Типология методик  психологического обследования детско-родительских отношений в семье 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типология методик  психологического обследования детско-родительских отношений в семье



Предлагаемые ребенку:

  • Методика рисунка семьи и ее модификации (кинетический рисунок семьи, семья животных) (Хоментаускас, 1990; Венгер, 2003; Лосева, 1986)
  • Адаптированный вариант методики Рене Жиля (Гильяшева И.Н. и др., 1994; Осницкий, 1997)
  • Различные варианты методики «Незавершенные предложения» (Либере А.Г., 1991)
  • Модификация оценочно-самооценочной методики (РЕП) (Лидере А.Г., 1991)
  • Детский ТАТ (Бурлакова, Олешкевич, 2001)
  • Детский тест «Эмоциональные отношения в семье» Бене-Антони и его модификации (Лидерс А.Г., 1993)
  • Диагностическая беседа «Мой круг общения» Т.Ю. Андрущенко (Андрущенко Т.Ю., 1999)

Предлагаемые родителям:

  • Родительское сочинение «История жизни моего ребенка» (Карабанова О.А., Захарова Е.И., 2002)
  • Опросник родительских отношений Варги-Столина – ОРО (Варга А.Я., Столин В.В., 1986)
  • Опросник стиля родительского воспитывающего поведения Э.Г. Эйдемиллера – АСВ (Эйдемиллер, 1976, 1996)
  • Опросник эмоциональных отношений в семье Е.И. Захаровой ОДРЭВ (Захарова Е.И., 1996)
  • Опросник «Измерение родительских установок и реакций» - РАRI (Нещерет, 1980; Архиреева Т.В., 2002)

Предлагаемые независимо и одновременно детям и родителям:

  • Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми И.М. Марковской – ВРР (Марковская И.М., 1999)
  • Самооценочная методика в варианте, когда, например, родители оценивают ребенка и дают оценки за ребенка, а затем обсуждают отличия в оценках родитлей от самооценки, полученной от ребенка, и наоборот (Лидерс А.Г., 1991; Бурменская и др., 2002)
  • Методика «Диагностика содержания общения детей с близкими взрослыми» (Т.Ю. Андрущенко и Г.М. Шашловой)

Предлагаемые диаде «ребенок-родитель»:

  • Цветовой тест отношений А.М. Эткинда (Эткинд А.М., 1980)
  • Методика «Модель личностной сферы» (Шмидек) (А.Г. Лидере, 1991)

Психологическое просвещение по реализации образовательной программы

Цель: создание условий для повышения психологической компетентности педагогов, администрации ДОУ и родителей именно:

- актуализация и систематизация имеющихся знаний;
- повышение уровня психологических знаний;

- включение имеющихся знаний в структуру деятельности.

Психологическое просвещение в условиях детского учреждения носит профилактический и образовательный характер. В первом речь идет о предупреждении отклонений в развитии и поведении посредством информирования родителей и воспитателей. Предметом информирования являются причины возникновения отклонений, признаки, свидетельствующие об их наличии, а также возможные для дальнейшего развития ребенка, во втором случае имеется в виду ознакомление родителей и воспитателей с различными областями психологических знаний, способствующих самопознанию, познанию окружающих людей и сферы человеческих взаимоотношений

 

 

Обязательно:

Проведение систематизированного психологического просвещения педагогов.

Проведение систематизированного психологического просвещения родителей в форме родительских собраний, круглых столов и пр. с обязательным учетом в тематике возраста детей и актуальности рассматриваемых тем для родителей.

Дополнительно:

Создание информационного уголка по типу «Советы психолога».

