Тема 10. Методы расчёта средней цены и индексная оценка динамики цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 10. Методы расчёта средней цены и индексная оценка динамики цен



Важным этапом при статистическом анализе применяемых цен является оценка уровня цен.

Уровень цен - это обобщающий показатель, характеризующий абсолютную или относительную величину цены конкретных товаров (продукции, работ и услуг), отражающую уровень общественных затрат и доходов в конкретный период времени, на конкретной территории и конкретном предприятии. Уровень цен может определяться прямым сопоставлением цен данного (текущего) и какого-либо базисного периода по одинаковой или сходной продукции (т.е. по близким потребительским свойствам товаров) с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.

Таким образом осуществляется прямое измерение динамики цен по изменениям их уровня.

Для анализа уровня цен в практике ценообразования используются данные о средних ценах по однородным товарным группам, которые показывают их обобщенные характеристики.

Широко используется также и расчет общих индексов цен по промышленным и продовольственным товарам, являющийся основным инструментом анализа уровней цен. Последние могут быть оценены и относительно, т.е. в сопоставлении с другими ценами (внутренними и внешними) или иными экономическими показателями.

 

 

Простая средняя арифметическая цена рассчитывается по следующей формуле:

 

где Цi - цена товара; Оi - его объем.

Однако данная формула применяется редко, поскольку в ней не учитываются различия в составе товара.

Для анализа уровня цен наиболее широко применяют среднюю хронологическую, среднюю хронологическую взвешенную, среднюю арифметическую взвешенную, среднюю гармоническую взвешенную цены.

Средняя хронологическая цена рассчитывается по следующей формуле:

 

где Ц1, Ц2, Ц3,..., Цi - цены определенного периода (на начало (или конец) каждого месяца); t - число месяцев в определенном периоде.

Эта формула может применяться в случаях, когда периоды регистрации цен равнозначно отдалены друг от друга (например, моменты регистрации цен фиксированы на начало или конец каждого месяц). Как правило, указанная формула используется в основном при расчете средней цены в целом за год (или полугодие).

Средняя хронологическая взвешенная цена применяется в основном в случаях, если даты регистрации цен расположены неравномерно. Она определяется по следующей формуле:

 

 где Цсрi- средняя цена за конкретный период; ti - число месяцев в определенном периоде.

Средняя арифметическая взвешенная цена применяется в случаях, если регистрируются среднемесячная (среднеквартальная) цена и объем проданных товаров за этот период (или процентные соотношения объемов проданных товаров):

 

где Ц - среднемесячная (среднеквартальная) цена единицы товара; О - объем проданных товаров в натуральных единицах измерения (тоннах, килограммах, литрах, метрах и др.).

Средняя гармоническая взвешенная цена применяется в случаях, если известны объемы продаж товаров в денежном выражении (рублях), соответствующие разным уровням их цен, т.е. в качестве весов применяется стоимостный показатель (можно использовать, например, и число дней торговли). Эта средняя цена рассчитывается по следующей формуле:

где ЦхО - товарооборот в рублях (цена единицы товара, умноженная на объем его продажи).

Важно подчеркнуть, что, помимо изменения номинальных цен, на динамику средних цен значительно влияют неценовые факторы (изменения удельных весов и качества товаров, входящих в данную их группу, ассортимента, географической территории продаж и др.).

Следовательно, средняя цена товарной группы отражает не только показатели изменения цен товаров, но и реальное потребление продукции улучшенного качества по более высоким ценам.

Для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продаж, ассортимента товаров на изменение средних цен можно использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:

 

где Цб и Цо - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Оо - объем проданных товаров в отчетном периоде.

В современных условиях развития экономики страны в качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость фиксированной корзины потребительских товаров и услуг. Этот показатель не только качественно объединяет различные уровни цен, но и отражает цену стоимости жизни и рассчитывается посредством индекса стоимости жизни. При этом также важен вычисляемый индекс уровня жизни, который характеризует изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп и определяется с учетом изменения денежных доходов населения и цен потребительских товаров и услуг.

Таким образом, указанные индексы цен, характеризующие динамику цен, в том числе потребительских товаров (услуг) для населения, и изменения среднего уровня цен разных товаров во времени, по их назначению (формированию) и территориальному признаку, широко используются при статистическом учете и отчетности во всех отраслях национальной экономики страны, на предприятиях (в фирмах, компаниях, концернах, объединениях) различных форм собственности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.42.94 (0.007 с.)