Тема 21. Механизм правового регулирования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 21. Механизм правового регулирования



Вопросы

1. Правовые цели: понятие, признаки, виды

2. Правовые средства: понятие, признаки, виды

3. Средства-установления в праве: понятие и признаки

4. Средства-деяния в праве: понятие и признаки

5. Принципы взаимодействия правовых средств

6. Функции правовых средств

7. Диалектика целей и средств, в праве

8. Правовое регулирование и правовое воздействие

9. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

10. Способы правового регулирования

11. Типы правового регулирования

12. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

13. Эффективность правового регулирования

14. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

15. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

16. Правовые поощрения: понятие и признаки

17. Заслуга как основание для правового поощрения

18. Соотношение поощрений и наказаний в праве

19. Функции правовых поощрений

20. Виды правовых поощрений

21. Правовые льготы: понятие и признаки

22. Правовые привилегии

23. Правовые иммунитеты: понятие и виды

Ответы

1. Правовые цели: понятие, признаки, виды

Правовая (юридическая) цель есть будущий результат, то, к чему стремятся субъекты правотворческой и правореализационной дея­тельности. Она представляет собой особую форму знания, направлен­ного на юридическое преобразование действительности, изменение существующих общественных отношений. Указанным понятием охва­тывается как цель в праве (официальный ориентир, закрепленный на нормативном уровне), так и цель в юридической практике (ориентир конкретного субъекта правореализационной деятельности), так как в идеале они совпадают.

Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе право­вой политики конкретного государства.

Юридическая цель отличается от других целей следующими при­знаками.

1) Она устанавливается (закрепляется в юридических нормах) го­сударством в лице его правотворческих органов. Государство — основ­ной источник правовых ориентиров. Определенное исключение со­ставляют цели правоотношений, основанных на принципах свободы усмотрения и частной инициативы. Однако свобода субъектов в по­становке таких ориентиров относительна, она имеет свои юридичес­кие, определенные государственной властью рамки.

2) Отражает наиболее общественно и государственно значимые интересы и потребности, удовлетворить которые законодатель нахо­дит возможным и необходимым при помощи юридических механиз­мов. В современных условиях в правовых ориентирах, наряду с госу­дарственными и корпоративными интересами, все более широкое от­ражение находят общесоциальные потребности.

3) Формально выражается в специфических правовых средствах, которые являются объективной формой ее существования и одновре­менно образуют алгоритм ее достижения.

4) Отличается общеобязательной нормативностью, выступает как образец, эталон, императивно заданный стандарт, к достижению кото­рых должны стремиться все субъекты, реализующие право на практике. Объективируясь в праве, юридические цели «надстраиваются» над волей конкретных лиц, указывая направление поведения.

5) Единообразная практическая реализация правовых целей га­рантирована государственной властью, в случае отклонения поведе­ния субъектов права от приписываемого направления начинают рабо­тать меры государственного воздействия, призванные корректировать их активность, направляя ее к необходимым результатам (А.И. Эки-мов, К.В. Шундиков).

Юридические цели отличаются разнообразием конкретных при­знаков и свойств, что позволяет произвести их классификацию. Юри­дические цели подразделяются:

—по степени распространенности — на общеправовые, специаль­ные (отраслевые, подотраслевые, институтов, отдельных норматив­ных и правоприменительных актов и т.п.) и частные (первичных юри­дических средств и их комплексов — юридических норм, правовых ре­жимов и т.д.);

—по субъектам, ориентирами для которых они являются, — на го­сударственные и негосударственные;

— по времени наступления — на ближайшие и перспективные;

—по характеру результата, на достижение которого направлено воздействие, — на предметные и функциональные;

—по форме выражения в законодательстве и в сознании лиц — на цели-модели, цели-мотивы и цели-задачи.

Правовые цели могут быть также реальными и нереальными, ис­тинными и ложными, прогрессивными и реакционными, гуманными и антигуманными, нравственными и безнравственными и т.п.

