Смысловое, структурное и интонационное единство частей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Смысловое, структурное и интонационное единство частей



I. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Смысловое, структурное и интонационное единство частей

Сложного предложения.

 

 

Сложным называют предложение, состоящее из двух или нескольких предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство.

Предикативными единицами сложного предложения называются его предикативными частями, а не предложениями, так как они не обладают смысловой и интонационной законченностью. А эти признаки наряду с предикативностью являются определяющими для предложения.

ПРИМЕР: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло, улицы были пусты (А.С. Пушкин).

Смысловое содержание сложного предложения складывается из совокупности содержания, заключенного в его предикативных частях.

Структурное единство предикативных частей сложного предложения состоит в том, что все основные элементы строения сложного предложения связаны друг с другом.

ПРИМЕР: Но он бледнел все больше и больше и чувствовал, что его начинает знобить (С.-Щедрин).

Первая часть этого предложения является неполной, так как глагол-сказуемое чувствовал переходный, а прямое дополнение при нем отсутствует, а вторая часть предложения восполняет структурную неполноту первой.  Части соединены союзом что, перестановка частей недопустима.

Интонационное единство предикативных частей сложного предложения заключается в том, что законченной интонацией сообщения, побуждения, вопроса обладает только сложное предложение в целом?

 

 

Средства выражения синтаксических отношений

 в сложном предложении.

Смысловые и синтаксические отношения между предикативными частями сложного предложения выражаются при помощи следующих средств: союзов и союзных слов, интонации, порядка частей.

Союзы и союзные слова в сложном предложении соединяют его части и обычно передают определенные смысловые отношения. Некоторые союзы и союзные слова синонимически сближаются между собой, отличаясь оттенками значения или стилистической окраской. Союзы соединяют части сложносочиненного и сложноподчиненного предложения.

Интонация служит, прежде всего, для объединения частей сложного предложения в одно целое, так как отдельные части в нем не обладают интонационной законченностью.

Интонация в некоторых случаях может играть смыслоразличительную роль и определяет тип предложения:

а) Вернешься домой, отдохнешь. – это простое предложение с однородными членами, интонация перечисления.

б) Вернешься домой – отдохнешь. – бессоюзное сложное предложение с временными отношениями, выражаемыми особой интонацией.

Порядок частей также служит способом выражения отношений между ними.

Сравните:

а) Стало весело, и ушедшие возвратились.

б) Ушедшие возвратились, и стало весело.

В этих предложениях временные отношения с причинно-следственным оттенком выражены по-разному, в зависимости от порядка следования частей.

Порядок следования частей является обязательным и не подлежит изменению.

При перестановке частей может быть семантический сдвиг (см. выше пример).

 

II. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

ПЛАН

 

1. Типы сложносочиненных предложений по структуре.

2. Синтаксические отношения между частями сложносочиненного предложения.

а) соединительные отношения;

б) противительные отношения;

в) разделительные отношения;

г) присоединительные отношения.

 

III СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ПЛАН

1. Главная и придаточная части предложения, их единство.

2. Классификация сложноподчиненных предложений.

3. Типы сложноподчиненных предложений нерасчленённой структуры.

4. Типы сложноподчиненных предложений расчлененной структуры.

 

 

Типы сложноподчиненных предложений

Нерасчленённой структуры.

Эти предложения делятся в первую очередь в зависимости от лексических и грамматических свойств слов, к которым относится придаточная часть. Поэтому выделяются следующие типы:

1) присубстантивные

2) изъяснительные

3) местоименно-соотносительные

4) прикомпаративные.

Изъяснительные предложения

 

1. Основная особенность – обязательная семантическая неполнота главной части, которая восполняется содержанием придаточной части. Без придаточной главная часть была бы незаконченной и по формальному составу и в смысловом отношении.

2. Придаточная часть в изъяснительных предложениях связана со словами, имеющими значение речи, мысли, восприятия состояния и т.д. Это могут быть слова: сообщать, говорить, думать, видеть, слышать, бояться и др.

                                  ×

Владимир с ужасом увидел, что заехал в незнакомый лес.

