Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Раздел 1. Статистическая совокупностьСтр 1 из 9Следующая ⇒
ОГЛАВЛЕНИЕ Стр. Предисловие ……………………………………………………………..4 Раздел 1. Статистическая совокупность 1.1. Основные понятия в статистике………………………………………….5 1.2. Методика социально-гигиенического исследования ………….….……5 Раздел 2. Типы статистических показателей в медицине 2.1. Абсолютные и относительные величины………………………………….6 2.2. Контрольные задания по теме: относительные величины и их графическое изображение……………………………………………………….8 2.3. Средние величины. Вариационные ряды………………………………...14 2.4. Контрольные задания по теме: средние величины, вариационные ряды. Раздел 3. Оценка достоверности результатов статистического исследования 3.1. Контрольные задания по теме: определение достоверности разности средних (или относительных) величин………………………………………..24 3.2. Определение достоверности сравниваемых групп по критерию соответствия Пирсона (хи-квадрат)……………………………………….…..29 3.3. Контрольные задания по теме: определение достоверности сравниваемых групп по критерию соответствия (хи-квадрат)………………30 Раздел 4. Корреляционная связь, методы ее изучения при оценке показателей здоровья и факторов окружающей среды 4.1. Контрольные задания по теме: корреляционная связь и методы оценки ее достоверности………………………………………………………………..37 Раздел 5. Динамические ряды и их анализ 5.1. Контрольные задания по теме: динамические ряды и их анализ……….45 Раздел 6. Стандартизация показателей 6.1. Прямой метод стандартизации……………………………………………52 6.2. Контрольные задания по теме: прямой метод стандартизации………...53 Контрольные вопросы к разделу «Медицинская статистика»………………60 Литература………………………………………………………………………62 Приложения……………………………………………………………………..63
ПРЕДИСЛОВИЕ Статистические методы исследования являются мощным инструментом обработки больших массивов информации с целью обнаружения закономерностей, лежащих в основе изучаемых явлений и проверки обоснованности выдвигаемых предложений. Именно медицинские исследования требуют объективного анализа полученных данных, так как неправильные выводы из полученных результатов могут нанести ущерб здоровью человека. Знание основ математической статистики необходимо на всех этапах проведения медико-биологических исследований: при формулировании цели, планировании эксперимента, наборе данных, первичной обработке, выдвижении и проверке гипотез, построении математических моделей.
Таким образом, знание основ практики проведения медицинских исследований, статистической обработки данных и обоснования полученных выводов являются неотъемлемой частью подготовки будущего врача.
Раздел 1. Статистическая совокупность. Методика социально-гигиенического исследования. СТАТИСТИКА – общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественными особенностями. Статистика, изучающая вопросы, связанные с медициной, гигиеной и здравоохранением называется МЕДИЦИНСКОЙ СТАТИСТИКОЙ. СТАТИСТИКА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ включает в себя статистику сети медицинских учреждений, использование материальных средств в здравоохранении, деятельность медицинских учреждений по оказанию лечебной и профилактической помощи населению. Статистика в клинических, лабораторных и экспериментальных исследованиях используется как вспомогательный метод для обработки полученных данных. Основные понятия в статистике СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ – это группа относительно однородных элементов (единиц наблюдения) взятых вместе в конкретных условиях времени и пространства. ЕДИНИЦА СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ – это каждый первичный элемент, составляющий статистическую совокупность. Число единиц наблюдения в статистической совокупности определяет объем исследования и обозначается буквой «n». Единица наблюдения является носителем признаков сходства и признаков различия (учетных признаков) всесторонний анализ учетных признаков, а также взаимосвязь между ними позволяют изучить всю совокупность в целом, ее закономерности. Учетные признаки различают: 1. по характеру – качественные (атрибутивные) и количественные; 2. по роли в совокупности – факторные и результативные.
ГЕНЕРАЛЬНАЯ СОВОКУПНОСТЬ состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в зависимости от цели исследования. ВЫБОРОЧНАЯ СОВОКУПНОСТЬ – часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом. Особенностью выборочной совокупности является ее репрезентативность, т.е.представительность. Выборочная совокупность должна быть достаточной по объему (т.е. числу наблюдений) и качественно однородной.
1.2. Методика социально-гигиенического исследования.
