Познавательно-речевое развитие 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Познавательно-речевое развитие



«Путешествие в страну красивой грамотной речи»

Проблема развития речи остается одной из актуальных проблем теории и практики. Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Недаром в народе говорится: «Красна птица пером, а человек речью». Речь является чрезвычайно тонкой, сложной и точной формой отражения в человеческом мозгу объективной реальности и представляет собой, по выражению И. П. Павлова, «высший регулятор человеческого поведения».

С развитием общества самым ценным стало время, которого так не хватает. Рабочие дни у родителей стали ненормированными. В погоне за престижной зарплатой многие молодые семьи перекладывают ответственность по воспитанию детей на бабушек, телевизор, воспитателей.

С каждым новым набором можно отметить нарастающую, как ком, проблему нарушения речи, практически через одного дети нуждаются в помощи логопеда.

Среди многих важных задач воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи, речевого общения - одна из главных.

В настоящее время успешное обучение в школе связано с тем, умеет ли ребёнок передавать свои мысли грамотно, связно, обширно; умеет ли он анализировать, обобщать, классифицировать, сопоставлять, делать выводы, творчески подходить к решению поставленных задач.

Главным является качество ее языкового содержания, обеспечивающее высокие результаты труда. Это отражение внутреннего мира, особенностей интеллектуального и духовного развития, что является важной частью профессиональной культуры.

Познавательное развитие ребенка осуществляется под влиянием социальной среды. В процессе общения с окружающими он усваивает язык, а вместе с ним и сложившуюся систему понятий. В результате уже в дошкольном возрасте ребенок овладевает языком настолько, что пользуется им свободно как средством общения.

Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии в изобразительной, музыкальной, литературной деятельности.

Ведущее значение в развитии познавательных способностей дошкольника является - речь. Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому необходимо заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых форм русского языка.

Успех в работе по познавательно-речевому развитию детей зависит от тесной взаимосвязи педагогов, родителей и детей.

Цель которой является:

- объединение усилий взрослых для успешного речевого развития каждого дошкольника;

- формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним;

- уметь правильно реагировать на проблемы и достижения своего ребенка (помогать преодолевать трудности и радоваться его успехам).

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями их воспитанников значительно повышает эффективность педагогического воздействия на детей, позволяет преодолеть многие трудности и проблемы и получить желаемый результат в познавательно - речевом развитии каждого ребенка как в ДОУ так и в семье.

 

Папка-передвижка "Артикуляционная гимнастика"

       Она содержит рекомендации по организации статических и динамических артикуляционных упражнений. Приведены фото иллюстрации по выполнению данных упражнений. Приведены примеры упражнений для укрепления губ, языка, развития движения челюсти. а также содержится наглядный материал по символическим изображениям артикуляционных упражнений, который способствует запоминанию материала.

Артикуляционная гимнастика направлена на решение трех основных задач:        1. развить подвижность языка;

       2. развить подвижность губ;    3. закрепить навык удерживания нижней челюсти в правильном положении. Язык должен легко принимать нужную форму и положение во рту: становиться уже или шире, полностью помещаться за зубами, подтягиваться к глотке. Губы должны округляться, создавать щель, вытягиваться вперед, растягиваться в стороны. На тренировку этих умений и направлены самые простые упражнения. Для профилактики нарушений речи или развития артикуляционного аппарата важно понимать последовательность работы. С ребенком, у которого речи нет или она невнятная, нужно вначале заняться статическими упражнениями, и только потом переходить к динамическим:

•   - статические упражнения – это фиксация мышцы в определенном состоянии в течение 7­10 секунд. Например, вытягивание языка в трубочку, создание «чашечки»;

•   динамические упражнения – это активное движение языком или губами в определенном ритме (7­8 движений сразу). Например, облизать губы, показать «часы». Фиксирующие статические упражнения, помогут понять правильное положение языка и губ.

Самые простые упражнения артикуляционной гимнастики для детей Для правильного развития речевого аппарата в начале тренировок не нужно делать ничего особенного. Все упражнения очень просты и понятны. Повторять каждое упражнение нужно по 6­7 раз. Ежедневные короткие тренировки полезнее, чем продолжительные, но редкие.

1. Показать, как вокруг жарко – открыть рот как можно шире. Смокнуть губы – стало холодно.

2. «Пожалеть» зубки: погладить их язычком из стороны в сторону.        3. Показать «заборчик»: обнажить зубы с напряжением, оскалиться.        4. Покатать «шарик» во рту: надувать щеки, затем сдувать.

       5. «Съесть» варенье, которым предположительно обмазано лицо. Язычок должен дотронуться до обеих щек, потянуться к носу, подбородку.        6. Имитация барабанной дроби, но не пальцами по столу, а язычком по верхним губам.        7. Имитация движений язычка у кошки, вылизывающей свою миску.

