Глава 1. Введение в теорию управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Введение в теорию управления



 

1.1. Сущность, основные понятия теории управления

Роли и труд менеджера

1.1. Сущность, основные понятия теории управления

 

Понятие «менеджмент» относительно недавно вошло в нашу жизнь. Появление этого термина было обусловлено переходом на рыночные механизмы развития российской экономики и необходимостью изучения зарубежного опыта управления хозяйствующими системами. Сегодня менеджмент ворвался в нашу жизнь и завоевал наши сердца. Необходимость знания и изучения современных концепций менеджмента является составной частью компетенций каждого современного специалиста и управленца, нацеленного на успех. Тем не менее, нельзя отрицать существование теории управления в российской экономической мысли. Распространению теоретических концепций и практического опыта менеджмента зарубежных компаний в нашей стране предшествовал накопленный опыт управления предприятиями плановой экономики в России.

История возникновения понятия «менеджмент» уводит нас на более чем столетие назад, во времена стремительного развития американской экономики. Именно в американской среде бизнеса, характеризующейся невмешательством государства в предпринимательскую деятельность, развитием техники и технологий, большими рынками сбыта и рабочей силы, появлением крупных корпораций-гигантов, простирающих свои производственные и сбытовые сети по всему миру, произошла так называемая «революция менеджеров». Уже в 1920-1930-е годы там была ясно осознана значимость управления, деятельность в области менеджмента превратилась в профессию, область знаний – в самостоятельную дисциплину, а социальный слой – в весьма влиятельную общественную силу. С начала 1990-х гг. в России мы с вами стали современниками подобного общественного процесса. 

Принципиальное отличие менеджмента от других общественных наук является его динамичность, обусловленная постоянными изменениями в социально-экономической среде. Современные предприятия и компании существуют сегодня в хаотичной, стремительно развивающейся бизнес-среде, которая формируется в условиях глобальной конкуренции, быстрых технологических и экономических перемен, лавинообразного потока информации, увеличивающейся сложности бизнеса и глобализации. Скорость изменений стала сегодня настолько высокой, что привела к рождению новой эры бизнеса, и, как следствие, новых направлений и концепций менеджмента, появлению новых способов мышления и восприятия мира. В результате на мировых рынках стали доминировать абсолютно новые фирмы, а из старых мировых гигантов выжили только те, кто сумел научиться двигаться и изменяться быстрее, чем другие компании. Эта новая экономическая и управленческая среда характеризуется частыми технологическими прорывами, быстро меняющимися правилами игры на рынке, формированием нового покупателя, вкусы которого меняются со скоростью появлению рекламы на телевидении.

Общепризнанным является тот факт, что на смену индустриальной пришла «новая экономика», требующая новых компетенций в области менеджмента, базирующаяся на следующих факторах развития:

· знания – интеллектуальный капитал стал стратегическим фактором развития компаний. Товар, как предмет экономических отношений, все больше «развеществляется», выходит на первый план в виде информационных продуктов и интеллектуальных активов, отводя на второй план материальные активы и ценности. Повышение интеллектуальной и информационной насыщенности принятия управленческих решений, новые информационные технологии, создание высоких технологий и инновационных продуктов требуют от менеджера владения компетенциями в области менеджмента знаний;

· постоянные перемены во всех сферах деятельности человека: экономической, политической, социальной, технологической. Это значительно повышает неопределенность и турбулентность среды бизнеса и требует умения предвидеть эти изменения и их последствия, гибко реагировать и приспосабливаться к ним, вводя изменения в организации, обучаясь на основе имеющегося опыта;

·  виртуализация экономики – тенденция «виртуализации» тесно связана с расширением сферы использования информационных технологий, развитием эффективных телекоммуникационных систем и технологий, использующих Интернет. Электронный бизнес сегодня стремительно развивается;.

· глобализация, которая привела к раскрытию экономик, глобальной конкуренции и взаимозависимости бизнесов. Мировой финансовый кризис 2008 г., имеющий негативное воздействие на экономики всех стран, является свидетельством глобализации мировой экономики.

Что же такое менеджмент и кто такой менеджер?

Существует множество определений менеджмента. Это понятие многогранное и может рассматриваться с разных позиций: умение; вид профессиональной деятельности; процесс; наука; аппарат управления. Рассмотрим и сравним следующие определения менеджмента.