2. Правовые средства: понятие, признаки, виды

Правовые средства — это правовые явления, выражающиеся в ин­струментах (установлениях) и деяниях (технологии), с помощью ко­торых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение социально полезных целей.

Общие признаки правовых средств:

1) выражают собой все обобщающие юридические способы обеспе­чения интересов субъектов права, достижения поставленных целей (в чем проявляется социальная ценность данных образований и в целом права);

2) отражают информационно-энергетические качества и ресурсы права, что придает им особую юридическую силу, направленную на преодоление препятствий, стоящих на пути удовлетворения интере­сов участников правоотношений;

3) сочетаясь определенным образом, выступают основными рабо­тающими частями (элементами) действия права, механизма правово­го регулирования, правовых режимов (т.е. функциональной стороны права);

4) приводят к юридическим последствиям, конкретным результа­там, той или иной степени эффективности правового регулирования;

5) обеспечиваются государством.

Классифицировать правовые средства можно по различным осно­ваниям. В зависимости от степени сложности их подразделяют на пер­вичные (элементарные) и комплексные (составные). Если к первым от­носятся простейшие и неделимые предписания — субъективные права и юридические обязанности, поощрения и наказания, льготы и запре­ты и т.п., то ко вторым — комбинированные, состоящие в свою очередь из простейших — договор, норма, институт, правовой режим и пр. По выполняемой роли они делятся на регулятивные (дозволения) и охра­нительные (меры защиты); по предмету правового регулирования — на конституционные, административные, гражданские, уголовные и др.; по характеру — на материально-правовые (рекомендации) и про­цессуальные (иск); по значимости последствий — на обычные (штраф) и исключительные (смертная казнь); по времени действия — на посто­янные (гражданство) и временные (премия); по виду правового регу­лирования — на нормативные (установленные в нормах права запре­ты) и индивидуальные (акт применения права, акт реализации прав и обязанностей); по информационно-психологической направленнос­ти — на стимулирующие (льготы) и ограничивающие (приостановле­ния) и т.д.

 

3. Средства-установления в праве: понятие и признаки

Правовые средства имеют синтетический, своего рода «компро­миссный» характер, ибо призваны связывать идеальное (цель) с реаль­ным (результатом). Этимологически термин «средство» происходит от слова средний, серединный. Средство — связующее среднее звено между моделью и результатом. Поэтому правовые средства, выступая специфическим посредником, с неизбежностью включают как фраг­менты идеального (средства-установления — субъективные права, обязанности, льготы, запреты, поощрения, наказания и т.д.), так и фрагменты реального (средства-деяния, направленные на использова­ние инструментов, — прежде всего акты реализации прав и обязаннос­тей).

Признаки средств-установлений (инструментов):

1) субстанциональность, которая призвана охарактеризовать само вещество, то, из чего оно состоит как реальный факт окружающей дей­ствительности (С.С. Алексеев);

2) информационный характер, означающий, что юридические ин­струменты — это прежде всего закрепленные в законодательстве све­дения, выражающиеся в юридических фактах, субъективных правах, обязанностях, льготах, запретах, поощрениях, наказаниях и т.д.;

3) статический характер, ориентирующий на то, что это предписа­ния, а не деяния, что инструменты автоматически не действуют, их необходимо «взять в руки» и использовать;

4) находятся преимущественно в сфере должного, ибо фиксируют­ся прежде всего в законах, подзаконных актах, требующих определен­ного поведения;

5) выступают в качестве моделей, которые только в процессе их использования могут привести к достижению поставленных целей.

Система установленных в законодательстве качественных юриди­ческих средств, адекватность и степень их использования выступают важнейшей характеристикой правовой культуры общества. Уровень данной культуры будет низок и в случае, если «ассортимент» юриди­ческих средств в праве конкретного государства будет недостаточным, а также если субъекты не будут уметь пользоваться уже установлен­ными средствами для решения многочисленных задач.