3. Придаточная часть может соединятся с главной при помощи союзов как, что, чтобы, как бы, будто, как будто; при помощи союзных словкто, что, где, куда, откуда, какой, чей, который, зачем, сколько и др.

Характеристика союзов

Наиболее употребляемым является союз что.

Союзы чтобы, как бы придают придаточной части модальную окраску желательности, возможности.

ПРИМЕР:

1. Пожелаем, чтоб не меркнул правды луч.

2. Боюсь, как бы при новом-то начальстве не стало хуже.

Союзы будто, как будто придают придаточной части значение сомнительности, предположительности:

Мне показалось, будто в комнате запахло цветами.

Союз как, близок по значению с союзом что, но в отличие от предложений с союзом что предложения с союзом как не только сообщает о каком-то факте, но и обращает внимание на то, как он протекает, логически выделяя сказуемое в придаточной части.

Санин не заметил, как протекал вечер.

 

Характеристика союзных слов.

 

В сложноподчиненном предложении  с изъяснительной придаточной частью союзные слова представляют собой так называемые косвенные вопросы.

1) Оглядел шкатулку, спрашивает, у кого куплена.

                                                                             (Бажов)

2) Петрушка, набожно снявши шляпу, рассматривал, кто, как, в чем и на чем ехал.

                                                                              (Гоголь)

Для изъяснительных предложений типичен такой порядок в расположении частей, когда придаточная часть стоит за главной или вклинивается в неё, непосредственно следуя за словом к которому относится.

 

Задания

Задание 3. В приведенных словосочетаниях определите: 1. неологизмы; 2. индивидуально-авторские окказионализмы.

1. использование гидропоники; 2. применение интерферона; 3. мощный атомоход; 4. бронзы многопудье; 5. царапы пера; 6. развитие космовидения; 7. слушать замагниченно; 8. надежный луноход; 9. ровный лунодром; 10. кинолентин шорох; 11. розовая водь; 12. носятся нэписты; 13. победитель бескультурь; 14. молодой океанолог; 15. запуск лунника; 16. мой ненайденыш; 17. свежеобруганная книга; 18. симпозиум по дизайну; 19. красный фломастер; 20. громкокипящий кубок; 21. молоткастый паспорт; 22. тысячезапахая клумба; 23. спротсмедный лоб; 24. медногорлая сирена.

Ответы: 1. неологизмы:

          2. индивидуально-авторские окказионализмы:

 

Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления». (для студентов педагогического факультета 1 курс)

 

Задание 1. Определите, какие из приведенных слов являются: 1) общеупотребительными; 2) диалектизмами; 3) терминами; 4) жаргонизмами.

Байка, безграничный, трепаться, фонема, кочет, учебник, железо, травматология, рояль, шкет, криница, алиби, синусоида, ужак, практика, дембель, чай, большак, племянник, месяц, клевый.

 

Задание 2. Определите, какие из приведенных диалектизмов являются: 1) собственно-лексическими, 2) словообразовательными, 3) фонетическими, 4) семантическими.

Аржаной «ржаной», векша «белка», рогозиться «озорничать», плотка «плотва», андюк «индюк», петун «петух», сапетка «корзина», пахать «подметать пол», бедаха «бедняга», вышняя «вишня», залиться «утонуть», пахмурный «пасмурный», калужа «лужа», разговористый «разговорчивый», баниться «мыться в бане, париться», авже «уже», беговой «проворный, расторопный», жалковать «сожалеть», взабыль «в самом деле», козюля «змея», знатный «знающий», лопотья «пеленки», млявый «слабый, вялый», лапша «ветряная оспа», засулить «пообещать, посулить», аршан «ключ, родник», одиново «однажды», верхоном «верхом», бодрый «нарядный», баран «вид грибов», гутарить «говорить», горлан «петух».

 

 

Задание 2. Определите степень освоенности подчеркнутых слов. Укажите, какие из них относятся: к экзотизмам, к варваризмам, к лексически освоенным словам.

