Национальные модели взаимодействия человека и организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Национальные модели взаимодействия человека и организации



   Менталитет подсознательная социально-психологическая “ программа” действий и поведения отдельных людей, нации в целом, проявляемая в сознании и в практической деятельности людей. Источник ее формирования – совокупность психологических, социально-экономических, природно-климатических явлений, действующих на протяжении длительной эволюции страны.

Необходимость применения в России зарубежного опыта менеджмента объясняется следующими факторами:

- недостаток опыта управления в условиях рынка

- оценка достигнутого уровня развития собственного менеджмента

- выявление соответствия направлений развития отечественного управления общемировым тенденциям

- улучшение условий для сотрудничества и конкуренции с зарубежными фирмами

- развитие интеллектуальных способностей собственных ученых и практиков

- улучшение имиджа страны, фирм, менеджеров

- предотвращение ошибок

- заимствование достижений.

Понимание того, что менеджмент – это особый аспект функционирования организации, впервые было осознано в США. А это означает, что менеджмент сам по себе является во многом американским явлением, отражающим особенности американской картины мира. США вполне можно считать страной, в которой в наибольшей степени менеджменту обучают [16, с. 105].

Американский менеджмент характеризуется жесткой организацией управления. Для него в наибольшей степени характерно стремление к формализации управленческих отношений. Для американского менеджмента очень характерно представление о персональной ответственности работника. Эффективность работы конкретного руководителя определяется на основании того, смог ли он лично достигнуть тех целей, которые были ему поставлены. Американцы мобильны, уверены в себе, деятельны. Их главный культ денег, они по натуре индивидуальны. Поэтому можно построить на этой основе характеристики системы менеджмента (таблица 1).

 

Таблица 1 - Особенности модели взаимодействия человека и организации в США

 

Черты менталитета Обусловленные ими особенности  управления
1. Индивидуализм Индивидуальный характер принятия управленческих решений; ориентация на личность и личные способности; оплата и продвижение по службе определяется личным вкладом; индивидуальная ответственность; четко формализированный процесс контроля
2. Повышенное чувство обособленности Формальные отношения на производстве; формирование рабочих мест, учитывающее независимость работника; на управленческое решение влияет чувство собственного достоинства работника
3. Прагматизм Целеустремленность руководителей и подчиненных; выбор главного, основного направления, обеспечивающего достижение цели; личные взаимоотношения подавляются, когда это мешает достижению цели
4. Практицизм Формирование нестандартной системы управления, приведение её в соответствие с конкретными целями и задачами; отсутствие утопизма в управленческих решениях
5. Рационализм Главной чертой управления становится выбор оптимального решения; формирование оптимальной структуры производства; рациональные отношения в коллективе; отсутствие излишеств и нагромождений в системе управления
6. Стремление к богатству (алчность) Дисциплина и рост в карьере определяется уровнем заработной платы; управленческие решения основаны на выгоде; основная направленность управленческих решений – делать деньги
7. Трудолюбие Дает возможность высокой производительности при всех прочих равных условиях; отсутствие жёстких управленческих решений по отношению к персоналу

 

 Европейский менеджментотличается от американского в незначительной степени (таблица 2). Дело в том, что Европа и США – это достаточно близкие культуры, а поэтому обмен достижениями между ними протекает с меньшими трудностями. В Европе, как и в США, очень важную роль в экономике играют мелкие и средние предприятия. Этим обусловлены и некоторые особенности европейского менеджмента. Одно из существенных отличий европейского менеджмента от менеджмента американского состоит в том, что в Европе даже в рамках крупных концернов и компаний дочерние компании сохраняют заметную долю самостоятельности. Эта самостоятельность может касаться и производственных, и финансовых решений, а также инноваций.    Европейцы больше, чем американцы, уделяют внимание социальным факторам. Даже промышленные компании в Европе называются обществами. Проблемы управления относительно небольшими предприятиями в Европе более актуальны, чем США.[16,с.110].

        

Таблица 2- Ценности европейской компании

Ценности Традиционная мораль Новая мораль
Ценности жизни Осознание целей, смысл труда,справедливое распределение, благополучие Большая свобода творчества, социальный статус, деньги
Экономические ценности Экономическая безопасность, уверенность, уверенность в работе, устойчивость Возможности неограниченного заработка, расширение собственности, риск, предпринимательство
Социальные ценности Статус труда, моральное поощрение общества, ответственность, коллективизм, взаимопомощь Порядочность в делах, честность, обязательность, индивидуальные успехи, эгоизм

 

На японский менеджментнакладывает отпечаток самобытная культура Японии и то, что на мировой рынок она вышла только после Второй мировой войны. Япония переняла у Европы и США положительные аспекты опыта, прежде всего – ориентацию на новые технологии и психологические методы менеджмента. В Японии более высоко ценят опыт работы, чем образование, поэтому руководителей в Японии готовят непосредственно в процессе работы. Если в Европе и США сначала дают теоретические знания, которые затем закрепляются практикой, то в Японии предоставляют практику, которая только затем переходит в знания.

Японцы очень внимательно относятся к связям между людьми, а также к личностным особенностям работников, склонны подбирать должность под человека, а не человека под должность. Японцы избегают индивидуализма в своих действиях, не склонны к навязыванию персональной ответственности, практически не контролируют эффективность действий отдельного работника; гораздо более важной для них является коллективная (групповая) ответственность. Еще одна особенность японского менеджмента состоит в том, что руководящие работники особое внимание уделяют технологическим нововведениям. С этой точки зрения Япония превосходит все страны мира.

Концепция системы управления производством компании в Японии максимально использует характерные особенности Японии. Вообще, для японцев характерны: групповое сознание, чувство равенства, желание улучшать и усердие, порожденное многолетней историей общества; высокий уровень квалификации как результат высокой образованности; сосредоточение повседневных жизненных помыслов вокруг работы.

     Эти признаки находят отражение и в области предпринимательства. Такие привычные для японцев явления, как системы пожизненного найма, профсоюзы, создаваемые компаниями, одинаковое положение рабочих и служащих на производстве и возможность для рабочих выдвинуться на руководящие должности, сослужили хорошую службу в укреплении единства между компанией и рабочими.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.15.94 (0.004 с.)