4. Средства-деяния в праве: понятие и признаки

Признаки средств-деяний (технологии):

1) связаны с использованием инструментов (средств-установ­лений);

2) энергетический характер, означающий, что без активности, осо­бой юридической силы невозможно как преодолеть препятствия, сто­ящие на пути удовлетворения интересов субъектов права, так и осу­ществить любую юридически полезную деятельность, направленную на достижение социально значимой цели и получение нужного эф­фекта;

3) динамический характер, ориентирующий на соответствующую деятельность по использованию инструментов;

4) находятся в сфере сущего, ибо проявляются в реально осущест­вляемом поведении лиц;

5) выступают прежде всего в качестве актов реализации прав и обязанностей, которые, являясь самостоятельным элементом меха­

низма правового регулирования, обозначают собой завершающий этап достижения целей и удовлетворения соответствующих интере­сов.

К средствам-деяниям относятся акты реализации прав и обязан­ностей как самостоятельный элемент механизма правового регулиро­вания. Причем практически всю юридическую деятельность (право­творческую, правоприменительную, интерпретационную), если ее брать через призму актов реализации прав и обязанностей, можно от­нести к юридической технологии (средствам-деяниям). В частности, правотворческий орган, принимая нормативные документы, делает это, реализуя свои соответствующие права и обязанности. Точно так же осуществляется и всякая иная юридическая деятельность, сердце­виной, стержнем которой опять же выступают акты реализации прав и обязанностей, результатом же являются совсем другие акты — пра­воприменительные и интерпретационные.

Если же мы попытаемся найти своего рода антоним, антипод поня­тию «правовое средство» (обозначающему правомерное явление), то им может быть лишь понятие «противоправное средство», которое опять же связано в большей мере с деянием, но уже правонарушающим по характеру.

Игнорирование в инструментальном подходе средств-деяний (тех­нологии) и упор только на институциональную сторону понимания юридических средств не позволяет полноценно учитывать все те фак­торы, с помощью которых можно достичь поставленных целей. Ведь результат невозможно получить только посредством субстанциональ­ных явлений, которые автоматически не приводят к нужному эффек­ту. Требуются еще и деяния, усилия, активность, связанные с исполь­зованием представленных в законодательстве инструментов. Средст­ва-установления и средства-деяния создают вместе необходимый и достаточный для достижения конкретной цели информационно-энер­гетический комплекс ресурсов.

Кроме всего прочего, не включение деяний в понятие «юридичес­кие средства» будет связано с неизбежно вытекающим отсюда «отсе­чением» от механизма правового регулирования ряда его общеизвест­ных элементов: юридических фактов (правомерных действий), актов применения права (прежде всего актов-действий), что тоже противо­речит логике и не является оправданным.

5. Принципы взаимодействия правовых средств

Принципами взаимодействия средств-управлений и средств-дея­ний в процессе достижения целей могут выступать следующие:

1) достаточно полного выбора средств-установлений для осущест­вления тех или иных средств-деяний (если недостаточно легальных форм, субъекты могут подчас воспользоваться нелегальными, проти­возаконными для удовлетворения своих интересов);

2) обеспечения конкретных средств-деяний гарантирующими средствами-установлениями (поощрениями и наказаниями);

3) учета практики использования средств-установлений в соответ­ствующих условиях, т.е. учета реально существующих средств-дея­ний;

4) согласования их юридической силы;

5) взаимодополнения инструментов (как информационных феноменов) и технологий (как энергетических феноменов);

6) экономии средств как первого, так и второго рода.

Достигая цели правового регулирования, правотворческим и пра­воприменительным субъектам важно не прибегать к крайностям:

1) к недооценке инструментов и переоценке технологии, что обяза­тельно ведет к недостаткам, связанным с нормативной базой (право­вому вакууму, пробельности, несовершенству средств-установлений как критериев поведения лиц и т.п.);

2) к переоценке инструментов и недооценке технологии, что с не­избежностью влечет за собой отрыв правовой формы от содержания — общественных отношений, и выражается в конечном счете в «мерт­вых» законах, «холостых» актах, заорганизованности, правовом идеа­лизме (когда идеальное начало в средствах явно доминирует над ре­альным);

3) к одновременной недооценке и инструментов, и технологии, что выражается в юридическом нигилизме, в игнорировании как право­

вой формы, так и содержания, в низкой правовой культуре, в различ­ного рода правонарушениях;

4) к одновременной переоценке и инструментов, и технологии, что связано с отрывом юридических образований от реальности и соответ­ственно с не достижением целей правового регулирования.

