Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Цель и задачи, объект и предмет изучения курса.Стр 1 из 7Следующая ⇒
ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель и задачи, объект и предмет изучения курса. Понятие консультирования и консультационной услуги. Цели и задачи консультирования. Характерные черты консультирования. Причины обращения клиента к консультантам (САМОСТОЯТЕЛЬНО). 1. О значимости и необходимости активизации консультационной деятельности в РФ свидетельствует отражение данной проблемы в Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства», принятом 29 декабря 2006 года. В соответствии с пунктом 5 статьи 6 данного закона в качестве одной из мер по реализации государственной аграрной политики предусмотрено информационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и других участников рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, а также предоставление им консультационной помощи. В статье 7 федерального закона представлены основные направления государственной поддержки в области развития сельского хозяйства. В частности, отмечаются такие направления государственной поддержки производства сельскохозяйственной продукции и устойчивого развития сельских территорий, как предоставление консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям и информационное обеспечение при реализации государственной аграрной политики. Целью дисциплины «Организация консультационной службы» является формирование теоретических знаний и практических навыков по различным аспектам организации деятельности консультационной службы в АПК, в частности, по вопросам оказания консультационных услуг и использования консультационной услуги в практической деятельности организаций АПК. Задачи дисциплины сформулированы следующим образом: - усвоение содержания и особенностей консультационной деятельности; - изучение теоретических и практических вопросов деятельности профессиональных консультантов; - закрепление знаний и развитие навыков по организации консультационной службы в АПК. Объектом изучения курса «Организация консультационной службы», как и других экономических и управленческих дисциплин, выступает хозяйственная деятельность коммерческих организаций АПК.
В качестве предмета исследования курса «Организация консультационной службы» рассматриваются методы внедрения управленческих, производственных и научно-технических знаний в практическую деятельность хозяйствующих субъектов в агропромышленном комплексе. 2. Исходным моментом изучения курса «Организация консультационной службы» является четкое и однозначное представление об основных понятиях, категориях и содержании употребляемых терминов. Выделяют два подхода к консультированию. Первый подход рассматривает консультирование как форму оказания помощи в отноше нии содержания, процесса или структуры задачи, при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает другим, кто ответственен за это. При этом подходе консультанты являются помощниками в различных сферах деятельности. Допускается, что помощь может оказываться лицом, выполняющим различную работу. Например, менеджер дает совет или помогает коллеге и подчиненным вместо того, чтобы руководить и отдавать распоряжения. Второй подход к консультированию рассматривает его как осо бую профессиональную службу и выделяет ряд характеристик, которыми она должна обладать. Согласно данному подходу, консультиро вание - это деятельность консультационной службы, работающей по контракту и оказывающей услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц. Они помогают организации-заказчику выявить производственные и управленческие проблемы, анализировать их. Они дают рекомендации по решению этих проблем и содействуют при необходимости выполнению решений. Эти два подхода дополняют друг друга. Продуктом консультационной деятельности является услуга, оказываемая клиенту. Под услугой отдельной личности или организации понимается осуществление деятельности определенного плана, которая является полезной и приемлемой для клиента. Консультационные услуги являются частью деловых услуг. Кон сультационная услуга представляет собой совет, рекомендацию, анализ, оценку, прогноз, справку в предметной области интересов (проблем) клиента. 3.
