Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Виды, причины и последствия конфликтов
1. Различают четыре типа конфликтов: • внутриличностный конфликт - конфликт, который является следствием расхождения между требованиями долга и совести, между производственными требованиями и личностными потребностями, и т. п.; • межличностный конфликт - распространенный тип конфликта на производстве. Межличностный конфликт проявляет себя при столкновении личностей по различным поводам - несовпадение точек зрения, разные характеры, убеждения и т. д. Его разновидностью является вертикальный конфликт. Суть его в отстаивании интересов подразделения при распределении ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) перед руководством; • конфликт между группой и личностью - конфликт, который возникает, когда групповые нормы поведения, ценности расходятся с таковыми у отдельных членов группы, если они их не принимают; • межгрупповой конфликт - конфликт, который может возникнуть внутри подразделения между неформальными группами или между двумя структурными подразделениями организации. Различают также скрытый и открытый конфликт, естественный и искусственный, создаваемый сознательно (интриги). 2. Причин, порождающих конфликты, достаточно много. Однако в условиях производства их можно систематизировать и объединить в такие группы: • несогласованность и противоречивость целей и задач отдельных подразделений и работников (столкновение руководства с функциональной службой, например по поводу нарушения трудовой дисциплины); • нечеткое разграничение прав и обязанностей; • ограниченность ресурсов (для процесса распределения ресурсов характерно возникновение конфликтов); • недостаточный уровень профессиональной подготовки исполнителя; • необоснованное (в особенности публичное) порицание или похвала «любимчиков»; • различия в манере поведения и жизненном опыте; • неопределенность перспектив роста, повышения зарплаты; • плохие условия работы (температура помещения, неудачная планировка и т. д.); • недостаточное внимание со стороны руководителя (невнимание к нуждам подчиненных, неблагожелательность в отношении к отдельным сотрудникам, нетерпимость к критическим замечаниям и др.); • чувство зависти к более удачливым, обида на несправедливую оценку работы (психологический феномен).
Последствия конфликта могут быть функциональными (позитивными, полезными для организации, отдельного трудового коллектива, работника) и дисфункциональными -негативными и даже разрушительными (падает производительность труда, нарушаются устоявшиеся деловые связи, снижается личная удовлетворенность работой, и т. д.).
Организационный конфликт
1. Организационный конфликт - это противоречие, возникающее между работниками, коллективами организации в процессе их совместной трудовой деятельности из-за противоположности (несовпадения) интересов, отсутствия согласия, даже конфронтации в процессе решения каких-либо деловых вопросов. Для коллектива организации считается нормальным явлением здоровый конфликт. Какова бы ни была природа конфликта, руководитель должен уметь управлять им. Главное при этом - не дать перерасти организационному конфликту в межличностный, носящий нередко разрушительный характер. 2. В основе любого конфликта лежит конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация - это психологическое состояние коллектива, возникающее в результате несоответствия между интересами коллектива организации, подразделения, группы работников или отдельных работников. Конфликтная ситуация предполагает наличие двух структурных составляющих - участников конфликта (оппонентов) и предмета конфликта. Чтобы конфликт начал развиваться, необходим инцидент, когда одна из сторон начинает действовать. Инцидент может возникнуть по воле субъектов конфликта, независимо от их воли, либо даже случайно. 3. Конфликты представляют собой многосторонний, динамичный, развивающийся процесс. Различают три основные стадии развития конфликта: предконфликтная ситуация, собственно конфликт и разрешение конфликта. Предконфликтная ситуация характеризуется наличием предмета - конфликта, оппонентов, но прямого противоборства еще нет. Нет инцидента конфликта. Собственно конфликт - когда в результате инцидента происходят действия, логически вытекающие из сформировавшейся конфликтной ситуации. Личные отношения участников обостряются, а деловые - сводятся к минимуму.
Разрешение конфликта - это такое изменение конфликтной ситуации, когда ликвидируется сам инцидент конфликта в результате вмешательства руководителя, изменения ситуации.