1. В сырую полночь в начале августа пришла в отряд Левинсона конная эстафета. (А.А. Фадеев)

2. Лицом к Метелице сидел красивый офицер с трубкой в зубах. (А.А. Фадеев)

3. Негр подходит к туше дебелой: «Ай бег ер пардон, мистер Брегг». (В.В. Маяковский)

4. Мистер Баундерби был холост. (Ч. Диккенс)

5. Томас вырос на целый фут с того дня, когда он удосужился взглянуть на сына повнимательней. (Ч. Диккенс)

6. Метелица приняла его за начальника эскадрона. (А.А. Фадеев)

7. Полон страсти, полон жара mia caro; mia caro он любовно ей шептал. (Русская эпиграмма)

8. Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. (В.В. Маяковский)

9. Все клерки, разумеется добросовестны, пунктуальны, прилежны. (Ч. Диккенс)

10. Пред ним rodet leet окровавленный. (А.С. Пушкин)

11. Старик Баундерби вечно хвалился, что в мои годы он жил на два пенса в месяц. (Ч. Диккенс)

12. Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет. (А.С. Пушкин)

13. Космическая метеорология – новая наиболее молодая ветвь современной службы погоды. (газета «Правда»)

14. Кельнеры никак не могли привыкнуть к загадочным посетителям. (И.Г. Эренбург)

15. Облачные вихри, отражающие движение воздуха в тайфунах и ураганах, сразу обратили на себя внимание. (газета «Правда»)

16. Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale. (А.С. Пушкин)

17. – Прошу не забывать, что я здесь в должности, - торжественно сказала миссис Спарсит. (Ч. Диккенс)

18. Проходя по цеху, Крылов наскочил на главного инструктора. (Д. Гранин)

19. Завод переживал неприятности с приводами новой серии специальных контактов. (Д. Гранин)

20. Если это по виду походит на наши пельмени, только крупнее и круглее, возможно, что было хинкали. (Л.М. Леонов)

 

 

Тема: «Словообразование. Способы Словообразования».

Задание 1. Определите способ словообразования.

Ответы: 1. лексико-семантический.

          2. лексико-синтаксический.

          3. морфолого-синтаксический.

          4. морфологический (аффиксальный).

          5. морфологический (сложение).

 

1. Тяжелораненый (боец). 2. Жизнерадостный. 3. Грузоподъемный. 4. Мир (вселенная) и мир (отсутствие войны). 5. Мороженое (сущ.). 6. Мороженщица. 7. Мороженые (яблоки). 8. Открытое (лицо). 9. Открытое (кем-то окно). 10. Открытие. 11. Влагонепроницаемый. 12. Благодаря (чему-то). 13. Четыреста. 14. Металлорежущий. 15. Вышеизложенный. 16. Благодарность. 17. Сплав (леса) и сплав (металлов). 18. Долгожданный. 19. Блестящий (ответ). 20. Блестящий (на солнце). 21. Пятьсот. 22. Сельскохозяйственный. 23. Выдающийся (ученый). 24. Сумасшедший (человек). 25. Ударник (передовик) и ударник (часть затвора в оружии). 26. Мостовая (сущ.). 27. Передняя (часть). 28. Передок. 29. Передняя (сущ.). 30. Перелесок.

 

Задание 2. Определите, каким способом образованы названные ниже слова.

Ответы: 1. суффиксальным

          2. префиксальным

          3. суффиксально-префиксальным

          4. безаффиксным

          5. основосложением

 

1. Разбег. 2. Пригород. 3. Намордник. 4. Ябедник. 5. Приморский. 6. Пришкольный. 7. Шахматный. 8. Бездарь. 9. Диалектико-материалистический. 10. Железобетонный. 11. Сумрак. 12. Вывих. 13. Пятак. 14. Подрамник. 15. Рвань. 16. Зерносушилка. 17. Подземный. 18.Придорожный. 19. Светлокрасный. 20. Пароходный. 21. Неприятель. 22. Предгорье. 23. Чайник. 24. Светотень. 25. Заплыв. 26. Подглазный. 27. Предобеденный. 28. Гниль. 29. Подводник. 30. Машиностроительный.

 

Задание 3. Укажите способ словообразования названных ниже сложных слов.