II ЭТАП – организационный. Установление объекта и единицы наблюдения. Составление плана и программы исследования. III ЭТАП – сбор информации. IV ЭТАП – обработка данных. 1-й подэтап – группирова данных, статистическая сводка: построение вариационных, атрибутивных и др. рядов, заполнение макетов таблиц (простых, групповых, комбинационных). 2 – й подэтап – обработка данных. МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ 1. Методы расчета обобщающих коэффициентов: а) методы расчета относительных величин (интенсивный, экстенсивный показатели, показатели соотношения, наглядности); б) методы расчета средних величин (средней арифметической, средней гармонической, средней квадратической и др.). 2. Методы сравнения различных статистических совокупностей: а) методы оценки достоверности различия обобщающих коэффициентов (критерий t, критерий Фишера и др.); б) методы оценки достоверности различия распределения признаков (критерий соответствия хи-квадрат и др.); в) методы стандартизации обобщающих коэффициентов. 3. Методы дифференциации, оценки взаимодействия, интеграции факторов (коэффициенты корреляции, взаимной сопряженности и др.); методы многомерного статистического анализа; факторный, дискриминантный анализ и др. 4. Методы изучения динамики явлений: вычисление показателей динамического ряда (абсолютный прирост, темп прироста, темп роста и др.), определение тренда. V ЭТАП – анализ и оформление результатов исследования (построение диаграмм, выявление методических и логических ошибок). Раздел 2. Раздел 3. ЗАДАЧА №3 Распространенность ревматизма среди детей дошкольного возраста
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 4 Частота абортов при первой беременности среди женщин с различным семейным положением
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА№ 5 Послеоперационная летальность больных раком шейки матки при различных методах лечения
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА № 6 Распространенность ревматизма среди школьников
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 7 Частота диагностических ошибок, допускаемых врачами с различным стажем работы
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 8 Частота случаев временной нетрудоспособности среди женщин, имеющих детей, и бездетных
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 9 Восстановление трудоспособности у больных, перенесших инфаркт миокарда
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 10 Частота абортов при первой беременности среди женщин с различным семейным положением
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 11 Частота абортов среди работающих женщин, имеющих различные жилищно-бытовые условия
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА № 12 Успеваемость студентов медицинского института неработающих и совмещающих учебу с работой.
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 13 Успеваемость мужчин и женщин, студентов медицинского института.
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 14 Заболеваемость мужчин и женщин старше 50 лет
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 15 Младенческая смертность в городской и сельской местности Мордовии за 2002 г.
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод. ЗАДАЧА № 16 Летальность в городских больницах
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА № 14 Оценка методов лечения больных туберкулезом легких по частоте рецидивов
ЗАДАЧА № 15 Заболеваемость полиомиелитом в группах вакцинированных и не вакцинированных
Группы |
Всего | Из них | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Заболело | Не заболело | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вакцинированные Не вакцинированные | 7680 2376 | 5 6 | 7675 2370 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Итого | 10056 | 11 | 10045 |
Определить достоверность различий между сравниваемыми группами
и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА № 16
Частота диагностических ошибок, выявившихся при вскрытии умерших
Причина смерти | Всего | Из них | |
Расхождение диагнозов | совпадение | ||
Рак легких Туберкулез легких | 40 102 | 8 12 | 32 90 |
Итого | 142 | 20 | 122 |
Раздел 4.
Раздел 5.
Раздел 6.
Стандартизация показателей.
ЗАДАЧА№ 3
Уровень травматизма на промышленном предприятии за два периода времени
Пол | Первый период | Второй период | ||
Число работающих | Число травм | Число работающих | Число травм | |
Мужчины Женщины | 200 400 | 32 28 | 600 200 | 72 16 |
Всего | 600 | 60 | 800 | 88 |
Вычислить стандартизованные показатели уровня травматизма и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять полусумму состава по полу за оба периода.
ЗАДАЧА №4
Заболеваемость гипертонической болезнью в районах А и В
Пол | Район А | Район В | ||
Число обследованных | Число больных | Число обследованных | Число больных | |
Мужчины Женщины | 200 800 | 3 48 | 600 400 | 9 24 |
Всего | 1000 | 51 | 1000 | 33 |
|
Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости гипертонической болезнью в районах А и В и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять сумму составов обследованных жителей по полу в районах А и В.
ЗАДАЧА№5
Смертность в двух больницах в зависимости от срока госпитализации при аппендиците.
Срок госпитализации в днях | Больница №1 | Больница №2 | ||
Число больных | Число умерших | Число больных | Число умерших | |
1 – 3 3 – 4 5 – 6 | 400 150 50 | 1 3 6 | 100 200 300 | – 2 10 |
Всего | 600 | 10 | 600 | 12 |
За стандарт принять сумму составов больных по срокам госпитализации в больницах № 1 и № 2.
Вычислить стандартизованный показатель смертности и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА № 6
Распределение рабочих и длительно и часто болеющих лиц (ДЧБ) основных и вспомогательных цехов завода по возрасту
Возраст в годах | Основные цеха | Вспомогательные цеха | ||
Число рабочих | Из них ДЧБ | Число рабочих | Из них ДЧБ | |
20 –29 30 –39 40 и старше | 100 300 200 | 5 45 40 | 200 150 50 | 21 25 10 |
Всего | 600 | 90 | 400 | 56 |
Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости ДЧБ лиц и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять полусумму составов рабочих по возрасту в основных и вспомогательных цехах.
