Тема 1. Понятие и функции финансов, виды финансовых отношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Понятие и функции финансов, виды финансовых отношений.



Тема 1. Понятие и функции финансов, виды финансовых отношений.

Итак, финансы – это наука о том, как управлять дефицитными денежными ресурсами на протяжении определенного периода времени.

Т.е. финансы – это распределительные отношения, в основе которых лежат денежные отношения, возникающие в связи с необходимостью формирования и распределения различных денежных фондов на уровне государства, предприятия, семьи [2,12].

Материальное содержание финансов - денежные фонды государства, домохозяйств, фирм, организаций, в совокупности представляющие собой финансовые ресурсы.

 

Финансовыми можно считать отношения между:

1. предприятиями и государством, поставщиками, покупателями, кредиторами, дебиторами…

2. государством и гражданами, по уплате налогов

3. предприятиями и гражданами по выплате з/ты

4. предприятиями, гражданами и кредитными организациями, страховыми компаниями, лизинговыми, инвестиционными и пр.

Т.е. там где нет распределительных отношений, там нет и финансов [2,5,12].

Функции финансов:

1. распределительная - проявляется при распределении и перераспределении национального дохода.

2.   контрольная –п рослеживается через работу контролирующих органов финансовой системы.

3. регулирующая – связана с вмешательством государства в экономику посредством налогов, госрасходов, госкредита, закупки и т.д.

4. стабилизационная – вопрос о стабильности финансового законодательства.

Функции финансов реализуются через финансовый механизм- совокупность организационных форм, методов формирования, распределения, использования фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами.

Тема 2. Функции и виды денег. Структура денежной массы

 

Сущность и функции денег

Деньги - это финансовый актив, служащий для совершения сделок

 Активы, т.е. все, что обладает ценностью, делятся на реальные (вещественные) и финансовые. К финансовым активам кроме денег также относятся ценные бумаги (акции, облигации и т.д.), но толь­ко деньги могут одновременно выполнять следующие функции:

 

Формы безналичных расчетов

В России  Центральным банком установлены следующие виды безналичных расчетов:

Расчёты платёжными поручениями

Расчёты по аккредитивам

Расчёты чеками

Расчёты по инкассо

Расчёты платёжными требованиями

Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платёжные поручения могут быть в бумажном и электронном виде (например, в системе клиент-банк).

В соответствии с п. 2.6 Положения ЦБ РФ «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в РФ», на основании заявления физического лица может быть сформировано заявление на периодическое перечисление денежных средств банком

Обычно платёжное поручение составляется в четырёх экземплярах: 1-й экземпляр предназначен плательщику, 2-й — банку плательщика, 3-й и 4-й передаются в банк получателя. Платёжные поручения принимаются банком независимо от наличия денежных средств на счёте плательщика, но исполняются только при наличии достаточных средств на нём.

Общие положения о расчётах платёжными поручениями определены статьёй 863 ГК РФ.

Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счёта либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота.

Платёжными поручениями может производиться перечисление денежных средств:

· за поставленные товары, выполненные работы, оказанные услуги, для предварительной оплаты товаров, работ, услуг, или для осуществления периодических платежей;

· в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды;

· в целях возврата/размещения кредитов (займов)/депозитов и уплаты процентов по ним;

· в других целях, предусмотренных законодательством или договором.

Общий срок осуществления безналичных расчётов не должен превышать:

· два операционных дня в пределах территории субъекта РФ;

· пять операционных дней в пределах территории РФ.

· Чек (фр. chèque, англ. cheque) - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя банку произвести платёж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем является лицо, имеющее денежные средства в банке, которыми он вправе распоряжаться путём выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся денежные средства чекодателя.

· Чекодатель не вправе отозвать чек до истечения установленного срока для предъявления его к оплате.

· Существуют денежные чеки и расчётные чеки. Денежные чеки применяются для выплаты держателю чека наличных денег в банке, например на заработную плату, хозяйственные нужды, командировочные расходы и т. д.

