Система и метод в философии Г.В.Ф. Гегеля. Правовые взгляды Гегеля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система и метод в философии Г.В.Ф. Гегеля. Правовые взгляды Гегеля



Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) - великий немецкий философ. Политико-правовые взгляды Гегеля отражены, прежде всего, в работах: "Философия права", "Философия истории", "Феноменология духа". Методология Гегеля. По своим философским взглядам Гегель объективный идеалист.

Его философская система посвящена познанию идеального начала - Духа. Одно из существенных отличий гегелевской философии - диалектический метод познания, т.е. познание идей как взаимосвязанных и развивающихся. Гегель выстраивает свою систему на основе трёх законов диалектики:

1) закона единства и борьбы противоположностей;

2) закона перехода количественных изменений в качественные;

3) закона отрицания отрицания. Гегель заимствует у французского

Просвещения идею прогресса и исторический подход к изучаемому явлению, но во многом лишь для того, чтобы оправдать существующее положение вещей.

По мнению Гегеля, "все действительное - разумно, всё разумное - действительно". Целью философа является примирение с действительностью. Истина, считает Гегель, выражается в понятии. Он использует метод триады, т.е. выделяет во всякой системе три основных элемента. Так, например, диалектически развивающийся дух проходит три ступени: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух.

Предметом философии права, по Гегелю, является идея права, т.е. понятие права и его осуществление. Право, наряду с моралью и нравственностью относится к сфере объективного духа. Именно на этой ступени свобода впервые, перестав быть субъективной, приобретает форму реальности, воплощаясь в виде государственно-правовых формообразований. Идея права, таким образом, - это свобода в её субъективном существовании.

Тремя основными ступенями развития понятия права являются: абстрактное право, мораль и нравственность. К абстрактному праву относятся вопросы собственности, договора и неправды; к морали умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть; к нравственности - семья, гражданское общество и государство.

Мораль является следующей ступенью конкретизации права, когда свободная личность проявляет себя в поступке. На этой ступени приобретают значение мотивы и цели поступка.

Последней ступенью конкретизации права, где свобода приобретает объективный характер в виде семьи, гражданского общества и государства становиться нравственность.

Политическое учение Гегеля оказало огромное влияние на развитие политико-правовой мысли. Содержащиеся в нем прогрессивные положения послужили теоретической основой и дали мощный толчок развитию либеральных и радикальных концепций, в том числе младогегельянского движения. Вместе с тем в учении Гегеля была заложена и возможность его консервативной интерпретации.

2) Объяснение, понимание, интерпретация. Герменевтические трактовки понимания. Сущность и содержание юридический герменетвики.

Социальное и особенно гуманитарное познание имеет дело с текстами (соответственно контекстами и подтекстами), символами — в целом, с естественными и искусственными языками, поэтому перед ним встает задача постичь природу понимания, интерпретации текстов, знаковых систем, символов, выяснить проблемы, связанные с ролью языка в познании.

Интерпретация, исследуемая в герменевтике, аналитической философии, методологии и логике, является общенаучным методом и базовой операцией социально-гуманитарного познания. Она предстает как истолкование текстов, смыслополагающая и смыслосчитывающая операции.

Понимание трактуется как искусство постижения значения знаков, передаваемых одним сознанием другому, тогда как интерпретация, соответственно, как истолкование знаков и текстов, зафиксированных в письменном виде. Для интерпретации значимы взаимодействие между автором и интерпретатором, намерения которого влияют на ее содержание и, в конечном счете, сказываются на ее глубине и завершенности. В гуманитарном знании интерпретация — фундаментальный метод работы с текстами как знаковыми системами.

 

Наряду с пониманием и интерпретацией существует и такая важнейшая познавательная процедура, как объяснение. Главная цель данной процедуры состоит в том, чтобы доступно и непротиворечиво преподнести слушателям, читателям понятную, осмысленную, интерпретированную субъектом исследования природу и сущность изучаемого им объекта.

Объяснение иногда соотносят и сопоставляют с описанием, но последнее не ориентировано на вскрытие внутренней сущности предмета исследования в конкретном объекте, а ориентировано только на то, чтобы предоставить читателю или слушателю внешние черты и свойства объекта и, может быть, предметной области, которую познает субъект исследования.

Объяснение — это логико-речевая и логико-языковая процедура предоставления слушателям и читателям в доступной для их понимания форме знаний о природе и сущности изученного субъектом исследования объекта посредством подведения их под общий закон или путем раскрытия основных черт и свойств конкретной предметной области данного объекта.

 

Во-первых, в немецкой классической философии (И. Кант, Г. Гегель и др.) проблема понимания напрямую была связана с методом научного исследования. Представители философской диалектики, хотя и идеалистической партии в философии, рассматривали понятия "понимание" и "объяснение" как элементы процесса познания. По их мнению, два этих понятия характеризуют разные познавательные процессы: познание неживой и живой природы, а также познание общества и текстов. "Диалектики" в определенной мере разделяли объяснение, присущее естественно-научному познанию, и понимание, характерное для гуманитарного цикла наук.

К. Маркс рассматривал понимание как постижение специфической логики специфического предмета и критиковал Г. Гегеля за его трактовку понимания как нахождения определения логическому понятию.

Во-вторых, есть основания полагать, что современной герменевтике присущи чрезмерные субъективистские тенденции.

В современной эпистемологии понимание трактуется по-разному. Например, у В. Дильтея понимание есть разумение, т.е. процесс распознавания внешнего но знакам, даваемым нам чувствами извне. Это своеобразное проникновение в духовный мир автора текста, неразрывно связанное с реконструкцией культурного контекста его создания. У М. Хайдеггера понимание — это специфически человеческое отношение к действительности, способ бытия человека в мире. Согласно X. Г. Гадамеру понимание прошлой культуры неотделимо от самопонимания интерпретатора. Понимание раскрывает не смысл, заложенный автором в текст, а то, какой предмет и его суть скрыты за этим смыслом. Из этого следует, что всякое понимание — это языковая проблема.

Билет 15



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.254.28 (0.007 с.)