Тема 1 Теоретические основы управленческого учета и управления затратами 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 Теоретические основы управленческого учета и управления затратами



Источники информации УУ

Управленческий учет для целей формирования информационного обеспечения используют внутренние и внешние источники информации, которые в свою очередь можно подразделить на учетные и внеучетные.

К учетным источникам относят:

1. бухгалтерский учет и отчетность.

2. статистический учет и отчетность.

3. оперативный учет и отчетность.

4. выборочные учетные данные

В бухгалтерском учете используются методы сплошного и выборочного наблюдения, строгого документирования, систематизации на счетах, группировки на балансе и других отчетных таблицах, достигается объективная количественная характеристика многообразных хозяйственных операции, а так же оценка совокупности средств по составу и размещению, источникам образования и целевого назначения.

  Статистический учет и отчетность отражает количественную характеристику явлений в увязке с качественной стороной позволяя выделить определенные экономические закономерности.

Оперативный учет и отчетность отличается особенностью обеспечивать более быстрое получение информации по сравнению с бух. и статистическим учетом. (Для управления сбытом невозможно обойтись без оперативных данных о ежедневной (ежесменной) выручке за проданный товар).

Выборочные учетные данные служат для детализации и более глубокой характеристики и представлены в форме эпизодических выборов, наблюдений и углубленных проверок.

К внеучетным источникам относят:

- материалы внутреннего и внешнего аудита;

- материалы лабораторного контроля;

- материалы печати;

- планово-нормативные данные;

- техническая информация (техническая и технологическая документация)

А - производственный учет

Б – финансовый учет (для внутреннего управления)

В – финансовый учет (для внешних пользователей)

Г – налоговый учет

 

В экономическую жизнь нашей страны управленческий учет вошел вместе с возникновением и ростом предприятий, ориентированных на рынок. В конкурентной среде от правильных управленческих решений зависит зачастую не только процветание бизнеса, но и само его существование. В свою очередь, для принятия таких решений необходимо располагать адекватной рыночным отношениям информацией, достаточной для всесторонней оценки ситуации, которую и предоставляет система управленческого учета. В частности, управленческий учет позволяет:

ü обеспечить руководство предприятия информацией о том, каковы консолидированные результаты бизнеса, состоящего из неограниченного количества юридических лиц и структурных подразделений;

ü выявить результаты работы отдельных направлений (ими могут быть виды деятельности, группы товаров или другие элементы, в зависимости от специфики бизнеса), независимо от того, как эти направления распределены между юридическими лицами, входящими в бизнес;

ü оценить результаты работы также и по структурным подразделениям, которыми являются отделы, цеха, юридические лица;

ü осуществить контроль над издержками путем их учета по видам и центрам затрат; собрать статистику о доходах и расходах предприятия в определенном разрезе и выявить общие тенденции;

ü произвести планирование и контроль выполнения бюджета как отдельными центрами затрат, так и бизнесом в целом, включая совокупность юридических лиц;

ü вести оперативный учет расчетов с отдельными контрагентами, взаиморасчетов между собственными юридическими лицами.

 На основе обобщения предложенного материала и литературы по управленческому учету можно сформулировать следующее определение сущности управленческого учета.

Управленческий учет – это установленная в рамках организации система сбора, регистрации, обобщения и представления информации о хозяйственной деятельности организации и ее структурных подразделений, применяемая заинтересованными пользователями в процессе планирования, управления и контроля за этой деятельностью.

То есть сущность управленческого учета состоит в предоставлении информации, которая необходима или может пригодиться менеджерам всех уровней в процессе управления предпринимательской деятельностью в объемах, не присущих финансовому учету. Для этого требуется создание интегрированной системы учета затрат и доходов, нормирования, планирования, контроля и анализа, систематизирующей информацию для оперативных управленческих решений и координации проблем будущего развития предприятия.

Таким образом, можно сделать вывод, что, с одной стороны, управленческий учет является частью информационной системы предприятия, а с другой, – это деятельность, направленная на обеспечение информацией руководства для принятия решений и планирования, оперативного управления и контроля, оценки результатов деятельности организации.

