Понятие и формы занятости, правовая организация трудоустройства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и формы занятости, правовая организация трудоустройства.



  Гарантии права на труд и их связь с правом на обеспечение занятости. Государственная политика в области содействия занятости

Два основных принципа правового регулирования труда конкретизируются в нормах института обеспечения занятости и трудоустройство. Это принцип обеспечения свободы труда и занятости, запрещающий принудительный труд, и принцип обеспечения права на труд и защиту от безработицы, помощь в трудоустройстве и материальную поддержку при безработице (ст. 17, 18, 32, 34 и 37 Конституции РФ).

Гарантии трудовых прав — это условия, средства и способы обеспечения реализации и защиты их от нарушений. Гарантии могут быть социально-экономические (условия), юридические и организационные. И одно право может быть гарантией другого, более емкого. Так, одной из существенных ныне гарантий обеспечения права на труд является право гражданина на обеспечение занятости и содействие в трудоустройстве. Гарантии реализации права на труд являются в то же время и гарантиями обеспечения занятости, поскольку реализовать свое право на труд — значит быть занятым.

Принципы государственной политики в области содействия занятости закреплены в ст. 5 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в новой редакции подчеркивается, что государство проводит политику содействия реализации права граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость. Эта политика направлена на развитие трудовых ресурсов, обеспечение равных возможностей граждан без всякой дискриминации в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, обеспечение социальной защиты в области занятости и помощь особо нуждающимся в трудоустройстве, предупреждение массовой и сокращение длительной (более одного года) безработицы, поощрение работодателей, сохраняющих действующие рабочие места и создающих новые и др. Согласно ст. 12 Закона РФ о занятости, государство гарантирует гражданам свободу выбора рода деятельности, охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения или отказа в приеме на работу, а безработным государство — обеспечение социальной поддержки, бесплатную подготовку, переподготовку и повышение квалификации, возможность заключения срочных трудовых договоров на оплачиваемые общественные работы. В законе РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено (ст. 20-24) обеспечение занятости инвалидов путем проведения различных мероприятий, способствующих их жизнедеятельности и повышению конкурентоспособности на рынке труда.

 

Общая характеристика законодательства о занятости

Государственное регулирование обеспечения занятости и трудоустройства было и раньше, но указанным законом оно усилено, поскольку у нас появилась безработица, которой не было более 60 лет с 1930 г., не было и рынка труда. Рыночная экономика создает и рынок труда, на котором взаимодействуют спрос и предложение рабочей силы.

Еще Всеобщая декларация прав человека, принятая ООН в 1948 г., в ст. 23 провозгласила, что каждый человек имеет право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и на защиту от безработицы. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, принятый ООН в 1966 г., предусматривает полную, продуктивную и свободно избранную занятость. А Декларация прав и свобод человека и гражданина РФ закрепила обеспечение занятости. Международные нормы вошли в государственную политику Российской Федерации в области занятости. И ныне мы имеем уже систему российского законодательства в области занятости:

Статья 37 Конституции РФ, предусматривающая защиту от безработицы, на что направлена такая важная ее гарантия, как обеспечение занятости и трудоустройства;

Закон от 19.04.91 г. «О занятости населения в Российской Федерации» (в редакции от 22.03.96 г.);

Положение о Федеральной службе занятости, конкретизирующее основные задачи, права и обязанности этой службы, предусмотренные указанным законом;

Постановление Правительства РФ «Об организации общественных работ» от 12.05.92 г. — органы местного самоуправления по согласованию с органами службы занятости создают рабочие места для безработных на этих общественных работах, на которые безработный принимается временно, и в этот период на него распространяется трудовое законодательство как на временного работника, оплачивается и одновременно может получать в органе службы занятости пособие по безработице;

Временная инструкция Минтруда России «О порядке начисления пособия по безработице» от 11.06.92 г.;

Постановление Правительства РФ «О подготовке, переподготовке высвобожденных работников и незанятого населения» от 14.05.92 г.;

Временное положение о порядке квотирования рабочих мест на предприятиях, в учреждениях и организациях для лиц, нуждающихся в социальной защите, утвержденное Постановлением Минтруда и занятости населения РФ от 11.06.92 г.;

Положение об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, установившее понятие массового высвобождения, его критерии, программу мер по содействию занятости в условиях массового высвобождения и взаимоотношения в этот период между работниками, работодателями и органами исполнительной власти;

Федеральная целевая программа содействия занятости населения Российской Федерации на 1996-1997 годы, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 8.05.96 г., федеральные органы и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и осуществляют отраслевые программы содействия занятости населения;

Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы;

Постановление Правительства РФ «Квоты на рабочие места» от 3.08.96 г. Коллективно-договорное регулирование занятости дополняет на всех его уровнях законодательное регулирование. Федеральная служба занятости также принимает нормативные и акты разъясняющего характера по своей сфере деятельности.

