЬНАЯ ФОНЕМА.

Конечные согл в паре луг-лук наход в слаб позиции по гл/ зв и соответствующ словоформы не дифференцируют, так как произношение лук и луг ИДЕНТИЧНО. Это СЛАБЫЕ ФОНЕМЫ!

Совокупность сил и слаб фонем, позиционно чередующ внутри одного морфа – ФОНЕМНЫЙ РЯД (по Аванесову).

 

Контекстные изменения фонетических единиц - коартикуляционные процессы и фонологические правила. Аккомодация и собственно коартикуляция. Ассимиляция, ее виды. Диссимиляция. Артикуляционная редукция.

Аккомодации (приспособление; коартикуляция) – одновременное осуществление артикуляционных движений, относящихся к разным артикуляционным жестам. Возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии предыдущего - это прогрессивная аккомодация (мял). Рекурсия предыдущего приспособляется к экскурсии последующего - это регрессивная аккомодация. Если встречаются рядом твёрдые согл (чаще веляризованные) и гл переднего ряда (палатальные), то либо артикуляция согл должна продвинуться вперёд, приспособляясь к передней артикуляции гласных, либо артикуляция гл должна продвинуться назад, приспособляясь к задней артикуляции веляризованных согласных. Между мягк согласными гласные [а],[ о],[ у],[ э] аккомодируются в обоих направлениях (мат-мять, тот-тёть).

 Коартикуляция – явление речевого уровня, её результаты плохо осознаются носителями языка. В процессе порождения высказывания правила ассимиляции и диссимиляции действуют до правил коартикуляции.

Коартикуляция – термин обычно употребляется обычно в более широком смысле – то есть и по отношению к взаимодействию одного класса на уровне построения моторной программы высказывания (частичное озвончение глухих после гоморганных носовых - амплитуда)

Ассимиляции (уподобление) возникают между звуками того же класса (гл с гл, согл с согл, гласный с согласным ассимилироваться не могут). Бывают полными (по всем признакам – без шума /бишшума/), и неполными (осуществляются не по всем признакам, которыми данные сегменты отличались до ассимиляции – без кошки \бискошки/ по голосу). Ассимиляции основаны на почве приспособления рекурсии предшествующего звука и экскурсии последующего с возможностью преобладания первого, тогда ассимиляция прогрессивная, и преобладание 2 –регрессивная. Взаимодействовать могут как соседние звуки (контактная асс), так и звуки на расстоянии (из соседних слогов, или вообще разделённая другими звуками, дистантная). Примеры: сбить [з`б`ит`] (озвончение глух согл; неполная, регрессивная, контактная); сейчас [чичас] (дист регрессивная, полная, призн: способ и место).

Диссимиляции (расподобление по одному или нескольким признакам) возникают между звуками одного типа и основаны на тенденции, противоположной ассим: из 2 одинаковых или подобных звуков получаются 2 различных или менее подобных звука, например, легкий /лохкий\ - контактная регрессивная диссимиляция по способу образования + ассимиляция по голосу и мягкости.

 Диссимиляции могут касаться гласных; контактные и дистантные, регрессивные и прогрессивные («доктор» после диссимиляции – дохтор: контактная, регрессивная).

Артикуляционная редукция – ослабление артикуляционного усилия говорящего при производстве звуков в связи с ослаблением контроля над работой произносительных органов. (смычные согл – в ослаблении смычки\шума). Эллипсис – полное утрачивание гл или согл /ходит – хоит/.

13 Объективные физические характеристики и субъективные свойства звуков речи. Основные способы изучения артикуляции и акустических свойств речи. С акустической точки зрения звук речи – это результат воздействия на слуховой аппарат колебательных движений воздушной среды, вызванных артикуляцией. Объективные характеристики звуков: частота, интенсивность, спектр и длительность. Субъективные: высота, громкость, тембр и долгота.

Частота (f) – число колебательных движений, полных колебательных циклов в единицу времени. Одно колебательное движение в секунду равно одному Гц. Субъективное восприятие частоты – высота, её единица измерения – мел. Амплитуда – величина максимального изменения звукового давления. Интенсивность (i) – сила звука, определяется его мощностью (энергией,которая излучается источником в единицу времени, Вт) и измеряется Вт/м2. Громкость звука – субъективное восприятие интенсивности, зависит также от частоты колебаний (более высокие звуки – более громкие)

Спектр звука – относительная амплитуда всех его частотных составляющих. Субъективное восприятие – тембр.