Предметом управленческого учета выступает совокупность объектов в процессе всего цикла управления производством. Содержание предмета раскрывают его многочисленные объекты, которые можно объединить в две группы:

· производственные ресурсы, обеспечивающие целесообразный труд людей в процессе хозяйственной деятельности предприятия;

· хозяйственные процессы и их результаты, составляющие в совокупности производственную деятельность предприятия.

В состав производственных ресурсов входят:

· основные фонды – средства труда (машины, оборудование, производственные здания), их состояние и использование;

· нематериальные активы – объекты долгосрочного вложения (право на землю, товарные знаки), их использование и состояние;

· материальные ресурсы – предметы труда, которые предназначены для обработки в процессе производства при помощи средств труда.

Эти ресурсы в управленческом учете представлены в качестве производственных ресурсов на складах, в кладовых цехов и на участках, складах производственного отдела. Они включают в себя сырье, трудовые ресурсы, которыми располагает предприятие на данный момент, и результат труда.

Ко второй группе объектов управленческого учета относятся следующие виды деятельности:

· снабженческо-заготовительная – приобретение, хранение, обеспечение производства сырьевыми ресурсами, вспомогательными материалами и производственным оборудованием с запасными частями, предназначенными для его содержания и ремонта, а также маркетинговая деятельность, которая связана со снабженческими процессами;

· производственная – процессы, обусловленные технологией производства продукции и состоящие из основных и вспомогательных операций; операции по совершенствованию выпускаемых продуктов и разработке новых;

· финансово-сбытовая – маркетинговые исследования и операции по формированию рынка сбыта продукта; непосредственно сбытовые операции, включая упаковку, транспортировку и другие виды работ; операции, которые содействуют росту объема продаж, начиная от рекламы продукта и заканчивая установлением прямых связей с потребителями; контроль качества выпускаемой продукции;

· организационная – создание организационной структуры предприятия, выделение из системы предприятия функциональных отделов, служб, цехов, участков; организация информационной системы на предприятии с прямой и обратной связью, которая отвечает требованиям внутренних связей между структурными подразделениями, разными уровнями управления.

При построении системы управленческого учета применяются методы, с помощью которых осуществляется системная организация и интеграция существующих баз данных и заново формируемых. Под методом управленческого учета понимается совокупность различных приемов и способов, с помощью которых отражаются объекты управленческого учета в информационной системе организации. Основные из них:

· документирование – полное отображение финансово-хозяйственной деятельности организацеи в первичных документах и на машинных носителях, гарантирующие управленческому учету достаточный объем информации. Первичный учет является основным источником информации для управленческого учета;

· инвентаризация – способ выявления фактического состояния объекта. При помощи инвентаризации проверяются отклонения учетных данных. Инвентаризация способствует сохранности материальных ценностей, контролирует их использование, устанавливает полноту и достоверность учетной информации;

· группировка и оценка, контрольные счета – способ изучения, позволяющий накапливать и систематизировать информацию об объекте в разрезе определенных признаков. Главными признаками группировки объектов управленческого учета считаются: специфика производственной деятельности, технологическая и организационная структура предприятия, организация управления, целевые функции системы управления. Сгруппированная информация об объекте позволяет эффективно ее использовать для оценки результатов деятельности и делать выводы для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Контрольные счета – составная часть элемента классификации, позволяющая хранить информацию. Система контрольных счетов выступает связующим звеном бухгалтерского и управленческого учета и позволяет установить полноту и правильность учетных записей;

· использование данных планирования, нормирования и лимитирования. Под планированием понимается непрерывный циклический процесс, который направлен на приведение в соответствие возможностей предприятия с условиями рынка. Нормирование представляет собой процесс обоснованного расчета оптимальных норм и нормативов, который направлен на обеспечение эффективного использования всех видов ресурсов. Лимитирование включает в себя расчет норм расхода ресурсов на единицу готовой продукции, учетные и контрольные операции;

· контроль – завершающий процесс планирования и анализа, направляющий деятельность организации на выполнение ранее установленных заданий, позволяющий вскрывать и устранять возникающие отклонения;

· анализ. В процессе анализа выявляются взаимозависимости и взаимосвязи между подразделениями по выполнению ранее установленных заданий, отклонения и причины, вызвавшие изменения в результатах и эффективности производства.

