Раздел III. Система и виды цен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Раздел III. Система и виды цен



Раздел III. Система и виды цен

Тема 8. Система цен и взаимозависимость их при формировании

 

Система цен - это совокупность различных цен, используемых всеми отраслями народно-хозяйственного комплекса страны: промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом, связью, торговлей, здравоохранением, культурой, образованием и др. Все действующие в экономике страны цены взаимосвязаны и образуют единую систему, которая находится в постоянном движении под воздействием множества рыночных факторов и в некоторой степени мер государственного регулирования цен. Данная система состоит из отдельных блоков и видов взаимодействующих, взаимообусловленных и взаимозависимых цен. Так, например, цены на промышленную продукцию представлены блоками цен тяжелой, легкой и пищевой промышленности, а в свою очередь цены тяжелой промышленности включают блоки цен топливно-энергетического, машиностроительного, лесного комплексов и производства строительных материалов.

Ведущую роль в рассматриваемой системе играют цены продукции базовых отраслей промышленности (нефтяной, угольной, газовой, энергетической, металлургической, машиностроительной). Поскольку цены взаимосвязаны, то изменение цен, например, энергоносителей оказывает существенное влияние на издержки в большинстве отраслей национальной экономики и соответственно отражается на уровне цен производимой ими продукции. Динамика цен продукции сельского хозяйства воздействует на цены в легкой и пищевой промышленности.

Взаимозависимость цен объясняется тем, что цены формируются по единым методологическим принципам с учетом законов стоимости, спроса и предложения; все субъекты рынка - производители (предприятия, фирмы), продавцы, поставщики, посредники (снабженческо-сбытовые, заготовительные, оптовые организации), потребители (покупатели) взаимодействуют между собой и образуют единый хозяйственный комплекс; существует взаимосвязь всех элементов рыночного хозяйственного механизма.

В каждой из отраслей экономики цены формируются с учетом как общих подходов определения стоимости затрат, произведенных предприятиями, так и специфических особенностей расчета себестоимости продукции в той или иной отрасли.

Тема 9. Классификация цен

 

В зависимости от используемого механизма формирования цен (маркетингового, нормативного, комбинированного) их классификация учитывает различную степень влияния центральных и местных органов управления, в соответствии с которой выделяются три основные группы цен: 1) свободные; 2) регулируемые; 3) фиксированные.

Свободные цены формируются исключительно под воздействием спроса и предложения независимо о т какого-либо прямого влияния государственных органов управления. При их установлении соблюдается лишь формальная процедура: поставщик (или продавец) обязан согласовать с получателем цены поставляемой продукции, а также уведомить покупателей о стоимости своих товаров и услуг. Государство в лице уполномоченных органов управления может воздействовать на свободные цены (их уровень) только косвенно, т.е. путем влияния на конъюнктуру рынка (например, установить «правила игры» с помощью мер, ограничивающих недобросовестную конкуренцию и монополизацию рынка), а также введения ряда запретов (на горизонтальное и вертикальное фиксирование цен, ценовую дискриминацию, демпинг (искусственно уменьшенные цены, возможно, ниже себестоимости продукции), недобросовестную ценовую рекламу).

Свободные цены устанавливаются по согласованию сторон, исходя из конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств продукции, степени новизны товара и его полезности. Свободные оптовые (отпускные) цены и тарифы фиксируются в протоколе согласования, который подписывается руководителями предприятия-изготовителя и предприятия-потребителя, а также в договорах или контрактах на поставку продукции (товара) и в других документах (например, телеграммах, факсах и т.д.), подтверждающих согласие покупателя с уровнем цен и тарифов. На предприятиях торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения на каждое наименование товара (услуги) должен быть составлен реестр свободных розничных цен по установленной форме.

При этом в свободные оптовые (отпускные) цены включаются налоги и сборы (налоги на добавленную стоимость и акцизный), начисляемые и уплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.

В свободной цене реализации продукции учитываются свободная отпускная цена предприятия-изготовителя или цена другого поставщика (цена закупки), а также затраты указанных предприятий по ее закупке, хранению, транспортированию и реализации и необходимая прибыль.