Длительность измеряется в мс и составляет обычно не менее 25 мс. В среднем – 40-200 мс. Субъективно звуки воспринимаются как долгие и краткие.

Исследование акустических свойств речи опирается на преобразование звуковых колебаний в электрические (микрофон), а затем – в визуальное изображение (спектрограф, осциллограф или компьютерная программа). Осциллограмма позволяет измерять длительность звуков, но не их частотные составляющие. Спектральный анализ – самый распространённый вид акустич анализа речевого сигнала. Определяет амплитуды частотных составляющих звука. Основной принцип спектрографии – использование фильтров (они являются резонаторами электрических колебаний звука из микрофона). В последнее время спектральный анализ осуществляется при помощи компьютера: звуковой сигнал сначала преобразуется в электрический, затем в цифровую форму и изображение.

14. Исходные положения акустической теории речеобразования (АТР).

Источники звука, их комбинаторика. Частота основного тона. Явление резонанса. Гармоники и форманты.

Речевой тракт – совокупность соединённых между собой воздушных резервуаров (полостей глотки, рта и носа), каждый из которых (и все вместе) может служить резонатором. Для колебаний воздуха в этих резервуарах нужна сила(например, таким источником явл голос связки). Она создаётся источником звука. Два основных типа источников речевых звуков: 1) голосовой (квазипериодических) – для звонких звуков

 2) шумовой (непериодический) – для согласных. Шумовой источник может быть: импульсным (смычные согласные) – колебания создаются резким скачком давления и быстро затухают; турбулентным (фрикативные) – колебания поддерживаются длительное время. Возможна любая комбинация этих источников (включая голосовой).

 Создатель АТР – шведский учёный Гуннар Фант.

Речь рассматривается как процесс фильтрации. Т.е. речевой тракт выполняет роль фильтра, пропускающего (усиливающего) только те частоты от источника звука, которые совпадают с его собственной частотой. Если обозначать S спектр источника, T – специальную характеристику фильтра, то акустическую характеристику речи можно представить равенством P = S x T. Это – формальная запись основного положения акустической теории речеобразования: спектр звука – результат воздействия одного или нескольких источников на фильтрующую систему речевого тракта.

Источники звука, их комбинаторика.

    Комбинаторные звук изменения – такие изменения звуков, которые вызваны влиянием соседних звуков, а также и других фонетических условий, наблюдаемых в слове: ударение, места зв в слове(начало, середина, конец). Другими словами, причиной К изменений заключаются в сочетании (комбинации) известного зв. Точнее – физиологических работ(артикуляций), необходимых для образования, с различными др физиологич работами, необходимыми для образования сосед зв и даже целого слова.

ЧОТ и т д

Резонанс – это увеличение амплитуды вынужденных колебаний, вызванное совпадением частоты вынуждающейся силы и частоты колеблющегося тела. Резонатор – тело, колебания которого вызваны другими колебаниями, он только усиливает колебания от источника, частота которых совпадает с его собственной. Механические резонаторы: струна, качели. Акустические: звук при наливании воды в бутылку, который становится всё выше и выше из-за уменьшения объёма воздуха.

Частота основного тона (ЧОТ, Fо) – частота повторения полных колебательных циклов в единицу времени. Все частоты, кратные ЧОТ, называются гармониками (и сама ЧОТ) или обертонами (все гармоники, кроме ЧОТ).

 Форманты – это резонансные частоты речевого тракта определённой формы и объёма.

Частоты формант (кроме ЧОТ) задаются конфигурацией речевого тракта. Форманты – это гармоники, усиленные в результате резонанса, характеристика сигнала, результат модификации источника при помощи фильтра (а не свойство самого речевого тракта). Однако частотные значения формант далеко не всегда совпадают со значениями гармоник, особенно при большом значении ЧОТ (гармоники тогда расположены редко). Совокупность значений формант называется F-картиной (формантной).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 177; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.124.232 (0.051 с.)