       8. «Слоник пьет водичку»: вытянуть губы далеко вперед, представляя, что это хобот слоника, и «набрать водичку», (прихлебывать и причмокивать).        9. «Лошадка»: она фыркает, гарцует (поцокать язычком).

       10. «Где орешек»: языком упираться поочередно в щеки, как будто во рту спрятан грецкий орех. Делать упражнение с максимальным напряжением языка и щек.        11. «Чашечка»: высунуть язычок, прогнут его в форме чашечки.   12. Свернуть язычок в трубочку.

       13. «Показать часики»: подвигать язычком от одного уголка рта к другому, имитируя движения маятника.

       14. Показать «бублик», округлив губы.

       15. Погудеть, как пароход и паровоз: тянуть звуки «Ы», «У» как можно дольше.

Трудно переоценить то значение, которое имеет даже такая простая и понятная артикуляционная гимнастика для детей. Мышцы при регулярных занятиях быстро укрепятся, а двигательные навыки закрепятся.        Самые эффективные упражнения артикуляционной гимнастики для детей Укрепляем губы Развить мышцы губ поможет чередование статических упражнений, которые освоены в блоке самых простых: «Трубочка», «Бублик», «Заборчик», «Слоник». Усложняем работу, последовательно чередуя все эти упражнение, делаем 3­4 цикла.

Для развития подвижности губ осваиваем несколько упражнений:

1. «Любопытный пятачок»: вытянуть губы и двигать ими в разные стороны, потом по кругу, как будто поросенок обнюхивает воздух.        2. «Кусака»: покусывать губы (нижнюю и верхнюю) зубками, делать почесывающие движения.

       3. Чередовать вытягивание губ­ трубочек и улыбку ­заборчик.

       4. «Рыбка»: имитировать движение губ рыбы, легко схлопывая верхнюю и нижнюю губу.

       5. Ухватить пальцами одной руки носогубную складку в области верхней губы, а другой рукой захватить нижнюю губу и растягивать их вертикально.

       6. «Утка»: большие пальцы поставить под нижнюю губу, остальные расположить над верхней, губы вытянуть и массировать, пытаясь придать характерную форму утиного клюва.

       7. Сильно втягивая щеки, резко раскрывать рот. Должен раздаться звук, похожий на «поцелуй».

       8. Очень хорошо укрепляет губы статичное упражнение: надуть щеки изо всех сил и удерживать такое положение как можно дольше. Можно взять в губы карандаш и рисовать в воздухе фигуры или буквы. Или зажать губами салфетку и не давать ее, когда мама тянет за кончик. Фыркать, как лошадь, создавая вибрацию губ с помощью языка        1. «Грибочек»: нужно сделать так, чтобы язычок присосался к небу, и удерживать такое положение в течение нескольких секунд.

2. «Злая кошка»: изогнуть середину языка горочкой, чтобы кончик уперся в центр нижнего ряда зубов. 3. «Жало осы»: сузить язык, чтобы он стал похож на тонкое осиное жало, и вытянуть его вперед. Развиваем нижнюю челюсть от подвижности нижней челюсти во многом зависит, будет ли ребенок правильно артикулировать шипящие звуки.

       Самое простое, что можно сделать, - это делать жевательные движения с сомкнутыми губами.

 Эффективны следующие упражнения. 1. «Птенчик боится»: широко раскрыть рот, оставляя язык спокойно лежать – «сидеть в гнездышке». Уголки губ должны опуститься вниз. Затем закрыть рот. Повторить 5­7 раз, не теряя ритма.

2. «Обезьянка дразнится»: максимально опускать вниз челюсть, одновременно высовывая язык и пытаясь дотронуться им до подбородка.

3. «Акула дышит»: считаем до семи. Каждый счет – одно плавное, острожное, медленное движение. Опустить челюсть (раз), повести ее вправо (два), вернуть на место в нижнем положении (три), повести челюсть влево (четыре), снова вернуть в опущенное центральное положение (пять), выдвинуть вперед (шесть), вернуть в исходное естественное состояние (семь). что занятия важны, Начиная с трехлетнего возраста ребенка нужно вывести на уровень осознанного выполнения упражнений. Мама должна объяснить, и научить малыша контролировать процесс, то есть стараться выполнять все правильно, сравнивая свои действия и мамины в зеркале. Упражнение усвоено, если выполняется безукоризненно, без подсказок и поправок.

    Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста

«Учимся играть правильно»

1. Характеристика речевого развития детей 4 — 5 лет.

2. Рекомендации по развитию речи дошкольников 4 — 5 лет.

3. Игры на развитие речи детей 4 — 5 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 45; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.104.173 (0.01 с.)