Ответы: 1. сложение полных основ

          2. сложение основ и аффиксация,

          3. суффиксация

          4. сложение частей слова (слоговой)

          5. инициальный

1. Вагоноремонтный. 2. Грубошерстный. 3. ОЗПИ. 4. Красноречие. 5. Завхоз. 6. Сорвиголова. 7. Историко-революционный. 8. Самокритичный. 9. Четырехгранник. 10. Лесотундра. 11. Литературно-художественный. 12. Исполком. 13. РОНО. 14. Глубокомыслие. 15. Лесовоз. 16. Железнодорожник. 17. Кузбасс. 18. Красноармеец. 19. Зоотехник. 20. Черноземный.

 

Тема: «Словообразование».

Задание 1. Определите характер основы и количество морфем в указанных словах.

Ответы: 1. производная основа, 2. непроизводная основа. Рядом ставите цифру, обозначающую количество морфем. Нулевое окончание учитывать не следует.

 

1. Отвыкнуть. 2. Пшеница. 3. Обижать. 4. Душонка. 5. Сторожил. 6. Государство. 7. Спичка. 8. Свечка. 9. Землячка. 10. Развеваться. 11. Пушок. 12. Порошок. 13. Рубашонка. 14. Копеечка. 15. Консервы. 16. Пешком. 17. Футболист. 18. Работа. 19. Сентиментальность. 20. Семенной. 21. Консервирование. 22. Счастье. 23. Печник. 24. Песок. 25. Переодеть. 26. Довоенный. 27. Целинник. 28. Раздор. 29. Птенец. 30. Заучивать. 31. Рубль. 32. Досрочный. 33. Подстаканник. 34. Подвал. 35. Подвижный. 36. Подвижник. 37. Морковь. 38. Легкий. 39. Кресло. 40. Крендельщик.

 

Задание 2. I Установите, какие морфемы включает производная основа названных ниже слов. II Определите характер непроизводной основы этих слов.

Ответы: I. 1- корень и суффикс

             2- корень и два суффикса

             3- корень и приставку

             4- корень и две приставки

             5- корень, приставку и суффикс

             6- корень, две приставки и два суффикса

             7- корень, две приставки и два суффикса

             8- корень, приставку и два суффикса

         II. 1- свободная основа

              2- связанная основа.

1. Сбавить. 2. Конский. 3. Наладить. 4. Бочонок. 5. Переобуть. 6. Осязание. 7. Переулок. 8. Безотрадный. 9. Сероватенький. 10. Напрасный. 11. Копать. 12. Отбыть. 13. Отвинчивать. 14. Щенок. 15. Загиб. 16. Немецкий. 17. Мамин. 18. Максимальность. 19. Озорник. 20. Отомкнуть. 21. Отвлекать. 22. Подкоп. 23. Малиновый. 24. Думать. 25. Тряпка. 26. Безупречный. 27. Выдувать. 28. Туристический. 29. Прощать. 30. Футурист. 31. Достигать. 32. Свыкнуться. 33. Будильник. 34. Изранить. 35. Напрасный. 36. Строитель. 37. Принять. 38. Пташка. 39. Надтреснутый. 40. Накрошить.

Задания (с ответами)

Задание 3. В приведенных словосочетаниях определите: 1. неологизмы; 2. индивидуально-авторские окказионализмы.

1. использование гидропоники; 2. применение интерферона; 3. мощный атомоход; 4. бронзы многопудье; 5. царапы пера; 6. развитие космовидения; 7. слушать замагниченно; 8. надежный луноход; 9. ровный лунодром; 10. кинолентин шорох; 11. розовая водь; 12. носятся нэписты; 13. победитель бескультурь; 14. молодой океанолог; 15. запуск лунника; 16. мой ненайденыш; 17. свежеобруганная книга; 18. симпозиум по дизайну; 19. красный фломастер; 20. громкокипящий кубок; 21. молоткастый паспорт; 22. тысячезапахая клумба; 23. спротсмедный лоб; 24. медногорлая сирена.

Ответы: 1. неологизмы:

          2. индивидуально-авторские окказионализмы:

 

Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления». (для студентов педагогического факультета 1 курс)

 

Задание 1. Определите, какие из приведенных слов являются: 1) общеупотребительными; 2) диалектизмами; 3) терминами; 4) жаргонизмами.

