Методы изучения личности работника организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы изучения личности работника организации



 

Чтобы успешно сотрудничать с работником в области дости­жения общих целей, руководитель должен знать:

1) профессиональную подготовку работника, его способность выполнять определенный тип работы, «мощность» стимулов именно к этой деятельности;

2)социально-психологические качества, в частности умение человека взаимодействовать с другими людьми в процессе совместной работы;

3) деловые качества, т.е. способность без суетливости и лишних усилий добиваться достижения определенных практических ре­зультатов за короткое время; 

4) интеллектуально-психологические возможности: гибкость ин­теллекта и силу воли, творческий потенциал и способность к риску, инициативность и трезвый расчет;

5) условия, при которых проявляются качества личности, и пре­делы, за которыми они начинают давать сбои. В общем, надо знать все, что может влиять на процесс работы человека и ее результаты.
Нужно уметь оперировать этим знанием, чтобы получать надеж­ный прогноз делового (а иногда и бытового) поведения работ­ника [14, с. 76].

Изучение работников, как правило, преследует цель выявить:

- кто и какую конкретную работу мог бы выполнять, какую сту­пеньку в иерархической лестнице способен занимать (задача расстановки работников);

- кто с кем совместим (задача формирования группы и ее соци­ально-психологического климата);

- кто сможет в будущем работать в системе управления на определенных должностях (задача определения резерва управлен­ческих кадров) [22,с.117].

При исследовании проблем взаимодействия человека и организации в последнее время весьма широко используется метод социологических исследований, по­зволяющий оценить деятельность (работу) системы управления по факторам деятельности персонала, его отношению к сущест­вующим в организации проблемам, понять интересы и ценности сотрудников. Значение социологических исследований опреде­ляется особой ролью человеческого фактора в деятельности ор­ганизации, а также отношений персонала с клиентами.

Процедура исследования и анализа социальной действитель­ности организации позволяет:

- систематизировать факты об изучаемых социальных явле­ниях и процессах, характерных для данной организации, об их связях и соотношениях;

- усилить социальные аспекты управления;

- понять поведение возможных потребителей продукции и
услуг, поставщиков и смежников;

- понять и оценить деятельность персонала, корпоративную
культуру и исповедуемые ценности.

Социологические исследования в зависимости от их назначе­ния и задач могут быть классифицированы следующим образом:

- теоретические и прикладные;

- внутренние, исследующие деятельность только персонала
организации, и внешние;

- ретроспективные и перспективные;

- регулярные и разовые;

- пилотажные и др.

Объектомсоциологических исследований является совокуп­ность людей, с которыми связана исследуемая социальная проблема [8,с.73].

Предметомсоциологических исследований выступают харак­теристики и качества объекта, отражающие изучаемые социаль­ные процессы.

Наибольший интерес для практики представляют приклад­ные социологические исследования, которые помогают в реше­нии следующих задач: прогнозирование занятости населения; определение причин текучести кадров в организации; выявление проблем в системе «человек — техника»; анализ эффективности мотивационных механизмов поведения персонала; исследование социально-бытовых условий труда; исследование уровня корпо­ративной культуры и социально-психологического климата в коллективе.

Методика социологического исследования представляет со­бой совокупность методов сбора, обработки и анализа фактов действительности, позволяющих реализовать цели и задачи ис­следования. Социальные факты включают поведение индивидов или социальных групп, суждения, оценки, мнение людей.

Социологические исследования обычно проводятся в несколь­ко этапов:

1) подготовка и организация исследований (формирование
программы исследования);

2) сбор первичной социологической информации;

3) обработка социологической информации;

4) анализ;

5) формирование выводов и рекомендаций.

При проведении социологических исследований важное зна­чение имеет выделение генеральной совокупности, т.е. множества объектов исследования. С этой позиции различают следующие виды исследования: сплошное, монографическое (исследование отдельных типичных объектов) и выборочное(выборка выступает в качестве микромодели всего объекта исследования).

Выборка должна быть репрезентативной, т.е. соответствовать структуре генеральной совокупности. При проведении исследо­вания важное значение имеет формирование вида выборки, ко­торая может быть случайной (например, по жребию) и типиче­ской (в соответствии с удельным весом группы работников в ге­неральной совокупности).

При проведении социологических исследований применяют­ся следующие методы сбора первичной информации:  исследование документальных материалов,  наблюдение,  опрос/ анкетирование, эксперимент, деловые игры.

Организация процесса исследования заключается в подго­товке специально разработанных материалов (документов): ан­кет, бланков интервью, социокарт, листа наблюдения [12, с. 36].

При проведении социологических исследований использу­ются различные методы:

- наблюдения и изучения документации;

- социометрического тестирования (применяемый для опре­деления меры вовлечения работника в соответствующую изучаемую группу персонала);

- экспертных оценок (включая и органолептический метод, основанный на анализе восприятий органами чувств);

- эксперимента.

Социологические исследования в организации проводятся в рамках собственной социологической службы или специально приглашенными специалистами. Четко и корректно подготовленные и проведенные социоло­гические исследования дают богатую информацию менеджеру для совершенствования системы управления.

Наиболее известным методом изучения людей является метод наблюдения.Наблюдение становится эффективным с того момента, когда признаки результативности работы человека и признаки особен­ностей процесса его деятельности четко определены, представлены в виде единой системы и могут стандартным способом регистри­роваться.

Вделовых играх фактически отображаются все основные моменты управленческой деятельности, именно поэтому многие из них можно использовать как средство проверки спо­собностей к управленческой работе. В последние годы эта возможность начинает все больше при­влекать специалистов в области управления. Игра настолько четко и определенно выявляет способности человека, что подчас не тре­буется ничего большего для определения потенциала работника. При этом следует учитывать, что эффективность игр как метод изучения работников тем выше, чем лучше организована система фиксации результатов наблюдения за испытуемыми [9, с. 89].

Метод пробных перемещений:человека проверяют в естествен­ных или специально организуемых условиях путем назначения его на должность, ранее им не занимаемую. Классическим примером считается замещение первого руководителя на время отпуска кем-либо из его заместителей. Метод перемещения предполагает не только выдвижение ра­ботника на более высокие должности, но и передвижение его в любых направлениях в иерархической структуре (вверх, вниз, по горизонтали),

Метод общественных поручений, близких по характеру управ­ленческой деятельности: организаторские способности человека проверяются в процессе выполнения им общественных поручений, сходных по основным признакам с управленческой работой на производстве.

Метод решений учебных управленческих задач. Уровни сложности управленческой деятельности могут быть представлены в виде иерархии задач разных степеней сложности, подобных тем, кото­рые руководителям приходится решать на практике. Вместо ре­альных задач можно предложить систему учебных заданий, адек­ватных или аналогичных реальным по структурам решения и уровню сложности.

Метод анализа конкретных ситуацийблизок к методу решения управленческих задач. Однако ситуация — это конкретный случай из практики управления, описанный определенным образом (так, чтобы сохранилось ощущение реальности) и предлагаемый руко­водителю с целью тренировки его «деловой чувствительности» и для распознания его управленческих способностей.

Метод опросовв настоящее время доведен до такого уровня совершенства, что позволяет осуществлять количественную оценку не только коллективов, но и отдельной личности. Он дает возмож­ность судить о степени развития деловых, интеллектуально-пси­хологических и других качеств человека. При правильной органи­зации метод опросов предполагает включение членов коллектива, коллег по работе, руководителей высшего ранга в качестве экс­пертов в процессе оценки того или иного работника.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.007 с.)