Педагога-психолога МБДОУ № 164 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагога-психолога МБДОУ № 164



 

разработчик программы:

Педагог-психолог Шустова Ю.А.

Казань 2014

Пояснительная записка

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Охрана и укрепление психического здоровья детей является одной из приоритетных задач развития современного дошкольного образования и рассматривается как условие реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Деятельность современного педагога-психолога ДОО направлена, с одной стороны, на создании условий для реализации возможностей развития ребенка в дошкольном возрасте, а с другой на содействие становлению тех психологических новообразований, которые создадут фундамент развития в последующие возрастные периоды.

Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ «Детский сад №164 присмотра и оздоровления» Московского района г. Казани разработана в соответствии  со следующими документами:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от 21.12.2012 г. № 122-ФЗ; ст. 34,п. 1.9 (Защита детей от всех форм физического и психического насилия)

2. Приказ №1155 от 17.10.2013 г. "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".

3. СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;

4. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.1999 г.

5. Методическое письмо Министерства образования РФ от 02.06.1998 г. № 89/34-16

6. Письмо Минобразования России от 22.01.98 №20-58-07ин/20-4 «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования».

7. Устав МБДОУ № 164

Данная программа ориентировалась на примерную образовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы»,под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014,  программу эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под редакциейКрюковой С.В., Слободняк Н.П

 

 

.

Парциальные программы:  

1) В.Л. Шарохина. Коррекционно-развивающие занятия в младшей группе.

2) Л.И. Катаева. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе.

3) Современные образовательные технологии

4) Практика сказкотерапии (под редакцией Н.А.Сакович).

5) Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий. Авторы составители: Ю.В. Полякевич, Г.Н. Осинина.

6) Вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоционального сферы. Вкус и запах радости.

7) М.В.Ильина. Развитие вербального воображения.

8) Развивающие истории для детей дошкольного возраста. Т.П. Трясорукова.

9) Психологические игры для детей. Под ред. Светлановой И.А.

10) Большебратская Э.Э.Песочная терапия.

Возрастные, психологические и индивидуальные особенности воспитанников

От 2 до 4 лет

Ведущая потребность – в общении, в уважении, в признание самостоятельности ребенка.

Ведущая деятельность – игровая.

Переход от манипулятивной игры к ролевой игре.

Ведущая функция – воспитание.

Особенности возраста:

  1. Кризис 3х лет. Формирования «системы Я»
  2. Развитие воображения через развитие ф ункции замещения одного предмета другим.
  3. Появление смысловой структуры самопознания
  4. Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
  5. Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
  6. Удерживает внимание 7-8 минут.
  7. Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  8. При новой деятельности необходимо поэтапное пояснение (делай, как я).

Новообразования:

  1. Усвоение первоначальных нравственных норм.
  2. Самооценка.
  3. Появление элементов партнерского общения.

От 4 до 5 лет

Ведущая потребность – познавательная активность, потребность в общении.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – наглядно-образное мышление.

Особенности возраста:

  1. Речь начинает выполнять контролирующую функцию.
  2. Усложняются волевые проявления (умение подлинять свое поведение правилам в игре).
  3. Повышение познавательной активности
  4. Продолжает сохраняться ситуативно-деловая форма общения со сверстниками.
  5. Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.
  6. Усложнение сюжетно-рулевой игры.
  7. Появление осознанности собственных действий.

Новообразования:

  1. Контролирующая функция речи.
  2. Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игру.
  3. Появление элементов произвольности.
  4. Появление неситуативно-личностной формы общения, общение с взрослым.

От 5 до 6 лет

Ведущая потребность – потребность в общении, творческая активность

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление элементов произвольности всех психологических процессов.
  2. Общение с взрослыми внеситуативно-личностное.
  3. В общении со сверстником происходит переход от ситуативно-деловой формы к внеситуативно-деловой.
  4. Проявление творческой активности во всех видах деятельность. Развитие фантазии.
  5. Половая идентификация.

Новообразования:

  1. Предвосхищение результата деятельность.
  2. Активная планирующая функция речи.
  3. Внеситиативно-деловая форма общения со сверстниками.

От 6 до 7 лет

Ведущая потребность – общение.

Ведущая деятельность - сюжетно-ролевая игра.

Ведущая функция – воображение.

Особенности возраста:

  1. Проявление произвольности всех психологических процессов. Но не сформирована учебная деятельность школьного типа.
  2. Переход к младшему школьному возрасту.
  3. Проявление 7 лет (капризы, паясничание, демонстративное поведение).
  4. Повышенная чувствительность.
  5. Полное доверие взрослому, принятие точки зрения взрослого. Отношение к взрослому как к единственному источнику достоверного знания.
  6. Ведущим продолжает оставаться нагрядно-образное мышление.