В практической деятельности консультирование рассматривается как работа профессиональной службы, обеспечивающей специальными знаниями и навыками потребителей данной услуги. Цель консультирования – помочь руководителям хозяйствующих субъектов при разработке комплексных и системных решений сложных проблем. Давать советы людям – значит вступать в межличностные отношения, целиком захватывающие его участников. Поэтому, оказывая услуги, консультант преследует следующие цели: - помочь другому человеку более умело решать проблемы; - помочь другому человеку снять состояние напряженности и разочарования, за которыми скрываются важные вопросы или факты; - помочь другому человеку более ответственно относиться к собственной жизни и быть активным в достижении результатов. Консультирование предполагает следующее: - намерение уделить время и внимание, предоставить свой опыт в помощь другому человеку; - оказание помощи при решении проблемы, а не разработку ответов на вопросы; - системный характер рекомендуемых консультантом решений. Задачей консультирования является предоставление консультантом клиенту определенных инструментов, методик для технологической и организационной диагностики состояния предприятия, решения выявленных в ходе нее проблем. Консультант, предоставляя свои знания и навыки по диагностике технологии и техники, планированию, координации и другим специальным вопросам, знакомит клиента с возможностями решения проблемы и помогает ему определить и осуществить соответствующие действия. Он помогает приобрести особые знания, освоить методы, применяющиеся при выявлении проблем. 4. Консультирование как специализированная область экономической активности имеет ряд характерных черт. К ним относятся профессионализм помощи руководящим работникам организации-клиента, совещательный характер консультирования, независимость консультирования. 1. Профессионализм помощи руководителям организации-клиента. Человек становится консультантом, когда он накапливает значительные знания различных экономических ситуаций. Он приобретает навыки выявления проблем, нахождения нужной информации, анализа и синтеза, разработки предложений, общения с людьми, планирования изменений и т.д. За годы работы консультанты проходят через многие организации и учатся использовать приобретенный опыт. Поскольку консультанты сталкиваются с множеством меняющихся обстоятельств, они умеют распознавать общие тенденции и обычные причины проблем, а также умеют грамотно подходить к новым проблемам и возможностям. Консультант, как правило, обладает широким видением ситуации. Имея достаточный кругозор, определенные знания и владея технологией, консультант способен выделить в любой ситуации главные факторы. Он способен дать грамотные рекомендации относительно дальнейших действий, адекватных сложившимся реалиям. Кроме того, профессиональные консультанты постоянно следят за специальной литературой и развитием теории в своей области, включая разработки университетов и научно-исследовательских институтов. 2. Совещательный характер консультирования. Консультантыосновном дают советы. Они являются советниками и не обладают непосредственной властью принятия решения об изменениях и претворения их в жизнь. Они отвечают лишь за качество совета. Клиенты же несут всю ответственность за принятое решение.
Дать не только правильный совет, но и правильным образом нужному лицу и в нужное время – в этом проявляется мастерство и искусство консультанта. 3. Независимость консультирования. Консультант должен иметь возможность оценивать любую ситуацию, говорить правду и предлагать честные и объективные рекомендации, не задумываясь о том, как это может повлиять на его собственные интересы. Эта независимость имеет много аспектов. Финансовая независимость означает, что консультант не заинтересован в том, как будет действовать клиент, например, закупит ли он определенный вид оборудования. Административная независимость подразумевает, что консультант не подчинен клиенту, и на него не распространяются административные решения клиента. Сложная ситуация с точки зрения административной независимости возникает в случае внутреннего консультирования. Политическая независимость предполагает, что ни руководство организации-клиента, ни ее служащие не могут неофициально влиять на консультанта, используя власть и связи, членство в политической партии и другое. Эмоциональная независимость предусматривает, что консультант сохраняет свою отчужденность независимо от дружеских или иных чувств, которые могут быть изначально или развиться в ходе консультирования.
Внешние консультанты. Внутренние консультанты. 4. Критерии профессионализма консультанта (самостоятельно). 5. Требования к способностям и личным качествам консультанта (самостоятельно). 1. Участниками процесса консультирования являются консультант и клиент, от эффективного взаимодействия которых зависит результативность консультационного проекта. Под консультантом понимается физическое или юридическое лицо, оказывающее консультационные услуги, как правило, на коммерческой основе. Термин «консультант» применяется в отношении людей, которые постоянно или периодически выполняют консультационные функции. Это специалисты в конкретной области, которые обладают знаниями, аналитическими и диагностическими навыками, способностью творчески применить их при решении проблем клиента, соблюдающие этические нормы и стандарты профессии. Консультационная (консалтинговая) организация – организационное подразделение любого типа, в функции которого входит оказание консультационных услуг. Этот термин применяется взаимозаменяемо с терминами «консультационное подразделение» и «консультационная фирма».
Организационные формы консультационной деятельности в сельском хозяйстве могут быть различными. Консультирование может осуществляться одним из подразделений государственного, регионального или муниципального органа власти(государственная или муниципальная консультационная служба) Информационно-консультационная служба в виде хозрасчетного подразделения может создаваться при научно-исследовательских и образовательных учреждениях. Возможна деятельность консультантов на кооперативных началах. Для этих целей создается кооператив, обслуживающий потребности сельских предпринимателей определенной зоны или административного района. В рыночной экономике консультирование также выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса), выполняемом профессиональными консультантами и направленной на обслуживание потребностей экономики в консультациях и других видах профессиональных услуг (консультационное предпринимательство). Под клиентом понимается любое физическое или юридическое лицо, обратившееся за разрешением проблемы к консультанту, предоставившее ему минимально необходимую информацию о сути проблемы и заключившее договор на оказание консультационных услуг. Клиент – это не только внешний потребитель (покупатель) консультационной услуги. В качестве клиента рассматривают и работника самого предприятия, потребляющего «внутренний продукт». Его производят другие работники, службы, подразделения, в том числе и консультационное подразделение организации при внутреннем консультировании. 2. Внешние консультанты - это независимые от клиента консультационные организации или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующих договоров. Их основное преимущество перед внутренними консультантами - независимость во взглядах и действиях, а также передовые знания и навыки. Внешние консультанты относительно внутренних консультантов обладают следующими достоинствами: - ограничение во времени при использовании внешних консультантов (они приглашаются на определенный период для решения конкретной проблемы); - способность решить проблему в условиях отсутствия собственных специалистов в данной области; - возможность получения новых идей в результате свежего взгляда на проблемы; - владение методологической базой консультирования; - обеспечение системного подхода к проведению аналитических работ; - относительная беспристрастность анализа, так как они не зависят от руководителей предприятия и от бизнеса организации-клиента, не связаны какими-либо взаимоотношениями с другими сотрудниками организации; - значительный опыт в проведении аналитических работ на различных объектах, относящихся не только к данной отрасли, но и к смежным с ней отраслям, владение большим количеством предварительной информации.