· Расчётные чеки — это чеки, используемые для безналичных расчётов, это документ установленной формы, содержащий безусловный письменный приказ чекодателя своему банку о перечислении определённой денежной суммы с его счета на счёт получателя средств. Акцепт чека — это отметка о согласии банка плательщика перечислить на счёт получателя указанную в чеке сумму.

Аккредити́в — это условное денежное обязательство, принимаемое банком (банком-эмитентом) по поручению приказодателя (плательщика по аккредитиву), осуществить платеж в пользу бенефициара (получателя средств по аккредитиву) указанной в аккредитиве суммы по представлении последним в банк документов в соответствии с условиями аккредитива в указанные в тексте аккредитива сроки, или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель, или предоставить полномочия другому банку (исполняющему банку) произвести такие платежи или оплатить, акцептовать или учесть переводной вексель. Преимущества данной формы безналичных расчетов: гарантия платежа поставщику; контроль за выполнением условий поставки и условиями аккредитива банками; как правило не отвлекаются средства из хозяйственного оборота.

Недостатки: сложный документооборот; высокие комиссии банков.

Инкассо (англ. Collection, Encashment; итал. Incasso) — посредническая банковская операция по передаче денежных средств от плательщика к получателю через банк с зачислением этих средств на счёт получателя. За выполнение инкассо банки взимают комиссионные.

Инкассо — банковская расчётная операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчётных документов причитающиеся клиенту денежные средства от плательщика за отгруженные в адрес плательщика товаро-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на счёт клиента в банке.

Инкассо может быть чистым и документарным.

Чистое инкассо — это инкассо финансовых документов (переводные и простые векселя, чеки и другие подобные документы, используемые для получения платежей), когда они не сопровождаются коммерческими документами.

Документарное инкассо — это инкассо финансовых документов, сопровождаемых коммерческими документами (счета, транспортные и страховые документы и пр.), а также инкассо только коммерческих документов. Документарное инкассо в международной торговле представляет собой обязательство банка получить по поручению экспортёра от импортёра сумму платежа по контракту против передачи последнему товарных документов и перечислить её экспортёру.

Платёжное тре́бование — это расчётный документ, содержащий требование кредитора (поставщика) к должнику (плательщику) об уплате определённой денежной суммы через банк.

Для расчетов по платежному требованию необходим акцепт плательщика. Однако в определённых случаях (если это оговорено в договоре плательщика и получателя или если такой случай оговорён в законодательстве) возможно проведение расчётов без акцепта.

Общегосударственные финансы

Тема 9. Функции и роль Министерства финансов РФ в управлении государственными финансами

Функции Министерства финансов РФ в управлении государственными финансами:

- подготовка предложений по совершенствованию бюджетной системы, развитию бюджетного федерализма

- участие в разработке прогнозов социально-экономического развития на кратко, средне- и долгосрочную перспективу

- подготовка целевых государственных программ

- участие в разработке проектов правовых актов, принятие нормативных правовых актов по финансовым вопросам

- разработка проектов федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ

- осуществление контроля за целевым использованием средств бюджетов

- исполнение федерального бюджета, составление отчета о исполнении федерального бюджета, установление порядка ведения бюджетной отчетности

- разработка совестно с ФНС и др.органами гос.власти предложений по развитию налогового законодательства

- разработка и реализация концепции государственных заимствований

- разработка предложений по развитию рынка ценных бумаг, регистрация выпусков отдельных видов ценных бумаг

- эмиссия ценных бумаг

- методическое руководство в сфере бухгалтерского учета и отчетности предприятий и организаций

- проведение комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования средств федерального бюджета, ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций в пределах установленной компетенции

- права Минфина:

- ограничивать, приостанавливать, прекращать финансирование из федерального бюджета при выявлении нецелевого использования средств федерального бюджета

взыскивать средства федерального бюджета

- формировать фонды финансовой поддержки субъектов РФ

- предоставлять финансовую помощь

- выдавать ссуды на покрытие кассовых разрывов бюджетов

- контроль целевого использования средств федерального бюджета, внебюджетных фондов (ПФР, ФСС, ФОМС и пр фондов) и др.

