Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры



Лекция

ИГРОТЕРАПИЯ

План лекции:

1. Общая характеристика, принципы, виды и формы игротерапии.

2. Игротерапия в различных направления психокоррекции (охарактеризовать применение игротерапии в 3-х направлениях психокоррекции).

3. Индивидуальная и групповая игротерапия.

4. Игровая комната и её оснащение. Требования к личности и профессиональной подготовке игротерапевта.

ИГРОТЕРАПИЯ

Игра стала применяться в детской психотерапии при­близительно с начала 1920-х гг. терапевтами психоаналити­ческого направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Гер-миной Хаг-Гельмут).

Психоаналитики обнаружили, что дети не могут опи­сывать свое беспокойство словами, как это с успехом делают взрослые. В отличие от взрослых дети, как правило, не интересуются исследованием собственного прошлого, обсуждением ранних стадий развития; у детей «не работа­ет» один из основных методов ортодоксального психоана­лиза — так называемый метод свободных словесных ассо­циаций. Вместо него детские психоаналитики стали ис­пользовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков. Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом — дерево — человек», «Кинетический рису­нок семьи» и т. д. Это стало первым направлением игровой психотерапии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздей­ствия на детей и взрослых с использованием игры.

Характерная особенность игры — ее двуплановость, при­сущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

- Играющий выполняет реальную деятельность, осуще­ствление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

- Ряд моментов этой деятельности носит условный ха­рактер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими об­стоятельствами.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не­уверенность в себе, расширяет способности детей к обще­нию, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещение реаль­ных предметов игровыми (условными); реальные отноше­ния между играющими.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, наруше­ния поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков, агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального со­стояния детей после развода родителей; подвергающихся насилию и заброшенных детей; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуаль­ного и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосомати­ческих заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении «Я-концепции»; снижении тревоги при расста­вании с близкими.

Игротерапия в психоанализе

Начало игровой терапии было положено в 20-е годы нашего века в работах М. Кляйн (1922), А. Фрейд (1921), Г. Гуг-Гельмут (1926).

Обращение психоанализа к игре ребенка было в опре­деленной степени вынужденным, т.к. попытка прямого переноса техник психоанализа на работу с детьми оказались неудачными в силу ряда спе­цифических особенностей детского возраста. Главная про­блема в использовании аналитических техник в работе с ребенком состояла в невозможности применения ключевого для психоанализа метода свободных ассоциаций, позволяю­щего выявить бессознательные влечения, подвергнуть их анализу.

Поиски обходных путей привели М. Кляйн и Г. Гуг-Гельмут к мысли об использовании игры ребенка как замены мето­да свободных ассоциаций.

Возможности такого использования игры связаны с дву­мя ее характеристиками:

1. Игра ребенка, по мнению М. Кляйн, представляет
собой символическую деятельность, в которой находят свободное выражение подавленные и ограниченные социальным контролем бессознательные импульсы и влечения.

2. Игра является единственным видом деятельности, где
ребенок оказывается свободным от принуждения и давле­ния со стороны враждебной к нему среды. А значит, перед ним раскрываются широкие возможности выражения бес­сознательных влечений, чувств и переживаний.          

М. Кляйн считала, что практически любое игровое дей­ствие ребенка имеет определенный символический смысл, выражает конфликты и подавленные влечения ребенка. Этот символический смысл должен быть проинтерпретирован те­рапевтом и доведен до сознания ребенка.

В 1919 г. М. Кляйн стала использовать игровую технику как средство анализа при работе с детьми младше 6 лет. Термин «игровая терапия» был предложен именно Мелани Кляйн.

Игротерапию одной из первых стала применять Анна Фрейд в работе с детьми, пережившими бомбежки Лондо­на во время второй мировой войны.

В книге «Дети и война» А. Фрейд (1944) ярко описывает
различия в способе выражения реакции на бомбежку Лон­дона взрослых и детей: после налета взрослые снова и снова рассказывали о том, какой ужас они пережили. Дети, пере­жившие то же самое, почти никогда не говорили об этом. Их реакция на пережитое выражалась в игре. Дети строили домики из кубиков и сбрасывали на них бомбы. Дома горе­ли, завывали сирены. Кругом были убитые и раненые, и «скорая помощь» увозила в больницы. Такого рода игры продолжались несколько недель.        

Основные цели психоаналитической игротерапии:

1.    Установление аналитической связи, эмоционально по­зитивного контакта между ребенком и взрослым, позволя­ющего игротерапевту осуществлять функции интерпретаций и трансляций ребенку символического значения детской игры; проигрывание значимых для ребенка конфликтов.      

2.    Катарсис — форма эмоционального реагирования, при­водящая к преодолению негативных эмоциональных пере­живаний и освобождению от них.