М енеджмент – это:

- искусство знать точно, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом (Ф. Тейлор);

- искусство обеспечения выполнения работы другими людьми (М.П. Фоллет);

- умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей (вступительная статья Л.И. Евенко к «Основам менеджмента», М.Х. Мескон, Ф. Хедоури, М. Альберт);

- эффективное и производительное достижение целей организации посредством планирования, организации, руководства и контроля организационных ресурсов (Р.Л. Дафт);

- особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу (П. Друкер);

- сознательное воздействие на объекты, процессы и их участников, осуществляемое в целях придания определенной направленности деятельности и получения желаемых результатов (В.П. Сладкевич, А.Д. Чернявский);

- вид профессиональной деятельности, направленный на оптимизацию человеческих, материальных и финансовых ресурсов для достижения целей организации;

- интеграционный процесс, с помощью которого профессионально подготовленные менеджеры формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения (В.П. Сладкевич, А.Д. Чернявский);

- процесс оптимального распределения и движения ресурсов в хозяйственной организации с заранее заданной целью, по заранее разработанному плану и с непрерывным контролем результатов работы (А.С. Большаков, В.И. Михайлов);

- совокупность методов, принципов, средств и форм управления хозяйственными организациями с целью повышения эффективности их работы (А.С. Большаков, В.И. Михайлов);

- группа лиц, осуществляющих, в рамках предприятия (организации) предпринимательские и управленческие функции; определенная категория людей (социальный слой), осуществляющих управление (В.П. Сладкевич, А.Д. Чернявский).

Менеджер - это:

- это руководитель, т.е. сотрудник организации, имеющий непосредственно подчиненных им работников, занимающий постоянную должность в организации, наделенный полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации;

- менеджеры определяют направление развития своих компаний, выступают в роли лидеров и принимают решение об использовании имеющихся организационных ресурсов для достижения поставленных целей (П. Друкер);

- это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. (О.С. Виханский, А.И. Наумов).

Менеджмент как наука располагает следующими понятиями и категориями:

· цели и задачи управления;

· объекты и субъекты управления;

· функции управления;

· виды менеджмента;

· методы менеджмента;

· принципы управления.

Основной целью менеджмента коммерческой организации является обеспечение прибыльности и доходности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, эффективного использования кадрового потенциала, применения новых технологий. Прибыльность хозяйственной деятельности организации обеспечивается путем максимизации дохода от реализации производимой продукции/услуг, осуществления других операций и минимизации всех затрат.

Реализация цели управления обеспечивается выполнением следующих задач менеджмента:

· анализ и оценка состояния объекта управления;

· разработка стратегии развития организации путем постановки конкретных целей организации, определение их приоритетности и выработка методов их достижения;

· определение необходимых ресурсов (финансовых, трудовых, материальных, информационных) и источников их обеспечения;

· определение полномочий и ответственности каждого должностного лица, проектирование структуры организации;

· определение очередности и последовательности принятия решений;

· подбор, подготовка, расстановка кадров и стимулирование их труда;

· установление учета и контроля при решении поставленных задач.

Объектом управления (то, на что направлено управление) является организация. Организации играютмеют огромную социальную роль, они составляют основу нашего общества и создают совокупный продукт. В современной индустриальной среде, в которой доминируют сложнейшие технологии, организации объединяют в себе знания, людей и материалы и тем самым выполняют задачи, непосильные одному человеку.

Организация – это группа людей, деятельность которой сознательно координируется для достижения общих целей (объединение людей в единое целое для осуществления совместных действий). 

Природа и свойства, формальная структура и поведенческие аспекты объекта управления зависят от вида (операции, проект, система), иерархического уровня (рабочее место, производственный участок, цех, производственное подразделение, предприятие, объединение предприятий) и функциональной области деятельности в организации (финансы, персонал, сбыт, снабжение, маркетинг, производство, инновации) (рис. 1).

В качестве объектов управления могут выступать социальные, технические и биологические системы. Управление социальными системами – это воздействие субъектов управления на деятельность людей, объединенных в социальные группы. Социальное управление включает в себя управление индивидуальной и коллективной деятельностью человека.

 

 

Функциональные области

 


                                                                           

              финансы

                                                                                                  персонал

       сбыт

            снабжение

                     производство

                инновации

 


                                                              операции  проект система Вид объекта

                                                                          рабочее место       

                                                                          участок

                                                       цех

                                                         производство

Уровень объекта               предприятие

                                           объединение предприятий

Рис. 1. Характеристика объекта управления

 

Субъектом управления (тот, кто осуществляет управление) -это является управляющая система – совокупность органов управления организацией, в состав которой входят менеджеры, содержание, формы и методы управления которых зависят от их принадлежности иерархическому уровню в организации.

Всякая организация представляет собой пирамиду, основанную на вертикальном и горизонтальном разделении труда. Разделение большого объема работы на многочисленные специализированные задания позволяет значительно повысить производительность труда и, как следствие, эффективность организации, но в то же время требует осуществления координации и согласованности деятельности между звеньями организационной системы. Сложные организации осуществляют четкое горизонтальное разделение труда за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и достигающие специфические цели. Такие подразделения в организации называются отделами, службами, бюро, подотделами, цехами, участками. Горизонтальное разделение управленческого труда происходит по принципу специализации, сосредоточения на управлении определенной функциональной областью предприятия (управлении производством, маркетинговой деятельностью, финансами, кадрами).