 

Характеристики рынка аудита

Обязательный аудит — обязательная ежегодная проверка бухгалтерской отчетности открытых акционерных обществ, банков, бирж, фондов, организаций с долей уставного капитала, принадлежащей иностранному инвестору, крупных предприятий и других организаций, перечень которых установлен нормативными актами.

Законом «Об аудиторской деятельности» и рядом других федеральных законов установлены случаи, в которых компании обязаны провести независимый аудит своей бухгалтерской или иной отчетности.

Это относится к компаниям определенных секторов:

кредитные организации, инвестиционные компании и фонды и т. д.;

к количественным характеристикам компаний:

выручка свыше 50 млн руб, активы свыше 20 млн руб;

к статусу компаний — ОАО;

к предприятиям-банкротам.

Действующие критерии обязательного аудита введены с 1 января 2009 года.

В остальных случаях проводимый аудит, согласно сложившейся практике, именуется «инициативным» («добровольным», «по индивидуальному заданию»).


Внешний аудит проводится независимой аудиторской организацией или аудитором на договорной основе с экономическим субъектом, главным образом, с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации.

Внешний аудит исходя из отраслевых особенностей подразделяется на общий аудит, аудит страховых организаций, аудит банков и аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов.

В современной России аудит подразделяют и по другим критериям, принятым в деловом обороте. В зависимости от специфики поставленных задач различают налоговый аудит, экспресс — аудит, правовой аудит. Причем такие критерии применимы как при проведении обязательного аудита, так и при проведении так называемого «инициативного» аудита, где инициатором аудиторской проверки выступает организация-заказчик услуг.

Аудит неразрывно связан с проведением инвентаризации основных средств и товарно-материальных запасов.

Как правило, компании прибегают к услугам сторонних организаций при проведении инвентаризаций основных средств и товарно-материальных запасов, находящихся на балансе. Для этих целей привлекаются специализированные компании, которые проводят инвентаризации собственным персоналом с использованием новейших технологий в данной отрасли.

Внутренний аудит — управленчески-ориентированная корпоративная дисциплина, быстро развивающаяся с 50 гг. ХХ века. Первоначально фокусируясь на анализе рисков, связанных с бухгалтерской отчетностью и налогообложением, сейчас внутренний аудит затрагивает широкий спектр различных аспектов деятельности компании, помогая выявлять риски на различных этапах экономической активности.

 

 

Внутренний аудит является деятельностью по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование деятельности организации. Внутренний аудит помогает организации достичь поставленные цели, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности процессов управления рисками, контроля и корпоративного управления.

В российском законодательстве присутствует следующее определение внутреннего аудита (для банков):

«Внутренний аудит является независимой службой, занимающейся объективной оценкой и консультационной деятельностью, предназначенной для создания добавленной стоимости и улучшения операций организации. Он помогает организации достичь своих целей путем привнесения системного, дисциплинирующего подхода к оценке и улучшению эффективности процессов управления рисками, контроля и управления».

Как правило, проведение внутреннего аудита входит в функции подразделения, формируемого в организации и находящегося в прямом подчинении совету директоров или собственнику компании.

 

Содержание, принципы и функции финансов предприятий

Ключевое место в системе финансов хозяйствующих субъектов принадлежит финансам коммерческих организаций, поскольку именно здесь создаются материальные блага, формируется прибыль, которая является главным источником производственного и социального развития общества.

Предприятие является юридическим лицом и имеет определенные признаки:

В процессе предпринимательской деятельности у предприятий и организаций возникают хозяйственные связи с контрагентами: поставщиками, покупателями, партнерами, в результате которых возникают финансовые отношения по поводу формирования и использования фондов денежных средств. Материальной основой финансовых отношений выступают деньги, а необходимым условием их возникновения является движение денежных средств.

В финансовой науке под финансами организаций понимается совокупность объективно обусловленных экономических отношений организаций, имеющих распределительный характер, денежную форму выражения и материализуемых в доходах, поступлениях, накоплениях, формируемых в распоряжении субъектов хозяйствования для целей обеспечения их деятельности.

Финансы организации — экономические отношения, возникающие в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств предприятия.

