Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Устройство слухового аппарата. Этапы восприятия речи человеком. Основные теории речевосприятия. Категориальность и нелинейность восприятия.
Слуховая система имеет 3 раздела: -периферический (наружное, среднее, внутреннее ухо) -проводниковый (слуховой путь из нервов) -центральный (кора головного мозга) Этапы восприятия. Восприятие – последний этап коммуникации: слушающий воспринимает звуковой сигнал, переданный ему говорящим, и интерпретирует его определенным образом. В процессе восприятия происходит процесс декодирования информации- преобразование из физической (акустической) формы в символьную (ментальную). Деятельность слушающего – понимание реч. Сообщения. Поэтапный процесс понимания речевого сообщения: - прием акустич сигнала -преобразование сигнала (первичный слух аппарат) - выделение перцептивно значимых акустич событий и признаков Лингвистическая интерпретация звук стороны речевого сообщения (принятие решений) - на самом первом этапе происходит «прием» реч сигнала барабанной перепонкой – «улавливание» и «регистрация» звук колебаний. - на след этапе осуществляется преобразование принятых колебаний в удобную для анализа форму, сходную с динамич спектрограммой – это форма представления акустич сигнала назыв «слуховой спектрограммой». - В центральных отделах слухового анализатора «слух спектрограмма» подвергается дальнейшей обработке, в процессе которой происходит выделение в ней наиб существенных для восприятия акустич признаков. - на завершающем этапе осущ лингвистическая интерпретация сигнала: выделенные ранее акустич события и признаки используются для принятия решений о фонемном составе принятого сообщения и о наличии в нем определенных знаковых единиц.
Категориальность восприятия — свойство восприятия речи, заключающееся в отнесении человеком услышанного в какую-то из известных ему категорий. В восприятии нет плавных переходов, вместо этого происходит резкое смещение из одной категории в другую. Если предъявить носителю русского языка несколько искусственно созданных согласных, отличающихся длительностью звонкого участка смычки, то какова бы не была градация этой длительности, слушающий все равно будет относить звук в одну из категорий глухой или звонкий. Решение о категориальной принадлежности какого-то сегмента слушающий принимает на основании не только звучания самого сегмента, но еще и после анализа звучания соседнего или целого комплекса сегментов, в который входит данный звук. Это свойство восприятия речи человеком называется нелинейностью. Моторная теория восприятия речи: Слушающий при восприятии создает модель артикуляции, которая позволила бы ему воспроизвести услышанный сигнал. Поэтому А в словах пять и пат звучит для нас одинаково, у них же одна и та же модель артикуляции.
Гипотеза перцептивного эталона: Предполагает, что в памяти носителя языка для каждой фонемы есть свой перцептивный эталон. Для каждого акустического признака в составе эталона задаются пределы варьирования. Иногда возможно наличие нескольких эталонов для одной фонемы. В таком случае в качестве самостоятельных эталонов будут выступать контекстные звучания фонемы, которым соответствуют разные акустические признаки. Признаковая гипотеза: Предполагает, что фонема существует в сознании носителя не в виде одного эталона, а в виде набора фонологических признаков. Распознавание фонем осуществляется через распознавание ее фонологических признаков. Итог: ни одна из них не доказана, ведь человеческий мозг такой сложный… Вопрос: и зачем оно все?:)
ФОНОЛОГИЯ 22 Фонема, ее основные функции. Критерии фонемной идентификации звуков в различных фонологических теориях. Единица фонетической системы – фонема. Это также единица теоретического описания языковой системы. ФОНЕМА – это минимальная звуковая единица языка, способная быть в нём единственным различителем значащих единиц. Фонема является однородной единицей, незнаковой, но потенциально фонема связана со значением. ФУНКЦИИ ФОНЕМЫ 1. Конститутивная. Функция строительного материала. 2. Дистинктивная - сигнификативная(различительная). Быть единственным различителем экспоненты значащих единиц. Фонема – звуковой тип, не зависящий от фонетического положения и служащий для различения слов и форм слова. Фонемы являются более абстрактными единицами, чем звуки: звуки составляют фонемы. Поэтому число звуков больше числа фонем.
Звук – фрагмент реч потока (то, что мы реально произносим)
Звукотип – элемент яз сознания (идеальный звук, звуковой эталон) Фонема – единица теоретич описания яз системы.
Задача любой фонологической теории определить: 1) как выявляется набор фонем данного языка 2) на основании каких критериев разные звуки объединяются в одну фонему Свои фонологические теории предложили: 1. Ленинградская фонологическая школа (мин. Единица – словоформа,тип модели: статистич, принадлеж одного зв к разным фонемам - нет) 2. Московская фонологическая школа (мин. Ед – морфема, т.м. – статистич, принад - да) 3. Пражский лингвистический кружок (м.ед – словоформа, статистич, нет) 4. Аванесов 1956 (морфема и словоформа; статистич, нет) 5. еще есть какая-то «порождающая фонология» (морфема, динамич, да) В одних фонологических теориях описание ориентируется на речевое поведение говорящего и его языковое сознание (ЛФШ), в других – на описание абстрактной языковой системы (ПЛК, МФШ).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.008 с.) |