В заключение можно отметить, что все элементы метода управленческого учета действуют не изолированно друг от друга, а в совокупности, тем самым позволяя решать задачи управления деятельностью предприятия.

Система управленческого учета является составной частью интегрированной информационной системы организации и предназначена для информационного обеспечения системы управления по функциям управления (планированию, контролю и анализу) на всех уровнях управления (оперативном, тактическом, стратегическом).

В рамках формирования и использования системы управленческого учета решаются следующие основные задачи:

- сбор и регистрация первичной информации;

- передача данных и их обработка;

- хранение информации и группировка данных;

- формирование итоговой отчетной документации по функциям и уровням управления.

Решение задач управленческого учета направлено на информационное обеспечение следующих процедур:

- определение эффективности деятельности отдельных подразделений и организации в целом;

- учет затрат и доходов по местам возникновения, по центрам ответственности и по видам продукции;

- обеспечение системы бюджетирования, планирования, контроля и анализа;

- оценка достоверности формирования нормативной базы.

Таким образом, на базе информации управленческого учета решаются:

ü оперативные задачи, такие как определение безубыточного объема производства, планирование ассортимента и структуры выпускаемой продукции, принятие решений по ценообразованию и т. п.

ü задачи перспективного характера, то есть имеющие долгосрочные стратегическое значение. Например, принятие решений о реструктуризации бизнеса, целесообразности освоения новых видов продукции и т. п.

При разработке системы управленческого учета ее основополагающей функцией должны выступать учет затрат по сферам деятельности и последующее определение эффективности каждой производственной сферы. Такой подход к организации учета допускает выделение в качестве составных частей управленческого учета следующие подсистемы по сферам деятельности:

Þ снабженческую деятельность (подсистема «закупки»);

Þ производственную деятельность, затраты на производство и себестоимость продукции, (подсистема «затраты»);

Þ сбытовую деятельность (подсистема «продажи»);

Þ финансовую деятельность (подсистема «финансы»);

Þ инвестиционную деятельность (подсистема «инвестиции»).

Управление деятельностью организации является сложным и комплексным процессом. Система управленческого учета также сложна и состоит из множества процедур. К тому же состав элементов системы управленческого учета может меняться в зависимости от целей учета. Однако любая система учета, сформированная в организации, отвечает общепринятым принципам.

Принципы управленческого учета:

1. Использование единых для планирования и учета (планово-учетных) единиц измерения. Соблюдение этого принципа в планировании и учете обеспечивает прямую и обратную связь. Планово-учетные единицы раскрывают сущность и различие систем оперативно-производственного планирования на разных его уровнях. С их помощью создается реальная возможность разработки методологии системы учета, основанной на тесной взаимосвязи управленческого учета и финансового учета затрат.

2. Формирование данных, необходимых и достаточных для объективной оценки результатов деятельности организации – один из основополагающих принципов построения управленческого учета. Процесс оценки результатов деятельности предусматривает определение тенденций и перспектив каждого подразделения в формировании прибыли от реализации.

3. Преемственность и многократное использование первичной и промежуточной информации в целях управления, или принцип комплектности. Соблюдение в процессе сбора, обработки и передачи первичных данных этого принципа упрощает систему и делает ее более эффективной. При оперативном управлении информация управленческого учета дополняется финансовыми данными. В свою очередь, данные финансового учета детализируются, дополняются информацией, поступающей от управленческого учета. Сущность принципа заключается в однократности фиксации данных в первичных документах или результатов произведенных расчетов и многократного их использования при всех видах управленческой деятельности без повторной фиксации, регистрации или расчетов.