Подобное соотношение инструментов и технологии выступает до­полнительным аргументом того, что результат возможен только при должном взаимном участии данных правовых явлений. Все то, что не относится ни к установлениям, ни к деяниям — правосознание, закон­ность, правопорядок и т.п., к юридическим средствам причислено быть не может.

6. Функции правовых средств

Важнейшая функция правовых средств — достижение ими целей правового регулирования. Она проявляется в том, что своей «рабо­той» данные феномены обеспечивают беспрепятственное движение интересов субъектов к ценностям, гарантируют их законное и спра­ведливое удовлетворение, что отражает роль юридических инструмен­тов и технологии в общей системе правовых факторов. Правовые средства создают общие, гарантированные государством и обществом возможности для усиления позитивных регулятивных факторов и одновременно для устранения препятствий (негативных факторов), стоящих на пути упорядочения социальных связей.

Функцией юридических средств выступает и то, что они вносят цивилизованность в существующие общественные отношения, пред­лагая вместо незаконных и стихийных правовые механизмы решения возникающих проблем, правовые способы устранения конфликтов,

правовую энергию в преодолении стоящих на пути удовлетворения интересов субъектов права препятствий. Юридические средства, таким образом, сигнализируют о степени цивилизованности данного конкретного общества, выступая показателем его правовых возмож­ностей и уровня правового развития, свидетельствуют о востребован­ности правовой формы в упорядоченности социально-экономических и иных связей (содержания), о конкурентоспособности правовых фак­торов с факторами, с одной стороны, внеправовыми (моральными, по­литическими, организационными и т.п.), а с другой стороны, проти­воправными.

Юридические средства выполняют функцию универсального «строительного материала», из которого складывается система права, ибо они унифицируют все те явления, из которых состоит право — юридический факт, субъективное право, обязанность, поощрение, на­казание, норма, институт, подотрасль, отрасль и т.п.

Определенное сочетание юридических средств в правовых режимах, методах правового регулирования придает специфику отраслям и ин­ститутам права, выражает особый порядок организации конкретных общественных отношений, что позволяет более дифференцированно и гибко их урегулировать.

7. Диалектика целей и средств, в праве

Понятие «правовые средства» нельзя полноценно рассмотреть без анализа диалектики с такой его парной категорией, как «цель».

Цель, как известно, есть будущий результат, то, к чему стремится субъект. Она представляет собой особую форму знания, направленного на преобразование действительности, изменение существующих от­ношений.

Цели играют важную роль в процессе правового регулирования: отражая злободневные общественные потребности и стремления, они показывают значение и смысл самого существования юридических средств, ориентируют на те ценности, которые лежат в основе право­вой политики конкретного государства.

В правотворческом, правоприменительном и интерпретационном процессах важно учитывать диалектику взаимоотношений целей и средств. С одной стороны, в зависимости от поставленной цели осущест­вляется выбор средств для ее достижения, ибо цели требуют для себя соответствующих юридических средств, определяют их природу и на­правленность. Если тот или иной закон имеет цель развить какие-либо общественные отношения, содействовать становлению новых со­циально ценных связей, то, как правило, в тексте данного документа используются юридические средства стимулирующего вида (поощре­ния, льготы, дозволения и пр.). И наоборот, если акт принимается в целях охраны и защиты определенных отношений, то употребляются преимущественно юридические средства ограничивающего плана (за­преты, приостановления, наказания и т.п.). Разумеется, кроме целей на выбор юридических средств при их установлении влияют также характер общественных отношений, природа отрасли права, возмож­ные препятствия, негативно воздействующие на процесс получения социально значимых результатов.

