Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет, структура и функции философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет, структура и функции философии



Билеты по философии 2019

Оглавление

Билет 1. 3

1)Мировоззрение, его структура и основные типы. Философское мировоззрение. Предмет, структура и функции философии.. 3

2) Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное. Содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность) 5

Билет 2. 8

1)Философия Платона: учение об идеях, познании, человеке. 8

Билет 3. 12

1)Учение Платона об идеальном государстве. 12

2) Основные формы ценностного освоения бытия: мораль, право, религия, искусство. Право, как ценностно-правовая система. Справедливость и свобода как фундаментальные ценности юридической сферы.. 14

Билет 4. 19

1)Метафизика Аристотеля: учения о сущности бытия, четырех первопричинах, категориях. Этика добродетели.. 19

2) Понятие научной парадигмы. Эволюция научных парадигм. Классическая парадигма: механические представления о движении, лапласовский детерминизм, субстанциальная концепция пространства и времени. 20

Билет 5. 24

1)Особенности средневековой философии. Патристика и схоластика: основные проблемы и темы средневековой философии.. 24

2) Динамические законы и статистические закономерности. Механистическое и вероятностно-статистическое понимание причинности.. 26

Билет 6. 28

1)Антропоцентризм и гуманизм философских учений Возрождения и Реформации. Основные темы проблем философии Ренессанса. 28

2) Неклассическая парадигма науки: квантово-механичческая картина мира; реляционная концепция пространства-времени; фундаментальная роль случайности; стохастический, неопределенный и нелинейный характер развития вселенной.. 30

Билет 7. 32

1)Философия 17-18 веков, ее особенности, связь с развитием науки. Отличия от философии Средневековья. Правовая мысль в философии нового времени.. 32

2) Гносеологическое понимание субъекта и объекта познания. Взаимодействие и взаимообусловленность субъекта и объекта. 34

Билет 8. 35

1)Философия эмпиризма 17 века. Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк.. 35

2) Познание как процесс. Основные виды и уровни познания. 36

Билет 9. 37

1)Имматериализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма. 37

2) Гносеологическая сущность эмпиризма, сенсуализма, рационализма, иррационализма 38

Билет 10. 39

1)Философия рационализма 17 века. Р. Декарт, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц.. 39

Билет 11. 44

1)Правовые идеи в философии французского Просвещения 18 века. Ж.Ж Руссо, Ш.Л. де Монтескьё 44

2) Проблемы неопределенности (неопределенных суждений) и установления истины в процессе предварительного следствия, судебном исследовании и юридической практике. 46

Билет 12. 46

1)Философия И. Канта: Учение о познании и этика. 46

2) Философское, научное, ненаучное и вненаучное познание. Критерии научности. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. 47

Билет 13. 50

1)Философия права И. Канта. 50

2) Методология научного познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания.Методология юридической науки. 52

Билет 14. 57

1)Система и метод в философии Г.В.Ф. Гегеля. Правовые взгляды Гегеля. 57

2) Объяснение, понимание, интерпретация. Герменевтические трактовки понимания. Сущность и содержание юридический герменетвики. 58

Билет 15. 60

1)Философия А. Шопенгауэра. Ее развитие в философии жизни. Ф. Ницше. 60

2) Формы и методы теоретического и эмпирического познания в философии права, юридической теории и практике. 61

Билет 16. 62

1)Основные характеристики русской религиозной философии. Философия всеединства В.С. Соловьева (цельное знание, учение о Софии, моральные и правовые идеи). 62

2) Использование философских категория (единичное, общее, особенное. Содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность) в юр науке и практике. Эвристическая роль категорий в юридической сфере. 64

Билет 17. 64

1)Позитивизм О. Конта. Исторические формы позитивизма. Неопозитивизм первой половины 20 века. 64

2). 66

Билет 18. 66

1) Религиозный экзистенциализм и философия свободы Н.А. Бердяева. 66

2). 68

Билет 19. 68

1)Проблема человека и его свободы в философии экзистенциализма. К. Ясперс, Ж.-П Сартр, А. Камю 68

