Роль профсоюзов в регулировании трудовых правоотношений. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль профсоюзов в регулировании трудовых правоотношений.



 

Законодательство о правах профсоюзов в Российской Федерации

Статья 30 Конституции РФ предусматривает «право создавать профсоюзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». Согласно Конвенцгм6 Международной организации труда № 87 (1948 г.) «О свободе ассоциаций и защите права на организацию» трудящиеся имеют пpaво создавать по своему выбору организации, вступать в такие организации для выражения и защиты своих интересов. Такое же прав по этой Конвенции МОТ имеют и предприниматели,   

Права профсоюзов в России впервые были признаны законодательно и закреплены в первом КЗоТ 1918 г. Во втором КЗоТ РСФСД 1922 г. была уже самостоятельная глава о правах профсоюзов, и советский законодатель эти права непрерывно расширял. В третьем КЗоТ права профсоюзов были предусмотрены гл. XV, содержащей 11 статей (ст. 225-235). В ныне действующем ТК РФ права профсоюзов закреплены в гл. 58 (ст. 370-378). Правовой статус профсоюзов теперь определяется и Законом РФ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 8.12.95 г. (СЗ РФ, 1996, № 3, Ст. 148). Данный закон устанавливает правовые основы организации и деятельности профсоюзов, содержит нормы, обязывающие органы государственной власти и управления, работодателей, должностных лиц администраций производства содействовать деятельности профсоюзов. В ст. 3 закона дается определение ряда понятий. Закон предоставил профсоюзам ряд социально-трудовых прав на всех уровнях их деятельности, начиная с производства и кончая федеральным уровнем, и закрепляет гарантии этих прав и специальные гарантии права на труд выборным профсоюзным работникам.                  

Закон РФ о профсоюзах состоит из 32 статей, объединенных в 6 глав.

 

Основные права профсоюзов в сфере труда и их классификация

Профсоюз — это добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов (ст.2 Закона). Его основными функциями (направлениями деятельности) являются представительская (на всех уровнях организации) и защитная — по защите и повышению социально-трудовых прав и интересов граждан.

Статья 11 Закона РФ о профсоюзах закрепляет их право на представительство и защиту социально-трудовых прав и интересов работников, а также их участие в нормотворчестве, при котором они проявляют обе свои функции. Все проекты законодательных актов, затрагивающие социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами вместе с общероссийскими профсоюзами и их объединениями (ассоциациями), а проекты нормативных правовых актов рассматриваются и принимаются органами законодательной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов. Профсоюзы вправе выступать и с предложениями о принятии законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы.

Защитная функция профсоюзов — это целенаправленная правовая деятельность (на правовой основе) по защите социально-трудовых прав работников на всех этапах правового регулирования труда: при создании норм трудового права, применении важнейших норм администрацией, при профилактике трудовых правонарушений, профсоюзном контроле за соблюдением трудового законодательства, при восстановлении нарушенных трудовых прав и привлечении к ответственности нарушителей.

Профсоюзы у нас строятся по производственно-территориальному принципу, могут создавать свои объединения по отраслевому, территориальному или иному признаку, учитывающему профессиональную специфику (шахтер, химик и т.д.). Различают их объединения и органы — общероссийские объединения (ассоциации), межрегиональные объединения (ассоциации), территориальные (республик, областей, городов) объединения (ассоциации). Все профсоюзы пользуются равными правами и осуществляют свою представительскую и защитную функции.

Все права профсоюзов можно классифицировать по сфере их деятельности и по объему компетенции в правах.

По объему компетенции в правах различают:

—самостоятельные права, которые профсоюз осуществляет исключительно сам (например, право профсоюзного контроля за трудовым законодательством, право представительства работников);

— совместные (например, совместно с администрацией распределять жилплощадь производства, рассматривать индивидуальные трудовые споры об установлении новых условий труда работнику и др.);

—согласительные, когда администрация должна осуществлять правоприменение трудового законодательства по согласованию с профсоюзом, и таких прав у профкома много.

По сфере деятельности различают следующие права:

— представительства работников для осуществления своей защитной функции;

— на участие в нормотворческой и правоприменительной деятельности;

— по защите права на труд, в том числе по обеспечению занятости, защите от необоснованных отказов в приеме на работу, незаконных переводов и увольнений;

— по социальной защите трудящихся: по обеспечению высокого уровня условий труда, охраны труда, оплаты его и т.д.;

— профсоюзного контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства и жилищно-бытового обслуживания работников;

— на участие в социально-партнерских отношениях и рассмотрении коллективных трудовых споров, включая объявление забастовки;

— на участие в управлении государственным социальным страхованием, санаторно-курортными учреждениями.