4. Формирование показателей внутренней отчетности как основы связей между уровнями управления. Управленческий учет позволяет так формировать показатели внутренней отчетности по данным первичного учета, что они образуют систему коммуникаций внутри предприятия. На нулевом уровне возникает учетная информация в первичных документах, отчетах основных и вспомогательных цехов; на первом уровне группируется информация в сводных отчетах отделов, подразделений; на последующих уровнях формируется отчетная сводная документация в функциональных отделах (главного технолога, главного механика, отдела кадров и т. д.). На верхнем уровне происходит обобщение сводной информации, поступившей из структурных подразделений, и преобразование ее в результирующую отчетную документацию отделами – планово-экономическим, бухгалтерией. По данным, содержащимся в этих отчетах, проводят анализ для долгосрочного планирования и прогнозирования.

5. Применение бюджетного (сметного) метода управления затратами, финансами и коммерческой деятельностью. Бюджетный цикл состоит из процедур планирования всех сфер деятельности, отдельных подразделений. Отдельные бюджеты подразделений увязываются в Главный бюджет (Мастер-бюджет) в рамках всей организации. Бюджеты охватывают закупки, производство, реализацию, распределение и финансирование. Одним из этапов бюджетирования является управленческая отчетность, которая позволяет вносить коррективы в бюджеты с учетом изменяющихся условий и отклонений от запланированного уровня.

6. Полнота и аналитичность, обеспечивающие исчерпывающую информацию об объекте учета. Этот принцип определяет, что данные управленческой отчетности должны быть представлены в удобном для анализа виде и не требовать дополнительной аналитической обработки, не предусматривать обратных синтезу (от низших до высших слоев) процедур. Нарушение этого принципа приводит к удорожанию системы и потере оперативности.

7. Периодичность, отражающая производственный и коммерческий циклы организации, установленные учетной политикой. Информация для руководителей необходима в том случае, когда это целесообразно. Сокращение временного плана сокращает точность информации, увеличение временного плана уменьшает актуальность информации. Как правило, разрабатывается график сбора первичных данных, их обработки и группировки в итоговой информации.

8. Непрерывность деятельности организации. Под непрерывностью понимают отсутствие намерения самоликвидироваться, сократить масштабы производства. Она означает, что организация будет развиваться. Этот принцип нацеливает на создание информационного обслуживания решения долгосрочных проблем – анализа конкурентоспособности производства, поставок сырья и материалов, изменения ассортимента и освоения новых видов продукции, инвестиций.

Совокупность перечисленных принципов обеспечивает действенность системы управленческого учета, но не унифицирует учетный процесс.

К основным функциям управленческого учета относят:

· обеспечение руководителей всех уровней управления информацией, необходимой для текущего планирования, контроля и принятияоперативных управленческих решений, т. е. информационная функция;

· формирование информации, которая служит средством внутренней коммуникационной связи между уровнями управления и различными структурными подразделениями одного уровня, т. е. функция обратной связи;

· оперативный контроль и оценка результатов деятельности внутренних подразделений и предприятия в достижении цели, т. е. контрольная функция;

· перспективное планирование и координация развития предприятия в будущем на основе анализа и оценки фактических результатов деятельности, т.е. аналитическая функция.

Как было отмечено выше, управленческий учет является продолжением финансового учета. При этом, оба вида учета тесно переплетаются между собой, имея определенные взаимосвязи и различия.

Взаимосвязь управленческого и финансового учета достигается на основе комплексного использования информации, единства норм и нормативов, а также единства нормативно-справочной информации в целом, дополнения информации одного вида учета данными другого, приближения учетной информации к местам принятия решений, единого подхода к разработке задач управленческого и финансового учета.

Большинство элементов финансового учета можно найти и в управленческом: в обеих системах учета рассматриваются одни и те же хозяйственные операции; на основе производственной или полной себестоимости, рассчитанной в системе управленческого учета, производится балансовая оценка изготовленных активов в системе финансового учета; отдельные методы финансового учета применяются и в управленческом учете; оперативная информация используется не только в управленческом учете, но и для составления финансовых документов.

