Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика основных стратегий поведения
· Стратегия избегания, ухода от конфликта. Характерно отсутствие личной настойчивости, равнодушие, при этом проблема продолжает существовать и вскоре усугубляется и разрастается, в результате чего проигрывают обе стороны. Может быть временной тактикой. Условия применения: - в случае ненужности конфликта, - стремление сохранить лицо или отношения, - бездействие (куда кривая вывезет), - предмет конфликта не имеет значения. · Стратегия приспособления, уступка в конфликте. «Войти в положение другого». Альтруизм без учета своих интересов часто воспринимается как слабость натуры. В результате такого исхода одна сторона выигрывает, другая нет. Условия применения: - в условиях полной неопределенности, невозможно просчитать варианты развития событий, - как стратегия «сглаживания», если предмет конфликта не особенно важен, - как стратегия «скрытых действий», при дисбалансе позиций, сил или повышенном риске и издержкам, - как манипулятивная технология, кулуарные переговоры, подкуп, прямой обман и т.д. Рис. 52. Двухмерная модель стратегий поведения в конфликте Томаса-Килмена - Стратегия компромисса предполагает поведение, при котором обе стороны идут на взаимные уступки, но теряют часть своих интересов, нет взаимной удовлетворенности от результатов. В некоторых видах конфликта как классический метод его разрешения. Суть - в управлении конфликтом путем достижения соглашения в ходе переговоров. Условия применения: - Когда цели конфликта достаточно важны, но не стоят больших усилий для его продолжения или нарушения, - Когда баланс сил равный, а цели прямо противоположные, - Для достижения временных соглашений, - Как целесообразное решение при нехватке времени, - При ограниченности ресурсов, - Как выход в условиях, когда сотрудничество или соперничество не дают успеха. Результат компромисса от «выигрыш-выигрыш» до «проигрыш-проигрыш». Компромисс - не самый эффективный способ разрешения конфликтов, считается, что «это хороший зонтик, но плохая крыша». - Стратегия давления, жесткого соперничества борьбы и принуждения. - человек обладает властью или физическим превосходством. После такого конфликта у окружающих складывается неблагоприятное впечатление о победившей стороне, в результате проигрывают обе стороны.
Наиболее деструктивный способ поведения в конфликте, так как не учитываются интересы другой стороны. Связаны со стремлением одной стороны, навязать решение другой стороне. Как соревновательная форма, при наличии «правил игры», наиболее распространена в спорте и бизнесе. Как стратегия поведения, сопровождается обострением конфликта. Может быть целесообразной, если есть непосредственная угроза безопасности или жизни. Условия применения: - когда необходимы быстрые и решительные меры, например в условиях ЧП, - в случае необходимости введения жестких и непопулярных действий, - против социальных групп с деструктивным поведением. Результаты могут быть различными: «выигрыш-проигрыш», «проигрыш-выигрыш», «проигрыш-проигрыш». · Стратегия сотрудничества - самый эффективный и целесообразный способ разрешения конфликта, построен на равенстве позиций, проблема решается на обоюдовыгодной основе, появляются доверие и откровенность по отношению друг к другу и в результате выигрывают обе стороны. Считается, что поиск наилучшего варианта решения конфликта делает из оппонентов партнеров. Необходимые условия для достижения: - умение договориться о природе имеющегося конфликта (у всех участников должно быть одинаковое ее понимание), - выработка единых правил поведения в условиях конфликта, - договоренность о методах, средствах и процедурах разрешения конфликта. Две формы взаимодействия при данной стратегии: консенсус и метод интегративного принятия решений. Практическая конфликтология считает что, как правило, большинство людей используют несколько или даже все стратегии в процессе конфликта. 14.4. Управление конфликтной ситуациейУправление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт. Управление конфликтами как сложный процесс включает следующие виды деятельности: • прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности;
• предупреждение или стимулирование конфликта; • регулирование конфликта; • разрешение конфликта. Содержание управления конфликтами находится в строгом соответствии с их динамикой, которая отражена в табл. 38. Таблица 38 Содержание управления конфликтом и его динамика
Прогнозирование конфликта – это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии. Основными источниками прогнозирования конфликтов является изучение объективных и субъективных условий и факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. В коллективе, например, такими условиями и факторами могут быть: стиль управления; уровень социальной напряженности; социально-психологический климат; лидерство и микрогруппы и другие социально-психологические явления. Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ как общих, так и частных причин конфликтов. Предупреждение конфликта – это действия руководителя, направленные на недопущение возникновения конфликта. Предупреждение конфликтов основывается на их прогнозировании. В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Это так называемая вынужденная форма предупреждения конфликта. Но конфликты можно предупреждать, осуществляя в целом эффективное управление социальной системой. В данном случае управление конфликтом (в том числе и предупреждение конфликта) является составной частью общего процесса управления в этой системе. Основными путями такого предупреждения конфликтов в организациях могут быть: • постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников; • подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей; • соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях, затрагивающих интересы коллектива и личности; • воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др. Подобную форму предупреждения конфликтов в отличие от предыдущей можно назвать превентивной. Стимулирование конфликта – это действия менеджера, направленные на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам. Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными: вынесение проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании, семинаре и т. п.; критика сложившейся ситуации на совещании; выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т. д. Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение которого, как правило, приводит к печальным последствиям. Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
I этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами. II этап. Достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия. III этап. Создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия. Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии, которые представлены в табл. 39. Разрешение конфликта – эти методы управления связаны с завершением конфликта. Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом. Способы разрешения: • административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда и т. п.); • педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т. п.). Разрешение конфликта может быть полным и неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом на пути к его полному разрешению.
Таблица 39
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 64; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.015 с.) |