Просветительская работа охватывается в основном групповыми формами воздействий. Прежде всего, это лекции, диспуты с организацией дискуссий, семинары, психологические погружения и некоторые виды тренингов. Данные формы просветительских воздействий обеспечиваются вербально-коммуникативными средствами, т.е. построены с учетом возможностей монологического (лекции), диалогического (дискуссии) и группового (диспуты) общения. Тематическое содержание просветительской работы определяется как по запросам родителей и воспитателей, так и по инициативе психолога. Обсуждение некоторых проблемных вопросов заранее планируется психологом. Для родителей это темы, связанные с адаптацией к дошкольному учреждению, готовностью к школе, технологическими, информационными и игровыми средствами (телевидение, видео, компьютер, игровые компьютерные приставки). Для воспитателей – реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования, систематика и отклонение в развитии детей, общие и специальные способности (детская одаренность). Данная тематика обусловлена анализом наиболее часто встречающихся запросов.

Наряду с вербально-коммуникативными средствами в психологическом просвещении широко используется и невербальные (наглядные) средства. В условиях дошкольного учреждения они представлены стендовой информацией, специально оформленными брошюрами и распечатками рекомендательных текстов, развивающих игр и упражнений, мини-тестов и анкет.

Примерный перечень

Младший возраст

Родители Педагоги
«Как подготовить ребенка к ДОУ» «Рекомендации по оптимизации взаимодействия с детьми».
«Как помочь ребенку в период адаптации» «Зависимость развития психики ребенка и его физических показателей»
«Как играть с ребенком» «Кризис трех лет»
«Как справиться с детскими капризами» «Возрастные особенности детей 2-4 лет»
«Поощрение и наказание» «Речь и мышление»
«Если ребенок кусается, грызет ногти» «Адаптация ребенка в ДОУ»
«Как провести с ребенком выходной день» «Роль развивающих игр для детей 2-4 лет»
«Рекомендации родителям по формированию у детей навыков самообслуживания» «Пальчиковые игры – зачем они нужны?»
«Воспитание бережного отношения к вещам» «Пальчиковая гимнастика» как средство развития тонкой моторики дошкольников.
«Читаем вместе» «Индивидуальные психологические особенности детей»

Средний возраст

Родители Педагоги
«Мальчики и девочки – два разных мира» «Возрастные особенности детей 4-5 лет»
«Секреты общения с ребенком в семье» «Роль взрослого в формировании у детей отзывчивого отношения к сверстника в ситуации игрового взаимодействия и в повседневной жизни»
«Поощрение и наказания ребенка в семье» «Коммуникативность в общении с коллегами, детьми»
«Если в семье один родитель» «Методы активного слушания»
«Условия поло-ролевого воспитания ребенка» «Эффективное педагогическое общение»
«Влияние родительских установок на развитие» «Рекомендации педагогам по оптимизации взаимодействия с детьми»
«Взаимодействие с трудными детьми» «Эмоциональное со стояние взрослого как опосредствующий фактор эмоционального состояния детей»
«Как надо вести себя родителям с гиперактивным ребенком»  
«Роль отца в воспитании детей» «Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников»
«Как предупредить отклонения в поведении ребенка» «Проблема воспитания культуры поведения старших дошкольников средствами художественной литературы»
  «Детский онанизм»причины и профилактика его возникновения
  Эмоциональное развитии дошкольников, по средствам сказкотерапии»
«Проблема детского онанизма» «Здоровье и эмоциональное благополучие ребенка»
«Пальчиковая гимнастика как средство развития тонкой моторики дошкольников» «Безопасность на летней площадке»

Старший возраст

Родители Педагоги
«Социально-эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста» «Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников в физкультурной деятельность»
«Психологические особенности детей старшего дошкольного возраста» «конфликты между детьми»
«Детский рисунок - ключ к внутреннему миру ребенка» «Формирование социально-адаптированного поведения у детей старшего дошкольного возраста»
«Тревожный ребенок» «Решаем проблемы, играя с детьми»
«Гиперактивный ребенок» «Привычка трудится»
«Агрессивный ребенок» «Развитие познаний активности у детей дошкольного возраста»
«Воспитываем усидчивость» «Развитие абстрактно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий математикой»
«Радетельский авторитет» «Учимся общаться с детьми»
«Развитие речи дошкольников 5-6 лет через чтение художественной литературы» «Как привить любовь к книге»
«Воспитание культуры поведения старших дошкольников средством художественной литературы» «Сказки как источник творчества детей»
«Влияние музыки на психику ребенка» «Использование музыки в режимных моментах»