Функциональные менеджеры отвечают за работу функциональных отделов, все сотрудники которых обладают схожими навыками и опытом. Генеральные менеджеры отвечают сразу за несколько выполняющих различные функции отделов.

Координация работы руководителей осуществляется по управленческой вертикали, вплоть до координации работ неуправленческого персонала – людей, физически производящих продукцию или услуги. Вертикальное разделение труда осуществляется по уровням управления по принципу власти, субординации и разделения полномочий (рис. 2). Вне зависимости от того, сколько существует уровней управления, руководителей традиционно делят на три категории: менеджерывысшего, среднего или низового звена (рис. 2).

Руководители низового звена (технического уровня). С этого уровня обычно начинается управленческая карьера менеджера в организации. Руководители первого звена или операционные менеджеры, осуществляют контроль за выполнением производственных заданий для непрерывного обеспечения производственного процесса, отвечают за оптимальное использование имеющихся ресурсов, мотивируют и направляют работников на достижение целей. К операционным менеджерам относятся мастер, заведующий отделом, старший менеджер, бригадир, сержант, заведующий кафедрой. К нНизовомйу уровенью составляют относятся 35-45% руководителей организации.

1 – высший (институциональный) уровень - руководитель организации и его заместители (3-7%);

2 – средний (управленческий) уровень - руководители, не относящиеся к высшему и среднему уровню (50-60%);

  3 – низовой (технический) уровень - руководители, не имеющие в подчинении руководителей (35-45%).

Рис. 2. Уровни управления в организации

 

Руководители среднего звена. Работа младших начальников координируется и контролируется руководителями среднего звена. За последние десятилетия среднее звено управления значительно выросло по численности и значимости. К ним относятся 50-60% общей численности управленческого персонала. В больших организациях может быть несколько промежуточных уровней управления между низовым и высшим звеном. Характер работы руководителей среднего уровня значительно варьируется в зависимости от специфики деятельности организации и внутри фирмы. Они часто возглавляют крупное подразделение или отдел в компании,. Они готовят информацию для решений, принимаемых менеджерами высшего звена, передают эти решения в виде конкретных заданий низовым линейным руководителям, заняты в основном управлением и координацией внутри организации. Руководители среднего уровня, они согласовывают разнообразные формы деятельности и усилия различных подразделений организации, являются связующим звеном между руководителями высшего и низового уровнязвена.

За последние десятилетия деятельность менеджеров претерпела существенные изменения. Традиционная пирамидальная структура организации становится все более плоской из-за сокращения средних звеньев управленческой системы. Несмотря на сокращение доли менеджеров среднего уровнязвена, значение их роли в организации возрастает, им приходится решать все более широкий круг организационных проблем и вопросов, связанных с управлением проектами.

Менеджеры проектов отвечают за реализацию определенной проектной задачи, требующей участия выполняющих различные функции сотрудников. Они обеспечивают эффективную реализацию проекта в рамках заданного плана бюджета и времени, направленного на создание и выведение на рынок нового продукта/услуги, строительство и открытие нового бизнеса или офиса, внедрение новой технологии или оборудования, освоение нового рынка. Управление проектами усложняет работу менеджеров и одновременно делает ее более интересной. Новые условия работы требуют от менеджеров новых навыков: умения вдохновлять и мотивировать группу на выполнение различных функций исполнителей, умения вести переговоры, готовности слушать других и умения четко донести свою точку зрения, умения управлять изменениями и конфликтами.

Руководители высшего звена. Это самое малочисленное звено в управляющей системе - 3-7% от всех руководителей. Они заняты преимущественно разработкой долгосрочных планов, формулированием целей и адаптацией организации к переменам, взаимоотношениями организации с внешней средой и обществом. Топ-менеджеры отвечают за принятие важнейших решений, разрабатывают стратегию организации, осуществляют финансовый контроль. Одними из главных обязанностей руководителя высшего уровня являются осуществление коммуникаций, донесение своего видения организации до ее членов, формирование корпоративной культуры.

Задачи менеджмента определяют его функции. Функции менеджмента – это устойчивый состав видов управленческой деятельности. Авторы известного учебника «Основы менеджмента» М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури рассматривают 4 основные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль. Другие авторы предлагают следующий состав управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и координация (рис. 3).

Планирование как функция управления это определение целей деятельности, необходимых для этого средств, разработка методов достижения целей, прогнозирование будущего развития организации. Планирование определяет место, в котором компания хотела бы оказаться в будущем, и ведущий туда «маршрут».

Организация – формирование структуры организации, обеспечение ее ресурсами: материальными, финансовыми, трудовыми, назначение и распределение рабочих задач в целях их выполнения. Вслед за планированием осуществляется организация, т.е. принятие решений о методах и инструментах выполнения плана.

 

планирование                                                                     организация

 

 

                                            координация

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.1 (0.039 с.)