Финансы предприятий являются основой составляющей единой финансовой системы. Финансы предприятий характеризуются теми же чертами, которые присущи в целом категории финансов. Вместе с тем, они отличаются от государственных и муниципальных финансов, что обусловлено их функционированием в различных отраслях общественного производства, где органически связаны все сферы воспроизводственного процесса — производство, распределение, обмен и потребление. Поэтому от состояния финансов предприятий зависит возможность удовлетворения общественных потребностей общества, улучшение финансового положения страны.

Финансы организаций как экономическая категория проявляют свою сущность посредством определенных функций. Общепризнанным является выделение функций, присущих в целом финансовым отношениям: обеспечивающей, распределительной и контрольной.

· Обеспечивающая функция — систематическое формирование необходимого объема денежных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности фирмы и реализации стратегических целей ее развития.

· Распределительная функция проявляет себя через распределение и перераспределение сформированных финансовых ресурсов организации.

· Контрольная функция проявляет себя в процессе осуществления стоимостного учета затрат на производство и реализацию продукции, выполнения работ, оказания услуг, формирования доходов и денежных фондов предприятия и их использования. Реализация контрольной функции осуществляется с помощью финансовых показателей деятельности предприятий, их оценки и разработки необходимых мер для повышения эффективности распределительных отношений, «контроля рублем» за реальным денежным оборотом, формированием и использованием фондов денежных средств.

Образование коммерческой организации путем создания юридического лица государственными органами или органами местного самоуправления

· Унитарные предприятия (имущество закреплено на праве хозяйственного ведения)

· Государственные унитарные предприятия

· Муниципальные унитарные предприятия

· Федеральное казённое предприятие (имущество закреплено на праве оперативного управления)

Образование коммерческой организации иными физическими или юридическими лицами

· Хозяйственные товарищества и общества

· Товарищества (полное товарищество, товарищество на вере)

· Хозяйственные общества (Общество с ограниченной ответственностью, Общество с дополнительной ответственностью)

· Акционерные общества (Открытое акционерное общество, Закрытое акционерное общество)

Коммерческие организации обладают всеми признака­ми, присущими любому юридическому лицу:

1. обладает обособленным имуществом на права собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления, иного вещного права; имущество
может быть арендованным;
2. отвечает по своим обязательствам принадлежащим
ему имуществом;
3. приобретает и осуществляет от своего имени имущественные и неимущественные права; несет обя­занности;
4. может быть истцом и ответчиком в суде.

Одним из важнейших прав юридического лица, особенно коммерческой организации, является право на фирменное наименование, торговую марку, которая позволяет идентифицировать произ­водителя, выделить его товары (продукты) из массы аналогичных. Например, компания «Microsoft», безусловно, обладает известным именем благодаря качеству производимых ею товаров, их постоян­ным совершенствованием, и в этой связи данная торговая марка стала престижной и приносящей значительную прибыль.

Наличие имущественного комплекса - необходимое условие для деятельности коммерче­ской организации. К имуществу Гражданский кодекс РФ относит вещи, включая деньги и ценные бумаги, имущественные права (ст. 132). В целом понятие «имущество» обозначает совокупность на­личных вещей, денег, ценных бумаг, имущественных прав, а также обязанностей субъекта.

Имущество может принадлежать юридическому лицу на праве собственности, ином вещном праве (хозяйственного ведения, оперативного управления). Часть имущества (земельные участки, произ­водственные помещения) могут быть арендованными, в том числе и по договору финансовой аренды (лизинга). Следовательно, объем прав юридического лица по владению и пользованию имуществом будет различным в зависимости от его режима.

Таким образом, коммерческие организации обладают всеми признаками, присущими юридическим лицам с той особенностью, что осуществляют свою деятельность в определенной организационно - правовой форме и имеют цель - получение прибыли. Ком­мерческие организации подлежат обязательной государственной ре­гистрации, деятельность многих из них - лицензированию. Следова­тельно, государство в лице своих специализированных органов осу­ществляет контроль за функционированием коммерческих органи­заций, соблюдением ими законодательства, особенно в области на­логов и сборов, качества производимых товаров и оказываемых ус­луг, соответствия рабочих мест правилам техники безопасности, ох­раны труда и т. д.