Новообразования:

  1. Внутренний план действий.
  2. Произвольность всех психологических процессов.
  3. Возникновение соподчинения мотивов.
  4. Самосознание. Обобщенное и внеситуативное отношение к себе.
  5. Возникновение первой целостной картины мира.
  6. Появление учебно-познавательного мотива.

 

Цель: охрана и укрепление психического здоровья детей на основе создания психологических условий достижения ими личностных образовательных результатов в процессе освоения образовательных областей.

Задачи: деятельности педагога-психолога:

-определение индивидуальных образовательных потребностей детей;

-предотвращение и преодоление трудностей развития дошкольников;

Создание соответствующих психологических условий для успешного освоения дошкольником образовательных областей.

Срок реализации данной программы 5 лет.

Принципы:

- поддержка разнообразия детства;

-сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

-полноценного проживания ребенком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащении) детского развития;

-создании благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

--содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

-приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи. Общества и государства;

- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка через его включение в различные виды деятельности;

-учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

 

Содержание рабочей программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в дошкольном образовательном учреждении.

Цели деятельности педагога-психолога:

- создание условия для обеспечения полноценного психического и личностного развития детей дошкольного возраста в процессе их воспитания, образования и социализации на базе ДОУ.

- содействие администрации и педагогическому коллективу ДОУ в создании социальной ситуации развития, соответствующей индивидуальности детей и обеспечивающей психологические условия для охраны психологического и психического здоровья детей, их родителей, педагогических работников и других участников образовательного процесса.

- содействие педагогическому коллективу, администрации, родителям в воспитании детей дошкольного возраста, формировании у них социальных качеств личности, способности к активному социальному взаимодействию; педагогической готовности к школьному обучению.

- формирование у детей психологической готовности к решению задач последующих возрастов дошкольников.

Задачи деятельности педагога-психолога:

  • психологический анализ социальной ситуации развития в ДОУ, выявление основных проблем в определении причин их возникновения, путей и средств их разрешения;
  • содействие личностному и интеллектуальному развитию детей в процессе освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования, результатом которого является достижение воспитанниками психологической готовности к школе;
  • формирование у детей способности к контролю и самоорганизации;
  • содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в ДОУ;
  • психологическое обеспечение основной общеобразовательной программы дошкольного образования с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям детей;
  • профилактика и преодоление отклонений в социальном и психологическом здоровье, а также в
    развитии детей;
  • участие в комплексной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ДОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, содействие в обеспечении деятельности педагогов ДОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии.

Деятельность педагога-психолога по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования предполагает решение ряда частных задач:

  • реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития дошкольного возраста;
  • развитие индивидуальных особенностей детей – интересов, способностей, склонностей, чувств и др;
  • создания в ДОУ благоприятного для развития ребенка психологического климата, который определяется продуктивного общения детей с взрослыми и сверстниками и созданием успеха во всех видах деятельности дошкольников;
  • оказания своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и членам педагогического коллектива ДОУ.

Психологическое сопровождение психического и личностного развития детей строится на основе следующих принципов:

- обеспечения права доступности на качественное дошкольное образование;

- сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования;

- гуманизации дошкольного образования, ориентирующий на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве;

- защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования;

- повышения эффективности и качества дошкольного образования;

- обеспечения преемственности с федеральным государственным образовательным стандартом общего образования, основными общеобразовательными программами общего образования;

- оказания помощи родителям в образовании детей дошкольного возраста;

- признания безусловной ценности внутреннего мира ребенка, следования за его внутренним миром;

- создания условий для самостоятельного освоения детьми отношений и осуществления жизненных выборов;

- сотрудничества всех специалистов дошкольного образовательного учреждения в процессе сопровождения ребенка.

Ожидаемые результаты реализации программы.

Предполагается что:

1. Каждому воспитаннику будут предоставлены условия для полноценного личностного роста.

2. Хорошее состояние здоровья детей будет способствовать повышению качества их образования.

3. Обеспечение индивидуального педагогического и медико-социального сопровождения для каждого воспитанника ДОУ – залог успешной адаптации и обучения в школе.

4. Каждой семье будет предоставлена консультативная помощь в воспитании и развитии детей, право участия и контроля качества образовательной программы ДОУ, возможность выбора дополнительного образования.

5. Качество сформированности ключевых компетенций детей будет способствовать успешному обучению ребенка в школе.

6. Реализация программы позволит сделать процесс развития ДОУ в большей степени социально ориентированным.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.02 с.)