Тема: «лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса».



Задание 1.Определите, какие из приведенных устаревших слов относятся к историзмам; к архаизмам.

1.перст, 2. фельдъегерь, 3. дворня, 4. рекрут, 5. пашпорт, 6.супротивляться, 7. вопрошать, 8. чело, 9. оброк, 10. стрелец, 11. хладный, 12. трактир, 13. дружество, 14. полицмейстер, 15. ликбез, 16. пиит, 17. рыбарь, 18. оный, 19. гошпиталь, 20. кирасир, 21. гувернер, 22. льзя, 23. унтер-офицер.

Ответ: архаизмы:

       историзмы:

 

Задание 2. Определите разновидность архаизмов: 1. собственно-лексические; 2. лексико-словообразовательные; 3. лексико-фонетические; 4. лексико-семантические.

собственно-лексические 1 лексико-словообразовательные 2 лексико-фонетические 3 лексико-семантические 4

 

1. Наскоро одевшись, он подошел к окну, приподнял толстую штофную гардину, а за ней белую стору. (Достоевский Ф.М.)

2. Меч острый на бедре сияет, копье десницу водружает. (Пушкин А.С.)

3. Полезен русскому здоровью наш укрепительный мороз. (Пушкин А.С.)

4. Чинят свидетелям допрос. (Михалков С.)

5. Охотно слушал философические рассуждения и сам писал стихи не хуже Кутулла. (Пушкин А.С.)

6. Где его пашпорт? (Пушкин А.С.)

7. Ланиты, ярче вешних роз, играют холодом и кровью. (Пушкин А.С.)

8. Разбойник… командиров увещевал не супротивляться. (Пушкин А.С.)

9. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? (Пушкин А.С.)

10. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. (Пушкин А.С.)

11. В Москву переведен через мое содейство. (Грибоедов А.С.)

12. Я узнал, что его зовут Иваном Иванович Зуриным, что стоит он в трактире. (Пушкин А.С.)

13. Возвратясь в нумер около полуночи, он потребовал шампанского, гаванских сигар. (Достоевский Ф.М.)

14. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (Пушкин А.С.)

15. Барыня обратила внимание на его радение. (Тургенев И.С.)

16. И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами. (Пушкин А.С.)

17. Схвачен был башкирец с возмутительными листами. (Пушкин А.С.)

18. А у дочки просто нервический припадок. (Лермонтов М.Ю.)

19.Шуми, шуми послушное вертило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (Пушкин А.С.)

20. Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу. (Пушкин А.С.)

21. Сломай свой циркуль геометра, прими доспех на рамена. (Брюсов В.Я.)

22. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни.

23. Она так и рухнулась. (Достоевский Ф.М.)

24. Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся. (Толстой Л.Н.)

25. Я поехал с равнодушием, которым был обязан пребыванию моему между азиатцами. (Пушкин А.С.)

 

Задание 3. В приведенных словосочетаниях определите: 1. неологизмы; 2. индивидуально-авторские окказионализмы.

1. использование гидропоники; 2. применение интерферона; 3. мощный атомоход; 4. бронзы многопудье; 5. царапы пера; 6. развитие космовидения; 7. слушать замагниченно; 8. надежный луноход; 9. ровный лунодром; 10. кинолентин шорох; 11. розовая водь; 12. носятся нэписты; 13. победитель бескультурь; 14. молодой океанолог; 15. запуск лунника; 16. мой ненайденыш; 17. свежеобруганная книга; 18. симпозиум по дизайну; 19. красный фломастер; 20. громкокипящий кубок; 21. молоткастый паспорт; 22. тысячезапахая клумба; 23. спротсмедный лоб; 24. медногорлая сирена.

Ответы: 1. неологизмы:

          2. индивидуально-авторские окказионализмы:

 

Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления». (для студентов педагогического факультета 1 курс)

 

Задание 1. Определите, какие из приведенных слов являются: 1) общеупотребительными; 2) диалектизмами; 3) терминами; 4) жаргонизмами.

Байка, безграничный, трепаться, фонема, кочет, учебник, железо, травматология, рояль, шкет, криница, алиби, синусоида, ужак, практика, дембель, чай, большак, племянник, месяц, клевый.

 

Задание 2. Определите, какие из приведенных диалектизмов являются: 1) собственно-лексическими, 2) словообразовательными, 3) фонетическими, 4) семантическими.

Аржаной «ржаной», векша «белка», рогозиться «озорничать», плотка «плотва», андюк «индюк», петун «петух», сапетка «корзина», пахать «подметать пол», бедаха «бедняга», вышняя «вишня», залиться «утонуть», пахмурный «пасмурный», калужа «лужа», разговористый «разговорчивый», баниться «мыться в бане, париться», авже «уже», беговой «проворный, расторопный», жалковать «сожалеть», взабыль «в самом деле», козюля «змея», знатный «знающий», лопотья «пеленки», млявый «слабый, вялый», лапша «ветряная оспа», засулить «пообещать, посулить», аршан «ключ, родник», одиново «однажды», верхоном «верхом», бодрый «нарядный», баран «вид грибов», гутарить «говорить», горлан «петух».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.137.243 (0.004 с.)