3. Инсайт - достижение ребенком более глубокого понимания себя и своих отношений со значимыми другими. Инсайт достигается ребенком внезапно, часто носит невербальный характер.

4. Исследование (тестирование) реальности. Процесс ис­следования и апробирования ребенком различных форм и способов взаимодействия с миром людей, межличностных отношений.

5. Особая атмосфера личностной безопасности и доверия, царящая на занятиях, снимает страхи и тревожность детей перед возможными неудачами и санкциями. И стимулируют их к исследованию новых способов поведения и общения
как с взрослыми, так и со сверстниками.

6. Сублимация как перевод и отклонение энергии при­митивных сексуальных влечений от их прямой цели (полу­чения сексуального удовольствия) к социально одобряе­мым целям, не связанными с сексуальностью.      

Таким образом, игра в психоаналитической практике рассматривалась как символическая деятельность, в которой ребенок, будучи свободен от давления и запретов co стороны социального окружения с помощью игрушек; игровых действий с ними и ролей, выражает в особой символической форме бессознательные импульсы и влечения.

Примитивная игровая терапия

Появление в 60-х годах в США программ психологичес­кой помощи детям в начальной школе открыло путь для развития еще одного направления — применения метода игровой терапии в работе школьного психолога для того, чтобы удовлетворить потребности, возникающие в жизни любого ребенка, а не только ребенка с дефектом психичес­кого развития.

Основная цель начальной школы — помочь детям в их интеллектуальном, эмоциональном, физическом и социаль­ном развитии, предоставив им соответствующие возможно­сти обучения. Таким образом, главная задача использования игровой терапии с детьми в.начальной школе состоит в том, чтобы помочь детям подготовиться к тому, чтобы ус­воить предлагаемые знания наилучшим образом.

Игро­вая терапия является дополнением к обучающей среде, опы­том, который помогает детям наиболее эффективно исполь­зовать свои способности к учению.

Основные функции психологов

1. Организация эмпатического общения, в котором те­рапевт создает атмосферу принятия ребенка, эмоциональ­ное сопереживание ему и коммуникация этого отношения ребенку.

2. Обеспечение переживания ребенком чувства собствен­ного достоинства и самоуважения.

3. Установление ограничений в игре.

Если в отношении символического поведения в игре все запреты должны быть сняты, то реальное поведение ребенка лимитируется требованиями обеспечения безопасности игротерапевта и партнеров по игре законами этики и социальной приемлемости. Тем самым создаются необходимые условия как для сохранения терапевтической связи (уста­новки одобрения, эмпатии, принятия ребенка со стороны терапевта), так и развития возможности самоконтроля и саморегуляции.

Игрушки и материалы

Как уже указывалось, игрушки ребенка — это слова, а игра — его язык. Таким образом, следует выбирать такие игрушки и материалы, которые облегчили бы экспрессию ребенка, обеспечив ему широкий спектр игровой деятельности. Поскольку игрушки и материалы являются у детей, частью коммуникативного процесса, следует уделить при­стальное внимание отбору подходящих образцов. Правилом является отбор, а не накопление игрушек.

Игрушки и материалы, необходимые для игровой терапии, можно сгруппировать в три больших класса:   

- Игрушки из реальной жизни.

- Игрушки, помогающие отреагировать агрессию.

- Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций.              

Игрушки из реальной жизни. Такими игрушками являют­ся кукольное семейство, кукольный домик, марионетки, они могут изображать членов реальной семьи ребенка. Эти игрушки делают возможным непосредственное выражение чувств ребенком (гнев, страх, соперничество между братья­ми и сестрами, кризисы, семейные конфликты и т.д.)

Машина, грузовик, лодка и касса особенно важны для упрямого, тревожного, застенчивого или замкнутого ребен­ка, поскольку с этими игрушками можно играть в неопре­деленную игру, не выражая никаких чувств.

Игрушки, помогающие отреагировать агрессию. В игро­вой терапии дети часто испытывают сильные эмоции, для описания и выражения которых у них нет словесных обо­значений. Структурированные игрушки и материалы, такие как игрушечные солдатики, крокодил, ружья, резиновый нож, могут использоваться детьми для выражения гнева, враждебности и фрустрации.

В этот перечень можно включить игрушки, изображающие диких животных, так как на ранних стадиях игровой терапии детям трудно выражать агрессивные чувства по отношению к людям, даже если это просто куклы. Такие дети не будут, например, стрелять в куклу, изображающую папу, но будут стрелять во льва. Иногда дети выражают враждебность тем, что кусают, жуют и грызут игрушечного крокодила.

Примером материала, который может быть отнесен к двум категориям, является глина. Она может служить для выра­жения творческого потенциала и для отработки агрессив­ных чувств. Глину можно мять, колотить, швырять, энер­гично раскатывать, с силой разрывать на куски. Кроме того, ребенок может пользоваться глиной, чтобы вылепить фи­гурки для игры.