Наиболее распространенными формами коммерческих организаций сегодня являются:
- Общества с ограниченной ответственностью (ООО)
- Открытые акционерные общества (ОАО)
- Закрытые акционерные общества (ЗАО)

 

Бюджетное финансирование деятельности предприятий, его особенности

Таблица. Преимущества и недостатки финансирования капитальных вложений за счет бюджетных средств

Преимущества Недостатки

Бюджетное финансирование

Разнообразные формы возмездного и безвозмездного финансирования; Возможно софинансирование проектов; Процентная ставка по предоставленным бюджетным средствам либо ниже банковской ставки, либо отсутствует; Проценты по бюджетным кредитам списываются на расходы; Государственные заказы повышают деловую репутацию компании; Возможно получение не только финансовых средств, но и техническая, управленческая помощь в реализации проектов     Участие в конкурсах, аукционах на получение госзаказов требует дополнительного юридического сопровождения и соблюдения установленных правил участия, оформления документов; Возможно нарушение сроков финансирования и объемов финансирования; Штрафные санкции в случае нарушения условий договора

 

 

30. Показатели прибыли и рентабельности деятельности предприятия (см. вопрос 21 и задачи по расчету рентабельности)

 

Рентабельность (нем. rentabel - доходный, прибыльный), относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица.

· Рентабельность продукции — отношение (чистой) прибыли к полной себестоимости.

Рпр = ЧП/Себестоимость *100 %

· Рентабельность основных средств — отношение (чистой) прибыли к величине основных средств.

Рос = ЧП/Основные средства *100 %

· Рентабельность продаж (Margin on sales, Return on sales) — прибыли валовой к выручке.

Рпр = Прибыль валовая/Выручка *100 %

· Рентабельность персонала — отношение (чистой) прибыли к среднесписочной численности персонала.

Рпер = Чистая прибыль/Среднесписочная численность*100 %

31.Государственные и муниципальные финансы: содержание, принципы организации и функции.

ГМФ — совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот — это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов.

Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

ГМФ выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п.

Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

ГМФ функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 1).

Рис..1. Состав государственных и муниципальных финансов

 

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования ГМФ, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования. ГМФ ориентированы на следующие основные принципы:

- единства законодательной и нормативной базы;

- открытости и прозрачности;

- разграничения полномочий и предметов ведения;

- целевой ориентированности;

- научного подхода к реализации намеченных целей;

- экономичности и рациональности;

- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

 Функции ГМФ:

ГМФ как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях.

Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики.

В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Для финансов в целом решающее значение имеют следующие функции:

1. Распределительная функция ГМФ заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов.

С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, за формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы: 1) контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов; 2) контроль за реализацией стратегии финансирования.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция ГМФ реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в центр.фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

 

Система государственных и муниципальных финансов (ГМФ) является важной составляющей финансовой системы РФ. Основное звено ГМФ – бюджетная система. Она представлена бюджетами разных уровней и органов бюджетного администрирования.

 

Федеральный бюджет пополняется за счет федеральных налогов, сборов, неналоговых поступлений. ФБ обеспечивает проведение федеральными органами власти единой финансовой политики, финансирование федеральных органов власти, бюджетных учреждений федерального уровня, федеральных целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и пр.

Бюджеты территорий (бюджеты субъектов + бюджеты муниципальных образований).

Бюджеты субъектов пополняются за счет региональных налогов и сборов, неналоговых поступлений и пр. за счет средств региональных бюджетов финансируется проведение региональной финансовой политики, финансирование региональных органов власти и бюджетных учреждений регионального уровня, региональных целевых и адресных программ, нижестоящих бюджетов и пр.

Бюджеты муниципальных образований пополняются за счет местных налогов и сборов, неналоговых поступлений и пр. За счет средств местных бюджетов финансируется проведение муниципальной финансовой политики, финансирование муниципальных органов власти и бюджетных учреждений местного уровня, целевых и адресных программ.