Подготовительный возраст

Родители Педагоги
«Развития тонкой моторики дошкольников»» «Здоровье педагога как компонент профессиональной самореализации»
«Психологические особенности детей 6-7 лет» «Психологическое здоровье детей как критерии успешности работы дошкольного учреждения»
«Психологическая готовность ребенка к школе» «Система работы воспитателя с детьми, имеющим отклонения в поведении»
«Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе» «Развитие логических операций «классификация», «обобщение», «абстагирование-конкретизация» у детей старшего дошкольного возраста»
«Кризис семи лет» Психологическая безопасность ребенка»
«Стили взаимодействия взрослых с детьми» «Гиперактивность ребенка – опасность для его бедующего»
«Десять заповедей для родителей будущих первоклассников» «Детские конфликты»
«Почему он не хочет учиться» «Приобщите ребенка к миру взрослых»
«Воспитательные возможности художественной литературы» «Общение - это искусство»
«Развитие творчества в изобразительной деятельности» «Влияние сказки на развитие ребенка»
  «Музыка и душевное состояние слушателя»

Психологическая профилактика по реализации образовательной программы

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействие участников воспитательно-образовательного процесса.

Психологическая профилактика предусматривает деятельность по:

  • разработке, апробации и внедрению развивающих программ для детей разных возрастов с учетом задач каждого возрастного этапа;
  • контроль за соблюдением психологических условий общения и развития детей в образовательных учреждениях и семье, обеспечением грамотного, психологического развития и формирования личности детей на каждом возрастном этапе; элиминированием неблагоприятных психологических факторов в образовательной среде, семье;
  • обеспечению условий оптимального перехода детей на следующею возрастную ступень, предупреждению возможных осложнений в психологическом развитии и становлении личности детей в процессе непрерывной социализации;
  • своевременному предупреждению возможных нарушений психосоматического и психического здоровья детей;

Обязательно:

Работа по адаптации субъектов образовательного процесса (детей, педагогов, родителей) к условиям новой социальной среды:

- анализ медицинских карт вновь поступающих детей для получения информации о развитии и здоровье ребенка, выявление детей группы риска, требующих повышенного внимания психолога;

- групповые и индивидуальные консультации для родителей вновь поступивших детей;

- информирование педагогов о выявленных особенностях ребенка и семьи, с целью оптимизации взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса.

Выявление случаев психологического неблагополучия педагогов и разработка совместно с администрацией путем устранения причин данного состояния в рабочей ситуации.

Дополнительно:

Отслеживание динамики социально-эмоционального развития детей.

Содействие благоприятному социально-психологическому климату в ДОУ.

Профилактика профессионального выгорания у педагогического коллектива.

 

Примерный перечень профилактической деятельности

Родители Педагоги
«Понимаете ли вы своего ребенка?». Обсуждение итогов прохождения детьми периода адаптации к ДОУ, определение степени сложности адаптационного периода каждого ребенка, пути решения возникающих проблем.
«Что такое хорошо и что такое плохо», «Индивидуальные психологические особенности детей».
«Безопасность на летней площадке». «Безопасная песочница».
Адаптация ребенка к новым условиям. Индивидуальные беседы по результатам психологической диагностики в начале и конце учебного года, в течение года – беседы по поводу трудностей в развитии ребенка.
«Итоги диагностики по результатам обследования у детей уровня развития познавательных способностей» «Психологическая готовности ребенка к школе»: итоги диагностики. Совместное обсуждение уровня психологической готовности к обучению в школе каждого ребенка
Тренинг «Психологические проблемы детей» Консультации по результатам психологической диагностики детей группы с нарушением речи
«Итоги диагностики обследования у детей социально-эмоционального развития» Тренинг «Профилактика эмоционального выгорания педагогов»
  Тренинг «Сплочение педагогического коллектива»
  Наблюдение занятий педагогов с детьми, их психологический анализ.