Игрушки для творческого самовыражения и ослабле­ния эмоций. Песок и вода наиболее часто используются ребенком в качестве неструктурированной среды для игры. Однако их реже можно найти в интерьере игровой ком­наты, хотя многие авторы описывают воду как наиболее эффективное терапевтическое средство во всех игровых материалах.

Песок и вода не имеют структуры и могут превратиться но желанию ребенка во что угодно.

Особое значение придается кубикам. Кубики могут быть домами, их можно швырять, ставить друг на друга, разбрасывать. Все это позволяет ребенку почувствовать, что зна­чит созидать или разрушать. Как в случае с водой и песком, ребенок может испытывать чувства удовлетворения, посколь­ку не существует правильного способа игры с кубиками.

Палитра и краски дают ребенку возможность творить, пачкать, мусорить, разыгрывать сценки в ванной и выра­жать свои чувства.

В центре игровой терапии, в университете Северного Те­хаса, в ходе 20-летнего экспериментирования составлен список необходимых игрушек и материалов.

Лекция

ИГРОТЕРАПИЯ

План лекции:

1. Общая характеристика, принципы, виды и формы игротерапии.

2. Игротерапия в различных направления психокоррекции (охарактеризовать применение игротерапии в 3-х направлениях психокоррекции).

3. Индивидуальная и групповая игротерапия.

4. Игровая комната и её оснащение. Требования к личности и профессиональной подготовке игротерапевта.

ИГРОТЕРАПИЯ

Игра стала применяться в детской психотерапии при­близительно с начала 1920-х гг. терапевтами психоаналити­ческого направления (Анной Фрейд, Мелани Клейн и Гер-миной Хаг-Гельмут).

Психоаналитики обнаружили, что дети не могут опи­сывать свое беспокойство словами, как это с успехом делают взрослые. В отличие от взрослых дети, как правило, не интересуются исследованием собственного прошлого, обсуждением ранних стадий развития; у детей «не работа­ет» один из основных методов ортодоксального психоана­лиза — так называемый метод свободных словесных ассо­циаций. Вместо него детские психоаналитики стали ис­пользовать наблюдение за игрой ребенка и исследование детских рисунков. Из психоанализа пришли такие важные методики исследования психической сферы ребенка, как тесты «Дом — дерево — человек», «Кинетический рису­нок семьи» и т. д. Это стало первым направлением игровой психотерапии.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДА

Игровая терапия — метод психотерапевтического воздей­ствия на детей и взрослых с использованием игры.

Характерная особенность игры — ее двуплановость, при­сущая также драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре:

- Играющий выполняет реальную деятельность, осуще­ствление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач.

- Ряд моментов этой деятельности носит условный ха­рактер, что позволяет отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными привходящими об­стоятельствами.

Психокоррекционный эффект игровых занятий у детей достигается благодаря установлению положительного эмоционального контакта между детьми и взрослыми. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, не­уверенность в себе, расширяет способности детей к обще­нию, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами.

Структуру детской игры составляют роли, взятые на себя играющими; игровые действия как средство реализации этих ролей; игровое употребление предметов — замещение реаль­ных предметов игровыми (условными); реальные отноше­ния между играющими.

Общие показания к проведению игротерапии: социальный инфантилизм, замкнутость, необщительность, фобические реакции, сверхконформность и сверхпослушание, наруше­ния поведения и вредные привычки, неадекватная полоролевая идентификация у мальчиков, агрессивности в поведении; как средство улучшении эмоционального со­стояния детей после развода родителей; подвергающихся насилию и заброшенных детей; стресса и тревожности у госпитализированных детей; при коррекции затруднений в чтении; с затруднениями в обучении; отставания в речевом развитии; интеллектуаль­ного и эмоционального развития умственно отсталых детей; лечении заикания; облегчении состояния при психосомати­ческих заболеваниях (бронхиальная астма, нейродермит, язвенный колит, дискинезии желчевыводящих путей и др.); улучшении «Я-концепции»; снижении тревоги при расста­вании с близкими.

Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры

1. Моделирование системы социальных отношений в на­глядно-действенной форме в игровых условиях, сле­дования им ребенком и ориентировка в этих отношениях.

2. Изменение позиции ребенка в направлении преодоле­ния познавательного и личностного эгоцентризма и последо­вательной децентрации, благодаря чему происходит осозна­ние собственного «Я» в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.

3. Формирование (наряду с игровыми) реальных отно­шений как равноправных партнерских отношений сотруд­ничества и кооперации между ребенком и сверстником, обеспечивающих возможность позитивного личностного раз­вития.

4. Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов поведения ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.

5.    Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли и правил, а также поведение в игровой комнате.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.239.123 (0.029 с.)