Байка (диал.), безграничный (общеупот.), трепаться (жарг.), фонема (термин), кочет (диал.), учебник (общеупот.), железо (жарг.), травматология (термин), рояль (общеупот.), шкет (жарг.), криница (диал.), алиби (термин), синусоида (термин), ужак (диал.), практика (общеупот.), дембель (жарг.), чай (общеупот.), большак (даил.), племянник (общеупот.), месяц (общеупот.), клевый (жарг.).

 

Задание 2. Определите, какие из приведенных диалектизмов являются: 1) собственно-лексическими, 2) словообразовательными, 3) фонетическими, 4) семантическими.

Аржаной «ржаной» (фон.), векша «белка» (собст.-лекс.), рогозиться «озорничать» (собст.-лекс.), плотка «плотва» (словообр.), андюк «индюк» (фонет.), петун «петух» (словообр.), сапетка «корзина» (собст.-лекс.), пахать «подметать пол» (семант.), бедаха «бедняга» (словообр.), вышняя «вишня» (фонет.), залиться «утонуть» (семант.), пахмурный «пасмурный» (фонет), калужа «лужа» (собст.-лекс.), разговористый «разговорчивый» (словообр.), баниться «быться в бане, париться» (собст.-лекс.), авже «уже» (фонет.), беговой «проворный, расторопный» (семант.), жалковать «сожалеть» (словообр.), взабыль «в самом деле» (собст.-лекс.), козюля «змея» (собст.-лекс.), знатный «знающий» (семант.), лопотья «пеленки» (собст.-лекс.), млявый «слабый, вялый» (собст.-лекс.),лапша «ветряная оспа» (семант.), засулить «пообещать, посулить» (словооб.), аршан «ключ, родник» (собст.-лекс.), одиново «однажды» (словооб.), верхоном «верхом» (словооб.), бодрый «нарядный» (семант.), баран «вид грибов» (семант.), гутарить «говорить» (собст.-лекс.), горлан «петух» (собст.-лекс.).

 

 

Задание 2. Определите степень освоенности подчеркнутых слов. Укажите, какие из них относятся: к экзотизмам, к варваризмам, к лексически освоенным словам.

1. В сырую полночь в начале августа пришла в отряд Левинсона конная эстафета. (А.А. Фадеев)

2. Лицом к Метелице сидел красивый офицер с трубкой в зубах. (А.А. Фадеев)

3. Негр подходит к туше дебелой: «Ай бег ер пардон, мистер Брегг». (В.В. Маяковский)

4. Мистер Баундерби был холост. (Ч. Диккенс)

5. Томас вырос на целый фут с того дня, когда он удосужился взглянуть на сына повнимательней. (Ч. Диккенс)

6. Метелица приняла его за начальника эскадрона. (А.А. Фадеев)

7. Полон страсти, полон жара mia caro; mia caro он любовно ей шептал. (Русская эпиграмма)

8. Я гайки делаю, а ты для гайки делаешь винты. (В.В. Маяковский)

9. Все клерки, разумеется добросовестны, пунктуальны, прилежны. (Ч. Диккенс)

10. Пред ним rodet leet окровавленный. (А.С. Пушкин)

11. Старик Баундерби вечно хвалился, что в мои годы он жил на два пенса в месяц. (Ч. Диккенс)

12. Вот мой Онегин на свободе;

Острижен по последней моде;

Как dandy лондонский одет –

И наконец увидел свет. (А.С. Пушкин)

13. Космическая метеорология – новая наиболее молодая ветвь современной службы погоды. (газета «Правда»)

14. Кельнеры никак не могли привыкнуть к загадочным посетителям. (И.Г. Эренбург)

15. Облачные вихри, отражающие движение воздуха в тайфунах и ураганах, сразу обратили на себя внимание. (газета «Правда»)

16. Он знал довольно по-латыни,

Чтоб эпиграфы разбирать,

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale. (А.С. Пушкин)

17. – Прошу не забывать, что я здесь в должности, - торжественно сказала миссис Спарсит. (Ч. Диккенс)

18. Проходя по цеху, Крылов наскочил на главного инструктора. (Д. Гранин)

19. Завод переживал неприятности с приводами новой серии специальных контактов. (Д. Гранин)

20. Если это по виду походит на наши пельмени, только крупнее и круглее, возможно, что было хинкали. (Л.М. Леонов)

 

 

Тема: «Словообразование. Способы Словообразования».