Во всей указанной системе нормативных актов о занятости определяющим является Закон РФ «О занятости населения в РФ». Он состоит из 45 статей, сгруппированных в 8 разделов.

Раздел «Общие положения» (ст. 1-7) определяет понятия занятости (кто считается занятым), безработного, подходящей и неподходящей работы, государственную политику в области занятости, разграничивает в этой области полномочия Федерации и ее субъектов.

Раздел II «Права граждан в области занятости» (ст. 8-11) закрепляет право граждан на выбор места работы, на консультацию, профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и получение информации на профессиональную деятельность за границей.

Раздел III «Гарантии в области занятости» (ст. 12-13) закрепляет общие для всех гарантии реализации права на труд и специальные гарантии для слабо защищенных категорий граждан, в том числе квотирование (бронирование) рабочих мест для инвалидов, молодежи и других граждан, нуждающихся в специальной защите.

Раздел IV «Регулирование и организация занятости» (ст. 14-24) предусматривает организацию работы по содействию полной, продуктивной и свободно избранной занятости, меры, осуществляемые государством для этого, а также деятельность Федеральной государственной службы занятости населения, ее органов на местах, по финансированию мер по занятости, профподготовку, переподготовку безработных и об организацию общественных работ. В ст. 21 предусмотрены права профсоюзов и иных представительных органов работников в области содействия занятости.

Раздел У «Государственная служба занятости» (ст. 25-27) предусматривает права и обязанности этой службы.

Разделы VI-VIII — участие работодателей в обеспечении занятости, их права, социальные гарантии и компенсации высвобождаемым работникам и безработным и порядок выплаты пособий безработным и оказания им и членам их семей материальной помощи.

 Понятие занятости, обеспечения занятости и безработного

Занятость — это деятельность граждан, не противоречащая законодательству, приносящая им заработок (трудовой доход). Гражданин реализует свое право на труд в избранном им виде занятости. Незанятость трудоспособного гражданина не является основанием для правовой его ответственности: Реализация права на труд — это добровольный, свободный акт гражданина и только он решает, сделать или нет этот акт и в каком виде занятости его реализовать.

Занятыми считаются граждане (ст. 2 закона): работающие по трудовому договору, в том числе и с неполным рабочим временем, временные и сезонные работники; самостоятельно обеспечивающие себя работой; занимающиеся предпринимательской деятельностью; занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам; члены производственных кооперативов (артелей); работающие по договорам подряда, поручения и другим гражданско-правовым договорам; избранные, назначенные или утвержденные на оплаченную должность; проходящие воинскую службу и службу в органах МВД, ГБ, учащиеся очных учебных образовательных учреждений всех видов.

Как видим, это понятие значительно шире понятия «работник». Короче, занятый — это лицо, реализующее свое право на труд в любой форме общественно-полезной оплачиваемой деятельности.

Безработным признается гражданин (только трудоспособный как по возрасту, так и по состоянию здоровья), не имеющий работы и заработка, зарегистрированный в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущий работу и готовый к ней приступить (ст. 3 закона). Регистрация безработных производится органами службы занятости по месту жительства граждан в течение 11 дней со дня предъявления ими паспорта, трудовой книжки (для впервые поступающих на работу справки с места жительства), справки о среднем заработке за последние три месяца и других документов (воинский билет для демобилизованных из армии и т.д.). Безработными не признаются граждане до 16-летнего возраста и пенсионеры (кроме пенсионеров-инвалидов III группы), а также лица, отказавшиеся в течение 10 дней со дня обращения в службу занятости от двух вариантов подходящей работы. Лица же, впервые ищущие работу, не имеющие профессиональной подготовки, если дважды отказываются от любой предложенной работы или от получения профессиональной подготовки. Но такой гражданин имеет право повторно обратиться для признания его безработным. Не регистрируются как безработные осужденные к исправительным работам без лишения свободы.

Подходящей считается работа, которая соответствует специальности, квалификации с учетом уровня профессиональной подготовки, условиям последнего места работы, состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места. Не может считаться подходящей работа, которая связана с переменой места жительства без согласия гражданина, по условиям труда не соответствует нормам по охране труда, по заработку ниже среднего заработка гражданина за три последних месяца его работы. Если же его средний заработок был выше уровня средней зарплаты в регионе, то подходящей не может тогда считаться работа с заработком ниже среднего по региону (территории субъекта РФ).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 38; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.157.45 (0.008 с.)