2)Социальная структура общества. Человек в системе социальных отношений. Взаимодействие и взаимовлияние личности и общества. 69

Билет 20. 70

1)Философия герменевтики как методология социально-гуманитарных. 70

(юридических) наук.. 70

2)Свобода. Права и обязанности, их философский и юридический смысл. Взаимосвязь свободы и ответственности.. 71

Билет 21. 74

1)Философия науки постпозитивизма. К. Поппер, Т. Кун, П. Фейерабенд. 74

2) Социальное и индивидуально сознание. Структура социального сознания. Массовое сознание. Особенности правового сознания и его место в структуре социального сознания. 75

Билет 22. 77

1)Аналитическая философия конца 20- начала 21 веков. «Лингвистический поворот» в современной философии. 77

2) Понятие культуры. Природа и кльтура. Структура, виды и функции культуры. Современные модели взаимодействия культур: ассимиляция, интеграция, мультикультурализм.. 79

Билет 23. 80

1)Бытие как философская проблема. Основные формы и свойства бытия. Форма и материя. Бытие как существование. 80

2) Культура и цивилизация. Типы цивилизаций: традиционные и техногенные цивилизации. Понятие постиндустриального общества. Глобализация и глобальные проблемы.. 85

Глобализация и глобальные проблемы.. 86

Билет 24. 88

1)Проблема субстанции и единства мира; их решение в философии: плюрализм, дуализм, монизм 88

2) Философское понимание ценностей (аксиология). Понятие ценности. Ценности и носители ценностей. Ценности и оценка. Ценности и нормы. Общечеловеческие, национальные, индивидуальные ценности.. 89

 

Билет 1

Анализ категорий метафизики (единичное, общее, особенное. Содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность)

единичное, общее, особенное

Единичное — это существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определённостью. Категория единичного выражает то, что отличает один объект от другого, что свойственно лишь данному объекту.

Особенное — как бы связующее звено между общим и единичным. В частности, студенческая группа — общее, отдельный студент этой группы — единичное, а студент-отличник этой группы — особенное.

Общее — единое во многом. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами системы, а также между различными системами.

Каждый предмет познания предстаёт как единство общего и единичного. Например, "лес", "мебель", "галактика", "общество" и т.п. представляют реально означенное единство

 

Содержание и форма

Любой предмет (вещь) действительности, любой процесс, присущий ей, представляют собой единство содержания и формы. В универсуме (мире) нет и не может быть содержания вообще, а есть только определённым образом оформленное содержание.

Содержание есть совокупность всех компонентов предмета, процесса, единство их свойств, внутренних связей, противоречий и тенденций развития. В частности, если рассматривать биологический организм (как предмет анализа), то содержанием его является не просто наличие и функционирование ряда органов, а, происходящий посредством этих взаимосвязанных между собой органов, процесс жизнедеятельности, протекающий в определённой форме — форме организма, присущего живому существу. Если же представить какой-либо общественный процесс — экономический, политический, педагогический, оборонный и т.п., то содержанием его являются множественные компоненты, структурно и функционально взаимосвязанные между собой и внешней средой посредством присущих этому роду деятельности особенностей

Форма представляет способ внешнего выражения содержания, относительно устойчивую определённость связи компонентов содержания и их взаимодействия, тип и структуру содержания. Форма — образное отражение содержания. Содержание выступает формой организации.

 

причина и следствие

Причина – явление, действие которого приводит к возникновению нового явления.

Следствие – явление, возникающее под влиянием причины.

Причина и следствие — соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Причинность — это такая внутренняя связь между явлениями, при которой всякий раз, когда существует одно, за ним следует другое. Например: в каждую единицу времени вращения Земли вокруг Солнца изменяется угол падения солнечных лучей на неё, что является причиной смены дня и ночи, а также времён года.

Причинная связь явлений носит объективный, универсальный, всеобщий характер. В системе универсума нет и не может быть беспричинных явлений. Любое явление имеет причину. Однако необходимо различать причину и повод.

