Основные функции психолога, ведущего игровые занятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные функции психолога, ведущего игровые занятия



1. Создание атмосферы принятия ребенка.

2. Эмоциональное сопереживание ребенку.

3. Отражение и вербализация его чувств и переживаний в максимально точной и понятной ребенку форме.

4. Обеспечение в процессе игровых занятий условий, ак­туализирующих переживания ребенком чувства достижения собственного достоинства и самоуважения,

Принципы осуществления игротерапии

1. Коммуникация ребенку его безусловного принятия (дру­жеские равноправные отношения с ребенком, принятие ре­бенка таким, какой он есть, ребенок— хозяин положения, он определяет сюжет, тему игровых занятий, на его стороне инициатива выбора и принятия решения).

2. Недирективностъ в управлении коррекционным процес­сом: отказ игротерапевта от попыток ускорить или замедлить игровой процесс; минимальность числа ограничений и лими­тов, вводимых игротерапевтом в игру (вводятся лишь те огра­ничения, которые связывают игру с реальной жизнью).

3.    Установление фокуса коррекционного процесса на чув­ствах и переживаниях ребенка: добиться открытого вербаль­ного выражения ребенком своих чувств; попытаться в крат­чайшее время понять чувства ребенка и повернуть его ис­следование на самого себя; стать для ребенка своеобразным зеркалом, в котором он может увидеть себя.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ И ФОРМЫ ИГРОТЕРАПИИ

1.    Если в качестве критерия выдвинуть теоретический
подход, то можно выделить виды:

- игротерапию в психоанализе;

- игротерапию, центрированную на клиенте;

- игротерапию отреагирования;

- игротерапию построения отношений;

- примитивную игротерапию;

- игротерапию в отечественной психологической практике

2.    По функциям взрослого в игре различают:

- недирективную игротерапию;

- директивную игротерапию.

 3. По форме организации деятельности различают:

- индивидуальную игротерапию;

- групповую игротерапию;

4. По структуре используемого в игротерапии материала:

—   игротерапию с неструктурированным материалом;

- игротерапию со структурированным материалом.

Игротерапия в психоанализе

Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в опре­деленной степени вынужденным, т.к. попытка прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда спе­цифических особенностей детского возраста. Главная про­блема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяю­щего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.

Поиски обходных путей привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли об использовании игры ребенка как замены мето­да свободных ассоциаций.

Возможности такого использования игры связаны с дву­мя ее характеристиками:

1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет
собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения.

2. Игра является единственным видом деятельности, где
ребенок оказывается свободным от принуждения и давле­ния со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бес­сознательных влечений, чувств и переживаний.          

М. Кляйн считала, что практически любое игровое дей­ствие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован те­рапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондо­на во время второй мировой войны.

В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает
различия в способе выражения реакции на бомбежку Лон­дона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пере­жившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горе­ли, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.        

Основные цели психоаналитической игротерапии:

1.    Установление аналитической связи, эмоционально по­зитивного контакта между ребенком и взрослым, позволя­ющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; проигрывание значимых для ребенка конфликтов.      

2.    Катарсис — форма эмоционального реагирования, при­водящая к преодолению негативных эмоциональных пере­живаний и освобождению от них.

3. Инсайт - достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт достигается ребенком внезапно, часто носит невербальный характер.

4. Исследование (тестирование) реальности. Процесс ис­следования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

5. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения
как с взрослыми, так и со сверстниками.

6. Сублимация как перевод и отклонение энергии при­митивных сексуальных влечений от их прямой цели (полу­чения сексуального удовольствия) к социально одобряе­мым целям, не связанными с сексуальностью.      

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов co стороны социального окружения с помощью игрушек; игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.123.120 (0.005 с.)