Свободные розничные цены и тарифы на товары и услуги, реализуемые населению, устанавливаются исходя из свободной оптовой (отпускной) цены предприятия-изготовителя или цены другого поставщика (цены закупки) с учетом налога на добавленную стоимость, акциза (по подакцизным товарам) и торговой надбавки.

В свободных оптовых (отпускных) ценах на импортную продукцию учитывается импортная стоимость (фактурная стоимость, указанная в счете поставщика и пересчитанная на рубли по курсу Банка России на день платежа, плюс все расходы по закупке и доставке до границы), а также налог на импорт в размере установленных ставок, таможенная пошлина и возможное вознаграждение внешнеэкономическим и другим организациям, осуществляющим закупки продукции товаров.

Регулируемые цены - это цены, складывающиеся под влиянием спроса и предложения и устанавливаемые соответствующими государственными органами управления (Президентом РФ, Правительством РФ, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления) посредством прямого ограничения роста (снижения) их уровня или введения норм и нормативов (регламентация уровня рентабельности, прибыли, установление предельных цен, выше которых предприятия не могут устанавливать цену своей продукции). Регулируемые цены в свою очередь могут быть гарантированными, рекомендуемыми, лимитными, залоговыми, пороговыми (защитными).

Фиксированные цены - это цены, устанавливаемые на определенном уровне и формируемые на базе нормативного подхода, который, как правило, предполагает не только их блокирование, но и соответствующую фиксацию слагаемых цены (себестоимости и прибыли), осуществляемую на отраслевом или региональном уровне. Фиксированные цены устанавливаются государственными органами управления на ограниченный круг товаров (услуг). При этом изменение указанных цен возможно только по решению государственного органа или субъекта рынка, утвердившего их.

В зависимости от методов взаимного согласования и определения уровня цен продукции (товаров, услуг) между продавцом (производителем, поставщиком) и покупателем (потребителем, заказчиком) при заключении договора (контракта) в хозяйственной практике широко применяется классификация, объединяющая договорные цены. При этом обязательным является соблюдение правил (положений), разрабатываемых органами ценообразования по их согласованию, введению и применению. Договорные цены устанавливаются как на уровне министерств (ведомств), так и отдельных предприятий (объединений, концернов, ассоциаций, организаций, компаний, фирм) и могут отличаться от цен свободного рынка.

В зависимости от вида выпускаемой продукции договорные цены определяются: 1) исходя из уровня цен базового (аналогичного) изделия и потребительских свойств, а также эффективности применения новой продукции при взаимном согласии сторон; 2) на основе расчета экономически обоснованных затрат на производство и реализацию продукции и рентабельности по отношению к себестоимости в размере не выше ее планового уровня на текущий год в целом по предприятию; 3) согласно информации об уровне цен продукции (товаров, услуг), публикуемой в официальной печати.

В настоящее время договорные цены устанавливаются на продукцию производственно-технического назначения, изготовляемую по индивидуальным (разовым) заказам, новую или впервые осваиваемую продукцию серийного (массового) производства, услуги производственного характера, опытные образцы (партии) новых товаров, особо модные изделия в отраслях легкой промышленности, новые виды вторичного сырья, новые непродовольственные товары народного потребления и отдельные виды продовольственных товаров, реализуемые по согласованию с торгующими организациями, конечную продукцию научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, отдельные виды сельскохозяйственной продукции, закупаемые у населения, товары, приобретенные и реализуемые кооперативными организациями.

В зависимости от экономических признаков и особенностей выпускаемой продукции все цены товаров (услуг, работ) классифицируются по видам и разновидностям.

Наиболее важное значение придается классификации цен, в которой отражены направления хозяйственной деятельности, отраслевые признаки и особенности товарного обращения. При этом выделяют следующие виды цен и тарифов:

• оптовые цены продукции промышленности;

• закупочные цены;

• розничные цены;

• цены продукции строительства;

• тарифы пассажирского и грузового транспорта;

• тарифы на услуги, оказываемые населению;

• цены, используемые во внешнеторговом обороте, а также используемые в международной коммерческой деятельности.

