Тема: «лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «лексика русского языка с точки зрения ее активного и пассивного запаса».



Задание 1.Определите, какие из приведенных устаревших слов относятся к историзмам; к архаизмам.

1.перст, 2. фельдъегерь, 3. дворня, 4. рекрут, 5. пашпорт, 6.супротивляться, 7. вопрошать, 8. чело, 9. оброк, 10. стрелец, 11. хладный, 12. трактир, 13. дружество, 14. полицмейстер, 15. ликбез, 16. пиит, 17. рыбарь, 18. оный, 19. гошпиталь, 20. кирасир, 21. гувернер, 22. льзя, 23. унтер-офицер.

Ответ: архаизмы:

       историзмы:

 

Задание 2. Определите разновидность архаизмов: 1. собственно-лексические; 2. лексико-словообразовательные; 3. лексико-фонетические; 4. лексико-семантические.

собственно-лексические 1 лексико-словообразовательные 2 лексико-фонетические 3 лексико-семантические 4

 

1. Наскоро одевшись, он подошел к окну, приподнял толстую штофную гардину, а за ней белую стору. (Достоевский Ф.М.)

2. Меч острый на бедре сияет, копье десницу водружает. (Пушкин А.С.)

3. Полезен русскому здоровью наш укрепительный мороз. (Пушкин А.С.)

4. Чинят свидетелям допрос. (Михалков С.)

5. Охотно слушал философические рассуждения и сам писал стихи не хуже Кутулла. (Пушкин А.С.)

6. Где его пашпорт? (Пушкин А.С.)

7. Ланиты, ярче вешних роз, играют холодом и кровью. (Пушкин А.С.)

8. Разбойник… командиров увещевал не супротивляться. (Пушкин А.С.)

9. Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? (Пушкин А.С.)

10. Любовь и дружество до вас дойдут сквозь мрачные затворы. (Пушкин А.С.)

11. В Москву переведен через мое содейство. (Грибоедов А.С.)

12. Я узнал, что его зовут Иваном Иванович Зуриным, что стоит он в трактире. (Пушкин А.С.)

13. Возвратясь в нумер около полуночи, он потребовал шампанского, гаванских сигар. (Достоевский Ф.М.)

14. И славен буду я, доколь в подлунном мире жив будет хоть один пиит. (Пушкин А.С.)

15. Барыня обратила внимание на его радение. (Тургенев И.С.)

16. И царица хохотать, и плечами пожимать, и подмигивать глазами, и прищелкивать перстами. (Пушкин А.С.)

17. Схвачен был башкирец с возмутительными листами. (Пушкин А.С.)

18. А у дочки просто нервический припадок. (Лермонтов М.Ю.)

19.Шуми, шуми послушное вертило, волнуйся подо мной угрюмый океан. (Пушкин А.С.)

20. Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу. (Пушкин А.С.)

21. Сломай свой циркуль геометра, прими доспех на рамена. (Брюсов В.Я.)

22. Куда, куда вы удалились, весны моей златые дни.

23. Она так и рухнулась. (Достоевский Ф.М.)

24. Швейцар угрюмо дернул снурок наверх и отвернулся. (Толстой Л.Н.)

25. Я поехал с равнодушием, которым был обязан пребыванию моему между азиатцами. (Пушкин А.С.)

 

Задание 3. В приведенных словосочетаниях определите: 1. неологизмы; 2. индивидуально-авторские окказионализмы.

1. использование гидропоники; 2. применение интерферона; 3. мощный атомоход; 4. бронзы многопудье; 5. царапы пера; 6. развитие космовидения; 7. слушать замагниченно; 8. надежный луноход; 9. ровный лунодром; 10. кинолентин шорох; 11. розовая водь; 12. носятся нэписты; 13. победитель бескультурь; 14. молодой океанолог; 15. запуск лунника; 16. мой ненайденыш; 17. свежеобруганная книга; 18. симпозиум по дизайну; 19. красный фломастер; 20. громкокипящий кубок; 21. молоткастый паспорт; 22. тысячезапахая клумба; 23. спротсмедный лоб; 24. медногорлая сирена.

Ответы: 1. неологизмы:

          2. индивидуально-авторские окказионализмы:

 

Тема: «Лексика русского языка с точки зрения сферы употребления». (для студентов педагогического факультета 1 курс)

 

Задание 1. Определите, какие из приведенных слов являются: 1) общеупотребительными; 2) диалектизмами; 3) терминами; 4) жаргонизмами.

Байка (диал.), безграничный (общеупот.), трепаться (жарг.), фонема (термин), кочет (диал.), учебник (общеупот.), железо (жарг.), травматология (термин), рояль (общеупот.), шкет (жарг.), криница (диал.), алиби (термин), синусоида (термин), ужак (диал.), практика (общеупот.), дембель (жарг.), чай (общеупот.), большак (даил.), племянник (общеупот.), месяц (общеупот.), клевый (жарг.).

 

Задание 2. Определите, какие из приведенных диалектизмов являются: 1) собственно-лексическими, 2) словообразовательными, 3) фонетическими, 4) семантическими.

Аржаной «ржаной» (фон.), векша «белка» (собст.-лекс.), рогозиться «озорничать» (собст.-лекс.), плотка «плотва» (словообр.), андюк «индюк» (фонет.), петун «петух» (словообр.), сапетка «корзина» (собст.-лекс.), пахать «подметать пол» (семант.), бедаха «бедняга» (словообр.), вышняя «вишня» (фонет.), залиться «утонуть» (семант.), пахмурный «пасмурный» (фонет), калужа «лужа» (собст.-лекс.), разговористый «разговорчивый» (словообр.), баниться «быться в бане, париться» (собст.-лекс.), авже «уже» (фонет.), беговой «проворный, расторопный» (семант.), жалковать «сожалеть» (словообр.), взабыль «в самом деле» (собст.-лекс.), козюля «змея» (собст.-лекс.), знатный «знающий» (семант.), лопотья «пеленки» (собст.-лекс.), млявый «слабый, вялый» (собст.-лекс.),лапша «ветряная оспа» (семант.), засулить «пообещать, посулить» (словооб.), аршан «ключ, родник» (собст.-лекс.), одиново «однажды» (словооб.), верхоном «верхом» (словооб.), бодрый «нарядный» (семант.), баран «вид грибов» (семант.), гутарить «говорить» (собст.-лекс.), горлан «петух» (собст.-лекс.).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.128.129 (0.006 с.)