Философская проблема истины и её критериев. Когерентная, прагматическая, конвенциональная концепции истины. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философская проблема истины и её критериев. Когерентная, прагматическая, конвенциональная концепции истины.



Однако истина не только объективна, но и субъективна. Характер и форма полученного знания неизбежно испытывают влияние психологических особенностей познающего человека, уровня его теоретического развития, степени заинтересованности в результатах познания. Попытки рассматривать знание только как объективную истину могут привести к абсолютизации этих знаний, к превращению их в склад законченных, неиз­менных ценностей. Такие истины становятся оковами человеческого разума, а не стимулами его творческого разви­тия. Все это относится, разумеется, не только к знаниям о ма­териальной действительности, но и к исследованию сознания человека.

В гносеологии рассматривается также взаимосвязь абсолют­- ной и относительной истины.

Абсолютная истина - это полное, точное соответствие знания действительности. Но, как мы уже знаем, полностью объективного знания быть не может, из чего следует, что абсолютная истина лишь цель, к которой мы можем стремиться. На каждом этапе развития знания нам доступна лишь относительная истина как единство объективного и субъективного, истины и заблуждения.

Относительность истины порождается рядом факторов - невысоким уровнем (который тоже относителен) развития практической деятельности, стремлением перенести знание о части мира на целое, конкретностью истины, обстоятельствами и т. д. Если процесс получения истины рассматривается не как мгновенный акт, но как процесс постоянного изменения и совершенствования знаний, единство абсолютного и относительного в истине становится очевидным.

В процессе познания человек способен получать не только относительные, но и абсолютные знания, которые не будут опровергнуты в будущем. При этом нельзя сказать, что абсолютная истина складывается из суммы относительных истин. Лучше разграничивать абсолютные и относительные аспекты истинности полученных знаний. Пределы истинности каждого научного положения могут сужаться или раздвигаться с изменением характера практического и теоретического освоения действительности. Абсолютная истина - это не та корзина, в которую складываются все плоды познания. Отбираются лишь некоторые фрагменты из полученного урожая, его ядро, которое тщательно сохраняется, когда отбрасывается шелуха.

В каких значениях может употребляться понятие абсолютности полученных знаний?

Прежде всего, мышление абсолютно по своему источнику, потому что оно отражает объективный мир. Это придает устойчивость, инвариантность нашим знаниям, служит основой преемственности в их развитии. Это понимание выводит нас на признание безграничных возможностей развития познания, отсутствие пределов выяснения сущности, причин и законов явлений, которые становятся объектами познания.

Если же говорить о существовании абсолютности знаний, она проявляется в двух основных формах.

Во-первых, это знание определенных законов и уверенность в их достоверности по отношению к определенным условиям и системам связей (например, законы классической физики в условиях нашёй планеты).

Во-вторых, к такому знанию относят истины «фактов»

 

 

Когерентная

Это концепция, сводящая проблему истинности к критерию когерентности (coherence) – самосогласованности, непротиворечивости: напр., предложение истинно, если оно является элементом логически взаимосвязанной и когерентной системы

В основании когерентной теории истины лежит восходящая к Античности (Парменид, элеаты, Аристотель) философская идея о том, что только непротиворечивое и согласованное знание может быть знанием о реальности, противоречивое же знание ничего не описывает и не объясняет. Поэтому истинность каждого отдельного фрагмента знания (предложения, теории, гипотезы и т.п.) может быть удостоверена его принадлежностью к непротиворечивой и согласованной системе.

Когерентная теория истины является попыткой переформулировать условия применения классической теории истины то есть, чтобы, с одной стороны, избежать

трудностей этой теории (неясности относительно того, как можно установить соответствие между некоторым фрагментом знания и фрагментом реальности, описываемой или объясняемой этим знанием), а с другой стороны, придать ей такую форму, которая допускает методологический анализ с применением точных логических методов

 

Прагматическая

Ф. Ницше утверждал, что истину следует понимать как орудие жизни, как орудие власти, в крайнем случае, - как средство приспособления человека к действительности. Подобные взгляды были систематически развиты представителями прагматизма. Прагматизм – философское учение, сложившееся в последние десятилетия 19 – ого века в США. Основные идеи прагматизма выдвинули и разрабатывали Чарльз Пирс, Уильям Джеймс, Джон Дьюи.

Они подвергли критике предшествующую философию за её метафизическую направленность и предложили свой вариант радикальной её (философии) переориентации. Философия, по их мнению, должна стать общим методом решения жизненных проблем, встающих перед человеком.

В связи с этим одно из ключевых положений прагматизма, названное «принципом Пирса», формулирует У. Джеймс: «Наши убеждения суть фактические правила для действия. Для того чтобы выявить смысл какого-либо утверждения, мы должны лишь определить тот способ действия, который оно способно вызвать: в этом способе действия и заключается для нас всё значение данного утверждения». Истинными могут быть названы только те из них, которые имеют благоприятные для субъекта, ими обладающего, последствия, только те, которые оказались полезными, выгодными для этого субъекта. Для прагматистов истинными знаниями будут те, которые надёжно, эффективно, успешно «работают»: ведут человека к успеху, полезны для него. Прагматистская концепция истины не опровергает, а, скорее, предполагает справедливость корреспондентской концепции истины. Для того чтобы некоторое знание, убеждение, верование были истинны в прагматистском смысле они должны соответствовать своему предмету, ситуации к которой они относятся.

 

Конвенциаональная

Согласно конвенциональной (от лат. conventio – договор, соглашение) концепции истина есть результат конвенции, соглашения в рамках некоего сообщества. Ее основная идея заключается в том, что в основе научных теорий лежат соглашения между учеными и их выбор обусловлен соображениями удобства, простоты – критериями, не связанными непосредственно с их истинностью.

Конвенциальная концепция истины оформилась при переходе от классической к неклассической науке в конце XIX – начале XX в. Ее возникновению способствовало также появление неевклидовых геометрий. Основоположником конвенциальной концепции истины был выдающийся математик А. Пуанкаре. Он считал, что конвенциональный элемент в науке очевиден, но он ничуть не снижает объективного характера научных теорий, опыт остается единственным источником истины в отношении физических теорий. С теориями геометрии дело обстоит сложнее. Поскольку различные системы аксиом геометрий Евклида, Лобачевского и Римана согласовывались с опытом, то возник вопрос о том, какая из них соответствует действительности, является истинной. Ответ Пуанкаре классически прост: "Геометрические аксиомы... суть конвенции, наш выбор осуществляется из всех возможных соглашений... Геометрические аксиомы есть не что иное, как замаскированные определения. Так что же следует ответить на вопрос об истинности Евклидовой геометрии? Вопрос лишен смысла... Одна геометрия не может быть более истинной, чем другая; более удобной – да, может"

Билет 11



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 163; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.79.97 (0.009 с.)