Периоды разработки концепций научных школ в управлении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периоды разработки концепций научных школ в управлении



Научные школы и подходы Конец Х1Х - ХХ в. 1885 20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 70-е 80-е 90-е
Научное управление Классическая школа Школа человеческих отношений Поведенческие науки Системный подход Ситуационный подход Теории стратегии Теории инноваций Теории лидерства

Значительное внимание Тейлор уделял лучшему использованию производственных фондов предприятия. Требование рационализации распространялось также и на планировку предприятия и цехов. Тейлор один их первых выдвинул тезис о необходимости научного подбора рабочих. Важным вкладом Тейлора в науку об управлении было признание того, что работа по управлению - это определенная специальность. Основной задачей предложенной им системы Тейлор считал сближение интересов всего персонала предприятия. Тем не менее система, разработанная Тейлором, позднее была подвергнута критике, обвинявшей Тейлора в механистическом подходе к управлению и человеку в организации.

Идеи Ф. Тейлора были развиты его последователями, среди которых в первую очередь следует назвать Г. Ганнта, наиболее близкого его ученика. Генри Лоуренс Ганнт (1861 – 1919), американский инженер интересовался не только отдельными операциями и движениями, но и производственными процессами в целом. Ганнт является первооткрывателем в области оперативного управления и календарного планирования деятельности предприятия (графики Ганнта). К числу организационных изобретений можно отнести систему оплаты труда с элементами повременной и сдельной форм оплаты, что позволяло значительно повысить заинтересованность работников. Он подчеркивал ведущую роль человеческого фактора в промышленности.

Френк Гилбрет и его супруга Лилиан Гилбрет были активными продолжателями разработки концепции научного управления. Они занимались вопросами рационализации труда рабочих и исследованием возможностей увеличения выпуска продукции за счет роста производительности труда. Ф. Гилбрет впервые применил кинокамеру для исследования движений рабочих, что позволило ему разработать так называемые «самокарты одновременно выполняемых движений». Л. Гилбрет одна из первых начала заниматься вопросами управления кадрами, их научным подбором, расстановкой и подготовкой. В 1915 г. она стала первой женщиной в США, получившей степень доктора психологии. Ее научные исследования получили практическое применение на американских предприятиях, в частности, были открыты школы по работе с персоналом, где проповедовалась мотивация труда работников на основе вознаграждения и уважения личности.

Значительный вклад в развитие системы Тейлора внес Гарингтон Эмерсон (1853 – 1931). Эмерсон исследовал принципы трудовой деятельности применительно к любому производству независимо от рода его деятельности. В его работе «Двенадцать принципов производительности» (1912) были сформулированы следующие принципы управления, актуальные по сей день:

1. Отчетливо поставленные цели как исходный пункт управления.

2. Здравый смысл, предполагающий признание ошибок и поиск их причин.

3. Компетентная консультация профессионалов и совершенствование процесса управления на основе их рекомендаций.

4. Дисциплина, обеспеченная четкой регламентацией деятельности людей, контролем за ней, своевременным поощрением.

5. Справедливое отношение к персоналу.

6. Быстрый, надежный, точный, полный и постоянный учет.

7. Диспетчеризация работы.

8. Нормы и расписания, способствующие поиску и реализации резервов.

9. Нормализация условий труда.

10. Нормирование операций, стандартизация способов их выполнения и регламентирование времени.

11. Наличие письменных стандартных инструкций.

12. Вознаграждение за производительность.

Генри Форд (1863-1947) продолжил идеи Тейлора в области организации производства. В системе Тейлора центральное место занимал ручной труд, Форд же заменил ручной труд машинным, т.е. сделал дальнейший шаг в развитии системы Тейлора. Основатель американского автомобилестроения разработал теорию, получившую название «фордизм», нашедшую отражение в его книгах «Моя жизнь, мои достижения» и «Сегодня и завтра». Его идеи заключались в том, что труд рабочего должен быть высокопроизводительным и высокооплачиваемым, необходимо обеспечивать наилучшее состояние всех машин, приучать людей уважать окружающих и самих себя. Форд подчеркивал, что одна из целей промышленности – не только снабжать своих потребителей, но и создавать их. Целью своей предпринимательской деятельности Форд видел в служении обществу. Руководствуясь этими принципами, он установил 8-часовой рабочий день, ввел на своих заводах заработную плату, в 2 раза превышающую среднюю по отрасли, так как был убежден, что если его рабочие не будут хорошо зарабатывать, то не смогут быть активными потребителями. Он открыл школы со стипендиями, ремесленные училища, создал социологическую лабораторию для изучения условий труда, быта и досуга рабочих, оперативно внедрял лучшие научно-технические новинки, постоянно заботился о качестве автомобильной продукции и снижении ее цены, развивал систему сервиса, т.о. одним из первых осознав идею социальной ответственности бизнеса перед обществом.

В целом вклад школы научного управления заключался в разработке и внедрении следующих принципов управления:

1. Использование научного анализа для определения оптимальных способов выполнения задач.

2. Отбор работников, наиболее подходящих для выполнения работ и их обучение.

3. Совершенствование материального стимулирования для повышения производительности труда.

4. Отделение планирования и обдумывания от выполнения задач.

5. Выделение менеджмента как самостоятельного вида деятельности, формирование функций управления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.122.4 (0.005 с.)