Развивающая и коррекционная работа по реализации образовательной программы

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей ребенка, коррекция отклонений психического развития.

Эта работа предполагает активное воздействие на процесс психического развития и формирования личности дошкольника при сохранении индивидуальности ребенка, осуществляемое на основе совместной деятельности педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, медика.

Программы развивающей и психокоррекционной работы включает психологическую и педагогическую части. Психологическая часть планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть разрабатывается психологом совместно с педагогом, родителями или лицами, их заменяющими, т.е. выполняется с помощью психолога.Развивающая и психокоррекционная работа может проводиться в процессе специальной работы педагога-психолога с отдельными детьми, с группами детей, в русле воспитательных мероприятий, с участием родителей, лиц, их заменяющих, других родственников ребенка. Психолого-педагогическая коррекция осуществляется в тех случаях, когда отклонения и нарушения не являются следствием органического поражения центральной нервной системы или психического заболевания.

Обязательно:

  • Выстраивание индивидуальной траектории развития ребенка в процессе консультирования.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы, с целью формирования учебно-важных качеств.
  • Проведение коррекционно-развивающих занятий с детьми групп с нарушением речи.

Дополнительно:

  • Проведение занятий с детьми других возрастных групп.

Это направление работы включает:

  • групповые коррекционные занятия (работа с проблемами в личностной и познавательной сферах);
  • индивидуальные психокоррекционные занятия (работа с проблемами личностной и познавательной сферах)
  • тренинговые занятия с педагогами и специалистами ДОУ;
  • занятия по психологической подготовке детей к школьному обучению;
  • тематические занятия с родителями (например, обучающие семинары)

Развивающая работа и психологическая коррекция психологического сопровождения образовательных областей

Образовательная область Развивающие задачи
1 2
Физическое развитие   Формировать умения совершать точные прицельные движения руками, дифференцировать движения правой и левой руки, дифференцировать ведущую руку; точно выполнять мелкомоторные движения, действуя с предметами, в том числе мелкими; согласовывать свои движения с движениями других детей, ориентироваться на заданный темп движений, менять темп движения по сигналу, передавать в движении заданный ритм. Развивать элементы контроля за своими движениями и движениями сверстников. Стимулировать стремление качественно выполнять движения. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности Формировать точные, четкие и координированные мелкомоторные движения, как знакомые, так и новые, по показу и инструкции; умения последовательно выполнять сложные движения по образцу, словесной инструкции, плану, создавать творческое сочетание движений, контролировать и оценивать качество выполнения движения с точки зрения точности, правильности. Развивать двигательное воображение. Создавать и закреплять целостное психосоматическое состояние. Создавать условия для удовлетворения сенсомоторной потребности
Познавательное развитие Поощрять стремление объяснять мир; исследовательскую активность; желание задавать вопросы познавательного характера, направленные па установление причинно-следственных связей в мире физических явлений, участвовать в экспериментировании. Формировать умения делать умозаключения; отражать в речи ход и результаты наблюдения, экспериментирования; формулировать и проверять предположения, в деятельности опираться на собственный опыт; пользоваться своими знаниями для разрешения проблемных ситуаций, поставленных как взрослым, так и самостоятельно; выделять эталонные признаки предмета с помощью адекватных этим признакам или качествам перцептивных действий, группировать предметы по сенсорным признакам, использовать различные приемы для решения новых задач; отбирать способы деятельности, ориентируясь на некоторые существенные признаки объектов; сравнивать различные предметы, выявляя различия в них и отражая их в речи; понимать жизненные ситуации, проигрывать их с заменой одних объектов другими, с опорой на свой реальный опыт интерпретировать жизненные ситуации; воспринимать целостные сюжеты (ситуации), изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями; в процессе решения новых задач выделять звено ориентировки, связанное с элементарным анализом ситуации и прогнозированием решения задачи; использовать для решения задач готовые модели. Развивать способность замечать противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, проявлять к ним интерес. Формировать устойчивый интерес к слушанию художественной литературы; умения проявлять эмоциональное отношение к героям, давать им эмоциональную оценку и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий. Вызывать сочувствие и сопереживание положительным персонажам; поддерживать стремление содействовать им, радоваться победе добра над злом
Речевое развитие Развивать навыки диалогического общения. Учить отражать в речи жизненные ситуации, целостные сюжетные, изображенные на картинках, происходящие в повседневной жизни, описанные в тексте, причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями, противоречия в повседневной практике, в мире физических явлений, эмоциональное отношение к героям; давать эмоциональную оценку героям литературных произведений и мотивировать ее, опираясь на причинно-следственные связи описанных событий, выражать в речи сочувствие и сопереживание положительным персонажам
Художественно-эстетическое развитие Формировать устойчивый интерес к прекрасному; умение отражать в речи свои переживания, соотносить воспринятое со своим опытом, знаниями, переживаниями, представлениями, любоваться красивым, замечать средства художественной выразительности, давать эмоционально-эстетические оценки, мотивировать их, замечать прекрасное в повседневной жизни, в непосредственном окружении, общаться по поводу воспринятого, принимать задачу взрослого создать что-то определенное, подчинять ей свои усилия, до начала деятельности достаточно развернуто формулировать замысел, развивать замысел в процессе выполнения деятельности, реализовывать замысел. Стимулировать чувство радости, удовольствия при восприятии прекрасного. Формировать устойчивый интерес ко всем видам музыкальной деятельности; умения внимательно и заинтересованно слушать музыкальное произведение, замечать его настроение, следить за динамикой музыкального образа, самостоятельно рассуждать, отвечая на вопросы о содержании и средствах выразительности музыкального произведения, образно передавать музыкальные образы в музыкально-ритмических движениях и пении, передавать музыкальный ритм