Однако наиболее важной чертой, объединяющей оба вида учета, является то, что они обеспечивают заинтересованных пользователей информацией, используемой для принятия решений. Таким образом, финансовый и управленческий учет – взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы бухгалтерского учета.

 В то же время каждому виду учета свойственны свои особенности. Сравнивая управленческий и финансовый учет, можно выделить в них и различия. Эти различия для удобства понимания представлены в виде таблицы 1.1.

Таблица 1.1.

Тема 2 Классификация затрат

Важное место в системе управленческого учета занимает понятие затрат и их классификация, так как затраты, возникающие в ходе текущей деятельности предприятия, являются одним из основных объектов управленческого учета. Информация о затратах, формируемая в управленческом учете, важна для организации эффективного управления ими.

Для понимания процедур учета затрат в рамках единой системы бухгалтерского учета, объединяющей такие подсистемы, как финансовый, управленческий и налоговый учет, необходимо конкретизировать используемый при этом понятийный аппарат, регламентирующий отдельные экономические понятия и определенные правила их применения. В экономической литературе и нормативных документах при описании процесса учета затрат применяют такие термины, как «издержки», «затраты» и «расходы». Неправильное определение этих экономических понятий может исказить их экономический смысл.

Издержки характеризуют суммарные «жертвы» предприятия, связанные с выполнением определенных операций при производстве и реализации продукции (работ, услуг). Причем они включают в себя как явные (расчетные), так и вмененные (альтернативные) издержки. Явные издержки представляют собой выраженные в денежной форме фактические затраты, обусловленные приобретением и расходованием разных видов экономических ресурсов в процессе производства и обращения продукции. Альтернативные издержки означают упущенную выгоду предприятия.

В свою очередь, рассматривая издержки производства в качестве объекта учета, следует разграничить такие экономические понятия, как затраты и расходы. Как правило, в теории и практике эти понятия используются как синонимы, хотя по экономическому содержанию они различаются.

Р. Энтони и Дж. Рис в книге «Учет: ситуации и примеры» отмечают, что затраты – самое неопределенное слово в учете, которое употребляется во множестве различных значений. Такое определение затрат позволяет выделить ряд положений:

- они определяются использованием ресурсов;

- их величина представлена в денежном выражении;

- затраты всегда соотносятся с конкретными целями и задачами.

Используя приведенные положения, затраты можно разделить на два вида: затраты организации и затраты на производство.

Затраты организации – это выраженная в денежном эквиваленте величина различных ресурсов, средств, которые были приобретены, имеются в наличии, включая потребленную в процессе производства часть затрат, а также расходы организации, непосредственно не связанные с ее производственно-хозяйственной деятельностью.

Затраты на производство – это стоимость части затрат (ресурсов) организации, которые израсходованы на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг за отчетный период.

Таким образом, понятие «затраты организации» значительно шире, чем понятие «затраты на производство».

Относительно трактовки понятия «расходов» можно отметить следующее. Определение расходов как экономической категории в составе информации, формируемой в бухгалтерском учете, дано в Положении по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99). В нем под расходами понимается уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов (денежных средств, иного имущества) и (или) возникновения обязательств, приводящее к уменьшению капитала этой организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников (собственников имущества). При этом под расходами по обычным видам деятельности понимаются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров.

То есть расходами организации признается стоимость использованных ресурсов, которые полностью потрачены (израсходованы) в течение определенного периода времени для получения дохода. А затраты – это денежная оплата приобретенных товаров и услуг, которая со временем будет вычтена из прибыли. Таким образом, расходы – это часть затрат, которые понесло предприятие в связи с получением дохода в будущем.