Управление конфликтами
1. В идеале считается, что руководитель (менеджер) должен управлять конфликтами, а не только разрешать (устранять) их. Управление конфликтом заключается в изменении конфликтной ситуации, а при необходимости ее ликвидации (разрешении). Решающим признаком разрешения конфликта является аннулирование инцидента, т. е. предмета, цели, объекта конфликта. Управление конфликтом - это также разъединение оппонентов или перестройка внутриконфликтных отношений. 2. Действия руководителя являются главным средством разрешения конфликтов в трудовых коллективах. Для разрешения конфликта руководитель должен уметь: • объективно оценить сложившуюся ситуацию, и если это действительно так, признать наличие конфликта. Признание наличия конфликта снимет многие отрицательные моменты - недомолвки между работниками, закулисные действия, приблизит конфликт к его разрешению; • отличить повод конфликта от его предмета - непосредственной причины, которая часто объективно или субъективно маскируется; • определить вид конфликта, его стадию, выявить предмет конфликта, цели основных участников (оппонентов) конфликта; • установить, в какой мере предмет разногласий касается организации производства, труда и управления, а в какой - особенностей деловых и личностных отношений конфликтующих сторон; • выяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт. Чтобы управлять конфликтами, руководителю нужно хорошо знать своих подчиненных, их жизнь, взгляды, интересы, запросы, что позволит точнее предвидеть возможный результат конфликта, выбрать наиболее эффективные способы воздействия на ход конфликта. Руководитель не должен устраняться от конфликта в коллективе. Иначе может наступить такая ситуация, когда эмоциональное напряжение, сопровождающее конфликт, резко усилится, связь с причиной конфликта исчезнет, а целью конфликта будет лишь стремление одного оппонента доказать свое превосходство над другими. С этого момента руководитель теряет возможность управлять конфликтом, контролировать ситуацию. На стадии конфликтной ситуации, когда еще нет жестких связей между предконфдиктной ситуацией и непосредственно инцидентом, у руководителя есть возможность направить конфликт в деловое русло: изменить характер отдельных элементов конфликта в направлении ликвидации инцидента, разъединить оппонентов, выявить и устранить свои собственные ошибки в восприятии и анализе причин конфликта.
Общие понятия коммуникации
1. Под коммуникацией понимают обмен информацией между двумя и более людьми. Поэтому коммуникации называют связующими процессами. Эффективным менеджером является тот управленец, который из общего потока коммуникации умеет быстро отбирать информацию, полезную для процесса управления. Выделяются четыре базовых элемента коммуникации: отправитель информации; сообщение - содержание информации; канал передачи информации; получатель - адресат информации.
В процессе передачи информации от отправителя к получателю сообщение может быть искажено или даже полностью утрачено. 2. Обмен информацией впроцессе коммуникации осуществляется в несколько этапов: • формирование идеи сообщения; • выбор канала и кодирование сообщения; • передача сообщения; • декодирование сообщения. В процессе декодирования производится превращение символов отправителя в мысли получателя, который реагирует на сообщение соответствующим образом. Для подтверждения получения сообщения получатель в порядке обратной связи направляет отправителю адекватную информацию. Обратная связь позволяет понять, в какой мере было правильно понято и воспринято исходное сообщение. 3. Коммуникации делятся на две большие группы: • между организацией и внешней средой; • внутри организации. К первой группе относятся средства массовой информации, потребитель, органы государственного регулирования, надзор за качеством, налоговая служба, поставщики, политические партии и т. п. Ряд коммуникаций внутри организации в виде обсуждений, решений, контактов между людьми являются следствием внешней коммуникации. Ко второй группе относятся коммуникации между подразделениями по вертикали и по горизонтали; коммуникации внутри подразделений по уровням производства и управления; межличностные контакты, как формальные, так и неформальные. Особо следует выделить коммуникации руководитель-подчиненный, руководитель-группа подчиненных. Руководитель, реализуя решения среди подчиненных, должен уметь управлять возникающими при этом реакциями. Они заключаются либо в поддержке его решений, либо в проявлении противоречий. Считается, что полная поддержка решений руководителя - это серьезный симптом о неблагополучии в организации, подразделении.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.51.241 (0.009 с.) |