Правила психокоррекционной работы:

- Психолог не должен осуществлять специальные коррекционные воздействия без твердой уверенности в причинах и источниках отклонений в развитии ребенка.

- Пространство коррекционных воздействий педагога-психолога ограничено нормой и пограничным состоянием развития ребенка при отсутствии органических и функциональных нарушений. Педагог-психолог не вправе определять индивидуальный ход психического развития ребенка путем радикального коррекционного вмешательства. В работе с детьми до 7 лет не рекомендуется использование гипнотических и суггестивных средств воздействия, а также методов психотерапии, неадаптированных к дошкольному возрасту.

- К вышеперечисленным правилам добавляются требования профессиональной этики: закрытость и адаптированность информации, процедурная конфиденциальность и позиционность взаимоотношений.

- Психокоррекционные воздействия могут быть направлены на познавательное, личностно-эмоциональное, коммуникативное, психомоторное развитие, поведенческие реакции, возрастную компетентность, произвольную регуляцию с задачами адаптации к образовательному учреждению, готовности к школе, стабильности эмоционально-личностных состояний, структурирования мышления, активизации памяти, речи, регуляции психомоторных функций.

- Коррекционные группы формируются в зависимости от результатов предварительного диагностического обследования, в процессе которого происходит отбор детей, нуждающихся в психокоррекции по тем или иным показателям. Состав групп (количественный и качественный) соотносится с характером и степенью нарушений в психическом развитии детей (психологическим диагнозом).

- Коррекционные занятия могут проводиться в индивидуальной, и групповой форме. Индивидуальная форма обусловлена специфической направленностью психокоррекционных воздействий, а также наличием трудностей межличностного общения. Цикл занятий может быть закрытым (определенное количество занятий и фиксированная дата окончания) и открытым (без определения количества встреч и даты окончания). Продолжительность коррекционного цикла зависит от многих факторов как организационного, так и содержательного характера.

- Психокоррекционная система в условиях ДОУ представляет собой дифференцированные циклы игр, специальных и комбинированных занятий, направленных на стабилизацию и структурирован на психического развития детей.

Календарно-тематическое планирование



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.033 с.)