Профсоюзы управляют находящимися в их ведении санаториями, пансионатами, домами отдыха, профилакториями, клубами, спортивными базами и другими оздоровительными и культурно-массовыми учреждениями, имеют свою профсоюзную собственность, в том числе и на указанные учреждения.

Профсоюзы вправе самостоятельно вступать в международные объединения и организации, сотрудничать с профсоюзами других стран.

 

8.2. Защита трудовых прав работников профессиональными союзами.

 

Гарантии прав профсоюзов и выборных профсоюзных работников

Трудовое законодательство предусматривает не только права профсоюзов, но и различные материальные и юридические гарантии этих прав и дополнительные специальные гарантии защиты права на труд выборных профсоюзных работников. Эти гарантии предусмотрены в гл. III Закона РФ о профсоюзах (ст. 24-28), ст. 371, 373, 374, 375, 376 ТК РФ, а также в ряде других законов (основы об охране труда, о занятости населения и др.).

Гарантии прав профсоюзов заключаются в следующем:

— гарантируются признание, неприкосновенность и защита права собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами;

— не допускается ограничение их независимой финансовой деятельности;

— право учреждать банки, фонды солидарности, страховые и другие в соответствии c их уставами (ст. 24).

— все работодатели, государственные и хозяйственные органы общественные организации, должностные лица обязаны соблюдать права профсоюзов, содействовать их деятельности;

— предприятия и организации обязаны отчислять денежные средства профсоюзным органам на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу (ст. 377 ТК РФ);

— предприятия, учреждения, организации обязаны предоставлять соответствующему выборному профсоюзному органу (профкому, стройкому и т.д.) бесплатно необходимые помещения со всем оборудованием, отоплением, освещением, уборкой и охраной для работы самого комитета и для проведения собраний работников, а также бесплатно средства связи (ст. 377 ТК РФ);

— здания, помещения, сооружения, сады и парки для ведения культурной, оздоровительной и спортивной работы, детские базы, лагеря, находящиеся на балансе предприятия, учреждения, организации, передаются профкому в бесплатное пользование, а хозяйственное их содержание (ремонт, отопление, освещение, уборка, охрана и оборудование) производится за счет предприятия, учреждения, организации, если иное не предусмотрено ТК РФ, коллективным договором, соглашением (ст. 28 Закона).

Гарантии права на труд для выборных профсоюзных работников, предусмотренные ст. 374-376 ТК РФ и Законом о профсоюзах:

— они не могут быть подвергнуты администрацией переводу, увольнению, дисциплинарному взысканию без предварительного согласования с профсоюзной организацией, членами которого они являются; то же относится и к уполномоченным профсоюза по охране труда и представителям профсоюзов в совместных комиссиях, (комитетах) по охране труда;

— профактивисты могут быть в соответствии с коллективными договорами, соглашениями освобождены от выполнения основной работы для осуществления их профсоюзных обязанностей на время и условиях, предусмотренных этими договорами, соглашениями (ст. 25 Закона);

— по окончании выборной освобожденной от производства работы профсоюзным работникам предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная в той же или с согласия работника в другой организации; при невозможности этого (в случае реорганизации производства) работодатель или его правопреемник (а в случае ликвидации организации профсоюз) сохраняет за таким освобожденным профсоюзным работником его средний заработок на период трудоустройства, но не более 6 месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года (ст. 26 Закона);

— нельзя по инициативе администрации увольнять лиц, избиравшихся в профсоюзные органы, в течение двух лет после окончания их выборных полномочий, кроме полной ликвидации организации или совершения работником виновных действий, но и при

его вине увольнение возможно лишь с согласия профсоюзного органа, в который он избирался;

—увольнение по инициативе администрации работника, являющегося членом профсоюзного органа, допускается (даже и при его вине) помимо соблюдения общего порядка увольнения лишь с предварительного согласия вышестоящего профсоюзного органа для членов профкома, а для членов цехкомов, комитетов подразделений, профгруппоргов—профкома предприятия, организации;

— члены выборных профсоюзных органов освобождаются от производственной работы на время участия в качестве делегатов профсоюзных съездов, конференций, пленумов, президиумов с оплатой среднего заработка в соответствии с коллективным договором, соглашением.

Указанные юридические специальные гарантии права на труд позволяют профактивистам, не боясь работодателя, выполнять свои профсоюзные обязанности, смело выступать в защиту прав работников, их законных интересов.

 

Защита трудовых прав работников профессиональными союзами

      В целях создания необходимых организационно-правовых условий для беспрепятственного выполнения защитной функции Трудовой кодекс закрепляет в ст. 370 право профсоюзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В данной статье дается весьма подробная характеристика содержания этого права и тех полномочий, которыми наделены профсоюзы для реализации защитной функции.