        

необходимость и случайность

Необходимость – это внутренние, устойчивые, существенные связи между явлениями, которые определяют их закономерные изменения и развитие. Необходимость неминуемо происходит в данных условиях (например, смерть любого живого организма неминуема, поскольку обусловлена его природой и внутренними процессами)

Случайность – определяет проблематичность или необязательность возникновения или существования объектов; случайным является то, что при определенных условиях может быть или не быть.

Случайность в ходе развития может превращаться в необходимость (например, закономерные признаки биологического вида сначала появляются как случайные отклонения и накапливаются, затем на их основе формируются необходимые качества живого организма).

Необходимость пробивает себе путь через массу случайностей (например, развитие общества состоит из деятельности многих людей, которые имеют разные цели. Переплетение всех этих стремлений приводит к определенной линии развития).

 

сущность и явление

Сущность – это философская категория для обозначения внутренней, относительно скрытой и устойчивой стороны объективной действительности, которая определяет природу предмета, процесса и присущие им закономерности развития.

Явление – эта категория для обозначения в предмете, процессе того, что непосредственно обнаруживается, проявляется перед нами.

Сущность и явление неразрывно связаны между собой. Явление не может существовать без сущности.

Единство сущности и явления не означает их совпадения, тождественности. Сущность всегда скрыта за явлением.

Явление более динамично и непостоянно, чем сущность, а сущность более устойчива, менее постоянна – она сохраняется во всех изменениях.

Явление богаче, чем сущность.

 

возможность и действительность

Возможность – будущее объекта в его настоящем, тенденции его развития.

Действительность – конкретное бытие отдельного предмета в конкретном пространстве и времени. Одна действительность – перетекает в другую и т.д.

Процесс развития — это диалектическое единство возможности и действительности. Возможность органически связана с действительностью. Они взаимопроникаемы. Действительность — это актуальное бытие, то есть всё реально существующее (в сравнении: потенциальное бытие — это то, что было и то, что будет). Возможность выступает одной из форм действительности, как потенциальная действительность. Возможность — это такой процесс движения к действительности, тенденции возникновения и развития которого уже имеются в наличии, но он ещё не стал реальностью. Г. Гегель характеризовал возможность, как "некий абстрактный момент действительности". Возможность — потенциальное бытие, будущее, элементы которого содержатся в настоящем. Включая в себя стороны, тенденции объективной действительности, возможность служит рассмотрению этой действительности в связи с её развитием и при наличии определённых условий становится новой действительностью. Диалектика возможности и действительности заключается в том, что обусловленная возможность, став действительностью, сразу же открывает спектр новых возможностей.

 

Билет 2

Билет 3

Худшее преступление

В идеальном государстве Платона самым худшим преступлением является переход гражданина из одного сословия в другое. Например, когда воин захочет стать правителем. Это не вписывается в рамки фундамента всей системы, и может разрушить ее.

Если же внутри одного слоя общества люди будут переходить от одного занятия к другому – это не является критичным для государства в целом. Однако, как мы знаем, даже одно слабое звено способно нарушить целостность цепи.

Билет 4

Этика добродетели

Аристотель полагает, что счастье есть жизнь в соответствии с добродетелью. Добродетель деятельна, добродетельный человек, уча­ствуя в общественных делах, стремится совершенно вы­полнять свою функцию и чувствует себя счастливым. Это возможно потому, что он свободно развивается в сторону совершенства, стремится к своей форме. Такое развитие, однако, требует определенных усилий, оно должно нахо­диться в границах, которые как раз задаются этическими добродетелями. Последние определяются как мера между двумя пороками. Человек, согласно Аристотелю, должен контролировать свою чувственность, стремиться избе­гать сильных страстей, так как они легче всего уводят от необходимой меры и приближают к пороку, то есть к крайности. Однако без определенного рода эмоций также нельзя быть нравственным. Действенность добродетели определяется именно аффектом, поставленным под конт­роль разума.

Билет 5

Реализм

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и есть не что иное, как всеобщее понятие.

Номинализм

Согласно номиналистам, общие понятия - только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием и образуются нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации того, что является общим для всех: человек - это живое существо, наделенное разумом больше, чем кто-либо из животных.

Концептуализм.