С другой стороны, сама цель должна исходить из реально имею­щихся юридических средств, необходимых для ее достижения.

Эффективный закон содержит разумные и научно обоснованные цели и средства для их достижения. И напротив, если законодатель неправильно определяет цели, допускает неточности в выборе средств, закон не даст ожидаемого результата, не будет максимально способ­ствовать выполнению основных задач государства и общества.

8. Правовое регулирование и правовое воздействие

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляе­мое всей системой юридических средств воздействие на обществен­ные отношения с целью их упорядочения, то правовое воздействие как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на со­циальную жизнь, сознание и поведение людей.

Различия между правовым регулированием и правовым воздейст­вием состоят в следующем.

Во-первых, предмет правового регулирования несколько уже пред­мета правового воздействия. В последний входят и такие экономичес­кие, политические, социальные отношения, которые правом не регули­руются, но на которые оно так или иначе распространяет свое влияние.

Во-вторых, если правовое регулирование, как специально-юриди­ческое воздействие, связано с установлением конкретных прав и обя­занностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и воз­можном, то правовое воздействие не всегда связано. Если первое озна­чает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе — не обязательно. Отсюда, правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие не всегда оз­начает сознательное нормирование общественных отношений. В этом смысле регулирование — лишь одна из форм воздействия права на общественные отношения, далеко не охватывающая всех других его форм, к которым относят информационно-психологическую, воспита­тельную, социальную (С.С. Алексеев, М.И. Байтин, A. M. Витченко, В.И. Гойман, В.П. Казимирчук, В.В. Лазарев, Н.И. Матузов, А.В. Мицке­вич, М.Ф. Орзих, Ю.К. Толстой и др.).

Информационно-психологический (мотивационный, импульсивный) аспект характеризуется воздействием прескриптивной (управленчес­кой) правовой информации на мотивы субъектов. Здесь можно выде­лить два основных юридических средства — правовые стимулы и пра­вовые ограничения, которые синтезируют в себе информационные и психологические закономерности, осуществляемые в данном процессе.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный об­щеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Ведь действие права «состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным дейст­виям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и со­держанию действующих правовых норм направлении (педагогическое действие права)» (Л.И. Петражицкий). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внут­ренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности. Роль права тут за­ключается в повышении юридической культуры, в привитии прогрес­сивных, цивилизованных правовых идей, принципов, аксиом.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и иных социальных (экономических, политических, нравственных и др.) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права. К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; на­правление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль и т.п.

Разумеется, все вышеперечисленные формы правового воздействия пересекаются, взаимопереходящи, между ними нет и не может быть «китайской стены». Специально юридическое действие (правовое ре­гулирование) включает в себя необходимую для своей реализации часть информационно-психологического воздействия, неизбежно со­провождается воспитательными и социальными процессами. Точно так же каждый иной вид правового воздействия в определенной доле присутствует в других видах, взаимообогащает их.

Вместе с тем это не дает достаточных оснований для полного поня­тийного уравнивания правового регулирования с правовым воздейст­вием, для нивелирования всех рассмотренных выше форм, что предла­гается в литературе (СЛ. Голунский, Е.А. Лукашева, А.С. Пшолкйн, Б.В. Шейндлин, Л.С. Явич и др.). Специфика каждой из форм действия права дает о себе знать в различных его проявлениях в социальной жизнедеятельности, требует соответствующих подходов и методоло­гического инструментария к своему изучению, самостоятельного угла зрения. Отсюда следует, что, с одной стороны, нельзя полностью отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воз­действие» (их содержания не совпадают), а с другой — их нельзя про­тивопоставлять, разводить. В самом общем виде их можно использо­вать как синонимы, ибо подобное разделение условно и связано с вы­делением различных граней весьма сложного действия права.

9. Механизм правового регулирования: понятие и основные элементы

Механизм правового регулирования — это система юридических средств, организованных наиболее последовательным образом в целях преодоления препятствий, стоящих на пути удовлетворения интере­сов субъектов права.