ЗАДАЧА № 7
Рождаемость у лиц соответствующих возрастных групп на территориях А и Б
Возраст в годах | Территория А | Территория Б | ||
Численность населения | Число родившихся за год | Численность населения | Число родившихся за год | |
15 –20 21 –30 31 –49 | 2000 3000 5000 | 40 120 50 | 2000 6000 2000 | 20 180 20 |
Всего | 10 000 | 210 | 10 000 | 220 |
Вычислить стандартизованный показатель рождаемости и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять полусумму составов населения по возрасту на территориях А и Б.
ЗАДАЧА № 8
Рождаемость женщин детородного возраста соответствующих возрастных групп в районах А и Б
Возраст в годах | Район А | Район Б | ||
Число женщин | Число родившихся | Число женщин | Число родившихся | |
15 – 20 21 –30 31 –49 | 1000 7000 2000 | 18 420 60 | 3000 3000 4000 | 60 210 120 |
Всего | 10 000 | 498 | 10 000 | 390 |
Вычислить стандартизованный показатель рождаемости у матерей соответствующих групп и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять полусумму возрастных составов женщин в районах А и Б.
ЗАДАЧА №9
Распределение рабочих и лиц, получивших инвалидность от сердечно-сосудистых заболеваний, на двух предприятиях по полу
Пол | Предприятие № 1 | Предприятие № 2 | ||
число рабочих | Число инвалидов | Число рабочих | Число инвалидов | |
Мужчины Женщины | 400 200 | 10 9 | 200 500 | 7 18 |
Всего | 600 | 19 | 700 | 25 |
Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять состав рабочих по полу (сумма по двум предприятиям).
ЗАДАЧА № 10
Заболеваемость респираторными инфекциями, детей, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающихся дома
Возраст в годах | Дети, посещающие дошкольные учреждения | Дети, воспитывающиеся дома | ||
Всего | Из них болели респираторны-ми инфекциями | Всего | Из них болели респираторны-миинфекциями | |
До 1 года 1 –3 3 –7 | 50 100 200 | 15 15 50 | 100 120 80 | 10 15 20 |
Всего | 350 | 80 | 300 | 45 |
Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять сумму составов детей по возрасту, посещающих дошкольные учреждения и воспитывающиеся дома.
ЗАДАЧА№ 11
Заболеваемость рахитом детей, в зависимости от характера вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б
Характер вскармливания | Поликлиника А | Поликлиника Б | ||
Число детей в возрасте 1 года | Из них имели рахит | Число детей в возрасте 1 года | Из них имели рахит | |
Грудное Смешанное Искусственное | 200 100 100 | 30 20 30 | 100 200 200 | 10 30 60 |
Всего | 400 | 80 | 500 | 100 |
Вычислить стандартизованный показатель заболеваемости и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять сумму составов детей по характеру вскармливания в районах деятельности поликлиник А и Б.
ЗАДАЧА № 12
Заболеваемость миопией школьников по классам школ А и Б.
Класс | Школа А | Школа Б | ||
Число детей | Из них с миопией | Число детей | Из них с миопией | |
400 400 200 | 8 40 10 | 200 600 200 | 4 60 10 | |
Всего | 1000 | 58 | 1000 | 74 |
Вычислить стандартизованный показатель и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять полусумму составов детей по классам в школах А и Б.
ЗАДАЧА № 16
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в двух цехах
Возраст В годах | Цех №1 | Цех №2 | ||
Число работающих | Число случаев заболеваний | Число работающих | Число случаев заболеваний | |
До 20 20-39 40-59 60 и старше | 180 570 600 150 | 125 620 1100 300 | 330 750 120 50 | 230 900 210 90 |
Всего | 1500 | 2145 | 1250 | 1430 |
Вычислить стандартизованные показатели заболеваемости с временной утратой трудоспособности и сделать соответствующий вывод.
За стандарт принять средний возрастной состав в обоих цехах.
Контрольные вопросы к разделу «Медицинская статистика»
1.Какие закономерности выявляет статистка?
2.Что является объектом статистического исследования?
3.Что является условием репрезентативных данных?
4. Какой метод не сплошного исследования позволяет делать обобщающие выводы?
5. Каким образом определяют необходимое число наблюдений в выборочной совокупности?
6. Какой способ отбора единиц наблюдения в выборочную совокупность позволяет получить более достоверные данные?
7. Из скольких этапов состоит статистическое исследование?
8. С чего начинается статистическое исследование?
9. Сколько компонентов включает в себя программа исследования?