1. Оптовые цены продукции промышленности - это цены, по которым реализуется (закупается) продукция предприятий (компаний, фирм), оптово-сбытовых организаций любых форм собственности крупными партиями в порядке оптового оборота. По указанным ценам осуществляется реализация продукции и оптовым покупателям (посредникам). Оптовые цены продукции промышленности в свою очередь подразделяются на два подвида:

А. Оптовые (отпускные) цены предприятия - цены изготовителя продукции. Это цены, по которым предприятие-производитель реализует произведенную продукцию потребителям - другим предприятиям и организациям, оптово-сбытовым и снабженческо-сбытовым организациям, заготовительным и торгово-закупочным предприятиям, оптово-посредническим фирмам, оптовым базам, предприятиям оптовой торговли. При этом важно отметить, что, как правило, оптовая цена устанавливается на товары производственно-технического назначения, а отпускная - на товары народного потребления. В состав оптовой (отпускной) цены предприятия входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль предприятия (фирмы), надбавки (наценки, скидки) к цене; акциз (по подакцизным товарам) и налог на добавленную стоимость (косвенный налог, оплачиваемый потребителем но мере реализации продукции). Входящие в состав оптовой цены предприятия надбавки (наценки, скидки) включают в себя дополнительные расходы (затраты), связанные с повышением (снижением) цен сырья, материалов, дополнительной платой за изготовление изделий с особыми свойствами по заказу, экспорт и сжатые сроки и другие факторы, повлиявшие на изменение затрат при производстве и реализации продукции, с учетом конъюнктуры рынка.

Цена изготовителя продукции тесно связана непосредственно с производством. На основе оптовых цен предприятия осуществляются планирование, анализ и расчет стоимостных показателей его работы. Разновидностью оптовой цены предприятия является трансфертная цена (внутрифирменная заниженная цена), используемая при взаимообмене товарами (услугами). Она обычно применяется при коммерческих операциях между подразделениями одного и того же предприятия, а также разными предприятиями, но входящими в одну ассоциацию (концерн, компанию), в целях увеличения прибыли подразделений и самого предприятия, повышения конкурентоспособности.

Б. Оптовые (отпускные) цены промышленности - цены закупки продукции с НДС посредников. Это цены, по которым предприятия и организации-потребители оплачивают продукцию снабженческо-сбытовым или оптово-сбытовым организациям.

В состав оптовой (отпускной) цены промышленности с НДС входят оптовая (отпускная) цена предприятия, издержки и прибыль снабженческо-сбытовой или оптовой организации, представляющие собой снабженческо-сбытовую надбавку, оптово-сбытовую наценку (скидку) и налог на добавленную стоимость.

Снабженческосбытовая надбавка (наценка) включает расходы по закупке, хранению, комплектации, подсортировке, фасовке, транспортированию и реализации продукции, а также прибыль, необходимую для осуществления нормальной деятельности снабженческо-сбытовых организаций.

Оптовые (отпускные) цены промышленности тесно связаны со сферой обращения - оптовой торговлей. Разновидностью оптовой (отпускной) цены промышленности является биржевая цена (цена биржевого товара или биржевых сделок, торгов), которая складывается из биржевой котировки (цены специально организованного и постоянно действующего рынка товаров) и надбавок или скидок с нее в зависимости от качества товара, удаленности от места поставки, что включается в правила биржи и биржевой контракт, и других отклонений от биржевого стандарта.

Учитываемая в оптовых (отпускных) ценах и тарифах себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой выраженные в денежной форме затраты на производство и реализацию продукции, т.е. стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов; затрат, обусловленных непосредственно технологией и организацией производства, в том числе материальных затрат и расходов на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением других работ и оказанием услуг; затрат на подготовку и освоение производства; затрат, связанных с управлением производством, подготовкой и переподготовкой кадров; налоговых отчислений (страховых взносов) в Пенсионный фонд РФ и другие фонды, в том числе фонды социального страхования, обязательного медицинского страхования и занятости населения, от расходов на оплату труда работников; затрат, связанных со сбытом продукции; других видов затрат, включаемых в себестоимость в соответствии с установленными законодательством лимитами, нормами и нормативами. Данная себестоимость продукции (работ, услуг) рассчитывается в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса РФ и Методическими рекомендациями по применению главы 25 «Налог на прибыль организации» части второй Налогового кодекса РФ, утвержденными приказом Министерства РФ но налогам и сборам 26 февраля 2002 г. № БГ-3-02/98, а также отраслевыми инструкциями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и другими отраслевыми указаниями, касающимся особенностей затрат, включаемых в себестоимость продукции с учетом характера и структуры производства.

Затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), группируются в соответствии с их экономическим содержанием:

• материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

• затраты на оплату труда;

• отчисления на социальные нужды;

• амортизация основных фондов;

• прочие затраты.

Методология формирования себестоимости продукции (работ, услуг) определена нормами и нормативами действующего законодательства (федеральных законов, положений, постановлений, приказов министерств и ведомств).

При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и методы распределения по изделиям и статьям затрат устанавливаются отраслевыми инструкциями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. В перечень статей калькуляции включаются:

Сырье и материалы;

Общехозяйственные расходы;

Потери от брака;

Коммерческие расходы.

В многономенклатурных производствах первые шесть статей обычно относятся к прямым (технологическим) затратам, а остальные - к косвенным (накладным) расходам, связанным с организацией производства и управлением. В простых производствах все затраты рассматриваются как прямые.

Первые десять статей образуют производственную себестоимость. При добавлении к ней коммерческих расходов, включающих в себя расходы по реализации продукции, получают полную (коммерческую) себестоимость.

В состав коммерческих (или, как называли раньше, внепроизводственных) расходов входят затраты, связанные с упаковкой, хранением, транспортированием до пункта, обусловленного договором, погрузкой в транспортные средства (кроме тех случаев, когда они возмещаются покупателями сверх цены на продукцию), рекламой, включая участие в выставках, ярмарках, и другие аналогичные затраты.

В настоящее время на практике большинство коммерческих организаций не пользуется развернутой номенклатурой статей калькуляции, а самостоятельно определяет их состав. При этом обычно выделяют прямые материальные затраты, прямые трудовые затраты с отчислениями на социальные нужды, прочие прямые затраты и накладные расходы. Данный перечень калькуляционных статей в значительной степени приближен к принятой за рубежом классификации затрат, согласно которой выделяют, как правило, три составляющие: прямые материальные затраты, прямую заработную плату и накладные расходы. При этом прямые материальные затраты и прямая заработная плата представляют собой основные расходы.

Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Объясняется это тем, что на предприятиях, работающих в рыночных условиях, часто возникают ситуации, связанные с колебаниями загрузки производственных мощностей. Подобные колебания влекут за собой изменения в объемах продаж. Это в свою очередь существенно влияет на уровень себестоимости продукции и, соответственно, на финансовые результаты.

К переменным затратам относят такие, величина которых меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают затраты на сырье, полуфабрикаты и основные материалы, комплектующие изделия, топливо и энергию для технологических целей, заработную плату основных производственных рабочих и др.

К постоянным затратам относят такие, величина которых не меняется с изменением степени загрузки производственных мощностей (объема выпуска). Сюда включают оплату труда административно-управленческого персонала, амортизацию, арендную плату, проценты по кредитам и др. Следует отметить важнейшую особенность постоянных затрат - с ростом объема производства они уменьшаются в расчете на единицу продукции. Именно поэтому при увеличении загрузки производственных мощностей и росте объемов продаж себестоимость отдельного изделия снижается, что в итоге приводит к росту массы прибыли предприятия.

Входящая в состав оптовых (отпускных) цен и тарифов прибыль предприятия (фирмы, организации) от реализации продукции определяется как разность между чистой выручкой от реализации продукции по оптовым ценам и тарифам, т.е. без учета налогов, платежей, отчислений и сборов, не относящихся на себестоимость, и затратами на их производство и реализацию.