Задание 1. Определите способ словообразования.

Ответы: 1. лексико-семантический.

          2. лексико-синтаксический.

          3. морфолого-синтаксический.

          4. морфологический (аффиксальный).

          5. морфологический (сложение).

 

1. Тяжелораненый (боец) (2). 2. Жизнерадостный (5). 3. Грузоподъемный (5). 4. Мир (вселенная) и мир (отсутствие войны) (1). 5. Мороженое (сущ.) (3). 6. Мороженщица (4). 7. Мороженые (яблоки) (4). 8. Открытое (лицо) (3). 9. Открытое (кем-то окно) (4). 10. Открытие (4). 11. Влагонепроницаемый (5). 12. Благодаря (чему-то) (3). 13. Четыреста (?). 14. Металлорежущий (5). 15. Вышеизложенный (2). 16. Благодарность (4). 17. Сплав (леса) и сплав (металлов) (1). 18. Долгожданный (2). 19. Блестящий (ответ) (3). 20. Блестящий (на солнце) (4). 21. Пятьсот (2). 22. Сельскохозяйственный (5). 23. Выдающийся (ученый) (3). 24. Сумасшедший (человек) (2). 25. Ударник (передовик) и ударник (часть затвора в оружии) (1). 26. Мостовая (сущ.) (3). 27. Передняя (часть) (4). 28. Передок (4). 29. Передняя (сущ.) (3). 30. Перелесок (4).

 

Задание 2. Определите, каким способом образованы названные ниже слова.

Ответы: 1. суффиксальным

          2. префиксальным

          3. суффиксально-префиксальным

          4. безаффиксным

          5. основосложением

 

1. Разбег (4). 2. Пригород (2). 3. Намордник (3). 4. Ябедник (1). 5. Приморский (3). 6. Пришкольный (2). 7. Шахматный (1). 8. Бездарь (4). 9. Диалектико-материалистический (5). 10. Железобетонный (1). 11. Сумрак (2). 12. Вывих (4). 13. Пятак (1). 14. Подрамник (3). 15. Рвань (4). 16. Зерносушилка (5). 17. Подземный (3). 18. Придорожный (3). 19. Светлокрасный (5). 20. Пароходный (1). 21. Неприятель (3). 22. Предгорье (3). 23. Чайник (1). 24. Светотень (5). 25. Заплыв (4). 26. Подглазный (3). 27. Предобеденный (2). 28. Гниль (4). 29. Подводник (3). 30. Машиностроительный (5).

 

Задание 3. Укажите способ словообразования названных ниже сложных слов.

Ответы: 1. сложение полных основ

          2. сложение основ и аффиксация,

          3. суффиксация

          4. сложение частей слова (слоговой)

          5. инициальный

1. Вагоноремонтный (1). 2. Грубошерстный (3). 3. ОЗПИ (5). 4. Красноречие (2). 5. Завхоз (4). 6. Сорвиголова (1). 7. Историко-революционный (1). 8. Самокритичный (3). 9. Четырехгранник (2). 10. Лесотундра (1). 11. Литературно-художественный (1). 12. Исполком (4). 13. РОНО (5). 14. Глубокомыслие (2). 15. Лесовоз (1). 16. Железнодорожник (3). 17. Кузбасс (4). 18. Красноармеец (2). 19. Зоотехник (1). 20. Черноземный (3).

 

Тема: «Словообразование».

Задание 1. Определите характер основы и количество морфем в указанных словах.

Ответы: 1. производная основа, 2. непроизводная основа. Рядом ставите цифру, обозначающую количество морфем. Нулевое окончание учитывать не следует.