Суть этого взгляда в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Общими являются не вещи и не имена, а понятия,

воспринимаемые как определенные психические состояния. Это было выражением психологического взгляда: он приписывал универсалиям не физическое и не идеальное, а психическое бытие. Наиболее известным концептуалистом был Пьер Абеляр.

Билет 6

Неклассическая парадигма науки: квантово-механичческая картина мира; реляционная концепция пространства-времени; фундаментальная роль случайности; стохастический, неопределенный и нелинейный характер развития вселенной

Конец XIX века в истории физики отмечен рядом принципиальных от- крытий, которые непосредственно привели к научной революции на рубеже XIX-ХХ вв. и формированию третьей естественнона- учной картины мира. Важнейшие из них: открытие рентгеновских лучей, открытие электрона и установление зависимости его массы от скорости, открытие радиоактивности, фотоэффекта и его законов и др. Но главное: обострились проблемы обоснования принципов и основополагающих категорий классической механики — прежде все- го категорий пространства и времени.
В статье, написанной в июне 1905 г. А. Эйнштейн отметил, что
если никто не может определить, движется ли он сквозь эфир или нет, то само понятие эфира становится лишним. Вместо этого он начал с постулата, что законы физики должны быть одинаковы для всех свободно движущихся наблюдателей. В частности, все они, из- меряя скорость света, должны получать одну и ту же величину, с ка- кой бы скоростью не двигались сами. Скорость света независима от их движений и одинакова во всех направлениях.
Но это требует отбросить представление о том, что существует единая для всех величина, называемая временем, которую измеряют любые часы. Вместо этого у каждого должно быть свое персональное время. Время двух человек будет совпадать только если они находятся в покое друг относительно друга. Постулат Эйнштейна стал осно- вой теории относительности, получившей такое название пото- му, что значение имеют только относительные движения. Эйн- штейн отбросил два абсолюта науки XIX века: абсолютный покой (эфир) и абсолютное универсальное время, которое измеряют все часы.

То, что лежит в ее основе — это уже неклассическая физика с ее основными результатами:
• неоднозначность определений, необходимость указывать на усло-
вия познания;
• расширение принципа детерминизма: включаются не только дина-
мические, но и статистические закономерности;
• принципиальные ограничения, накладываемые принципом нео-
пределенности: нельзя определить все свойства объекта одновре-
менно;
• объективность знания не должна отождествляться с наглядностью;
• физическая теория должна содержать в себе не только средства для
описания поведения познаваемых объектов, но также и средства для описания условий познания, включая процедуру исследования.

 

Реляционная концепция рассматривает пространство и время не как особые, не зависимые от материи сущности, а как формы существования вещей и без этих вещей сами по себе не существующие. Сторонники реляционного (от лат. relatio - отношение) (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов. Реляционная концепция времени исходила из первичности движения, изменения конкретных объектов, относительно которых, в зависимости от характера изменений, формируются временные отношения. Время выступает как выражение упорядоченности, последовательности происходящих изменений.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:
• время - форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность изменений (смены состояний) данных объектов в процессе их развития;
• пространство - форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность, структуру, взаимодействие элементов внутри материальных объектов и взаимодействие материальных объектов между собой.

 

Базовым понятием для постнеклассической науки становится уже не принцип системности, а обладающий большим объяснитель- ным потенциалом принцип самоорганизации. В качестве теории слож- ных самоорганизующихся систем выступает синергетика. Основны- ми принципами синергетики становятся принципы становления: принцип нелинейности (непредсказуемости результата), незамкнуто- сти (открытости), неустойчивости (наличие точек бифуркации).
Под точками бифуркации понимаются особые критические точки, в окрестностях которых поведение системы становится неустойчи- вым. Последнее означает, что в этих точках система под воздействием самых незначительных воздействий (флуктуаций) может качественно изменить свое состояние. Этот переход часто характеризуют как «возникновение порядка из хаоса». Такого рода процессы протека- ют во всех видах развивающихся систем: физических, химических, биологических, технических, экономических, социальных. Именно поэтому синергетику рассматривают в качестве междисципли- нарного подхода, способного преодолеть разрыв и противостояние естественнонаучного и социально-гуманитарного познания.