В налоговом учете ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Исходя из устоявшихся определений, существующих в налоговом учете, затратами являются потребленные в хозяйственной деятельности ресурсы, еще не признанные расходами и отражаемые в составе незавершенного производства, готовой продукции, отгруженных товаров и т. п. Следовательно, затраты становятся расходами в момент признания дохода, с получением которого связано потребление этих ресурсов, и тогда расходы отражаются уже не на балансовых счетах бухгалтерского учета, а формируют прибыль от реализации товаров и показываются в отчете о прибылях и убытках.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно отметить, что под затратами следует понимать явные (фактические) издержки предприятия, а под расходами – уменьшение средств предприятия или увеличение его долговых обязательств в процессе хозяйственной деятельности. Расходы означают факт использования сырья, материалов или услуг. И лишь в момент реализации предприятие признает свои доходы и связанную с ними часть затрат – расходы.

Следует еще раз подчеркнуть, что важность характеристик понятий затрат и расходов и их определений для рациональной организации и ведения бухгалтерского учета в организациях в условиях рыночной экономики трудно переоценить. Уточнение понятийного аппарата позволяет рационально структурировать методологическую базу концепции развития бухгалтерского учета издержек производства.

Следующим важным аспектом при изучении категории затрат является определение экономически обоснованной классификации затрат по определенным признакам, необходимой для эффективного управления затратами. Это позволяет не только лучше планировать и учитывать затраты, но и точнее их анализировать, а также выявлять определенные соотношения между отдельными видами затрат и исчислять степень их влияния на уровень себестоимости и рентабельности производства.

Общая цель классификации затрат состоит в создании упорядоченной структуры, без которой невозможны эффективное ведение счетов и привязка затрат к объекту. Классификация затрат, по сути, сводится к образованию групп затрат с одинаковыми характеристиками по отношению к установленному объекту затрат. Объект затрат имеет значение, так как он определяет выбор классификации; изменение объекта затрат может изменить категорию конкретных затрат в заданной классификации.

Выделяют два типа классификаций: субъективная и объективная.

Субъективная классификация – это определение и группировка отдельных видов затрат в соответствии с конкретными характеристиками (например, прямые/косвенные или постоянные/переменные).

Привязка субъективной классификации к установленному объекту затрат называется объективной классификацией.

Практика организации управленческого учета предусматривает различные способы классификации затрат. При этом схемы соответствующих классификаций зависят от назначения информации. Пользователи информации, предоставляемой посредством управленческого учета, выделяют направление учета, которое им необходимо для обеспечения информацией по изучаемой проблеме. Под направлением, по которому ведется учет затрат понимается область деятельности либо процесс, где требуется обособленный целенаправленный учет затрат на производство.

Опыт внедрения и использования управленческого учета позволяет выделить следующие основные направления и признаки классификации затрат представлены в табл. 2.1.

Таблица 2.1

Классификация затрат

Признак Виды затрат

Экономическое содержание

Затраты по экономическим элементам: -материальные затраты -расходы на оплату труда -расходы на социальные нужды -амортизационные отчисления -прочие расходы
Затраты по статьям калькуляции (зависят от отраслевой принадлежности). По составу бывают: -одноэлементные (например, основные материалы, заработная плата рабочих) -комплексные (например, коммерческие расходы, расходы на СЭО и др.)

Объект отнесения затрат

Затраты на продукт (входящие в производственную себестоимость) – материализованные производственные затраты: -прямые материальные затраты -прямые трудовые затраты -общепроизводственные затраты
Затраты за период (периодические затраты) – связаны с полученными в течение периода услугами и расходами непроизводственного характера – коммерческие и административные

Отношение к технологическому процессу

Основные – непосредственно связаны с технологическим процессом производства
Накладные – связаны с организацией, обслуживанием производства и управления им

Роль в процессе производства

Производственные – связаны с изготовлением продукции и образуют ее производственную себестоимость
Коммерческие – связаны с процессом продаж и поставок продукции, вместе с производственной образуют полную себестоимость продукции