Федеральные налоги и сборы поступают не только в ФБ, но и в бюджеты субъектов и в местные бюджеты. Это означает, что федеральные налоги и сборы являются регулирующими в процессе формирования бюджетов различных уровней. Региональные налоги и сборы поступают не только в региональный бюджет, но и в местные бюджеты, и относятся к регулирующим. Местные налоги и сборы поступают в местные бюджеты. Их регулирование осуществляется на базе федерального и местного законодательства.

 

 

Бюджетное устройство и принципы построения бюджетной системы РФ

Под бюджетной системой (БС) понимают совокупность бюджетов различных территориальных уровней, основанную на государственном устройстве и экономических принципах построения. При рассмотрении бюджетного устройства государства необходимо рассматривать несколько факторов:

·структуру бюджетной системы и принципы ее построения,

·систему распределения ресурсов,

·бюджетные права законодательных и исполнительных органов власти.

Структура БС зависит от административно-территориального деления той или иной страны. Выделяют 2 типа БС:

1. БС унитарного государства (2 уровня системы: госбюджет и местные бюджеты),

2. БС федеративного (3 уровня: федеральный, бюджеты субъектов, местные).

Можно выделить основные особенности унитарного государства:

1. структурные единицы такого государства - районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной: они подразделяются на централизованные и децентрализованные.

 В централизованном государстве - достаточно высокая степень зави­симости регионов от центральной власти (Франция, Турция и др.). В децентра­ лизованном государстве структурные образования наделяются значительно бо­лее высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вме­шательства центральной власти), однако собственным суверенитетом не обладают (Италия, Япония и др.).

2. существует единая для всей страны система высших представи­тельных, исполнительных, судебных и контрольных органов. Степень подкон­трольности органов административно-территориальных образований органам центральной власти зависит от степени централизованности унитарного госу­дарства.

В отличие от унитарного государства федерация (от позднелат. foederatio — объединение, союз) характеризуется следующими чертами:

1. федерация состоит из различных государственных образований (рес­публики, штаты, провинции, земли, кантоны и др.), являющихся субъектами федерации и имеющих свое собственное административно-территориальное де­ление.

2.  предполагается существование двух систем высших органов госу­дарственной власти: федеральных органов и соответствующих органов членов федерации.                         

Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов федерации — лишь в пределах своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется, как правило, путем их закрепления в конституции. Подобное разграничение осуществляется двояким образом: в одних государствах (Брази­лия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов; в других (Россия, Индия, Гер­мания) наряду с исключительной компетенцией закрепляется также совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частно­сти в РФ, имеют место двусторонние договоры о разграниче­нии экономических полномочий между центром и конкретным субъектом феде­рации.

3. субъекты федерации могут иметь свою конституцию (конститу­ционный устав), систему законодательства, иногда — судебную систему (в Рос­сии не допускается). При этом запрещается создавать свои вооруженные силы и вводить региональные деньги.

4. государственное управление осуществляется, как правило, с по­мощью двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого фор­мируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их инте­ресы.

5. федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их по­строения может лежать как один признак, например территориальный или национальный, так и их совокупность (Российская Федера­ ция). Эти черты определяют структуру и особенности функционирования бюд­жетной системы страны.

В унитарных (единых) государствах бюджетная система состоит из 2 уровнейгосударственный бюджет и местные бюджеты (их доходы и расходы не входят в госбюджет, формируются и используются территориями самостоятельно).

В федеративных государствах бюджетная система является, как правило, трехуровневой — государственный бюджет (федеральный бюджет или бюджет центрального правительства), бюджеты членов федерации (штатов — в США, земель — в ФРГ, провинций — в Канаде), местные бюджеты. Все бюд­жетные уровни существуют самостоятельно и не входят по доходам и расходам в вышестоящие бюджеты.

В соответствии с БК РФ бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

бюджеты городских и сельских поселений.

Структура кода

Структура кода доходов представлена в виде четырех составных частей.

· Администратор

· Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент)

· Программа (подпрограмма)

· ЭКД (экономическая классификация доходов)

Администратор состоит из трех знаков и определяет код администратора поступлений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.121 с.)