Игровая терапия, центрированная на клиенте, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игровая терапия, центрированная на клиенте,



Развитие идей терапевтов в этом направлении изучено и расширено К. Роджерсом.

Цель такой терапии — не менять и не переделывать ре­бенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать ему возможность быть самим собой. Игро­вой терапевт не пытается вырастить ребенка, а каждому создает оптимальные условия для роста и развития, самоактуализации ребёнка.

Цели коррекции могут быть конкретизированы в виде следующих задач:

     - расширение репертуара форм самовыражения ре­бенка;

- оптимизация коммуникаций в системе отношений «ре­бенок — взрослый»;

- повышение уровня социальной компетентности ребенка в его взаимодействии со сверстниками;

- развитие способности эмоциональной саморегуляции и достижение эмоциональной устойчивости за счет осоз­нания ребенком (с помощью взрослого) своих эмо­ций, чувств и переживаний;

- оптимизация развития «Я-концепщш»;

- повышение степени самопринятия и формирование чувства «Я».

Основными показаниями для проведения этого вида игротерапии выступают:

- нарушение роста «Я», отражающееся в нарушениях поведения и дисгармоничности «Я-концепции»;

- низкая степень самопринятия (низкая самооценка Я-реального), сомнение и неуверен­ность в возможностях собственного личностного роста;

- высокая социальная тревожность и враждебность по отношению к окружающему миру;

- эмоциональная лабильность и неустойчивость.

Критериями эффективности игротерапии в рамках клиент-центрированной терапии соответственно выступают:

- позитивная динамика эмоционального развития ребен­ка, характеризующаяся возрастанием степени осознания чувств;

- гармонизация образа «Я», выступающая в преоблада­нии позитивных самооценок;

- сближение «Я»-реального и «Я»-идеального;

- повышение степени самопринятия и уверенности в себе и своих возможностях.

Игровая терапия отреагирования

Другое крупное направление в развитии игровой тера­пии возникло в 30-е годы с появлением работы Д. Леви (1938), в которой развивалась идея терапии отреагирова­ния, структурированной игровой терапии для работы с деть­ми, пережившими какое-либо травмирующее событие.

Д. Леви основывал свой подход в первую очередь на убеж­дении в том, что игра предоставляет детям возможность отреагирования. В рамках этого подхода игротерапевт вос­создает такую обстановку, чтобы специально отобранные игрушки помогли ребенку восстановить тот опыт, который вызвал у него реакцию тревоги.

Ребенку разрешается играть свободно, чтобы он позна­комился с обстановкой комнаты и с игротерапевтом. Затем игротерапевт использует определенные игровые материалы, чтобы в нужный момент ввести в игру ребенка стрессогенную ситуацию. Воссоздание травмирующего события позво­ляет ребенку освободиться от боли и напряжения, вызван­ных этим событием.

Иногда ребенку разрешается свободный выбор игры. В процессе «отыгрывания» или разыгрывания прежнего опы­та ребенок управляет игрой и тем самым перемещается из пассивной роли пострадавшего в активную роль деятеля. Следя за игрой, игротерапевт обозначает словами, прогова­ривает вслух, отражает выражаемые ребенком вербальные и невербальные чувства.

В игровой комнате возможны три формы игровой активности:

- Освобождение агрессивного поведения: ребенок швы­ряет предметы, взрывает воздушные шары или проявляет формы инфантильного поведения (например, сосет соску)

- Освобождение чувств стандартизированных ситуаций: стимулирует чувства ревности к сиблингу, прикладывая куклу к груди матери.

- Освобождения чувств путем воссоздания в игре спе­цифического стрессового опыта из жизни ребенка.

Примитивная игровая терапия

Появление в 60-х годах в США программ психологичес­кой помощи детям в начальной школе открыло путь для развития еще одного направления — применения метода игровой терапии в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психичес­кого развития.

Основная цель начальной школы — помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социаль­ном развитии, предоставив им соответствующие возможно­сти обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в.начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы ус­воить предлагаемые знания наилучшим образом.

Игро­вая терапия является дополнением к обучающей среде, опы­том, который помогает детям наиболее эффективно исполь­зовать свои способности к учению.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.004 с.)