Билет 7

Билет 8

Билет 9

Билет 10

Билет 11

Билет 12

Билет 13

Философия права И. Канта

Кант: право – это ограничение свободы каждого (субъекта) условием согласования ее с такой-же свободой всякого другого (субъекта) на основании всеобщего законодательства. Этим определением Кант объединил два «первообраза права», ссылаясь на Платона, у которого они уже были выражены в диалоговой форме (диалог между афинянином и мегилой).

Основные первообразы права:

  • «паритет свободных воль» – равновесие, согласованность, равенство всех перед законом.
  • «свобода через подчинение закону» - гражданская свобода – это свобода, обеспеченная правом, гарантированная государством. Отличается от произвола, от примитивного понимания свободы, как отсутствия правил. Для того, чтобы гражданская свобода могла быть реализована в отношении тебя, ты должен выполнять законы; нарушая один закон, ты нарушаешь право в целом, подрываешь его, и это рано или поздно обернется против тебя. Этот принцип «обращаемости зла» Кант подчерпнул у Сократа (диалог Сократа с Арестипом). Согласно этике Канта, своим поведением мы формируем поведение других, так как «запускаем в мир» в качестве возможного правила для всех индивидуальный закон своего поступка: «действуй так, чтобы индивидуальный закон твоего поступка (максима) мог бы стать актом всеобщего законодательства». Это категорический императив Канта, который превращается в принцип произвола, самозаконности, если не сопряжен с другим принципом (императивом): «относись к человечеству в своем лице и в лице всякого другого как к цели, а не как к средству». «Все имеют право сражаться, но никто не имеет права судить».

(Вода) Кантианская философия права.

Философия права Иммануила Канта (1724 - 1804) в систематическом отношении примыкает к «Критике практического разума». Кант считает возможной независимую от опыта философию права и разрабатывает эту философию, обосновывая нормативные принципы права a priori. Сначала он ведет речь об априорных основаниях правового строя.

Согласно Канту, существуют определенные «чистые» (от опыта) представления сознания, наблюдения и идеи, данные человеку от опыта (a priori) и необходимые для того, чтобы опыт был возможен, чтобы он протекал в формах, доступных человеческому пониманию.

Само понятие права Кант считал априорным, однако это не означает, что его суть является непосредственно доступной познанию: «Понятия, данные в a priori, (например, право, причина, субстанция, справедливость и т. д.), строго говоря, не поддаются дефиниции».

Кант понимал, что проблема правопонимания столь важна сама по себе, сколь важно ее правильно поставить, сформулировать. «Вопрос о том, - писал он, - что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики представляет вопрос, что такое истина».

Индивид, по Канту, есть существо, в принципе способное стать «господином самому себе» и потому не нуждающееся во внешней опеке при осуществлении того или иного ценностного и нормативного выбора. Но далеко не всякий использует индивидуальную свободу только для реализации «категорического императива», сплошь и рядом она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Никто не вправе предписывать человеку, ради чего он должен жить, в чем ему надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами, силой, выполнения этих предписаний.

Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализоваться свобода индивида.

Осуществление права требует того, чтобы оно было общеобязательным. Для этого право наделяется принудительной силой. Иначе нельзя заставить людей соблюдать правовые нормы, нельзя воспрепятствовать их нарушению и восстанавливать нарушенное. Если право не снабдить принудительной силой, оно окажется не в состоянии выполнить уготованную ему в обществе роль. Сообщить праву такое нужное ему свойство способно лишь государство - исконный и первичный носитель принуждения.

Кант многократно подчеркивал необходимость для государства опираться на право, ориентироваться в своей деятельности на него, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения грозит потерей доверия и уважения своих граждан.

Кант не считал, что его концепция имеет отношение к праву. Его собственное понимание права было иным: право, утверждал он, относится к области практического, а не критического разума, к которой принадлежат априорные знания. Его последователи восприняли не кантовскую, а неокантианскую философию, которая считала, что априорные знания существуют и в области практического разума.