Способ включения в себестоимость продукции, работ, услуг

Прямые – затраты, которые можно прямо (непосредственно) отнести к какому-либо изделию: -прямые материальные затраты -прямые затраты на оплату труда -прочие прямые затраты
Косвенные –совокупность затрат, которые невозможно отнести на одно конкретное изделие или вид изделий: 1)общепроизводственные                   2)общехозяйственные -расходы на СЭО -общецеховые расходы Распределяются по определенным правилам
Входящие – ресурсы, которые были приобретены, имеются в наличии и, как предполагается, принесут доход в будущем; в бухгалтерском балансе они отражаются как активы
Исходящие – ресурсы, которые были израсходованы для получения доходов и потеряли способность приносить доход в дальнейшем; в бухгалтерской отчетности отражаются как расходы организации

Отношение к объему производства

Переменные – изменяются пропорционально объему производства продукции, работ, услуг
Постоянные – не зависят от объема производства
Суммарные – затраты на весь объем производства
Удельные – затраты на единицу продукции

Отношение к данной проблеме

 

Релевантные – затраты, которые будут зависеть от принятого решения
Нерелевантные – затраты, которые от принятого решения не зависят

Возможность избежать затрат

Устранимые – затраты, которых можно избежать, выбрав другой курс действий
Неустранимые – затраты, которых невозможно избежать ни при каких обстоятельствах
Безвозвратные – затраты, которые уже понесены и вернуть их нельзя никакими управленческими решениями

Учет упущенных выгод

Явные
Альтернативные – характеризуют возможность, которая будет потеряна при принятии того или иного решения

Дополнительные затраты

Приростные затраты – затраты, возникающие дополнительно при принятии какого-либо решения
Маржинальные (предельные) – приростные затраты на единицу продукции

Возможность регулирования

Регулируемые – затраты, изменение и регулирование которых лежит в сфере ответственности данного менеджера
Нерегулируемые – затраты, на которые менеджер на своем уровне ответственности не может повлиять
Чем ниже уровень управления в организационной иерархии, тем более узкий круг затрат подвержен регулированию менеджера этого уровня

Возможность включения в план

Планируемые – затраты, планируемые на определенный объем производства
Незапланированные – затраты, не включаемые в план и отражаемые только в фактической себестоимости продукции (например, потери, брак, удорожание материалов, недостачи и т.п.)

Возможность нормирования

Нормируемые
Ненормируемые

Возможность осуществления контроля над затратами

Контролируемые – размер которых может контролироваться работниками предприятия/подразделения
Неконтролируемые – не поддаются прямому контролю со стороны работников предприятия (например, повышение цен)

Временной период осуществления

Затраты предшествующих периодов (затраты в незавершенном производстве)
Затраты отчетного периода
Расходы будущих периодов – затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к будущим отчетным периодам (например, расходы на подготовку и освоение производства)
Зарезервированные – еще не возникли фактически, но уже включены в затраты на производство продукции на плановую сумму предстоящих затрат (специальные фонды)

Периодичность возникновения

Текущие затраты – затраты, производимые ежедневно или с некоторым интервалом, не реже одного раза в месяц (например, расход сырья, начисление заработной платы)
Единовременные – разово производимые расходы (например, на подготовку к выпуску новой продукции)

Эффективность

Производительные – затраты на производство продукции установленного качества при рациональной технологии и организации труда
Непроизводительные – потери от простоев, брак, сверхурочные работы и т.п.

Предназначение

На производство и реализацию продукции (связаны с простым воспроизводством)
На расширение – связаны с приростом основного и оборотного капитала (инвестиции в расширенное воспроизводство)
На развитие непроизводительной сферы – на поддержание и создание объектов социально-культурного назначения

 


Виды себестоимости

1)Затраты, включаемые в себестоимость

Вид Состав
Технологическая прямые затраты на отдельную операцию
Цеховая совокупность затрат на производство продукции в пределах цеха (прямые затраты и обще производственные расходы)
Производственная цеховая себестоимость + общезаводские затраты + затраты вспомогательных производств
Полная производственная себестоимость + затраты по реализации продукции (коммерческие расходы)

 

2)Временной период составления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.173.112 (0.072 с.)