К недостаткам использования внешних консультантов можно отнести следующие: - недостаточный объем информации о компании; - отсутствие гарантии качества оказываемых услуг (этот риск можно снизить, используя систему выбора консультантов); - использование стандартных, не адаптированных к особенностям конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа; - возможность ввести клиента в определенную зависимость от своих услуг; - заинтересованность в максимизации собственного дохода. Консультационная служба по отношению к организациям АПК является внешним консультантом, следовательно, она имеет вышеперечисленные достоинства и недостатки. 3. Внутренние консультанты - это отдельные специалисты, состоящие в штате организации либо подразделения организации. Внутренние консультанты составляют «штабную» подсистему организации. Несомненным достоинством внутренних консультантов является детальное знание своей организации. При их использовании отсутствует необходимость тратить время на подробное ознакомление с тонкостями решаемой проблемы. К преимуществам использования внутренних консультантов относятся: - глубокое знание всех оттенков внутренних дел организации, технологии, стиля работы и управления, культуры и политики; - быстрое реагирование и ориентация в любой рабочей ситуации; - конфиденциальность информации (информацияне выходит за пределы организации); - доступность для внутренних подразделений; - возможность использования при решении проблем в тех случаях, когда ранее консультанты не приглашались. Однако имеется ряд негативных черт в использовании внутренних консультантов: - необходимость постоянной оплаты труда консультантов; - необходимость оплаты их обучения; - отсутствие критики со стороны (их ошибки редко обнаруживаются); - отсутствие возможности накапливать опыт на основе работы в других организациях; - безынициативность и отсутствие творческого подхода как следствие зависимого положения; - высокая вероятность недостатка управленческих навыков и инновационного подхода при выполнении трудного проекта. Внутренним консультантам приходится сталкиваться со многими проблемами в процессе сотрудничества с клиентами. Иногда им сложно добиться независимости и объективности. Это происходит, если нечетко определены роли и взаимные обязанности клиента и консультанта в пределах организации. Ситуация усложняется, если консультанты используются для реализации идей руководящего работника и знают, что должны угодить высшему руководству, а не дать беспристрастное суждение. Служба внутреннего консультирования, которая имеет низкий статус и лишена доступа к высшему руководству, не сможет решать многофункциональные проблемы на более высоком уровне. Ее рекомендации не будут пользоваться авторитетом и доверием.
2. Сотрудники Департамента развития сельского хозяйства и сельской местности Всемирного Банка обобщив многолетнюю работу по созданию эффективных информационно-консультационных служб в аграрном секторе многих стран мира, сделали выводы относительно благоприятных условий развития консультационных служб в аграрном секторе: 1. Необходимо стремление правительства оказывать содействие аграрному сектору и системе информационно-консультационных служб. Экономические методы государственной поддержки должны сочетаться с созданием благоприятных экономических и институциональных условий развития. 2. Необходим институциональный плюрализм развития информационно-консультационной службы. Для достижения успеха необходимо сочетание государственных и частных консультационных организаций. 3. Необходимо учитывать, что развитие государственной информационно-консультационной службы в АПК является длительным процессом и требует значительных инвестиций. Период окупаемости первоначальных инвестиций в КС составляет 5-10 лет. При наличии вышеперечисленных условий формирование и развитие отечественных консультационных служб в АПК будет иметь динамичный характер, что положительно отразится на повышении конкурентоспособности отечественного аграрного сектора экономики и обеспечит повышение качества жизни сельского населения.
Обучающее консультирование. ТЕМА 1. СОДЕРЖАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель и задачи, объект и предмет изучения курса.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 43; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.8 (0.033 с.) |