 

Билет 14

Билет 15

Билет 16

Право у Соловьева

В своем философском учении о праве В. С. Соловьев (1853-1900) различает право положительное и право естественное. При этом естественное право трактуется им как общая идея права, его разумное начало.

Естественное право как нечто умозрительное - это, следовательно, не реально действующее право, наряду с положительным правом, а смысл всякого действующего права.

В основе права лежит "свобода как характеристический признак личности. Но свобода лица, поясняет Соловьев, превращается в право только тогда, когда за всеми одинаково признается их свобода. "Таким образом, - писал он, - моя свобода как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех других. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства ". Этот синтез и есть, согласно Соловьеву, выражение смысла естественного права.

Но равенство трактуется Соловьевым не в формально-юридическом, а в нравственно-содержательном смысле, а именно - в нравственно-справедливом значении. Имея в виду справедливое равенство, он подчеркивает: "Справедливость есть несомненно понятие нравственного порядка". С подобной этизацией справедливости связано и присущее позиции Соловьева смешение права и нравственности, понимание права как нравственного явления: " право (то, что требуется юридическим законом) есть низший предел, или некоторый минимум, нравственности, равно для всех обязательный". Такая характеристика содержится и в "Оправдании добра": " право есть низший предел или определенный минимум нравственности" С. 328. ].

В целом определение права в его отношении к нравственности у Соловьева звучит так: "Право есть принудительное требование реализации определенного минимального добра, или порядка, не допускающего известных проявлений зла"

Таким образом, право, согласно Соловьеву, - это выражение принудительной нравственной справедливости.

Как "воплощенное право" и правовую организацию общественного целого, заключающую в себе полноту положительного права и единую верховную власть, трактует Соловьев государство. Речь у него идет о "правовом государстве"

 

 

Использование философских категория (единичное, общее, особенное. Содержание и форма, причина и следствие, необходимость и случайность, сущность и явление, возможность и действительность) в юр науке и практике. Эвристическая роль категорий в юридической сфере

Билет 17

2)

Билет 18

2)

Билет 19

Билет 20

В филосовском смысле

Права

Основной принцип обоснования прав человека с антропологических позиций выражается в следующем: «человек как человек должен иметь право». Это право он должен иметь для того, чтобы не погрязнуть в трясине повседневности. При этом он должен иметь его как человек — не как «богоподобное существо», не как «сверхчеловек», а именно как человек, а следовательно, существо несовершенное, «приземленное», занимающее среднее положение между «совершенством добра» и «низостью зла», между святым и зверем. Это право отнюдь не обеспечивает ему гарантированное движение к новому, а лишь не позволяет опуститься ниже определенного предела, за которым заканчивается человеческое. Поэтому это спасательное (а не спасительное) средство наподобие «спасательного жилета» или страховки альпиниста. Права человека имеют антропологическую основу во внутренней мере стремления человека к риску и новациям, которая заключается в стремлении сохранить себя, свою экзистенцию. В моральном плане это стремление сохранить себя оказывается выше, чем достигнутые успехи в освоении все новых и новых жизненных вершин.