 

1. Отвыкнуть (1, 4). 2. Пшеница (2,2). 3. Обижать (1, 3). 4. Душонка (1,3). 5. Сторожил (1,3). 6. Государство (2,2). 7. Спичка (2,2). 8. Свечка (1,3). 9. Землячка (1,4). 10. Развеваться (1,5). 11. Пушок (1,2). 12. Порошок (2,1). 13. Рубашонка (1,3). 14. Копеечка (1,3). 15. Консервы (2,2). 16. Пешком (1,3). 17. Футболист (1,2). 18. Работа (2,2). 19. Сентиментальность (1,3). 20. Семенной (1,4). 21. Консервирование (1,5). 22. Счастье (2,2). 23. Печник (1,3). 24. Песок (2,1). 25. Переодеть (1,4). 26. Довоенный (1,4). 27. Целинник (1,4). 28. Раздор (2,1). 29. Птенец (1,2). 30. Заучивать (1,4). 31. Рубль (2,1). 32. Досрочный (1,4). 33. Подстаканник (1,3). 34. Подвал (2,1). 35. Подвижный (1,4). 36. Подвижник (1,3). 37. Морковь (2,1). 38. Легкий (1,3). 39. Кресло (2,2). 40. Крендельщик (1,2).

 

Задание 2. I Установите, какие морфемы включает производная основа названных ниже слов. II Определите характер непроизводной основы этих слов.

Ответы: I. 1- корень и суффикс

             2- корень и два суффикса

             3- корень и приставку

             4- корень и две приставки

             5- корень, приставку и суффикс

             6- корень, две приставки и два суффикса

             7- корень, две приставки и два суффикса

             8- корень, приставку и два суффикса

         II. 1- свободная основа

              2- связанная основа.

1. Сбавить (5,2). 2. Конский (1,1). 3. Наладить (5,1). 4. Бочонок (1,1). 5. Переобуть (4,2). 6. Осязание (1,1). 7. Переулок (5,2). 8. Безотрадный (6,1). 9. Сероватенький (2,1). 10. Напрасный (1,2). 11. Копать (1,2). 12. Отбыть (3,1). 13. Отвинчивать (5,1). 14. Щенок (1,2). 15. Загиб (3,2). 16. Немецкий (2,2). 17. Мамин (1,1). 18. Максимальность (2,2). 19. Озорник (2,2). 20. Отомкнуть (5,2). 21. Отвлекать (5,1). 22. Подкоп (5,2). 23. Малиновый (1,1). 24. Думать (1,1). 25. Тряпка (1,2). 26. Безупречный (6,2). 27. Выдувать (5,1). 28. Туристический (2,1). 29. Прощать (1,1). 30. Футурист (1,2). 31. Достигать (5,2). 32. Свыкнуться (5,2). 33. Будильник (2,1). 34. Изранить (5,1). 35. Напрасный (1,2). 36. Строитель (2,1). 37. Принять (3,2). 38. Пташка (2,2). 39. Надтреснутый (8,1). 40. Накрошить (5,1).

 

I. СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

 

Смысловое, структурное и интонационное единство частей

Сложного предложения.

 

 

Сложным называют предложение, состоящее из двух или нескольких предикативных частей, образующих смысловое, структурное и интонационное единство.

Предикативными единицами сложного предложения называются его предикативными частями, а не предложениями, так как они не обладают смысловой и интонационной законченностью. А эти признаки наряду с предикативностью являются определяющими для предложения.

ПРИМЕР: Погода была ужасная: ветер выл, мокрый снег падал хлопьями; фонари светили тускло, улицы были пусты (А.С. Пушкин).

Смысловое содержание сложного предложения складывается из совокупности содержания, заключенного в его предикативных частях.

Структурное единство предикативных частей сложного предложения состоит в том, что все основные элементы строения сложного предложения связаны друг с другом.

ПРИМЕР: Но он бледнел все больше и больше и чувствовал, что его начинает знобить (С.-Щедрин).

Первая часть этого предложения является неполной, так как глагол-сказуемое чувствовал переходный, а прямое дополнение при нем отсутствует, а вторая часть предложения восполняет структурную неполноту первой.  Части соединены союзом что, перестановка частей недопустима.

Интонационное единство предикативных частей сложного предложения заключается в том, что законченной интонацией сообщения, побуждения, вопроса обладает только сложное предложение в целом?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.27.21 (0.131 с.)