При формировании цен прибыль должна определяться на единицу продукции. Прибыль бывает абсолютной (в стоимостном измерении) и относительной (в процентах к себестоимости продукции, товарообороту, основным фондам). Относительная прибыль более точно отражает финансовое положение предприятия. Уровень прибыли зависит от уровня цен, себестоимости, эффективности хозяйствования.

Для расширенного воспроизводства уровень рентабельности в промышленности должен достигать 25-30%, в сельском хозяйстве - 30-40%, в розничной торговле и общественном питании - 5-10% товарооборота.

После уплаты налогов предприятия (фирмы) получают чистую прибыль, которая направляется в фонд накопления (для осуществления инвестиционных  проектов, подготовки кадров) и фонд потребления (для социальных выплат и проведения мероприятий по социальному развитию).

Включенный в оптовые (отпускные) цены налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным и представляет собой форму изъятия в бюджет части прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процессов производства продукции (товаров, услуг) и вносится в бюджет по мере их реализации.

Входящий в оптовые (отпускные) цены акциз является косвенным налогом, включаемым в цену товара и взимаемым с потребителя. Акциз устанавливается в первую очередь на деликатесные и ювелирные изделия, предметы роскоши, спирт этиловый, спиртосодержащую и алкогольную продукцию (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино натуральное и специальное, пиво), табачные изделия, нефть, газовый конденсат, автомобильный бензин, легковые автомобили, а также на отдельные виды минерального сырья.

2. Закупочные (оптовые) цены - это цены, по которым реализуется сельскохозяйственная продукция сельскими товаропроизводителями: совхозами, госхозами, фермерскими хозяйствами и населением (продукция личных подсобных хозяйств) государственным и коммерческим организациям для потребления и переработки.

В состав закупочной (оптовой) цены входят издержки производства (себестоимость продукции), прибыль сельскохозяйственной организации, надбавки (скидки) к цене. В свободные закупочные отпускные цены посреднической организации дополнительно включаются издержки снабженческо-сбытовой (заготовительной, торгово-закупочной, оптово-посреднической) организации и ее прибыль.

На основе закупочных цен для хозяйств определяются средние цены фактической продажи, в которых учитываются цены и количество продукции, реализованной по различным направлениям (заготовительным и торгово-закупочным организациям, по прямым связям с торговлей, на сельскохозяйственном оптовом рынке (ярмарке)). По закупочным ценам государство приобретает сельскохозяйственные продукты и другие виды товаров у производителей для государственных нужд и для поддержания сельскохозяйственного производства.

Отличие закупочной цены от других видов цен (оптовых и розничных) заключается в том, что в ее состав не включаются налог на добавленную стоимость и акциз. Уровень закупочных цен зависит от уровня оптовых (отпускных) цен промышленной продукции, поставляемой сельскому хозяйству, тарифов на услуги, налогов, эффективности работы самих сельских товаропроизводителей, спроса и предложения.

3. Розничные цены - это цены продажи, по которым товары реализуются в розничной торговой сети индивидуальному или мелкооптовому потребителю, отдельным предприятиям (фирмам, организациям). При этом товар продается поштучно (единично), в развес, мелкими упаковками (партиями).

В состав розничной цены входят оптовая (отпускная) цена промышленности, торговые надбавки (наценки и скидки), представляющие собой издержки обращения торговых, заготовительно-сбытовых организаций и их прибыль, акциз (по подакцизным товарам), налог на добавленную стоимость.

Торговые надбавки (наценки) и скидки предназначены для покрытия расходов (возмещения издержек обращения торговых организаций) и образования необходимой прибыли. Торговые надбавки (наценки) дифференцированы по отдельным товарным группам, географическим районам и устанавливаются (от 20 до 50% и более) самостоятельно торговыми предприятиями с учетом спроса и предложения, но не выше предельных величин, утверждаемых правительством республики, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

Тарифы пассажирского и грузового транспорта - это цены (совокупность ставок оплаты) за перевозки (проезд, перемещение) пассажиров, багажа, грузов, которые взимаются транспортными организациями с населения и отправителей грузов (с учетом погрузочно-разгрузочных работ).