Цель механизма правового регулирования — обеспечить беспрепят­ственное движение интересов субъектов к ценностям (содержатель­ный признак). Механизм правового регулирования — система различ­ных по своей природе и функциям юридических средств, позволяю­щих достигать его целей (формальный признак).

Потребность в различных юридических средствах, действующих в механизме правового регулирования, определяется разным характе­ром движения интересов субъектов к ценностям, наличием многочис­ленных препятствий, стоящих на этом пути.

Можно выделить следующие элементы механизма правового регу­лирования:

1) норма права (в ней устанавливается модель удовлетворения ин­тересов);

2) юридический факт или фактический состав с таким решающим фактом, как организационно-исполнительный правоприменительный акт;

3) правоотношение (нормативные требования здесь конкретизиру­ются для соответствующих субъектов);

4) акты реализации прав и обязанностей (действия субъектов в форме соблюдения, исполнения и использования);

5) охранительный правоприменительный акт (употребляется в случае правонарушения).

10. Способы правового регулирования

Существует три способа правового регулирования: дозволение, обязывание и запрещение.

1) Дозволение связано с предоставлением субъектам возможности совершать определенные действия в собственных интересах (напри­мер, работник предприятия имеет право на достойное вознаграждение за свой труд). Само дозволение весьма неоднородно. Оно может выра­жаться в таких формах, как субъективное право, свобода, законный интерес. Каждая из названных форм имеет собственную природу и обладает соответствующей степенью гарантированное™.

2) Обязывание связано с возложением на лиц необходимости со­вершить активные указанные в законе либо договоре действия (на­пример, должнику необходимо исполнить свои обязательства перед кредитором). Обязывание, как способ правового регулирования, ори­ентируется на интересы управомоченного субъекта и представляет собой специфический приказ, долг совершать определенные дейст­вия.

3) Запрещение связано с необходимостью воздержания от кон­кретных действий, с пассивным поведением (например, работники правоохранительных органов не имеют права применять недозволен­ные методы расследования). Запрещение — разновидность обязывания, представляющая собой определенное долженствование.

Между обязываниями и запрещениями существует весьма тесная взаимосвязь. Ведь обязанность выполнить определенное действие эк­вивалентна запрещению не выполнять его. Например, обязанность уп­латить стоимость вещи по договору купли-продажи эквивалентна за­прету приобретения этой вещи бесплатно. Точно так же запрещение определенного действия эквивалентно обязанности несовершения этого действия. Так, запрещение для судьи вести дело, если он являет­ся родственником обвиняемого, эквивалентно обязанности судьи не принимать участие в судопроизводстве по этому делу.

11. Типы правового регулирования

Под типами правового регулирования понимаются те или иные сочетания способов регулирования при доминировании либо дозволе­ний, либо обязываний с запрещениями. Выделяют два типа правового регулирования: общедозволительный и разрешительный.

Так, общедозволительный тип правового регулирования основы­вается на общем дозволении, из которого путем запрещения делается исключение. Его формулировка звучит следующим образом: дозволе­но все, кроме того, что прямо запрещено. Например, дозволено совер­шать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок запрещено (купля-продажа наркотиков). Данный тип правового регу­лирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлению инициативности, активности, самостоятельности в решении тех или иных задач. Однако подобный тип правового регулирования неприме­ним к деятельности государственных органов, ибо это создало бы воз­можность для различного рода злоупотреблений.

Разрешительный тип правового регулирования основывается на общем запрещении какого-либо вида действий, однако в индивиду­альном порядке запрещенное поведение разрешается. Его формули­ровка звучит следующим образом: запрещено все, кроме прямо разре­шенного. Это означает, что участник правовых отношений подобного типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, а все остальные действия запрещены. Здесь в законе указыва­ется точный, строго ограниченный объем правомочий: все, что выхо­дит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Общедозволительный тип правового регулирования связан с за­креплением в праве социальной свободы, с правом субъекта на выбор средств и способов достижения поставленных целей. Разрешительный же тип правового регулирования вытекает из необходимости в стро­гой упорядоченности социальных связей, последовательной реализа­ции принципов законности. Он является единственным при примене­нии мер юридической ответственности и ряда других мер государст­венного принуждения (С.С. Алексеев, А.Ф. Черданцев).

12. Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Правовой режим — это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и со­здающий желаемое социальное состояние и конкретную степень бла­гоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Правовым режимам присущи следующие основные признаки:

1) ©ни устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются го­сударством;

2) имеют цель специфическим образом регламентировать конкрет­ные области общественных отношений, выделяя во временных и про­странственных границах те или иные субъекты и объекты права;

3) представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определен­ным их сочетанием;

4) создают конкретную степень благоприятности либо неблаго­приятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

Правовые режимы придают адекватность и эластичность юриди­ческой форме, позволяют ей более четко улавливать различия неодно­родных социальных связей, точнее реагировать и учитывать особен­ности разных субъектов и объектов, временные и пространственные факторы, включенные в сферу действия права.

Правовые режимы классифицируются по многим основаниям:

— в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционный, административный, земельный режимы и т.д.;

— в зависимости от их юридической природы — материальные и процессуальные режимы;

— в зависимости от содержания — валютный, таможенный, пош­линный режимы и т.п.;

— в зависимости от субъектов, в отношении которых он устанав­ливается, — режим беженцев, вынужденных переселенцев, лиц без гражданства и т.д.;

— в зависимости от функций права — режим особого регулирова­ния и особой охраны;

— в зависимости от формы выражения — законный и договорный;

— в зависимости от уровня нормативных актов, в которых они ус­тановлены, — общефедеральные, региональные, муниципальные и ло­кальные;

— в зависимости от сфер использования — внутригосударствен­ные и межгосударственные (режимы территориальных вод, экономи­ческих санкций и пр.).

 

13. Эффективность правового регулирования

Эффективность правового регулирования — это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.

В современных условиях можно выделить следующие пути по­вышения эффективности правового регулирования:

1) совершенствование правотворчества, в процессе которого в нор­мах права (с учетом высокого уровня законодательной техники) наи­более полно выражаются общественные интересы и те закономерности, в рамках которых они будут действовать. Нужно создавать с помощью соответствующих юридических и информационных средств такое по­ложение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Кроме того, важно усилить юридическую гарантированность право­вых средств, действующих в механизме правового регулирования;

2) совершенствование правоприменения дополняет действенность нормативного регулирования. Если нормативная регламентация призва­на обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулирова­нии общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение учитывает конкретную обстановку, своеобразие каж­дой юридической ситуации. Оптимальное сочетание правотворчества и правоприменения придает гибкость и универсальность правовому регулированию, минимизирует сбои и остановки в действии права;

3) повышение уровня правовой культуры субъектов права также будет влиять на качество правового регулирования, на процесс укреп­ления законности и правопорядка.

Интересы человека — вот главный ориентир для совершенствова­ния элементов механизма правового регулирования, повышения его эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирова­ния должен быть социально ценным по своей природе, создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.

 

14. Правовые ограничения: понятие, признаки, виды

Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозакон­ного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите.

Общие признаки реализации правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лише­ние определенных ценностей) для осуществления собственных инте­ресов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественной потребности в охране и защите;

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а зна­чит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запре­тов, наказаний и т.п.;

 

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны.

Виды правовых ограничений:

— в зависимости от элемента структуры нормы права можно выде­лить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязан­ность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

— в зависимости. от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и подобные ограничения;

— в зависимости от объема выделяют полные (ограничение дее­способности детей) и частичные (ограничение дееспособности несо­вершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет) ограничения;

— в зависимости от времени действия выделяют постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении) ограничения;

— в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор) ограничения.

 

15. Правовые стимулы: понятие, признаки, виды

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-15; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.089 с.)