10. Что включает в себя программа сбора информации?
11. Программой чего является макет таблицы?
12. Куда включены сведения о руководителе, исполнителях, базе, времени
исследования и т.д.?
13. Как осуществляется группировка собранной информации?
14. Сколько групп математических методов используется на этапе обработки данных?
15. Какой из видов величин наиболее часто используется как обобщающий
коэффициент для характеристики общественного здоровья?
16. Какие относительные величины характеризуют частоту изучаемых явлений?
17. На сколько нужно умножить показатель, чтобы он был выражен в промилле?
18. Как называется вариационный ряд, в котором имеются повторяющиеся варианты?
19. В каком случае строят сгруппированный вариационный ряд?
20. Какая средняя величина дает наиболее точную обобщающую характеристику изучаемого явления?
21. Какой параметр используется для оценки достоверности обобщающего
коэффициента?
22. При каком значении критерия точности данные следует считать достоверными (статистически значимыми)?
23. Какая вероятность безошибочного прогноза соответствует значению критерия точности равному 2?
24.Какой метод используется для оценки достоверности различий на основе распределения частот?
25. При какой вероятности нулевой гипотезы различия между сравниваемыми совокупностями следует считать не достоверными?
26. В каких случаях применяется метод стандартизации?
27. При каких значениях коэффициента корреляции будет сильная связь между изучаемыми признаками?
28. Какая тенденция в динамике изучаемого явления будет иметь место при значении коэффициента корреляции более 0,7?
29. Какой вид диаграммы может быть использован для анализа явления,
изменяющегося в течение замкнутого цикла времени?
30. Чем должно завершаться социально-гигиеническое исследование?
ЛИТЕРАТУРА
1. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. – М.: Высшая школа. 1998.
2. Реброва О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ STATISTIKA. – М.: МедиаСфера, 2002.
3. Лисицин Ю.П. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения./ Под ред. Ю.П. Лисицина, Н.Я. Копыта. – М.: Медицина, 1984.
4. Чернов В.И. Основы статистического анализа в медицине. Учебное пособие /В.И. Чернов, И.Э. Есауленко, С.Н. Семенов, Н.П. Сереженко. – Воронеж, 2003. –113 с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
N-1
Приложение 2
Приложение 3
Критические значения коэффициента корреляции (rxy)
n/=n-2 |
Уровни значимости
n/=n-2
Уровни значимости
Приложение 4
Критические значения критерия х2
n/ | P | n/ | P | ||
0,05 | 0,01 | 0,05 | 0,01 | ||
1 | 3,8 | 6,6 | 18 | 28,9 | 34,8 |
2 | 6,0 | 9,2 | 19 | 30,1 | 36,2 |
3 | 7,8 | 11,3 | 20 | 31,4 | 37,6 |
4 | 9,5 | 13,3 | 21 | 32,7 | 38,9 |
5 | 11,1 | 15,1 | 22 | 33,9 | 40,3 |
6 | 12,6 | 16,8 | 23 | 35,2 | 41,6 |
7 | 14,1 | 18,5 | 24 | 36,4 | 43,0 |
8 | 15,5 | 20,1 | 25 | 37,7 | 44,3 |
9 | 16,9 | 21,7 | 26 | 38,9 | 45,6 |
10 | 18,3 | 23,2 | 27 | 40,1 | 47,0 |
11 | 19,7 | 24,7 | 28 | 41,3 | 48,3 |
12 | 21,0 | 26,2 | 29 | 42,6 | 49,6 |
13 | 22,4 | 27,7 | 30 | 43,8 | 50,9 |
14 | 23,7 | 29,1 | 40 | 55,8 | 63,7 |
15 | 25,0 | 30,6 | 50 | 67,5 | 76,2 |
16 | 26,3 | 32,0 | 60 | 79,1 | 88,4 |
17 | 27,6 | 33,4 | 70 | 90,5 | 100,4 |
ЗАДАЧА
Послеоперационная летальность в городских больницах
Больницы | Летальность (%) (Р) | m(%) | t | p |
А Б | 2,0 1,0 | ±0,3 ±0,2 |
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод.
ЗАДАЧА
Частота нагноения после аппендэктомии в двух группах больных
Больницы | Частота нагноений (%) (Р) | m(%) | t | p |
Применялся пенициллин Не применялся | 30,0 40,0 | ±5,1 ±5,4 |
Определить достоверность различий сравниваемых групп и сделать соответствующий вывод.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
Предисловие ……………………………………………………………..4
Раздел 1. Статистическая совокупность
1.1. Основные понятия в статистике………………………………………….5
1.2. Методика социально-гигиенического исследования ………….….……5
| Поделиться: |
Читайте также:
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!
infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.185.194 (0.191 с.)