6. Тарифы на услуги, оказываемые населению, - это цены (совокупность ставок оплаты), по которым предприятия (организации, фирмы) реализуют различные услуги, оказываемые населению. По своей сущности эти тарифы являются розничными ценами и формируются в установленном порядке.

Жилищно-коммунальные и отдельные услуги транспорта и связи (почтовой, телефонной, телеграфной и радиосвязи) оплачиваются по тарифам, регулируемым государственными органами исполнительной власти субъектов РФ.

7. Цены, используемые во внешнеторговом обороте, а также в международной коммерческой деятельности представляют собой совокупность цен, действующих на международных рынках и во внешнеторговом обороте отдельных стран. Они являются ценами мирового рынка, т.е. отражают условия производства и реализации продукции в зависимости от места, времени, условий поставки и особенностей договора или контракта и используются при экспорте и импорте, соответственно, вывозимых и ввозимых товаров. По ним осуществляются крупные экспортно-импортные сделки, носящие регулярный характер и предусматривающие платежи в свободно конвертируемой валюте.

Мировые цены складываются под воздействием многих ценообразующих факторов мирового рынка: колебаний валютных курсов, инфляции, изменений соотношения сил на мировом рынке, военных и экономических столкновений, неурожаев, катастроф, конъюнктуры рынка с учетом спроса и предложения.

В качестве цен мирового рынка часто используются экспортные цены крупных компаний, ведущих в мире производителей, известных стран-экспортеров, общепризнанных бирж, аукционов, торгов соответствующей продукцией, а также цены на рынках отдельных стран - основных производителей специализированных товаров.

Установление цен экспортной и импортной продукции является одной из важнейших частей любого контракта на ее поставку. При определении цены в контракте в первую очередь необходимо оговорить базисные условия поставок товара, которые существенным образом влияют на ее уровень.

Базисные условия поставок товара - это комплекс специальных условий, которые четко определяют обязанности обеих сторон по доставке товара и устанавливают момент перехода риска его случайной порчи или гибели с продавца на покупателя. В базисных условиях определена сторона, несущая расходы по транспортировке, доставке, складированию и страхованию товара. В его цену включаются все расходы продавца, связанные с доставкой товара и сопутствующим ей операциям. Таким образом, цена в контрасте зависит от вида базисных условий и обязанностей продавца в соответствии с ними. Поэтому в контракте обязательно должна быть ссылка на перечень международных правил, объясняющих базисные условия согласно внешнеторговой терминологии, т.е. на сборник «Инкотермс» (С 1 января 2011 года вступили в силу новые Инкотермс-2010.).

В условиях перехода России к рыночным отношениям и возрастания объемов экспортно-импортных операций предприниматель должен особое внимание уделять тому виду цен, который будет зафиксирован в контракте. Поэтому важным обстоятельством, от которого в значительной степени зависит величина дохода фирмы от сделки, является правильная фиксация цены в контракте.

Для устранения влияния сезонности, географической обусловленности территории продаж, ассортимента товаров на изменение средних цен можно использовать постоянные веса и рассчитывать их в базисном и отчетном (текущем) периодах по следующим формулам:

 

где Цб и Цо - цена единицы товара соответственно в базисном и отчетном периодах; Оо - объем проданных товаров в отчетном периоде.

В современных условиях развития экономики страны в качестве обобщающего показателя уровня цен можно рассматривать стоимость фиксированной корзины потребительских товаров и услуг. Этот показатель не только качественно объединяет различные уровни цен, но и отражает цену стоимости жизни и рассчитывается посредством индекса стоимости жизни. При этом также важен вычисляемый индекс уровня жизни, который характеризует изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп и определяется с учетом изменения денежных доходов населения и цен потребительских товаров и услуг.

Таким образом, указанные индексы цен, характеризующие динамику цен, в том числе потребительских товаров (услуг) для населения, и изменения среднего уровня цен разных товаров во времени, по их назначению (формированию) и территориальному признаку, широко используются при статистическом учете и отчетности во всех отраслях национальной экономики страны, на предприятиях (в фирмах, компаниях, концернах, объединениях) различных форм собственности.

Раздел III. Система и виды цен



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.151.141 (0.057 с.)