     Одним из основных элементов этого права является предоставление профсоюзам возможности создавать соответствующие контрольные органы в лице правовых и технических инспекций труда профсоюзов. Для осуществления контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, общероссийские профессиональные союзы и их объединения могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.

      Помимо этого межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, действующие на территории субъекта Федерации могут создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые действуют на основании принимаемых ими положений в соответствии с типовым положением соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.

       Кроме того, Трудовым кодексом впервые определены основы правового статуса профсоюзных инспекторов труда, что создает необходимые предпосылки для предупреждения ранее достаточно распространенных споров по поводу правомочности тех или иных действий профсоюзных инспекторов.

       Основные положения этого статуса распространяются и на такую категорию представителей работников, как уполномоченные (доверенные) лица по охране труда, о которых говорится в гл. 36 ТК РФ «Обеспечение прав работников на охрану труда».

        Круг полномочий профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда охватывает все стороны трудовой деятельности работников, подлежащие защите профсоюзами.

       Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.

       Кроме того, профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов обладают правом: 1) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 2) проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников организации; 3) принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; 4) получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях; 5) защищать права и интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе); 6) предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников; 7) направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения; 8) осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями; 9) принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов; 10) принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда; 11) принимать участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; 12) принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством РФ; 13) обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

Профсоюзы и их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права.

      Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право беспрепятственно проверять в организациях соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений.

      Трудовой кодекс существенно изменил порядок взаимоотношений и взаимодействия между работодателем и профсоюзом.

      Если по КЗоТ РФ многие вопросы регулирования социально-трудовых отношений решались работодателем по согласованию или совместно с выборным профсоюзным органом организации, то в Трудовом кодексе таких случаев практически не предусмотрено. В ст. 371 ТК РФ установлено, что работодатель принимает решения с учетом мнения соответствующего профсоюзного органа в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом.

      С учетом этого нового положения устанавливается порядок учета этого мнения для ряда ситуаций, имеющих существенное значение для работников и их представителя в лице выборного профсоюзного органа.

      В ст. 372 ТК РФ регламентирован порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников организации при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права. В соответствии с ним работодатель в предусмотренных ТК РФ случаях перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта, содержащего нормы трудового права, и обоснование по нему в выборный профсоюзный орган, представляющий интересы всех или большинства работников данной организации.

      Выборный профсоюзный орган не позднее пяти рабочих дней с момента получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

      В случае, если мотивированное мнение выборного профсоюзного органа не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным профсоюзным органом работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

      При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель вправе принять локальный нормативный акт, содержащий нормы трудового права, который может быть обжалован в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд, а выборный профсоюзный орган работников имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, предусмотренном ТК РФ.

       Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного профсоюзного органа обязана в течение месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

          Таким образом, выборные профсоюзные органы сохранили определенные правовые возможности влиять на содержание локальных нормативных актов, чтобы не допустить принятия актов, ограничивающих или ущемляющих права работников.

        Для выполнения защитной функции в случаях нарушения трудовых прав отдельных работников (особенно при расторжении трудового договора по инициативе работодателя) ст. 373 ТК РФ устанавливает порядок учета мотивированною мнения выборного профсоюзного органа при расторжении трудового договора по инициативе работодателя. Так, при принятии решения о возможном расторжении трудового договора по п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с работником, являющимся членом профессионального союза, работодатель направляет в соответствующий выборный профсоюзный орган данной организации проект приказа, а также копии документов, являющихся основанием для принятия указанного решения.

          Выборный профсоюзный орган в течение семи рабочих дней со дня получения проекта приказа и копий документов рассматривает этот вопрос и направляет работодателю свое мотивированное мнение в письменной форме. Мнение, не представленное в семидневный срок, или немотивированное мнение работодателем не учитывается.

          В случае, если выборный профсоюзный орган выразил несогласие с предполагаемым решением работодателя, он в течение трех рабочих дней проводит с работодателем или его представителем дополнительные консультации, результаты которых оформляются протоколом. При недостижении общего согласия по результатам консультаций работодатель по истечении десяти рабочих дней со дня направления в выборный профсоюзный орган проекта приказа и копий документов имеет право принять окончательное решение, которое может быть обжаловано в соответствующую государственную инспекцию труда.

Государственная инспекция труда в течение десяти дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

          Соблюдение вышеуказанной процедуры не лишает работника или представляющий его интересы выборный профсоюзный орган права обжаловать увольнение непосредственно в суд, а работодателя — обжаловать в суд предписание государственной инспекции труда.

          Работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного профсоюзного органа.

         Для эффективного выполнения профсоюзами своей главной защитной функции важно было в законодательном порядке установить систему гарантий, обеспечивающих необходимые условия для осуществления деятельности выборных профсоюзных органов, а также систему гарантий для работников выборных профсоюзных органов, как исполняющих свои обязанности с освобождением от основной работы, так и не освобожденных от основной работы.

        Касаясь вопроса об обязанности работодателя создать условия для осуществления деятельности выборного профсоюзного органа, можно отметить, что Трудовой кодекс дифференцированно решает эту проблему.

        1. Согласно ст. 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным профсоюзным органам первичных профсоюзных организаций, действующим в организации, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте. В организации численностью свыше 100 человек работодатель безвозмездно предоставляет в пользование действующим в организации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы. Другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных органов могут быть предусмотрены коллективным договором.

        2. Работодатель может предоставить в соответствии с коллективным договором в бесплатное пользование выборному профсоюзному органу данной организации принадлежащие ему либо арендуемые им здания, сооружения, помещения и другие объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей. При этом профсоюзы не имеют права устанавливать плату за пользование этими объектами для работников, не являющихся их членами, выше установленной для работников этого профсоюза. В случаях, предусмотренных коллективным договором, работодатель отчисляет денежные средства первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.

      3. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профсоюза, работодатель ежемесячно бесплатно перечисляет на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из зарплаты работников. Порядок их перечисления определяется коллективным договором. Работодатель не имеет права задерживать перечисление указанных средств.

      В организациях, в которых заключены коллективные договоры или на которые распространяется действие отраслевых (межотраслевых) соглашений, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из заработной платы указанных работников на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами, отраслевыми (межотраслевыми) соглашениями.

        4. Оплата труда руководителя выборного профсоюзного органа организации может производиться за счет средств организации в размерах, установленных коллективным договором.

        Как уже отмечалось, одним из существенных условий, обеспечивающих эффективную работу профсоюзов по защите трудовых прав работников, является система дифференцированных гарантий для работников выборных профсоюзных органов, как в период их работы в этих органах, так и после окончания их полномочий.

        Первую группу гарантий в этой системе составляют гарантии работникам, входящим в состав выборных профсоюзных коллегиальных органов и не освобожденным от основной работы.

         Увольнение по инициативе работодателя в соответствии с п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ руководителей (их заместителей) выборных профсоюзных коллегиальных органов организации, ее структурных подразделений (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа.

       При отсутствии вышестоящего выборного профсоюзного органа увольнение указанных работников производится с соблюдением порядка, установленного ст. 373 ТК РФ.

       Члены выборных профсоюзных органов, не освобожденные от основной работы в данной организации, освобождаются от нее для участия в качестве делегатов созываемых профсоюзами съездов, конференций, а также для участия в работе их выборных органов. Условия освобождения от работы и порядок оплаты времени участия в указанных мероприятиях определяется коллективным договором, соглашением.

        Вторую группу составляют гарантии освобожденным профсоюзным работникам, избранным в профсоюзные органы.

        Работнику, освобожденному от работы в организации в связи с избранием его на выборную должность в профсоюзный орган данной организации, после окончания срока его полномочий предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии – с согласия работника другая равноценная работа (должность) в той же организации. В случае отказа работника от предложенной работы (должности) трудовой договор с ним расторгается по п. 7 ст. 77 ТК РФ.

        При невозможности предоставления соответствующей работы (должности) по прежнему месту работы в случае реорганизации организации ее правопреемник, а в случае ликвидации организации — общероссийский (межрегиональный) профессиональный союз сохраняет за этим работником его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше шести месяцев, а в случае учебы или переквалификации — на срок до одного года.

       Время работы освобожденных профсоюзных работников, избранных в выборный профсоюзный орган данной организации, засчитывается им в общий или специальный трудовой стаж.

       Работник, освобожденный от основной работы в связи с избранием его в выборный орган первичной профсоюзной организации, обладает такими же трудовыми правами, гарантиями и льготами, как и другие работники организации в соответствии с коллективным договором.

     Третью группу составляют гарантии права на труд, установленные для работников, являющихся членами выборного профсоюзного органа. В соответствии со ст. 376 ТК РФ расторжение трудового договора по инициативе работодателя по п. 2, подп. «б» п. 3 и п. 5 ст. 81 ТК РФ с руководителем выборного профсоюзного органа данной организации и его заместителями в течение двух лет после окончания срока их полномочий допускается только с соблюдением порядка, установленног ст. 374 ТК РФ.

 

 

ЛЕКЦИЯ № 9.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.039 с.)