Обязанности

В философии это понятие исторически складывалось в значениидолжного вообще. «Надлежащее» стоиков означало «подобающее», т.е. соответствующее требованиямприроды. Лат. эквивалентом этого термина явилось слово «officium», в данном значении впервыеиспользованное Цицероном, который трактовал officium в смысле не отвлеченного изначального долга, аобязанности человека как гражданина — члена рим. общины. Это то должное, что обусловлено связямичеловека с др. людьми, общностью их жизни. Соответственно, Цицерон указывает на две основные О.: справедливость и благотворительность-щедрость (beneficientia). Co времени Цицерона, по замечанию И. Канта, учение о нравственности (этика) называется учением об О.
Термин «officium» прочно закрепился в европейской философии. Ф. Бэкон различал учение об общих О. (О. человека как человека) и учение о специальных, или относительных, О. (профессиональных, сословных, статусных). По Т. Гоббсу, О. — это долженствование, детерминированное законом. Соответственно, каковызаконы (напр., естественный, гражданский, церковный), таковы и О. Во многом в духе Цицерона трактует О. как выражение правовых уз (vinculum juris) Дж. Локк: он понимает эти узы не столько как выражениегражданского, но естественного закона (law of nature). О., по Локку, также соотносится с правом, которымобладает законодатель, в случае с естественным законом — Божественный законодатель. Субъективнымоснованием исполнения О. является не страх наказания, а понимание справедливости.
И. Кант существенно уточняет толкование О.: законам соответствуют лишь «правовые О.» (officia juris), т.е. такие, для которых возможно внешнее законодательство, — в отличие от «О. добродетели» (officia vir-tutis), для которых не может быть внешнего законодательства, поскольку они направлены к цели, которая сама естьтакже и долг. Но долг определяется (довольно близко к гоббсовскому пониманию О.) как необходимость действия из уважения к закону. При этом у Канта долг и О. дифференцированы нестрого; нравственная О. трактуется как долг; наряду с «долгом добродетели» говорится о «правовом долге». Кант делит О. на О. поотношению к себе и О. по отношению к другим. О. является совершенной, если она не допускает никакихограничений со стороны др. О.; несовершенной является О., допускающая ограничения.
По отношению к долгу Кант делает важное замечание для дальнейшего развития понятия О.: «Всякому долгусоответствует некое право, рассматриваемое как правомочие». Это соответствие было уточнено Г.В.Ф. Гегелем по отношению к О.: человек обладает «правами постольку, поскольку у него есть обязанности, иобязанностями, поскольку у него есть права». Однако это соотношение оказывается различным в абстрактномправе и в морали: в области первого праву одного лица соответствует О. другого лица в отношении этогоправа; в области морали человек имеет право на собственное знание, и благо лишь в единстве с О.
Т.о., складывается узкое понятие О. как формы долженствования, требующего отлица (как индивидуального, так и коллективного — общественной организации или государственного органа) определенных действий, гарантирующих (обеспечивающих) права людей. Отсюда данное А. Шопенгауэром определение О. какпоступка, простым несовершением которого другим причиняется несправедливость, т.е. нарушаются правадругих.
В отличие от О. обязательство — это форма долженствования, принимаемая лицом, вступающим вособенные, нередко документально закрепляемые отношения с др. лицами, организациями илиучреждениями.

Билет 21

Поппер

Главную роль в постпозитивизме 90-х гг. играет критический рационализм, родоначальником которого является английский философ Карл Поппер — весьма популярный философ, социолог, логик, математический логик. В конце 40–

50-х гг. Поппер пишет работы, в которых отстаивает идеи социал-реформизма, критикуя при этом марксизм: «Открытое общество и его враги», «Нищета историцизма».

Поппер исследует важные проблемы: соотношения закона и тенденции, роли в жизни общества социальной технологии.

Суть философской концепции Поппера в том, что существуют три мира:

— философский;

— ментальный;

— мир объективной истины (мир роста научного знания).

По мнению Поппера, будущее науки — за принципом фальсификации, позволяющим отделить научное знание от ненаучного. Этот принцип является не логическим, а методологическим, его суть:

— если теория опровергнута, то она должна быть немедленно отброшена;

— лишь те теории должны считаться научными, которые могут быть опровергнуты, т. е. которые способны доказать свою ложность;

— важно различать «фактуально ложные» высказывания и логически ложные (противоречивые высказывания).

Кун

Американский философ и историк науки Томас Кун является представителем одной из школ постпозитивизма — философии науки. Он стал известен после выхода в свет его книги «Структура научных революций», в которой Кун изложил свою концепцию философии науки — это конкурентная борьба научных сообществ, сопровождаемая сменой парадигм (моделей теоретического мышления, приверженных различным понятиям, законам, теориям и точкам зрения, с помощью которых идет процесс развития науки).

Кун ввел понятие «нормальной науки», под которой понимается развитие науки в рамках конкретной, определенной парадигмы.

Фейерабенд

Пол Фейерабенд — американский философ, выступающий с критикой кумулятивизма, согласно которому развитие знания прои



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.244.172 (0.097 с.)